Десять книг, которые потрясли мой внутренний мир

По просьбе друга, попытался составить Десятку книг, которые оказали на меня наиболее глубокое влияние.

Признаться, трудно было "поместиться" в Десятку (все-таки, прочитано немного больше, чего уж там скромничать) :)
Но я оставил лазейку: комментарии к каждому пункту (скажем, "Рассказы" В.О. Пелевина значат для меня не меньше, чем его (указанный) opus magnum).

Во всяком случае, трудный старт сделан (*). Итак:



1. Ромен Роллан «Жан-Кристоф» (1)

 2. Библия (Священное Писание Книг Ветхого и Нового Завета) (2)

 3. Томас Манн «Священная гора» (3)

 4. Владимир Пропп «Исторические корни волшебной сказки» (4)

 5. Николай Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (5)

 6. Федор Достоевский «Записки из подполья» (6)

 7. Виктор Пелевин «Generation ,П’» (7)

 8. Снорри Стурлусон «Младшая Эдда» (8)

 9. Георг Фридрих Вильгельм Гегель «Феноменология духа» (9)

 10. Франц Кафка «Превращение» (10)

(**)

___________________

 (*) т.е. оказали-то многие, но это - Top Ten. Впрочем, порядок значения не имеет! (просто, как вспоминалось...)

 (1) Эту книгу я читал в т.н. переходный период, и она стала мне: и зеркалом, и рентгеном / КАТ / УЗИ, и телефонной книгой/Who is Who, и "шведской стенкой"...

 (2) Никакого "самовнушения", тем более, конъюнктуры! Просто, за неимением русского текста, пришлось читать церковнославянское издание (к тому же, с заметками на полях, которые были сделаны моим прапрадедом, священномучеником Дмитрием Вознесенским). А благодаря этому, я читал очень внимательно, даже дотошно. К сожалению, я недостаточно владею koine, чтобы читать Septuaginta, но церковнославянский текст всегда предпочту современному русскому (как и древнегрузинский текст и красивее, и глубже, чем новогрузинский перевод).

 (3) Не могу сказать, ЧТО я вынес из (прочтеия) этой книги. Но очень редко бывает, чтобы текст столь всецело захватил все время и весь настрой читающего! (тем более, что читал я эту книгу не в лучший период жизни - и моей, и страны, и мира - годик был 1994-й... Бр-р-р! А вы говорите: "молодость, молодость!"..)

 (4) Эта чудо-книга надолго, если не навсегда, определила 90% всего, что я знал и знаю о мифах/символах, психоанализе, художественном мышлении и творчестве!

 (5) Я начал писать. (Единственный писатель, под которого я откровенно косил. Но главное: я начал хотеть понимать себя как писатель par excellence).

 (6) А эта книга стала (пунктом (1)) в период окончания университета (т.е. моего профессионального становления - и как переводчика, и как журналиста, и как философа).

 (7) "Гаргандиозный" размах и скрупулезная сатира, беспощадная критика и пронизывающая лирика... - это лишь несколько лепестков, выброшенных на берег ручьем ниже сада сакур!.. Стал я писателем или не стал - никто не знает, но несколько достойных вещей я, слава Богу, написал. И этим я во многом обязан именно ПВО (а особенно GП, Empire V и рассказам Мастера).

 (8) Помимо океана мифов и кладези символов, это еще и МЕТА-МИФОЛОГИЯ: мифотворчество + мифоанализ = грубо, но метко и веско говоря, анти-психоанализ (NB!).

 (9) Жители Кёнигсберга сверяли по Канту часы: Кант на прогулке - и пруссам покой (а Dinge - тип-топ)! Но однажды утром... подданный Критического разума и Екатерины Великой опоздал на целых ПОЛЧАСА!  Оказалось, старик зачитался Жан-Поль Са... тьфу! Жан-Жаком Руссо (яка різниця?!). A propos, до сих пор не могу взять в толк, ЧТО нашел глубочайший и отважнейший из мыслителей в этой типо-фило-гуманистической belle berdouille / белииберде). Но сейчас не об этом! Я - вот о чем:

НИЧЕГО из того немалого, что происходило в Беловежской пуще, в столицах СССР и Грузии, и в Зап. Грузии, я тогда попросту не замечал. Хотя это было ой как непросто: ноябрь 1991 - февраль 1992: в Тбилиси случился государственный (или военный, если вооруженную банду беспредельщиков Китовани & Иоселиани можно назвать военной силой"), а с Запада Грузии ожидалось вторжение - уже в рамках гражданской войны (Бог миловал!). А что происходило в СССР, который враз стал "бывшим" - об этом не нужно - и не хочется - писать! (хуже времени во всей новейшей истории не сыскать, хотя она и оптом - дрянь дрянью!)

...вот, когда я читал опус-магнум Гегеля!..
И слава великому Гегелю! - он подарил мне тогда совсем другой мир (и гор-раздо лучше нашего!). В конце февраля, я влюбился (наверное, уже на всю жизнь), а потом - и уже совсем в другую эпоху, и в другой жизни (февраль 2000) - защитил диссертацию на тему "Роль воображения в системе Г.-Ф.В. Гегеля". Так что, Гегель - это на всю жизнь!.. Хотя и :) но - Spass beiseite!

 (10) Романы Кафки - это слишком! %-) Но в этом рассказе, первая же фраза всецело переворачивает твое нутро! А потом? - описание, диалог, самонаблюдение - все - с деловитостью имперского конториста, но с леденящим душу абсурдом, который проникающе достоверен / беспощадно искренен. Такого не знала ни страшная история ХХ столетия, ни вся история литературы.

Чтобы не скатываться в пафос, закруглюсь. Как сказал бы Эрно Хемингулов, это - не абсурд, это - жызень!

Come on dit, примерно так!...


_____________________

PS = (**) Почему в список не вошли не только уважаемые, но и обожаемые мною А.С. Пушкин, Ник. Бараташвили, Н.А. Клюев, И.Л. Сельвинский, "Витязь в барсовой шкуре", наконец?! Где, вообще, поэзия?!!... Mea maxima culpa: она, наверное, мною не прочитана должным образом - и не оказала должного влияния!. Очень возможно, что именно из-за этого очень многие мои жизненные проблемы...

Дай-то Бог, поэзия в моей жизни, наконец, заработает!


Рецензии
Интересно читать как читатель проникает в дУшу произведениям великих писателей.
Для меня произведения Кафки окрашены в бело -серо-коричневые оттенки,особенно "ЗАМОК".
У Достоевского -классика на злобу дней Российских.
С уважением к автору.
Надежда.

Надина 06   21.11.2017 12:16     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Надежда! - надеюсь, великая литература проникла в мою душу достаточно для того, чтобы и я смог написать чего-нибудь стоящее...

с уважением и симпатией,

Локсий Ганглери   22.11.2017 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.