Куплянка гл. 6 Странное предложение

 Иван сдержал слово, и Варя с дочкой пристроились в переполненном вагоне на средней полке. В том же плацкартном отделении ехал сорокалетний майор, с черной повязкой на глазу. Он занимал полку напротив Вари.
-Эта девочка – Ваша дочка? Она у Вас одна или еще есть дети? – обратился майор к Варе.
- Да, дочка,- лаконично и нехотя отозвалась Варя. Разговаривать ей совсем не хотелось. Мысли о будущем детей не давали ей покоя. Как жить? Что делать с Германом? Оставить его с мужем? Взять в село? Куда? Они и так еле помещаются в маленькой комнатушке. Вряд ли и мама обрадуется такой перспективе. Тем более, что отношения в семье после извещения о без вести пропавшем сыне ухудшились. Таисия Васильевна из жизнерадостной женщины постепенно превращалась в угрюмую раздражительную старушку.
-Вы мне не ответили. У Вас есть еще дети? – голос майора вновь прервал ее тяжелые мысли.
- Да, есть. Семеро, - все так же лаконично проговорила женщина, надеясь, что теперь-то он отстанет от нее со своими вопросами.
- Сколько? – изумился собеседник. - Когда это Вы так успели? Вам ведь, верно, и тридцати нет?
-Ошибаетесь. Мне уже тридцать пять.
- Ну, пусть тридцать пять. Но семеро детей!
- Ну, допустим, успеть можно было. Но, если честно, то четверо детей уже были у моего мужа до меня.
- Да Вы героическая женщина! Выходить замуж на четверых детей – это… - майор не находил слов, изумленно глядя на Варвару.- А в каком они возрасте?
- Трое уже взрослые, самостоятельные, работают. А четвертому скоро будет четырнадцать.
-Значит, - не унимался майор,- Ваших детей трое? А муж где? На фронте?
- А с мужем мы расстались, - горько посетовала женщина.- Нашел себе другую, помоложе.
Майор не нашелся, что ответить, как реагировать на последние слова женщины. Он, потерявший в этой войне не только глаз, но и своих детей, и свою мать, попавших под бомбежку его родного Смоленска, не знал, как утешать женщину, не потерявшую ни одного ребенка и пришедшую, по-видимому, в отчаяние от измены мужа. Сказать ей о том, что это обычные, житейские проблемы? Вряд ли она поймет. Конечно, растить самой детей ей будет ох как трудно! Но она еще молода, привлекательна и вряд ли останется одна. Наверняка, найдется мужчина, готовый защитить такую женщину от всех бед и напастей. Он бы и сам не отказался, но в Пензе его ждала жена. Жена. Как она там? В последнем письме, полученном  в  госпитале, она писала об отчаянии, которое охватывало ее при мысли о погибших сынах: « Единственная ниточка, которая связывает пока меня с жизнью, - это ты». Порвать эту нить он не имел права. А эту женщину надо разговорить. Выплеснутая горечь меньше давит на сердце.   
- Где же Ваш муж нашел Вам замену? На фронте? Он Вам об этом сам написал?
Варвара сама не заметила, как рассказала все о своем горе. Майор внимательно слушал.
- А знаете, что? Конечно,  Вам придется туго. Хотите, я Вам помогу? – неожиданно предложил он.
-Чем это Вы сможете мне помочь? – удивилась Варя, недоверчиво глядя на мужчину.
- А Вы отдайте мне Вашу дочку. Нет, нет, не бесплатно,- заторопился майор, заметив удивление и негодование в глазах женщины, - я Вам заплачу. У меня есть деньги, много денег,- подавшись вперед, опираясь на полку Варвары, зашептал майор в лицо изумленной женщины.- В нашей семье ей будет очень хорошо. Она ни в чем не будет нуждаться.
- Да Вы в своем уме? Чтобы я свою дочку …, да никогда! – от возмущения Варя не находила слов.
-Ну, Вы подумайте, часа два – три. А потом скажете, хорошо?
-Не о чем мне думать! Если только милиции сообщить!
