Шагни в свое завтра, мой мальчик! Главы 14 и 15

                Глава 14. Мать и сын
Вечером, накануне того дня, когда Лида собралась ехать в Курган, она позвонила в интернат. Ей ответила секретарь, она же бухгалтер- экономист интерната. Сведения о Вене подтвердились и Лиде сказали, что она может приехать и встретиться с сыном в любой день, но лучше всего в субботу. Лида справилась какие автобусы идут на Курган из ближайших сел или городков. Удобнее всего было добираться из Каргаполья. Оттуда шло транзитом 5-6 автобусов в день. До Каргаполья можно было добраться попутным грузовиком за час с небольшим. Грузовики с зерном ездили на железнодорожную станцию Каргаполье из Боброва по утрам с августа по октябрь, в том числе и в субботу. А уж из Каргаполья до Кургана рукой подать – всего каких-нибудь 90 километров. Теперь нужно было договориться с водителем. Некоторые шофера ее уже знали и решить эту проблему не составляло никакого труда. Лида выбрала самый ранний рейс в 7.30 утра.
Она вышла еще до рассвета. Одела самое лучшее платье какое у нее было, взяла кожаную сумку  и положила туда документы, чтобы доказать, что она мать Вени, а также деньги,  шоколадку и мармелад. Она вспомнила, что Веня, когда был маленьким, любил мармелад. По дороге она сняла туфли, чтобы их не запачкать и пошла босиком. Земля была влажная от росы и прохладная, но идти было приятно. За полчаса до отправления она была на базе. Водитель уже загрузил мешки с овсом, которые должен был отвезти на станцию, и ждал Лиду. Лида ополоснула ноги у колонки, вытерла их сухой соломой и одела туфли, потом подошла к грузовику, стала на подножку и заглянула в боковое зеркальце. Достала помаду и двумя незаметными движениями нанесла ее на губы.
- Ну, что поехали? – спросила она шофера.
- Ты чего, на свидание в такую рань собралась? – ответил вопросом на вопрос шофер.
- Да нет, поздно мне на свидания ходить. Я на встречу с сыном в Курган еду.
- Раз так, то поехали. Вижу вся светишься. На тебе полотенце, на сиденье постели, чтобы платье на замарать.
- Спасибо, – Лида устроилась на сиденье и стала думать о встрече с сыном.
Водитель ехал молча, иногда насвистывал популярный мотив из последних шлягеров. В Каргаполье приехали без происшествий. Шофер довез Лиду до остановки междугородних автобусов и спросил:
- А как назад добираться будешь?
- Я в понедельник обратно поеду. Найду попутку.
- Ты не ищи попутку. Наши машины будут на станции до полудня. Если до этого времени сумеешь возвратиться в Каргаполье, найди нас – мы и подвезем.
- Постараюсь. До свидания. Спасибо, что взял меня с собой.
Водитель кивнул и поехал к железнодорожной станции.
Автобус подошел буквально через минуту. Лида едва успела купить билет в кассе и вскочила в автобус. Она села на переднее сиденье рядом с неряшливо одетым мужчиной с большой старомодной кошелкой, из которой выглядывала мордочка поросенка. От мужчины слегка попахивало перегаром.
- До Кургана? – спросил он. Видно было, что ему нетерпится поговорить. Не дождавшись ответа, он сказал:
- Я вот к брательнику еду. Он у меня большой начальник. Комендантом студенческого общежития работает. На днях у него ребенок родился. Второй – уточнил он. -. Так я еду отметить и гостинцев везу. Почти год его не видел. Он такой занятой. А у тебя есть кто в Кургане?
- Есть, – коротко ответила Лида, чтобы не показаться невежливой,  и немного погодя прибавила, – Сынок мой.
- У меня сын и две девки. Сын в армии служит, а девчонки еще в школе. Одна на будущий год заканчивает и в Курган собирается перебраться, учиться в университете хочет. Поговорю с братом, авось поможет.
Мужик вздохнул и замолчал. Видно было, что затея дочки ему не очень-то по душе. Он вытащил из кармана недоеденное яблоко и начал его грызть. Лиде почему-то стало этого мужика жалко.
Перед Курганом Лида подошла к шоферу и попросила его, чтобы он обратился к пассажирам с просьбой к тому, кто направляется в сторону и она дала ему название улицы, захватил с собой Лиду.
- Я знаю, где эта улица, – сообщила светловолосая девушка, сидевшая сзади – я как раз буду садиться на троллейбус, который едет в этот район.
- Ой, спасибо, – радостно воскликнула Лида. Теперь ей не придется блуждать по городу и распрашивать милиционеров или горожан как проехать туда.
