По святым местам Ярославля. Записки паломницыЧ. 2

Первый день нашего паломничества в Ярославль оказался весьма насыщенным. На следующий день мы планировали снова поехать в Толгский монастырь. Но с раннего утра пошёл дождь, пришлось срочно менять планы. И мы отправились на литургию в Успенский кафедральный собор (см. фото), расположенный недалеко от нашей гостиницы.

История этого ярославского храма славна и драматична. Он был основан в начале XIII века родоначальником ростовских князей Константином Всеволодовичем, который, решив выделить Ярославль в удел младшему сыну Всеволоду, заложил на княжьем дворе первый городской каменный храм. А завершил сооружение этого храма (во имя Успения Пресвятой Богородицы) в 1219 году сам Всеволод Константинович, первый ярославский князь.

В 1501 году церковь рухнула из-за сильного пожара. Московские мастера возвели на этом месте новый храм, который, однако, был заменён из-за обветшания в середине XVII века. Но третье по счёту здание ярославского собора вскоре сгорело, и был заложен четвёртый, более монументальный. Основной объём работ здесь завершился к 1663 году, хотя в XIX веке ещё были произведены пристройки.

Четвёртое здание собора, ставшего кафедральным, просуществовало до 1937 года. Сначала советские власти изъяли отсюда все ценности. Затем летом 1929 года была снесена колокольня. Приходскую общину ликвидировали. В 1937 году Успенский собор исключили из списка охраняемых государством архитектурных памятников и снесли. Десятки лет святое место пустовало, здесь росли деревья.

Идея восстановления кафедрального собора постепенно начала осуществляться с 2004 года. Для нового храма был избран проект архитектора Алексея Денисова. Монументальное сооружение площадью около двух тысяч кв. м и вместимостью более четырёх тысяч человек, с подземными этажами возвели довольно быстро, от фундамента до кровли — менее чем за три года. Великое освящение храма состоялось в дни празднования 1000-летия Ярославля, 12 сентября 2010 года. Нынешнее здание собора настолько органично вписывается в ландшафт набережной, что, кажется, никогда на этом святом месте не было запустения.

В день нашего посещения, несмотря на пасмурную и неуютно-дождливую погоду, Успенский собор с белокаменными стенами и сияющими золотыми куполами выглядел очень величественно и даже радостно. Заходим внутрь. Сегодня в будний предпраздничный день (8 мая) молящихся очень мало. А молиться здесь хорошо: богослужение ровное, чинное и пение стройное. 

Литургия заканчивается. Мы прикладываемся ко кресту и идём осматривать храм. Одна из главных его святынь — рака с мощами ярославских благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, чудотворцев. Благоверный Феодор Ростиславич (князь Смоленский, а с 1260 года — Ярославский), по прозванию Чёрный, значительную часть своей жизни провёл в Золотой Орде и даже женился на дочери хана, принявшей крещение с именем Анна. Там, в Орде, родились два его сына, будущие ярославские князья, Давид и Константин.

В те времена ордынские правители активно привлекали к военным походам русских князей. Феодор Ростиславич вызвал к себе особое расположение хана, и на Русь его не отпустили. Только через три года после смерти первой жены Феодора Марии ему разрешили отправиться в Ярославль. Но жители не приняли князя: у власти уже стояла его тёща со своим внуком Михаилом. Феодору ничего не оставалось, как вернуться в Золотую Орду. После этого и состоялся тот самый необычный брак с дочерью хана. Своё влияние князь использовал для укрепления православия в Золотой Орде: построил там несколько храмов, поддерживал духовенство.

Феодор Чёрный правил в Сарае до 1290 года, когда, узнав о смерти первого сына Михаила, уехал на княжение в Ярославль. Управлял он там благочестиво, заботился о благоустроении и укреплении города и его храмов. В 1299 году князь Феодор занемог и принял монашеский постриг в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Кончина его была подлинно христианской: князь исповедался перед всем народом, попросив прощения, и причастился Святых Христовых Тайн. По документальным свидетельствам, лицо почившего князя, положенного во гроб, светилось как солнце. Почитание благоверного князя Феодора Чёрного в Ярославле началось почти сразу после его смерти.

