звезды над урманом часть 82

Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2014/09/09/669

ВАНЮШКИНЫ ГРЕЗЫ

На лавку подле спящего мальчика присел старец, нежно погладив Ванюшку по голове.
– Кто ты, отче? – открыв глаза, справился отрок.
– Я князь Гостомысл.
– Не тот ли, кой приходил к Преподобному в отрочестве?
– Тот, Ванюша, тот, – улыбаясь, произнес волхв.
– Неужели и меня научишь разбирать египетские письмена, как Варфоломея – грамоте?
– За этим и пришел. У вас есть манускрипт египетского целителя, кой жительствовал многие столетия назад.
– Имеется, отче. Токмо прочитать мне его пока не удается.
– Не переживай, а теперича слухай, – нежно молвил старец. – В те далекие времена, времена войн, сражений и огромных армий при фараоне Рамсесе Третьем, когда каждый десятый юнец становился воином, зародилась великая целительская эпоха. Быть целителем в стране, где каждый третий покалечен в битве, а каждый пятый страдает тем или иным недугом, было выгодным делом. Тогда же и зародились первые учебные избы для лекарей, а с ними и манускрипты по лечению. Изучать утробы мертвых не возбранялось, как сейчас, потому как из трупов делали мумии и бальзамировали тела ушедших. А значимо, и органы внутренние изучались, и ученые мужи точно могли определить, от чего скончался тот или иной муж, как устроен человек внутри. Великие знания были достигнуты в те давние времена, Ваня. Но наступило время мракобесия, в которое все сии познания были утеряны и кинуты в пламень. Немногие труды уцелели. Береги их, отрок, как зеницу ока, ибо эти письмена бесценны.
Старец поправил плед, которым был укрыт мальчик.
– Завтра проснешься и, взглянув на иероглифы, будешь читать их, как «Отче наш», – объявил Гостомысл и, нежно погладив мальчика по голове, добавил: – А пестуну твому, Никитушке, поклон передай, не могу я в одну ночь явиться двоим сразу, а так бы и с ним обмолвился словечком, – вздохнул князь и, поднявшись с лавки, опираясь на посох, пошел прямо на бревенчатую стену, в коей растворился аки приведение.
Ванюша утром, вспомнив вещий сон, не умываясь, уселся над манускриптом. Иероглифы превращались в кириллицу сами собой.
Мальчик умел читать египетские письмена.

***
СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН

Валихан принял Исатая как всегда радушно. Он знал о постигшем его сына несчастье.
– Езжай, Исатай, к хану Сейдяку. Бери с собой полсотни джигитов, они и в пути тебе помогут, и хану послужат. Возьми мои сани с кибиткой.
– Благодарю, уважаемый Валихан, нет границ твоей доброты.
– Ты, Исатай, заслужил мое уважение и признательность, поэтому я и расположен к тебе. Сейчас подадут бешбармак. Ты же не откажешься разделить со мной трапезу?
– Я с радостью, уважаемый Валихан, отведаю пищу с твоего устелдын .
– Давно я тебе хотел предложить обширные земли вблизи горы Сырынбет, это будет подарок для маленького Ваулихана. Я уже подготовил сауатты-хат, которое засвидетельствует право наследия.
– Еще раз благодарю, уважаемый Валихан. Я буду служить тебе, пока смогу держаться в седле.
Через неделю Исатай и Ботагоз, уложив больного ребенка в кибитку, тронулись в путь. Опытный воин разместил все вещи и продукты во вторые сани. Прихватил и кобылицу с жеребенком, чтоб в дороге мальчик пил кумыс. В кибитку он поставил большой котел с раскаленной солью, чтоб согревать сына и жену в дороге, а на привалах вновь нагревать соль на костре. Обитое кошмой помещение кибитки надежно хранило тепло.
Сам же Исатай двинулся верхом во главе полусотни.
Всадники протаптывали в снегу путь для гужевых лошадей, идущих следом. Наездники периодически менялись между собой, тем самым давая возможность отдохнуть коням, бьющим целину.
Степняки знали закон птичьей стаи и всегда использовали такое походное построение в передвижении по снежной степи.
До Чиги Туры отряд добрался без происшествий. Делая ночные привалы и двигаясь днем равномерной рысью, Исатай не ошибся в расчетах и уже на шестые сутки прибыл на место первого длительного отдыха.
Разыскав подходящий постоялый двор около разрушенной казаками крепости, он разместил воинов на постой и только тогда выбрал себе и семье подходящее помещение.
Постоялый двор был довольно большим. Длинный навес со стойлами для лошадей служил с трех сторон забором. Несколько походных юрт для воинов, телохранителей и путников размещались при входе в постоялый двор.
Внутри двора располагались добротные рубленые дома с разноцветной слюдой в оконцах. Это были спальни знатных и богатых путников.
– Господин что-то пожелает? – поклонившись, спросил конак уйден иесы .
Уставший за долгую дорогу Исатай попросил хозяина постоялого двора подать баурсаков, чая и теплого молока для сына, но, не дождавшись ужина, заснул крепким богатырским сном.
– Мы едем далеко, туда, где живет Жас Дэригер – маленький лекарь. Этот мальчик должен поставить нашего сына на ноги. Его нам посоветовали вершители судеб, проживающие на Жаман Тау, – поделилась своей тайной с хозяйкой постоялого двора Ботагоз.
И уже утром практически все жители Чиги Туры вели разговоры о маленьком мальчике, который творит чудеса.
– Жас Дэригер! Жас Дэригер! – восхищенно делились новостью люди, прибавляя все больше и больше чудес, которые якобы уже успел совершить маленький лекарь.
– Он слепую Асель сделал зрячей!
– Слышали? Хромой Булат выбросил костыли и бегает, как сайгак, по Чиге Туре!