Когда автобус остановился, Лида последовала за девушкой к выходу с автовокзала.
Вы сойдете на следующей остановке после меня, – сказала девушка. Она перебросила тяжелую сумку с одного плеча на другое и уверенным шагом направилась к остановке.
 Лида села недалеко от своей попутчицы, чтобы ей было видно, когда та будет выходить. Сердце учащенно билось, как перед экзаменом, через какие-нибудь двадцать-тридцать минут она увидит сына. На каждой следующей остановке в троллейбус набивалось все больше и больше пассажиров. Лиде приходилось крутиться, чтобы держать в поле зрения девушку. Но вот она увидела, что та поднялась, на ее место сразу рухнул здоровенный парень. Девушка стала пробираться к выходу. Лида тоже встала со своего места. Вдруг она почувствовала, что кто-то дернул за ремешок ее сумки. Она обернулась. Веснущатый рыжий мальчишка пытался перерезать ремешок, чтобы стянуть у нее сумку, когда она будет протискиваться.
- Ты ж чего делаешь, пацаненок? – строго спросила Лида.
- Что вы к маленькому пристаете?! – услышала она рядом неприятный мужской голос.
Она даже не обернулась, а спешно стала продвигаться к выходу, держась за сумку двумя руками. Водитель открыл дверь.
- У вас в троллейбусе воры, – прошептала ему Лида.
Водитель не отреагировал.
Лида сошла и увидела, что к выходу пробирается тот же самый мальчишка и какой-то парень в спортивной куртке. Но они не успели сойти, дверь захлопнулась и троллейбус тронулся. Лида почти бегом пошла искать нужную улицу. Она оказалась рядом. Лида завернула на нее. Сзади никого не было. Все же пока шла она продолжала оглядываться.  Наконец она увидела желанный номер. Она почти рывком открыла дверь и заскочила в вестибюль. В вестибюле на деревянной скамейке сидели несколько ребят и девочек. Один из них, постарше, играл на гитаре и пел довольно приятным голосом песню Окуджавы про Леньку Королева. Девочки влюбленными глазами глядели на певца. Это был их местный кумир.
- Скажите, где мне найти вашего директора? – спросила Лида, когда гитарист закончил петь.
- Вторая дверь по коридору, – ответила одна из девочек и с любопытством посмотрела на Лиду.
Лида прошла вестибюль и повернула направо в коридор.
- Вам налево надо повернуть, – крикнула девочка.
Лида опять пересекла вестибюль и пошла по левому коридору. На второй двери была табличка – «Валентин Григорьевич». Ни фамилии, ни должности. «Странно», - подумала про себя Лида. Она осторожно постучалась. Никто не ответил. Лида постучалась громче. Сзади она услышала шаги.
- Вы, случайно, не меня ищите? – произнес мужской голос. Лида обернулась. Спортивного вида человек в темносиних джинсах и такой же темносиней рубашке стоял перед ней улыбаясь.
- Я ищу директора этой школы.
- Я буду директором. А я с кем имею честь говорить?
- Я мама Вени Берлина.
- Замечательно. Хорошо, что вы приехали. Как вы нас нашли?
- Мне помогли в отделе детских домов. Я только недавно приехала, когда узнала о смерти отца. 
- Хотите увидеть сына?
- Да.
Валентин Григорьевич включил диспетчерскую сеть.
- Ребята разыщите Веню. Пусть придет в мой кабинет, – сказал он в микрофон.
- Где вы живете сейчас? – спросил Валентин Григорьевич Лиду .
- Пока в доме отца, в деревне Красавино.
- Работаете?
- Да, я устроилась на работу в местный кооператив.
- А вот и Веня, – обернулся он к двери.
В комнату вошел подросток с красивыми крупными темнокаштановыми кудрями, одетый в простенький тренировочный костюм. В руке у него были боксерские перчатки.
- Все боксируешь? – без особого одобрения спросил Валентин Григорьевич.
- Хочу держать себя в форме.
- К тебе гости, Веньямин. Узнаешь?
Веня только сейчас обратил внимание на женщину, сидевшую у края стола.
Он помедлил с ответом. Внимательно осмотрел женщину и вдруг сказал:
-Мама?!
- Да, это я сынок. А тебя и не узнать. Вырос- то как.
- Я вас одних оставлю.  Поговорите, – и  Валентин Григорьевич быстрым шагом вышел из кабинета.
Лида подошла к Вене и прижала его к себе. Веня смутился.