О жизни сыновей Феодора Ростиславича известно мало. Старший сын Давид княжил в Ярославле после смерти отца и почил в 1321 году. Его брат Константин никогда не был правителем. Известно, что он преуспевал в подвигах молитвы, поста и в делах милосердия. 

Святые мощи князя Феодора Чёрного и двух его сыновей были обнаружены ярославцами в Спасо-Преображенском монастыре в 1463 году: все трое лежали в одном гробе. Открытие мощей ознаменовалось чудесами: внезапно от тяжёлой болезни исцелились соборный священник и его сын, а от воды, которой омывали мощи, тут же прозрели две слепые женщины. Святые мощи были положены в храме. В 1831 году специально для них в Спасо-Преображенском монастыре была построена церковь ярославских чудотворцев, где честные останки князей пребывали до 1919 года. Затем они хранились в музее, потом были переданы в Феодоровский собор Ярославля, а в 2003 году — торжественно перенесены в новый Успенский кафедральный собор и почивают там в раке слева у солеи.

Рядом с солеёй находится и другая святыня собора, мощи святых благоверных князей, покровителей города, — Василия и Константина. Это сыновья первого ярославского князя Всеволода. Василий правил городом после смерти отца. Ему приходилось ездить в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана. Князь часто молился, смиренно принимал скорби и испытания. Прожил он недолго: в 1249 году, прибыв на встречу во Владимир с родственным ему князем Александром Невским, Василий заболел и скончался. Тело благоверного князя погребли в Успенском соборе Ярославля.

Княжение перешло к младшему сыну Всеволода Константину. Он, как и его брат, правил благочестиво, в страхе Божием, не вступая в междоусобные раздоры. В 1267 году, когда татарские орды подошли к Ярославлю, князь Константин с малочисленной дружиной мужественно выступил им навстречу. На возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, в которой князь мученически погиб. С тех пор это место стали именовать Туговой горой (от слова «туга» — «печаль»). Тело погибшего Константина погребли рядом с братом в Успенском соборе Ярославля.

В 1501 году в городе сгорели Кремль и деревянный Успенский собор. При закладке основания нового храма неожиданно были обретены два гроба с нетленными мощами князей Василия и Константина. После окончания строительства нового собора их честные останки были перенесены туда, впоследствии для них сделали особую гробницу. Князья очень почитались ярославцами как защитники и целители. В советский период святые мощи благоверных Василия и Константина находились в хранилище Исторического музея Ярославля, а с 1989 по 2010 годы —  в Феодоровском соборе.

На протяжении столетий Успенский кафедральный собор был хранителем чудотворных и чтимых икон. В 20-е годы прошлого столетия они были изъяты советскими властями и до сих пор хранятся в городском художественном музее. Для воссозданного собора сделали несколько списков, в том числе с иконы Божией Матери Ярославская XVI века (древней иконы ярославских князей). Сюда были перенесены также некоторые чтимые образы из храмов Ярославля и Некрасовского района. Мне особенно запомнились Тихвинская икона Божией Матери (как свидетельствует надпись, — 1860 года) и большой образ святителя Николая Чудотворца (с житием).

Есть в Успенском соборе замечательные новые иконы, в том числе точный список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери. С радостью я обнаружила и большую икону основателя города (в его честь и назван город), святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Это он, будучи ростовским правителем, заложил крепость на неприступном мысу у слияния рек Волги и Которосли. Произошло это, предположительно, в 1010 году. По преданию, здесь Ярослав Мудрый секирой поразил медведицу, выпущенную на него язычниками, жившими в урочище Медвежий Угол. Согласно другой версии, князь убил встретившуюся ему огромную медведицу во время охоты. Как бы то ни было, на современном гербе Ярославля изображена та самая медведица — с золотой секирой.

Правление Ярослава Мудрого вошло в отечественную историю как период укрепления Киевской Руси, активного церковного строительства, развития просвещения. Почитание князя как местного подвижника благочестия началось вскоре после его кончины, которая последовала в 1054 году. Но вплоть до недавнего времени формально Ярослав Мудрый не входил в число святых Русской Православной Церкви. Только в 2004 году, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, а в 2005 году — 20 февраля (5 марта), по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было включено в месяцеслов как день поминовения благоверного князя.

