Крым. Лето 14-го
Кто о чем, а я о дороге. В этом году Украина давит со всех сторон
на Крым. То электричество отключат – самое смешное, что часть электроэнергии в Украину поставляет Россия, то воду перекрыла и трусливенько заявляют: это мы, мол, ремонтируемся. Уехать в Россию через Украину по железной дороге в июне – тоже почти неразрешимая проблема. А ехать надо.
Зашла в кассы вокзала. Цены !!! С чего бы это – 1700 гривень (6800руб.)взлетели до 2700грн(10800руб.) – повысились больше, чем в полтора раза. Украина «в долгу, как в шелку», а деньги заработать не хочет, хотя бы за счет отдыхающих. Кто же поедет за такие деньги? Ой! Я забыла, что украинское правительство говорило: они мол знают, как через месяц – другой Крым вернется обратно.
Потом Украина ввела возрастной ценз для мужчин въезжающих в Украину с 16 до 60 лет. Ну, вообще не знают русских: женщины этого возраста «фору» дадут сильной части российского сообщества. Из поездов стали высаживать «подозрительные» лица и в итоге путешествующие перестали ездить в поездах. Кто знает, может и я подозрительное лицо.
Пришла в следующий раз в кассы вокзала, кассир говорит:
- Приходите попозже, откроются российские кассы, там будет единый билет, да и подешевле.
Объяснила маршрут: доберетесь до автовокзала в Керчи, автобус от авто-вокзала довезет до переправы, далее паром, а дальше автобус идет до Анапы, а там по железной дороге в Москву или в другие города России. И все по единому билету. Туристам – экстремалам это может быть интересно, а как быть пассажирам с детьми, старикам, инвалидам… с сумками, колясками – три-четыре пересадки.
Пришла в очередной раз на вокзал, а над кассой объявление, смысл которого такой: кто приплыл по воде, прилетел по воздуху, тот тем же образом и возвращается обратно в Россию. А паровозы хоть редко, но ходят через Украину.
- Девочки у меня миграционная карта есть, но она просрочена. А? Может ничего?
- Нет, печально отвечает кассир, могут высадить.
Россия все хочет помочь Крыму, изыскивает все новые и новые варианты поддержки крымского населения по заполнению пансионатов и «пансиона-тиков» отдыхающими.
Решили вспомнить о железнодорожных паромах. А я на таком давным – давно пересекала Керченский пролив – было здорово. Но и этот вариант не подошел, т.е. тот же единый билет, тот же путь, но времени… От Симферополя до Москвы – 46 часов, вместо 28 часов прежних. Экстремалы – вперед! Отменили и правильно сделали.
Не было бы счастья, да несчастье помогло: вспомнили о самолетах.
Россия, опять Россия, предложила дешевые билеты для поездки в Крым и обратно. Взяла билет за 5100руб.(сравните, по ж/д добираться двое суток за 10800руб.). А тут три с половиной часа и Питер. Правда, до аэропорта Симферополь пять часов добиралась, по такой дороге!!!
Давно не была в аэропортах. И Симферопольский порадовал душу чистотой, порядком, современностью. Очередь на регистрацию выстроилась большая. Впервые в руках я держу электронный билет, без печатей кассы Аэрофлота, место не указано. На всякий случай держу в паспорте квитанцию об оплате. Село я дореволюционное –ни билет, ни квитанция никому не нужны – данные паспорта в списках пассажиров. Даже маленько неудобно перед собой стало за незнание.
Рядом выстроилась вторая очередь. Куда-то летят на ночь глядя девочки с одинаковыми рюкзачками с надписями: «Детский хор России». Летят в Санкт Петербург, а группа детей еще дальше, в Мурманск. Как все пересекается в жизни Питер - Мурманск, многолетний мой маршрут. С любопытством смотрю на мурманчан: может знакомое лицо где-то рядом. Дети воспитанные, привыкшие к поездкам. Рейс задерживается на час, а дети спокойны. Руководитель объявляет:
- Девочки, как только прилетим в Пулково, быстро берем багаж и бегом на регистрацию нашего рейса.
Никто не волнуется, не суетится, «в обморок не падает».
И вот мы сидим в самолете. Конечно, того простора и времени, как в поезде, для знакомства с попутчиками нет.