- Сынок, я так перед тобой виновата. Я очень люблю твоего отца. Мне надо было его найти и помочь, я это чувствовала. Я тебя оставила на деда, потому что знала – с ним ты будешь как за каменной стеной.
Она говорила прерывисто, голос ее дрожал от волнения.
- Мама, не надо мне этого объяснять. Раз надо было, значит надо было. Я ведь не жалуюсь ни на что. Мне с дедом было хорошо. Я этих подонков найду, – вдруг вырвалось у него.
- Ой, Венечка, не связывайся. Ведь одного уже арестовали. Милиция разберется. Мы об этом позже поговорим. Я приеду в Красавино, надо новый памятник поставить на кладбище. А теперь послушай. Я хочу тебя забрать с собой. Мы будем вместе. Потом отца выпустят, он к нам приедет.
- Я не знаю. Я уже начал привыкать к этой школе.
- Мы с тобой все обдумаем. Я же тебя не тороплю. Я так рада, что ты нашелся. Да, я тебе привезла мармелад и шоколадку.
- Мам, я не девочка. Хотя мармелад я люблю.
Веня взял сладости, открыл коробку мармелада, протянул матери.
- Сам ешь, – улыбаясь сказала Лида. Ей стало как-то тепло от того, что сын принял ее маленький подарок.
- Мам, а сколько ты еще здесь пробудешь?
- Я в понедельник уезжаю.
- Хочешь я тебе школу покажу?
- Конечно.
Они вышли в коридор. Веня нашел Валентина Григорьевича и спросил можно ли повести маму к нему в комнату, а потом заглянуть в классы и столовую. Получив согласие он повел мать на второй этаж, в спальню. Лида увидела аккуратно убранную кровать, тумбочку с книгами, вместительные шкафы для одежды.
- Мне нравиться, – сказала Лида.
Они спустились вниз, в столовую. Очередная смена дежурных накрывала столы для обеда. На дверях было вывешено меню. Лида пробежала глазами отпечатанный большими буквами листок бумаги. Ребята явно не голодали. В меню было и первое, и второе, и третье.
- Тебе нужны деньги? – спросила Лида немного погодя.
- Мы здесь на всем готовом. Деньги можно использовать только по воскресеньям, когда куда-нибудь идем.
- А есть место, где их хранить?
- А кто возьмет?  Здесь все свои. Свой у своего не сворует.
- Я тебе оставлю сто рублей, может понадобятся.
- Веня не возражал. Вообще-то он был очень рад, что приехала мама, что она нашла его.
В вестибюле они опять встретили Валентина Григорьевича.
- Так что, мама, может отпустим Веню заниматься своими делами, а мы с вами поговорим?
- Да, вы правы, – ответила Лида. Иди, сынок, занимайся своими делами, а когда я буду уходить, я с тобой попрощаюсь.
Веня ушел, а Валентин Григорьевич предложил Лиде пройти в его кабинет. Они сели друг против друга. Лида приняла выжидательную позицию – что же ей скажет этот симпатичный мужчина.
- Я полагаю, что вы хотели бы забрать Веню от нас. Я это приветствую. Я приветствую, когда у ребенка находятся родители, которые готовы о нем позаботиться. Но прежде всего давайте обсудим некоторые детали. В первую очередь  я хотел бы знать, где его отец?
- Мой муж, находится в исправительно-трудовой колонии. Его несправедливо осудили, а теперь мы ждем пересмотра дела.
- Хорошо. Вы, как я понимаю, работаете весь день.
- Да, с 8 утра до 6 вечера.
- Есть ли в вашем поселке школа, где ребенок мог бы учиться до последнего класса?
- Нет, сейчас он будет ходить в свою старую школу в получасе езды от нашей деревни, а потом в школу-интернат. На субботу и воскресенье ребят привозят домой.
- Так давайте подумаем. Если вы заберете Веню из интерната, я его принять назад не смогу. Вы вполне дееспособный родитель, который может обеспечить нормальную жизнь и воспитание ребенка. У нас находятся дети с трудными случаями. Если Веня будет жить с вами, то видеть вас он сможет только по вечерам, остальное время вне школы он будет предоставлен сам себе. Более того, я думаю, вы будете заниматься некоторое время делами мужа и вам придеться отъезжать, оставляя Веню одного. Через несколько месяцев, после четвертого класса вы его отдаете в интернат, другого пути нет, если только вы не переедете жить куда-нибудь поближе к средней школе. Так он и здесь живет в интернате. И видеть вы его сможете дважды в месяц, а может быть даже и увозить с собой на пару дней и на праздники. Но здесь у нас небольшой коллектив, хорошие учителя. И Веня понемногу втягивается в нашу жизнь. У него есть потенциал и я, по правде говоря, рад, что он учится у нас. Кроме того, я вам открою маленький секрет. Произошло приятное совпадение. Я учился с вашим мужем в одной школе. Он был очень приличным учеником и хорошим товарищем. Я тоже не могу поверить в его вину. И скорее всего все образуется. Кроме того, здесь в Кургане живет троюродная сестра Левы Гита. Она знает о Вене и будет о нем по возможности заботиться во время учебы в нашей школе.