В тот день нас ожидало ещё несколько встреч с древними церквами и монастырями. Из окна гостиничного номера были видны купола какого-то храма у Которосльной набережной. А храм, оказалось, с более чем трёхсотлетней историей и освящён во имя Богоявления Господня. Когда-то на этом месте стояла деревянная церковь. А нынешняя, в камне, была построена в 1684-1693 годах на средства ярославского купца Алексея Зубчанинова. Храм этот выполнен в традициях московского зодчества — нарядный, с декоративными кокошниками, а древние росписи — в стиле ярославской школы живописи. В XIX веке храм перестраивался. Несмотря на то, что церковь в 30-е годы прошлого столетия была признана выдающимся памятником русской архитектуры, здесь в советское время располагались гараж и мастерские.

Сегодня здание находится в совместном ведении городского музея-заповедника и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в южном приделе, освящённом в честь святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Здесь уютно и камерно. Можно помолиться перед иконами с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, мученика Вонифатия, святителя Нектария Эгинского (этот образ привезён в Ярославль недавно, в 2012 году), а также перед святыми мощами ярославских благоверных князей.

Осмотрев храм, мы отправились с Богоявленской площади в центр города: там находятся два старых ярославских монастыря. Сначала решили побывать в Кирилло-Афанасиевском, что на площади Челюскинцев, 15. Отыскать обитель удалось не сразу. Скрытая за строениями в центре города, она ещё только реставрируется. Спасибо местным жителям, которые в очередной раз очень любезно и терпеливо объяснили нам дорогу.

Кирилло-Афанасиевская обитель — самый поздний по времени основания и единственный в городе мужской монастырь. Считают, что он возник вскоре после смутного времени. И, очевидно, потому что тогда в Россию проникал католицизм, был назван в честь ревнителей православия — святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Точное время создания обители неизвестно. В документах она упоминается в связи с событием 1612 года: во время смертоносной язвы, свирепствовавшей в Ярославле, протопопу Успенского храма Илии во сне явился Спаситель и повелел пронести в крестном ходу икону, хранившуюся в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. После крестного хода с найденной иконой Спаса Нерукотворного эпидемия язвы в городе прекратилась. Обретённый чудотворный образ стал главной святыней Кирилло-Афанасиевского монастыря, наряду с частицей мощей святителя Афанасия Александрийского.

Эта ярославская обитель в прошлом не была ни крупной, ни богатой, но почиталась народом. В 1925 году советские власти её закрыли. Чудотворный образ Спаса Нерукотворного был изъят властями, а потом уничтожен людьми. Колокольня разобрана, храмы и братские кельи использовались под производство и жильё. Древние росписи были закрашены краской, многое перестроено. Ко времени передачи Русской Православной Церкви в 2006-2007 годах здания обители находились в плачевном состоянии.

От нанесённого ущерба монастырь, действующий с 2009 года, восстанавливается до сих пор. Сколько ещё здесь предстоит сделать! И если кто-то хочет материально помочь восстающей из разрухи провинциальной обители, то Кирилло-Афанасиевская — тот самый адресат. Промыслом Божиим сюда постепенно возвращаются святыни: несколько лет назад были переданы список с чудотворного образа Спаса Нерукотворного и частица мощей святителя Афанасия Александрийского. В храме есть интересные иконы старого письма (например, великомученицы Параскевы Пятницы), образ преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Очень хочется верить, что и этот ярославский монастырь через несколько лет всё-таки будет восстановлен.

А наш путь в тот день лежал в другую древнюю обитель в центре города — Казанскую, тоже основанную в начале XVII века и тоже пережившую запустение в советский период. История этого монастыря началась в 1610 году: в честь Казанской иконы Божией Матери, спасшей Ярославль от польских интервентов, всем миром соорудили деревянную церковь. На этом месте поселились монахини. Затем монастырь был отстроен в камне. В 1845 году был освящён соборный храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы, выполненный в стиле позднего классицизма.