- Да Вы не горячитесь, - примирительно проговорил майор. – Милиция нам ни к чему. Я просто предложил Вам выход из данной ситуации. На нет и суда нет.
- Я тут ломаю голову, как мне забрать к себе младшего сына мужа, а Вы мне такое предлагаете! Ни одна нормальная мать не отдаст Вам свое дитя! А если Вы хотите удочерить ребенка, обратитесь в детский дом. Вы не хуже меня знаете, сколько детей без родителей сейчас! – немного придя в себя от неожиданного предложения, уже мягче сказала Варя.
- Ну, наверно, мы так и сделаем, - согласился майор. – Надо только посоветоваться с женой. «Да, -подумал майор, - вот это женщина! У неё трое детей, а она хочет и ещё одного взять!»
Дорога от станции до дома оказалась для Вари с дочкой благоприятной. Солнечное утро и соседская девчонка с подводой, как нельзя кстати оказавшаяся у станции, избавили Варю и Любу от необходимости  мерить пешком километры.
Рассказ Вари о московских событиях Таисия Васильевна приняла внешне равнодушно, хотя не преминула напомнить дочери о ее поспешном необдуманном замужестве. Варя так и не решилась задать вопрос матери по поводу Германа, отложила на будущее. Пока он в Кирсанове, можно и повременить.
Война все дальше отодвигалась на запад от границ Советского Союза, а известий о Викторе так и не было. Пришло письмо из Польши от Константина. Он был там ранен, но просил родных не волноваться, так как уже вновь в строю.
Работа летом в заводском саду, а зимой на производстве давала возможность семье держаться на плаву. Однажды, закончив смену, Варвара зашла в подсобку, чтобы снять белый халат и переобуться в валенки. К своему изумлению обнаружила в одном из валенок бутылку, наполненную прозрачной жидкостью. Недоумевая, чья это шутка, вытащила самодельную пробку и понюхала, чтобы определить, что за жидкость оказалась в ее валенке.
-Ты не нюхай, а прячь быстро, да лучше, - раздался голос главного технолога, зашедшего неслышно в подсобку.- Этот бутылка со спиртом, поставил тебе я.
-Но зачем? Я спиртное вообще на дух не переношу!  У нас никто не пьет! – удивилась Варя.
- Вот и хорошо, что не пьют. Будешь продавать и покупать что-нибудь детям. Говорят, они у тебя зимой совсем из дома не выходят. А как же в школу ходить? После Нового года обещают открыть школу.  И что твои мальчики будут иметь на ноги?  Собственная шкура по снегу ходить не может.
- Спасибо большое, Карл Карлович. Вы очень хороший человек! Только как я все это пронесу через проходную? Поймают – посадят. Что тогда будет с моими детьми?
- Надо прятать хорошо. Привязать под юбку. Verstehest?
   Через проходную Варвара прошла свободно. Охранники знали, что из аппаратной украсть спирт  невозможно, поэтому не обыскивали. После этого еще ни один раз Варвара находила в своих валенках бутылки со спиртом.
-Ты только пустые бутылки приносить  назад. Приносить! - улыбаясь и грозя пальцем, говорил старший технолог. – Оставлять здесь, в подсобке.
В семье мужчин не было, а Абакумычу выпивка была запрещена  доктором. Удар копыта коня уложил когда-то кузнеца в больницу. Часть лобной кости черепа была удалена. Доктор Быстров, знаменитый хирург в городе Моршанске, чудом спас жизнь Абакумычу, но предупредил:
- Никакого спиртного, если не хочешь раньше времени оказаться в гробу.
Кузнец не спешил уйти в мир иной от обожаемой жены, поэтому никогда не ласкал «зеленого змия».
Спирту постепенно накапливалось все больше и больше. Варя никак не решалась его продавать. Да и кому? На помощь пришел случай. Односельчанин, комиссованный по тяжелому ранению, собрался жениться. Таисию Васильевну позвали на помощь для приготовления праздничного стола.
- Ума не приложу, где взять выпивки, - сокрушалась мать жениха. – И деньги есть – сын получил за полгода, а в нашем магазине  нет водки. Завоз, сказали, будет только на следующей неделе. А нам завтра надо. Сын не хочет откладывать веселье, хоть кол на голове теши!