- Мы с Левиной родней практически не имели никаких отношений, а почему, этого Лева мне никогда не говорил, – ответила Лида. – Я согласна со многим из того, что вы мне сказали, но ведь я так долго его не видела, я фактически не воспитывала его эти годы, и, честно говоря, я боюсь потерять его как сына, он вырастет чужим для меня человеком, а ведь сейчас еще не поздно.
- В этом есть доля истины, – Валентин Григорьевич ухватился двумя пальцами за подбородок.Это была его привычка, когда он пытался решить какую-то проблему – Но, не хочу повторяться, через несколько месяцев он уедет в ваш районный интернат, и ваши контакты также будут ограничены. Добавлю, вы не можете быть уверены, что влияние ребят на него в этом интернате будет для него таким же положительным, как у нас. 
- Ладно, я еще подумаю обо всем об этом. Я могу сегодня побыть немного времени с Веней?
- Нет вопросов. После обеда вы можете где-нибудь посидеть с ним, пройтись по нашему району, или посмотреть на то, что он делает в субботу, обычно это спорт или чтение книг.
- А когда у них кончается обед?
- Около трех часов. Договоритесь с ним встретиться в вестибюле.
- Еще раз большое вам спасибо.
Лида покинула кабинет с двойственным чувством – ей понравился интернат и хотелось, чтобы Веня продолжал в нем учиться, а с другой стороны, при живой матери он был лишен собственного дома. Она села на скамейку в вестибюле и стала ждать сына. Он вышел из столовой один из первых. Увидев мать, он подошел к ней и сел рядом.
- Сынок, ты можешь проводить меня до остановки?
- Конечно, только старшому скажу, Славику.
Через пару минут он был готов. Они вышли из школы. Была приятная солнечная погода,  деревья бросали легкую тень на тротуар, маленькие серые птички возились возле корки хлеба. Когда Веня и Лида медленно пошли к остановке они вспугнули их, и птички дружной стайкой вспорхнули на одно из деревьев.
- Как хорошо, – вдруг сказала Лида.
- Ты о чем, мам? – спросил Веня
- Так, о жизни. Венечка, сынок, расскажи как ты здесь жил? Я наверное многого не знаю, хотя кое-что мне рассказали Андрей и Вера.
И Веня рассказал матери о том, как он получил первое место на выставке-смотре детского творчества, и как они с дедом занимались хозяйством, и как ходили в лес, и о старой школе, правда, о Ваське он не упомянул ни разу, и об их зимней забаве – катании на санях, и о козе Дашке, как он пытался ее доить, когда был еще во втором классе.
- Козу Дашку Андрей продал. И цыплят. То, что получил от продажи для тебя отложил, на всякий случай, – сказала Лида
Веня нахмурился, было жалко расставаться с чем-то для него дорогим, а и коза, и цыплята были частью его жизни в Красавино.
Они пропустили два троллейбуса. Наконец, Лида сказала:
-     Ну я поеду, найду гостиницу. Если хочешь завтра мы с тобой погуляем по городу, ведь ты ничем не занят?
- Хочу, – коротко ответил Веня.
Лида поцеловала его, махнула рукой и побежала к подъехавшему очередному троллейбусу.
Глава 15. Кочегар
Веня побрел назад, ему стало очень грустно. Хотелось поехать сейчас с матерью, а не возвращаться в интернат. Но он прекрасно понимал, что это пока невозможно. Он хотел поделиться с матерью своими планами, рассказать о девочке Ане. Хотя завтра будет время все это сделать, но все же хотелось именно сегодня. Он подумал об Ане. Ей он хотел сделать что-то очень приятное. Он уже набросал эскиз куклы. Надо будет найти нужный материал и инструменты. В мастерской интерната он ни разу не брался за любимое дело. И об этом своем увлечении он тоже расскажет матери. Теперь есть близкий человек с кем можно поделиться.