Эта женская обитель славилась церковным пением, просфорами, золотошвейными и иконописными мастерскими. Но в 1918 году она была упразднена, а её насельницы перебрались на Толгу. Главная святыня обители — чудотворная Казанская икона — была потеряна. В 1919-1922 годах на этой территории находился концлагерь, затем — Госархив Ярославской области, городская библиотека, планетарий, провинциальный колледж. В 1998 году женский монастырь на улице Первомайской 19а был открыт вновь и начал восстанавливаться.

Сегодня отреставрированный Казанский храм обители поражает благолепием и обилием собранных здесь святынь. Чтимый список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери был сделан инокинями обители до её закрытия. Среди образов старого письма  — Иверская (список XVII века), Феодоровская (список XIX века) иконы Божией Матери. Иконы с частицами мощей — святителя Димитрия Ростовского, святителя Луки Крымского, великомученика и целителя Пантелеимона, праведной блаженной Матроны Московской, благоверного князя Александра Невского, оптинских старцев, образ равноапостольной Нины с камешком и землёй с её могилы. Ковчеги с частицами мощей (в том числе ростовских святых), часть Дуба Мамврийского, камни с Голгофы, Синая и Хорива. Замечательные иконы «Страшный Суд», «Благословение детей» (на евангельский сюжет)… Всего и не перечислишь!

В отдельной раке в Казанском храме почивают мощи местного священноисповедника — митрополита Агафангела (Преображенского). Он с 1913 года занимал в Ярославле архиепископскую кафедру, а в 1917 году — стал митрополитом Ярославским и Ростовским. За нежелание сотрудничать с обновленцами в 20-е годы владыке пришлось претерпеть гонения от советских властей. Он находился в тюремном заключении, был сослан в глухой посёлок в Нарымский край. Там митрополиту было запрещено служить. ГПУ пыталось использовать святителя в своих интригах по расколу Церкви, введя его в заблуждение относительно сложившейся в ней ситуации. Но в итоге ради церковного мира владыка отказался от прав на Патриаршее Местоблюстительство.

Скорби подточили здоровье митрополита Агафангела, и 16 октября 1928 года он скончался, передав духовенству и мирянам своё благословение, попросив у всех прощения и святых молитв. Тело архипастыря на седьмой день после смерти погребли в склепе храма святителя Леонтия Ростовского на Леонтьевском кладбище Ярославля. Временами гроб митрополита благоухал. В 2000 году владыка Агафангел был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Его мощи сначала были положены в Феодоровском соборе Ярославля, а затем — переданы в возрождающуюся Казанскую обитель.

Есть в Казанском храме также уголок памяти почившего подвижника благочестия архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) (1921-2005). Здесь, в обители, архипастырь провёл на покое последние три года своей жизни. Ярославцы очень любили митрополита за его горение о Боге, любовь к людям, смирение, отеческую простоту и ласково называли его «Владыченькой». На ярославской земле он прослужил в общей сложности более тридцати лет, с тех пор как был назначен в 1969 году настоятелем прихода в селе Бабурине. Замечательный факт: похоронили владыку в гробе, который был прислан из Толгской обители и в котором одно время, пока реставрировалась рака, хранились мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Вот такая духовная преемственность!

Попрощавшись с Казанской обителью, мы перешли дорогу и оказались в сквере Первомайского бульвара, где с радостью обнаружили памятник благоверным князю Петру и княгине Февронии. Святые стоят рядом и держат в руках голубей — символ семейного счастья. Эта трёхметровая скульптурная  композиция работы Константина Чернявского была установлена в 2009 году в сквере между Казанским монастырём и городским загсом.

Днём в самом центре Ярославля было шумновато: шла подготовка к завтрашнему празднику, дню Победы. Немного погуляв по набережной, мы отправились к вокзалу. Скоро поезд. Пора прощаться с Ярославлем. За эти два дня город открылся нам во всей своей многовековой истории. И, удивительное дело, местные святые стали почти такими же близкими и родными, как московские. До свидания, Ярославль!


Рецензии