Взлетели, пилот объявляет, что летим над Россией, по маршруту: Симферополь – Ростов – Воронеж – Санкт Петербург. Рядом со мной у иллюмина-тора сидит юная миниатюрная девушка. Познакомились: Эля.
На мои вопросы она отвечала точно, грамотно, с уважением к моему возрасту и к себе тоже, с достоинством. Она рассказала, что живет в городе Сосновый Бор под Питером (как же, я была в городе атомщиков):
- Летим из Ялты, выступали 12 июня в День России.
Этот тысячный детский хор известен в стране. Они поют в лучших театрах страны, на центральных площадках городов в большие национальные праздники, по телевизору их видели миллионы во всем мире – это они пели на открытии и закрытии Сочинской Олимпиады.
Эля все время фотографировала небо на высоте 10000 метров. Я предложила сфотографировать ее на фоне иллюминатора и облаков. Девочке понравилось.
Я порадовалась за детей: много видят, много умеют. Самолеты, поезда, автобусы, концертные костюмы оплачивает Хоровое Общество России. И огорчилась: не знаем мы, что государство делает для таких талантливых детей. Телевизор показывает преступность, бездомность, ужас. Эля рассказала, как они выступали на Олимпиаде, а перед этим много репетировали и никому, даже маме и папе не рассказывали, что было за кулисами. Она восторженно говорила о певице Химбле Герзмава, какая она красавица и прекрасный человек.
- Президента видели? Ну и как он? – Неинтеллигентно спросила я.
Вот кого в разведку. Пожала плечиком и взглянула с укоризной. Я быстренько исправила свою оплошность:
- Я видела фотографии Президента с детьми. Наверное, с вами.
- Да. Я пролезла и попала в кадр с ним, - оживилась моя дюймовочка.
- Как папа и мама отпускают вас в далекую дорогу? - Чуть не сказала, такую маленькую и беззащитную, но вовремя закрыла рот – сама так выгляжу.
- Я приеду домой и сразу уеду в спортивный лагерь. Занимаюсь спортивным ориентированием.
- А голос? Его же беречь надо. Собираетесь петь дальше?
- Берегу голос. Хочу классикой заниматься.
- Семья большая?
С гордостью, радостью. Вся засветилась:
- У меня мама красивая. Татарка с зелеными глазами, а папа добрый, татарин из Казахстана. Брат старше меня на десять лет, хороший, не пьет, не курит – мусульманин, а младший братик на двенадцать лет младше.
- Вот уж, кого фотографируете.
- Да, он так быстро растет. – Черные глазки девочки заискрились добротой.
В самолете нас кормили и она очень правильно и красиво заказывала, что она хочет попить и дополнительную булочку. Я так радовалась за себя, что вижу новое поколение путешественников.
Быстро пролетело время. Объявили посадку, надо прощаться.
- Эля, спасибо за общение.
- Спасибо вам, мне было не совсем хорошо при взлете, а за интересным разговором, отвлеклась.
- Уже ночь, как вы доедете до дома? – Спросила я.
- Нас автобус отвезет в центр, а там папа встретит. Я попрошу, чтобы вы поехали с нами. - Как мне показалось, неуверенно предложила добрая спутница.
- Нет, нет, спасибо. Я сама, быстренько в метро, не первый раз.
Вышла из здания аэропорта – господи! Какая механическая красотища! От ярко освещенной остановки громадные автобусы идут один за другим до станции метро. Еду – ничего не узнаю. В семидесятые – девяностые годы аэропорт уже был большим и красивым по сравнению с первым. Тогда была пустая дорога до Монумента Героическим Защитникам Ленинграда на Московском Проспекте. С двух высоких зданий, как сторожевых, начинался город. А сейчас! Понастроили, все очень красиво, современно.
Ехала в автобусе и вспоминала очень хорошо воспитанную юную спутницу. Где – то мы братья- славяне растеряли свое достоинство. Ребенок не сомневается, что, если она принадлежит своему народу, то и гордится им.
. . .
Почти месяц я пробыла в Питере – пора домой в Керчь.
Долго уговаривала кассира «Аэрофлота» найти билет на 17-е число на рейс Санкт Петербург – Симферополь (именно на 17-е).