В интернате его встретил Валентин Григорьевич и спросил все ли в порядке. Веня ответил, что все нормально и побрел к себе в комнату. Войдя к себе он вспомнил, что у него есть шоколадка и коробка мармелада. Он взял шоколадку и пошел в комнату к малышам. В это время после обеда у них был дневной сон. Дети еще не улеглись. Веня подошел к кроватке Вани и положил ему на тумбочку кусок шоколадки.
-А что это? – спросил Ваня. Оказалось, что он ни разу не ел плиточного шоколада.
- Это шоколад, ну сладость такая, как конфеты, – ответил Веня. – После сна поешь.
Веня спустился в мастерскую. Там Слава делал скобу для сломанного шкафа в спортивном зале.
- Слава, мне тут нужно подобрать материал для одной вещи. Где я могу посмотреть?
Загляни в ящики, там можно найти и деревянные обрезки, и куски металла, и целлофан, и картон.
Вдоль стены стояли открытые небольшие деревянные ящики. В каждом был опреденный тип материала для творчества и труда. Но то, что Веня искал там не было.
- Мне бы чурочку березовую или сосновую.
- Знаешь что, сходи к котельной через два дома от нас. Там во дворе дров навалом. Может быть там и найдешь. – посоветовал Слава. 
- Ладно, я мигом.
Веня побежал к котельной. Действительно разного размера чурок и кусков дерева было достаточно. Он перебрал несколько и нашел приблизительно то, что ему надо. Он взял этот кусок дерева и уже собирался возвращаться как громкий голос сзади спросил:
- Что, воровать пришел?
Веня повернул голову. За ним стоял здоровый парень с небритым лицом. Передние зубы были у него выбиты, на шее виднелся шрам, штаны были в заплатах, длинные руки он засунул в карманы штанов. В целом он представлял собой отталкивающее зрелище.
Веня слегка струхнул, и немного заикающимся голосом произнес:
- Мне только одну чурку надо, для дела, – пояснил он.
- Для дела, говоришь ты, какого дела?
- Я из дерева разные вещички вырезаю.
- Ну тогда ладно. Бери. Когда сделаешь принесешь покажешь. А где живешь ты?
- Я из интерната.
- А, это того, что на нашей улице?
-Ага.
- Ну беги, – устало произнес парень.
Он оказался совсем не таким страшным, как изначально представил себе Веня, когда посмотрел не него.
Веня, схватив в охапку чурбачок, побежал к интернату. Отдышавшись, он сел на скамейку в вестибюле и внимательно осмотрел то, что принес. «Как раз то, что надо». На этот раз он задумал сделать большую куклу в платье. Задача была не из легких. Надо было делать складки на платье, показать рукава. Он спустился вниз в мастерскую, нашел острый топорик и обтесал чурбачок, чтобы он стал круглым. Дерево оказалось на удивление податливым, сучков было мало. Он порылся в ящике с инструментами и выбрал пару стамесок, легкий молоток, но вот проблема, среди инструмента не было ни одного острого ножа. Нож нужен был с длинным и узким клинком – так легче вырезать большие формы. Веня  вдруг сообразил – такие ножи могут быть на кухне. Он побежал к Валентину Григорьевичу. Тот был занят разговором с кем-то по телефону, махнул Вене рукой «подожди, мол». Веня прикрыл дверь его кабинета и стоял переминаясь с ноги на ногу в коридоре. Подошел Петька.
- Вень, ты где шоколадку достал? Мне Ванька сказал. Она ему так понравилась. Просил меня купить ему еще. А где я куплю? Денег у меня нет.
- Мать моя нашлась. Приезжала, вот и шоколадку привезла. Я решил ее Ваньке отдать.
- Счастливчик. За шоколадку спасибо. Будет возможность я тебе отплачу.
- Да иди ты, я ж для Ваньки старался.
- Знаю.
Открылась дверь кабинета и Валентин Григорьевич пригласил Веню войти.
- Что-нибудь серъезное?
- Я просто хотел спросить можно мне нож из кухни взять, я верну.
- Для чего тебе нож?
- Я тут куклу хочу вырезать, а только длинный нож годится для этого.
- Ты чего, скульптор у нас?
- Немного вырезаю, дед научил.
- Хорошее увлечение. Ладно, бери нож, но под твою личную ответственность. Будь с ним осторожен. Когда закончишь делать куклу принеси нож на кухню.
- Не беспокойтесь, Валентин Григорьевич. Мне не впервой. Я ведь и дома в основном ножом вырезал.
Этим же вечером Валентин Григорьевич позвонил Гите и сообщил, что нашлась мать Вени.
- Ну и слава богу, – сказала Гита и тут же спросила –А она его из интерната заберет?
- Пока не знаю. Для него лучше, если он останется у нас. 


Рецензии