***

А где-то в далеком урмане, в освещаемой яркими звездами охотничьей избе, сидя при свете восковой свечи, Ванюшка и не ведал, не гадал о пришедшей к нему неожиданной славе.
Шмыгая носом, он разбирал манускрипт египетского лекаря:
– Хворь эта опасна, ибо приводит к кончине зрелых мужей и жен, да и малых детищ забрала сия лихоманка немало. Ибо мочатся недужные дюже часто, да воду захлебом цедят, потому как сухие уста у них, и жажда даже в дождь мучает. Урина, ими испускаемая, сладка на вкус. Где помочатся, там мухи садятся, как на сладости, признаком тоже сие служит. Слепота ранняя наступает. Исцелить нельзя, но продлить век страдальцев возможно, коли применять следуемое.
В теплых краях жрецы настой ореха Афинского  да алый сок зерен плода карфагенского  хворым дают.
В диких холодных краях волхвы потчуют немощных настоем липового цвета, листа черницы и земляной ягоды , крапивы да льняного семя.
В сухих же местах… – тут Ванюша, ткнув в папирус пальчиком, громко рассмеялся: – Глядь, отче, так то ж наш лук да чеснок намалеваны, еще и пиписька нарисована с ножницами!
– Верно, Ваня, чеснок да лук – самое что ни на есть снадобье. Настой шелухи и цыпки выводит, и отеки снимает. И при чахотке да проходнице , о которой ты сейчас сказываешь, уменьшает страдания недужных. А пиписька нарисована правильно, – улыбнулся Никита, – потому как при сей хвори часто воспаление нижней плоти возникает. И человек дюже мучается опосля. Вот и пришли к выводу жрецы, что тем, у кого нет зелени к столу, потому как в пустыне и степи проживают, али в долгом походе будут пребывать, им с младенчества обрезание вершить, дабы в зрелости не настиг его сей недуг, – расстилая постель на лавке, отозвался Никита, пояснив: – Опосля это дело переняли иудеи и арабы да к вере своей приобщили.
– А остяки желчь щучью прям сырую с мешочком глотают да улыбаются. Говорят, червяки из печенки выходят, – вспомнил Ванюшка, расстилая свою постель, и добавил: – Но у спящего медведя она самая пользительная.
– А у оленей? – поинтересовался волхв.
– Нет, у оленей ее меньше, так как они ягелем и травами питаются. А хозяин тайги мясо с душком обожает, потому у него и желчи много. Дядька Угор остяков ею лечит. И против проходницы, про кою тут писано, тоже, говорят, помогает, – ткнув пальчиком в иероглифы, молвил мальчик.
– Давай-ка почивать, Ванюша, а то так до рассвета и просидим. Засиделись мы с тобой, отрок, засиделись.
Никита подождал, покуда мальчик наведет порядок на столе и уляжется на лавку, и задул свечу.
В темноте раздался голос Ванюши:
– Нам надобно желчь добыть да с кедровым маслом смешать, коли кыргызенка лечить сбираемся. Добрая мазь для растирания будет.
– Добудем, спи. Утро вечера мудренее.
– Ой, отче, совсем запамятовал. Ночью мне старец явился во снах. Гостомыслом он представился, князем. Тебе поклон передавал, – произнес мальчик, засыпая.
Никита подскочил к Ванюшке, но тот уже посапывал.

* грецкий орех
** гранат
*** земляника
**** сахарный  диабет

 

продолжение: http://www.proza.ru/2014/09/18/300


Рецензии
Олег! Поражаюсь тому, что Вы смогли сделать. Очень серьёзный труд, требующий глубоких знаний.
Читаю с интересом.

С уважением и благодарностью,

Алевтина Крепинская   29.01.2015 22:04     Заявить о нарушении
Как-то само собой получается Алевтина. С улыбкой Олег.

Олег Борисенко   02.02.2015 08:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.