Взрослые и дети

Во всех странах во все времена дети подражают ввзрослым, смещно копируют родителей и мечтают поскорее вырасти.

В неблагополучных семьяъ бушует Эдиповв компдекс, заставляющий сына мечтать, как он будет мстить отцу, когда станет сильнее его физически.

А иногда в запущенных, проблемных, деградирующих семьях вопреки всему вырастают прекрасные дети, к которым не липнет ни грязь скотства, ни «матрица» порока.
У Иоганна Себастьяна Баха папаша был законченный алкоголик, а великий композитор во ввзрослом возрасте позвволял себе лишь кружку пива в кругу друзей по воскресеньям.

У чукотской поэтессы Антонины Кымытваль есть рассказ «Зеленым-презеленым утром» --- поэтическое воспоминание о детском восторге, о радостном ощущении красок, звуков, запахов. Я переводил эту чудесную миниатюру на английский, а сам неволько вспоминал вкус  конфет «Гусиные лапки», запах теплой летней воды на речном мелководье, краски первого увиденного трамвая, нежной ощущение маминой кофты, когда она брала меня на руки.

Мальчуган просит у матери варенья: «Дай мне столько, чтобы не съесть!».

Забавную, «гиперболическую» просьбу ребенка услышал французский поэт 18-го века Николя Себастьен де Шамфур. Который вместе с другими революционерами штурмоввал Бастилию, под псевдонимом «Н.С. Рок» редактировал якобинский журнал, был арестован по ложному доносу и, не выдержав ареста и унижений, поконччил с жизнью, не дожидаясь гильотины. Шамфура вспоминают (если и кошда вспоминают) как автора лозунга «Мир хижинам --- война дворцам!». А мне больше по душе поэтическое «Лай мне столько варенья, чтоб не съесть!».

И на другом конце Евразии на строчку Шамфура откликается хокку:

Мать говорит отцу:
«Прекрасен наш мальчик,
съевший варенье!».

В Японии, по традиции, до пяти лет детям позволяют ВСЁ. Но спяти лет уже спрашивают как с взрослых.

В вагон японской электрички ввходит плохо одетый ветеран в мундире:

--- Всемилостивейшие господа! Со всем почтением прошу вас поделиться монеткой, чтобы я мог поблагодарить богов за вашу щедрость…

Он движется по проходу, повторяя витеватую, как стихотворение, просьбу, но в жестяную кружку ничего не падает. Более того, какой-то подросток, скривив презрительную мину, бросает ему: «Провваливвай отсюда, попрошаййка!».

Удивленный до крайности иностранец тихонько спрашивает друга: «Почему они так третируют несчастного?». Тот предлагает: «Хочегь, я спрошу у крикливого подростка?». И через секунду подросток удивленно переспрашивает:

--- А как себя с ними вести, если они проиграли войну?!

Жан-Пьер Шаброль вставил эту сцену в сввою книжку «Милльоны, миллионы японцев».

Культ воина воспитыва.т с младых ногтей, наплнвав на то, соответствует ли он реалиям или основан на мифах. Разумеется, подросток не ссам додумался издеваться над ветераном. Подростку с детствва внушали: «Побезжденный самурай домой не возвращается».

Что такое ребенок в век наусно-технического прогресса? Ребенок --- единстввенная в доме вещь, которую приходится стирать вручную!


Взрсоение  начинается с того момента, когда ребенок начинает воспитывать свою мать.

Из десятков определений, кто такие взрослые, вспоминается определение, которое дал Теодор Гайзел: «Взрослые --- это состарившиеся дети».

Вундеркинда Моцарта воспитывали многие педа8оги, в ччисле которых был Гайдн.

Явившись на очередной урок, Аольфганг сказал усителю:

--- Я написал вещь, которую даже вы не сможете исполнить.

Поставвивв ноты на пюпитр, Гайдн сел за клаввесмн, перелистал пьесу до конца и воскликнул:

--- Позволь, но здесь обе руки одновреиенно играют сложные пассажи на противоположных концах клавиатуры, а между тем есть еще нескольконот, которые нужно взять посередине. Нет, ни я и ввообще никто не сможет это сделать. Это физически невозможно…

Моцарт улыбнулся, сел за клавесин и исполнил своью птесу от начала до конца. При этом «невозможные» ноты он брал кончиком носа.




 


Рецензии