17. 09. 2014

1. Вы купили новый телефон. Пришли домой. И обнаружили, что в комплекте недостаёт зарядки, наушников или он вовсе не включается. Вы пойдёте в магазин и предъявите обоснованные претензии. То же самое вы сделаете и через месяц, и через два, если телефон сломается, он же на гарантии.

А что делать человеку, если при рождении у него в базовой комплектации не оказалось, например, зрения или слуха? Кому жаловаться?

Вам очень повезло. И мне. И абсолютному большинству людей. Мы привыкли к этому, воспринимаем, как должное. Это нормально, мы и не должны постоянно восхищаться тем, что способны видеть.

2. Ладно, если так с рождения. Он не будет знать, как это - видеть. Но представьте - человек умирает. Постепенно. Всё уходит, ускользает. Первым отказывает зрение. Перед глазами - темнота. Люди живут и так. Уберите ещё слух. Заодно - способность говорить. Что останется? Осязание, обоняние, вкус. Что эти чувства без зрения и слуха? К счастью, мы не знаем. Они обострились бы до предела. Можно было бы узнавать предметы наощупь, по запаху, осуществлять то, что сейчас нам просто не надо. Уберите способность двигаться. Само чувство движения. Пусть тело не чувствует прикосновений. Останется обоняние и вкус. Мне кажется, что такое существование не имеет смысла. Но что скажет человек, лежащий в постели: слепой, глухой, немой и бездвижный. Он хочет жить? Уверены, что нет? Во рту сухо, кисло-горько. Сглатывает скудную слюну с усилием. Всё. Уберите вкус, он больше не нужен. Человек лежит и нюхает воздух. Знакомый запах... К нему подошла мать. Он не видит её, не слышит. Не чувствует её поцелуй на своём лбу. Просто знает - она здесь.

Мысли ещё есть. Воспоминания. Страх. Мать... интересно, какая она сейчас? Сильно поседела? Перенесёт ли она это? Последний запах. Знакомый с детства. Да, так, наверное, лучше... правильнее что ли. Круг замкнулся. Последняя мысль... всё, отключились. Как будто кто-то нажал кнопку.

Смерть. Мы не до конца знаем, что там, на этом последнем пределе. Может, кто-то умирал именно так. Каково это - чувствовать, как угасаешь. Жалеешь ли о том, что не ценил жизнь? Невозможно любить жизнь в совершенстве - любить каждую секунду, каждое слово, каждый взгляд, каждый запах. Перед смертью, наверное, осознаёшь это в разы острее. Или наоборот - нет таких мыслей? Просто тупое ожидание? Или дикий, всепоглощающий страх? Я не уверен, что хочу знать ответы на эти вопросы.

К чему я это вообще? Смысл понятен. Следствия, вроде как, тоже. Но завтра утром мы выйдем из дома. Невыспавшиеся. На улице промозгло, сыро. Дует холодный ветер. Шум города. Машины по мокрому асфальту. Кричит в трубку встречный прохожий. Листья падают в грязь, в лужи. Любить это? А оно заслуживает. Жизнь заслуживает любви. Безмерной, великой. Всегда. Каждый день. Я верю в это, может быть, сильнее, чем во что-либо ещё на этом свете. Только верю.


Рецензии