По течению смыслов

Чем больше я наблюдаю за окружающим миром, тем чаще мне кажется, что вся жизнь – это словно написанная кем-то история. Она состоит из отдельных частичек, частных судеб, которые сливаясь словно разноцветная мозаика, складываются в одну большую картину. Среди них есть простые, самые распространенные сюжеты, которые нужны чтобы создавать пространство и фон картины. Но есть такие, появление которых влияет на содержание и суть всей картины бытия. Есть истории, которые уже в замысле навсегда преображают реальность, особенно если они связаны с искусством…

«Главное - это найти и проявить в себе способность творить,
творить собственную судьбу и судьбу – мира…»
А. Яблонская

Одну из таких знаковых историй я и хочу рассказать.  Речь пойдет о спектакле «На том берегу» («Туда и обратно» в переводе с иврита) израильского режиссера Александра Крейндлина. История этого спектакля - своего рода квинтэссенция поворотов судьбы, перенесенный на сцену внутренний мир, плоды поисков смысла бытия целого соцветия выдающихся, ярких людей…
 
В основу сценария легла пьеса молодой поэтессы и драматурга Анны Яблонской. Она родилась 20 июля 1981 года в Одессе, но уже в январе 2011 года погибла во время теракта в аэропорту Домодедово. Именно тогда, когда она летела получать литературную премию, судьба сыграла злую шутку… Ее пьеса «Лодочник» была написана по мотивам древнегреческого мифа о царстве Аида, куда Харон перевозит души умерших, по реке Стикс. Кто знал, что совсем скоро ее душа тоже отправится в путешествие по призрачным водам…

Конечно, Александр Крейндлин выбрал для постановки пьесу «Лодочник» не случайно, как говорится, подобное притягивает подобное, сюжет позволил молодому режиссеру выразить, выплеснуть через ее призму свои собственные метания и мучительные поиски смысла существования. В интервью о своем спектакле Александр сказал: «Я давно заметил, что люди все больше и больше стремятся убежать от смыслов. И конечно же, о своей смертности они предпочитают не думать, ведь присутствие смерти чувственно слишком обнажает нас, делает ранимыми. Однако, я глубоко убежден, что искать смысл буквально в каждом мгновении жизни полезно, просто нужно делать это без надрыва, творчески, и наконец с юмором…» 
Пьеса «Лодочник» в интерпретации  Александра Крейндлина, это пронзительно трагическая и смешная история одновременно. Спектакль уводит зрителей на просторы экзистенциальной вселенной души человеческой, в мерцающий, манящий мир на грани между комедией и трагедией, между реальностью и фантазией, между жизнью и смертью...

Кинорежиссер по профессии, Александр породил свой особый жанр, это театр и кино одновременно. Технические решения очень просты и в тоже время они позволили режиссеру выразить многомерность бытия. По сути все действия происходят в маленьком замкнутом пространстве рядом с дверью, которая вдруг превращается в лодку. Персонажи то находятся за призрачной завесой-экраном на которую проецируется видео изображение, то выступают на первый план, обращаясь к зрителям. Экран символично отражает мир мертвых, мир воображения и воспоминаний героя. Параллельные реальности, существуя одновременно, порождают чувство особой глубины, полностью захватывая внимание зрителя.

Главный герой, спивающийся писатель неудачник, стремится убежать от себя в мир воспоминаний, мрачной фантазии, в состояние опьянения способного заглушить все чувства, все сомнения и вину. Таинственный голос указывает ему что делать, он должен отправиться на собеседование, чтобы устроиться на работу лодочником. «Я пришел сюда, потому, что меня сюда отправили» - говорит он. Он был где-то «там», но теперь все миры сконцентрировались в одной точке и эта точка - «здесь». «Здесь», где его встретили ключевые игроки, Смерть и Бог, они вполне ощутимы и реальны. «Здесь», его вина и боль обретут плотность в образах, «здесь» таинственный, невидимый персонаж (Гораль - ивр.) Судьба дарует ему чудесное освобождение...

Поначалу душа героя словно «плавает» в пространстве меж разных миров, где стирается грань между живыми и мертвыми. Он лишь со временем понимает, что его новая работа, это перевозить души мертвых «отсюда», «туда». В лодке оказываются и простые смертные и выдающихся личности. Режиссер показывает нам, что перед лицом Смерти все равны.
Переломный момент спектакля, переход комедии в трагедию – диалог главного героя с душой знаменитого деятеля искусства. Эту роль самого себя сыграл Аси Даян, известный израильский актер и режиссер, многократный лауреат израильского «Оскара» - премии «Офир», номинант «Золотого глобуса» и «Золотого медведя». На экране, сгорбленный и уставший, он плывет по реке мертвых «туда», на тот берег. Его монолог о смысле собственной прожитой жизни затрагивает самые потаенные струны души,  заставляет глубоко задуматься. «Так что, так это заканчивается, в этой тишине? Скажи хоть что нибудь, лодочник, рыбы здесь не поют…» Разбивая звенящую тишину он напевает знаменитую мелодию из своего фильма и внезапно замолкает... «Даже заснуть здесь не возможно…» И его изображение исчезает… исчезает навсегда, оставив неизгладимый след в душе зрителей. И снова происки Судьбы, по иронии невидимого мастера, автора всех историй Жизни этот спектакль стал пророческим и последним для Аси Даяна, его душа словно прижилась в новой реальности режиссера и продолжила свой путь по реке мертвых…

Еще одна тонкая мерцающая линия в спектакле – любимая главного героя. Это хрупкий собирательный образ романтичной, наивной, страдающей от одиночества, вечно ищущей своего прекрасного принца женщины, существующей в воображении и воспоминаниях героя. Они расстались много лет назад, но им суждено встретиться еще раз. Покончив с собой она попадает на реку мертвых. Последний разговор героев полон боли и мольбы остаться, но все бесполезно, она ускользает, растворяется за гранью реальности. Исчезнув «там» навсегда, она оставляет герою дар, который изменяет его, заставляет проснуться, скинуть пелену и ощутить подлинную реальность через маленькую, теплую ладошку дочери в своей руке… Герой срывает завесу пелены мрака и заново пробуждается к Жизни, ради той, которой так нужна его любовь…
 
Режиссер проводит зрителя через чистилище в холодных водах метущейся души, но лишь для того, чтобы вернуть к естеству. Через весь спектакль красной нитью проходит обжигающая своей простотой мысль – смысл существования и истинное освобождение человек обретает не в мистических поисках и фантазиях, а в простой реальности, где мы способны любить, где на нас возложена ответственность за жизнь близких людей…

P.S
После спектакля «На том берегу», вынырнув из мира грез и фантазий прямо в сверкающий огнями Старый Яффо, город которому много тысячелетий, я подумала о том, что тот «Невидимый автор», что пишет историю под названием «Жизнь», порой старается обратить наше внимание на то, что ему особенно важно сказать, на то, о чем нам особенно важно вспомнить. И для этого происходят невероятные совпадения и курьезы. И вот, чтобы в очередной раз пробудить нас ото сна к Жизни, Он свел в одной точке, в одно время, на одной сцене, в одном из самых древних городов на земле, целое соцветие тех, кто всю жизнь посвятил разгадыванию Его замыслов...

03.09.2013

 


Рецензии