- Будете 18 числа в 1.30, заверила она меня.
Не глядя, положила билет в укромное место и до отъезда не смотрела в него.В аэропорт Пулково приехала вовремя в 21.00 за час до вылета, подхожу к стойке регистрации и…Здрасьте! Девушка спокойненько говорит:
- У вас билет на завтра.
- Как на завтра? Девочки , помогите!
Кошмар и ужас! Смотрю в билет и вижу 18 число, запаниковала нешуточно.
- Нет билетов в Крым на этот рейс и на месяц вперед. Может не придет кто-нибудь. Подойдите, пожалуйста, к соседней стойке.
Надо сказать, что видок у меня был жалкий: повязка закрывала недавно прооперированный глаз. У соседней стойки я заново застрадала.
- Девушка, помогите, пожалуйста, я была уверена, что у меня билет на этот рейс, завтра уже пятница, если вдруг, что случится с глазом…тьфу, тьфу…, я смогу на прием к врачу попасть в Симферополе.
Моя спасительница стала думать, как мне помочь. Искала, искала и нашла билет на 01.15. Спрашивает:
- Полетите?
- Конечно.
Ура! Улечу сегодня на три часа позднее. Не сутки же ждать. Вообще ничего страшного нет, переночую в питерской квартире, а завтра приеду к своему рейсу. Но в Симферополе на машине меня встречает муж и его ночью лишний раз гонять 250 км по плохой дороге в темноте туда и обратно - жалко, да и мои глаза устали. Куда- то с ней ходили, снимали бронь. Страх гаденько подсказывал: « А вдруг, старое место потеряю, а нового не будет». Встала у стойки, как вратарь Германской команды на чемпионате мира по футболу в воротах – ни кого не пропущу.
Рядом за стойкой стоят две девушки в форме «Аэрофлота». Тоненькие, ладненькие. Подходит негр и что-то спрашивает. Одна из них переходит на английский. Тот понял и ушел. Подошли то ли немцы, то ли скандинавы и им дают необходимые разъяснения. Ай, да умницы. Ай, да красавицы. На секунду даже забыла о своей проблеме. Народ к соседней стойке подходит и подходит, не торопясь оформляют документы на «мой» рейс, шансы убывают с каждым пришедшем к стойке. Мысленно кому-то желаю, чтобы опоздал. Время идет, настроение от безнадежности портится. Вижу, девушки-переводчицы смотрят на меня и улыбаются, прислушиваюсь к телефонному разговору. Ровным, спокойным голосом «ангел- хранитель» кому то объясняет:
- Не торопитесь, я вас посажу на рейс 01.15, на хорошее место, сейчас у нас осталось только одно место в хвостовой части, последний ряд, кресло не раскладывается, за ним туалет…
До конца регистрации 3 – 5 минут. Согласился!
- У вас есть багаж?
- (безнадежно) Есть, а может сын отнесет. Мне тяжелое поднимать нельзя.
- Его на летное поле не пустят. (Кому- то) ты уже отъехал? Возьми еще один груз, он уже отправился на линию, а сумка-то у меня еще в руках.
Ликование в душе начинает расти быстро- быстро, бьет в мозг. Да бог с ним, с багажом, пусть он следующим рейсом летит. Все!!! Оформляют посадочный талон. У стойки я простояла, а она со мной возилась, почти час. Устала, бедная, от меня. Я заметалась, как отблагодарить доброго человека? Деньги не возьмет. Во! Из сумки достаю свою книжечку:
- Как вас зовут?
- Диана.
- Моя дорогая, можно я подарю вам книжку? Сама написала.
Глаз устал, ничего не вижу и подписала криво-косо: « Удачи, удачи, удачи».
- Диана, приеду через три-четыре месяца, проверю, удача должна придти – я очень хочу этого.
Славная девушка удивленно застеснялась.
Началась посадка. Просторный автобус подвез к трапу Самолетища. Стюардесcа показала мое место. Действительно последний ряд, кресло для моей спины самое удачное – жесткое и прямое.
Все. Лечу. Как хорошо, когда есть понимающие люди. Да здравствует Аэрофлот.
А, вдруг она нарушила инструкцию?
Июль 2014 года.
Свидетельство о публикации №214091601316