По улицам Киева

Киев – очень живописный город: летом, в разнотравье, насажен мохнатыми деревьями, вокруг - все зелено. Осенью – буйство самых разных красок: золотых, земляных, красных… Особенно хорош город весной, когда цветут каштаны и есть ощущение свободы и невероятной свежести. В этом сходятся многие. Я приехала туда в сыром феврале. И хотя это был город с серым грустным небом и будничным настроением, он не потерял своей очаровательности.

В автобусе я уже предвкушала того, чего так ждала. Ведь поездка в другой город всегда дарит что-то новое и хорошее. Сутки езды – и я в Киеве.

Святая лавра.

Сразу понимаешь, что город особенный, когда видишь многочисленные золотые купола, блестящие на солнце, святые белые стены храмов, величественный Днепр и огромное небо.
В городе много исторических, святых мест. На правом берегу Днепра находится Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, на территории которой стоят монастыри, церкви, святые обители. В Ближних и Дальних пещерах хранятся мощи святых. Это действительно духовная сокровищница, поэтому сюда приезжают не только верующие, но и все, кому интересно увидеть ее своими глазами… По узким коридорам спускаюсь в подземелье, стройная свечка в руке согревает своим теплом. Во всем чувствуется удивительная тишина, величественная, сами стены храма обещают, что в жизни все будет хорошо. По обе стороны стоят стеклянные гробы с мощами святых. Кто-то молится или с молчаливым смирением припадает к стеклу, кто-то все любопытно рассматривает и идет дальше. 

В музеях – нескучно!

В городе масса музеев: музей истории Киева,  литературы Украины, культурного наследия… вплоть до музеев: хлеба, воды, одной улицы. Посмотреть можно все, что угодно. На Андреевском спуске расположен мемориальный домик-музей М. А. Булгакова, который открылся лишь 15 лет назад. В Советском Союзе произведения писателя были запрещены, но даже после того, как тиски цензуры разжались, мемориальный музей сразу установить не удалось – в доме была коммуналка. Вверх по лестнице – и мы в квартире писателя. На стенах – старые фотографии, в гостиной два пианино, черное и белое, под стеклом пожелтевший листок с нотами. Здесь проводило время все семейство. В отдельной комнате Булгакова, где он занимался медициной, разложены инструменты, висит халат, по полкам расставлены книги. Все находится так, что кажется, будто он просто ненадолго вышел. Чего стоило Михаилу Булгакову отказаться от медицины, не мог представить, пожалуй, никто. А он пошел на такую жертву ради литературы - этим делился в своем дневнике.

В Киеве есть музей литературы Украины. В то время, когда была там я, в библиотеке музея проходила выставка, посвященная известному украинскому поэту и прозаику – Евгению Гуцало, сочинения которого многократно печатали не только в Украине, но и за рубежом. В январе поэту исполнилось бы 70 лет.
Здание музея хранит свою историю. В 1871 году в нем была открыта коллегия – учебное заведение, основателем и попечителем которого был Григорий Галаган. Интересно то, что в первое время обучения не ставили отметок, никак не оценивали. Таким образом коллегия подчеркивала сознательный подход к учебе – человек должен приобретать знания только для себя и понимать для чего ему это нужно. На бесплатных местах учились одаренные дети (а конкурс был огромным), были и платные места, за счет которых и жило заведение.

Магия путешествия…

Направляюсь на Андреевский спуск, который насыщен памятниками архитектуры (монастыри, церкви), интересными местами: музеями, театрами, галереями. Улица соединяет древние части города: Верхний город и Подол, а дорога, извилистая и крутая, существует еще со времен возникновения Киева. Несмотря на сырую погоду, смело шагаю вперед – желание увидеть что-то необычное сильнее. Почти все постройки на спуске относятся к 19-20 вв., именно архитектура создает особое очарование. И тут... Остроконечные башни, узорчатая лестница, голые деревья, тянущие к тебе свои костлявые руки. Передо мной – Замок Ричарда Львиное сердце, построенный в стиле английской готики. Поднимаюсь по ступеням вверх, но как вижу здание заброшено: грязные стекла, нет дорожки, ведущей ко входу. Возникает жутковатое ощущение, хочется уйти. Хотя с того места открывается замечательный вид на город.

В Киеве регулярно проходят фотовыставки. Впечатлили фотоработы Валерия Соловьева – члена национального общества фотохудожников Украины. "Магия путешествий" – так называлась фотовыставка. Магия портрета, магия красок природы, магия животных… - это еще можно было бы добавить к названию. Показать жизнь в ее многообразии и многокрасочности – вот цель, наверное, любого творческого человека. Валерию Соловьеву это как раз удалось. Забавные цветы под дождем, непосредственные дети, жалостливая тройня щенят… - ведь в фотографии можно запечатлеть те моменты, которые в жизни обычный человек не всегда замечает. Фотография дает возможность остановиться и подумать. Больше всего поразила Антарктида: безлюдная и живая, холодная и, казалось бы, такая далекая. А еще – непредсказуемая Гвинея. Наверно, потому что экзотика, тем необычна.

…Автобус мерно ехал по заснеженным дорогам украинской земли, увозил все дальше от Киева. А я увозила оттуда приятные впечатления. Теплое солнце за окном ласково улыбалось. Оно медленно утопало в кремовых облаках, уступая место сумеркам…

Публикация в газете "Форум" (Волгоградский государственный университет).
6 ноября, 2007.


Рецензии