- А сколько надо водки? Мы купили уже давно, когда Константин должен был после ранения приехать. Так с тех пор и стоит, - слукавила Таисия Васильевна. – Можем выручить. Деньги нам нужны. А то Сереже в школу, а нам ни валенки, ни ботинки купить не на что.
- Нам нужно пять бутылок.  А почем ты продашь?
-А по государственной цене. На вас наживаться не собираемся, - уверенно ответила Таисия Васильевна.
- Ой, ты так нас выручила! Вечером сын придет, принесет деньги и заберет водку. Договорились? – обрадовалась мать жениха.
- Говорят, деньги вечером лучше не отдавать – водиться не будут. Ты деньги давай сейчас, а вечером сын заберет водку. Годится? – Таисия решила не упустить возможности заработать денег и пристроить хотя бы часть спирта. А что бутылки будут запечатаны не как в магазине, она знает, что сказать.
Когда жених пришел за водкой, Таисия Васильевна вынесла четверть (стеклянная емкость в виде большой бутылки на два с половиной литра) с разведенным спиртом.
- А почему водка не в бутылках? – подозрительно поинтересовался покупатель. – Вы что туда намешали? Воды подлили?
- Да Бог с тобой! Смотри,- Таисия Васильевна плеснула в ложку немного разбавленного спирта, поднесла зажженную спичку к жидкости. Вспыхнуло синее пламя. – Ну, что? Намешали воды?
 - Вижу, что нет. Но все-таки, почему не в бутылках?
- А зачем тебе лишний груз нести? Да и четверть - не бутылка, никто не сможет украсть – она одна на столе  стоять будет. Ну, что? Берешь? Или вернуть деньги?
-Беру, конечно, беру.
- Только не забудь, верни мне пустую четверть, - напомнила вдогонку обрадованная Таисия Васильевна. Но продажа двух бутылок спирта не решала основную задачу. Спирту накопилось немало. Держать его дома, как и самогон, было опасно. Время от времени сельчане подвергались тотальной проверке  на наличие этого продукта или самогона дома. Однажды к семье Абакумыча прибежала кухарка директора завода.
- Васильевна, у нас сидят два милиционера, - зачастила она,- скоро пойдут с  обыском по селу. Прячьте, если есть что-нибудь. Ну, ты сама знаешь…
- Пусть идут. У нас ничего недозволенного нет,- хладнокровно  парировала хозяйка.- Но спасибо за предупреждение. Ты иди-иди, а то увидят тебя и что-нибудь заподозрят. 
Милиционеры, зайдя в открытую настежь дверь, подозрительно повели носами:
- Почему у вас так сильно пахнет водкой?  Ты что, Васильевна, пить начала?
- Запьешь тут от такой жизни. Запах? Это Люба опрокинула нечаянно стакан с водкой, спину я ей растирала. Вон лужа на полу.
- Понятно. А еще водка есть? Самогон? Спирт? – внимательно оглядывая кухню, заглядывая на печку, расспрашивали служители закона.
- Нет, мы спиртного дома не держим - ни к чему, у нас никто не пьет. Так, на растирку только…
- Покажи-ка нам на всякий случай погреб.
Но и в погребе ничего не было найдено. Когда Варя пришла с работы, Таисия Васильевна, смеясь, рассказала, что у них был произведен обыск.
- И что? –  встревожилась дочь.
- Да ничего не нашли, хотя спирт стоял под их носом!
- Как это? – полюбопытствовала изумленно Варя.
- А я весь спирт вылила в ведро и поставила его на лавку вместо воды! ( У самого входа в кухне справа висел умывальник, рядом на лавке всегда стояла вода)
- Ох, мама… . А если бы они захотели воды?
 -А, Бог не выдаст, свинья подавится!

 


Рецензии
Не зря говорят, если хочешь что-то спрятать понадёжнее, прячь на самом видном месте! С уважением, Пётр

Петр Чванов   03.12.2014 14:09     Заявить о нарушении