Перо шестое

ПЕРО ШЕСТОЕ. ЯШКА

— Проходим, проходим, не толпимся, — покрикивала смотрительница зала, — мальчик, ты чего встал? Твоя группа уже ушла в следующий зал!

— Я сестричку потерял, — растерянно прошептал мальчик, — никак не могу найти!

— Иди за группой, — подтолкнула малыша смотрительница, — твоя сестра наверняка там!

Мальчик посмотрел на старую женщину полными слез глазами, но ослушаться не посмел. Он понуро поплелся в другой зал и действительно нашел там сестру.

Катарина уже заметила исчезновение брата и энергично расталкивала одноклассников, пытаясь выбраться из толпы и броситься на поиски брата. Однако увидев, что ее брат Яков входит вслед за ней в зал, она тут же успокоилась и схватив брата, за дрожащую, потную ладошку, подтянула мальчика к себе и обняла

— Ну, чего ты?

— Ката, я боюсь!

— Чего же мой Яшка боится?

— Я боюсь опять потеряться!

— А ты не отходи от меня далеко!

— Я не отхожу. Это большие мальчики и девочки отталкивают меня от тебя.

— Ах, вот в чем дело! Маленький трусишка боится потерять свою большую сестричку?

— Да, боюсь!

— Катарина, — прервала разговор учительница, — ты мешаешь экскурсоводу рассказывать! Если будешь безобразничать, то я не приму твой доклад по этой теме. Придется тебе потратить воскресенье на повторное посещение музея.

— Простите, — испугалась девочка, — я больше не буду разговаривать!

И действительно, пока шла экскурсия, Катарина не проронила ни одного слова. Молчал и Яков. Он вцепился в Кату двумя руками и больше всего на свете боялся, что к Катарине подойдут большие мальчики или девочки, и Катарина уйдет с ними. Но девочка не обращала внимания на одноклассников. Она думала о Яше. И боялась за него.
 Совсем недавно Яшка потерялся. Он ушел за молоком и не вернулся. Его нашли чужие люди и хотели усыновить. Если бы это произошло, она бы никогда больше не увидела Яшу. И теперь старшая сестра крепко держала малыша за ладошку.

Вернувшись домой, Ката позвонила отцу, но разговор лишь расстроил ее.

— Ну, что, — подбежал к сестре брат, — переезжаем на новую квартиру?

— Нет, Яшенька, поживем еще в этом старом домике, с хозяйкой тетей Мартой. А сейчас большой Яков пойдет спать.

— Нет, — мальчик залился слезами, — сестричка Ката, не заставляй меня спать!

— Хорошо, Яшенька, ты не будешь спать. Мы будем рассказывать друг друга сказки.

Кто начнет первым рассказывать? Маленькая Ката или большой Яша?

— Большой Яша! — сонно засмеялся мальчик, — Я, большой Яша, и я буду рассказывать первым.

— Хорошо, — с легкой тревогой согласилась сестричка, — а о чем Яков-великан будет рассказывать сказку?

— О корове! — засмеялся братец, — о рыжей корове тети Марты.

— Хорошо, — перевела дух Катарина, — итак начнем нашу сказку с начала. Я в тот день была в школе, мама укачивала Радмилу и попросила тебя сходить к тете Марте за молоком. У рыжей коровы тети Марты было много молока, и соседка с удовольствием делилась этим молоком с нашей семьей.

— Да, Катачка, — мальчик зевнул, — все так и было! Тетя Марта живет рядом, с другой стороны дома, и я побежал быстро-быстро, чтобы принести Радмиле молочка.

-Это было в декабре, — шепотом продолжила свое повествование девочка, — перед рождеством. На улице шел снег. Мама, укачав Радмилу, тоже заснула. Когда я вернулась из школы, в доме было тихо. Ко мне никто не вышел. Я ничего не путаю, Яша? Яша? Заснул!

Катарина обняла братика и тоже закрыла глаза. Ей не хотелось вспоминать события того декабрьского дня, но воспоминания так и лезли в голову. Яша был любопытным, непоседливым мальчиком. У малыша напрочь отсутствовало чувство страха. Малыш доверчиво шел ко всем, кто его звал, и с достоинством принимал от родителей наказания за проступки. Проступки были мелкими, но попортили много крови родным. Яша любил громко петь. А еще любил быть в центре внимания.

Однажды он исчез со двора. Пока Ката одевала босоножки, Яша убежал вперед. Выскочив следом за братом, Катарина обнаружила, что Яши во дворе нет. Окна дома, где жила семья Яши и Каты, выходили на шумную проезжую улицу. В тот день машины по дороге не ездили. Дорога была перекрыта. Зато по улице шла шумная и веселая толпа. Это была праздничная демонстрация. Яша пристроился в голове колонны, он шел вместе со всеми и пел песню. Кто-то дал Яше флажок, а потом и шарик, и Яша весело махал тем и другим в такт пению.

Катарина получила свою порцию порицания за то, что упустила брата, и вся семья ринулась в милицию. В милиции приняли заявление, и пообещали найти Яшу как можно быстрее, однако, уже выходя из отделения милиции, Ката бросила взгляд на экран телевизора, который работал и днем, и ночью. Телевизор работал беззвучно, регулятор звука у него был сломан, но это не помешало Катарине узнать брата. Шла прямая трансляция демонстрации, и было хорошо видно, как весело шагает ее брат и беззвучно открывает рот, выводя вместе со всеми какую-то песню.

Катарина закричала, призывая родителей обратить внимание на то, что транслировалось с экрана телевизора. Когда разобрались в чем дело, милиционер сначала рассмеялся, а потом назидательно прочел лекцию о том, что происходит, если ребенка не воспитывают должным образом. Яшу нашли и отругали. Отругали Кату, потом опять отругали Яшу, и на этом процесс воспитания был окончен.

Это было в мае, а в декабре Яша исчез снова. Корова тети Марты заболела, и в тот день Якову молочка не налили. Бидончик для молока был пуст. У Яши были наличные деньги, несколько монет из копилки, и он решил преподнести родителям сюрприз. Он решил купить молоко у молочницы тети Анны, которая продавала молоко из большой молочной бочки. Однако Яше опять не повезло. На бочке висел замок, а тети Ани рядом с бочкой не было. Яшу охватило легкое беспокойство. У мальчика не было на руке часов. Папа обещал ему объяснить, как работают часы, но до сих пор не объяснил. Однако Яша чувствовал, что прошло уже много времени. Наверно Радмила уже проснулась и плачет, а он, старший брат Яков, так и не нашел до сих пор молока. Возле магазина, где всегда продавали свежий хлеб, тоже стояла бочка. Однако на ней уже намело немало снега, и было понятно, что молоко из нее наливать сегодня уже не будут. Яша вспомнил, что видел еще одну молочную бочку на соседней улице и быстрым шагом двинулся через дорогу.

Как-то так получилось, что мальчик заблудился. Наверно причиной было то, что город, в котором жил сейчас Яша, не был родным городом мальчика. Его семья всего лишь полгода как переехала в этот городок. Начиналась метель. Ветер вихрил маленькие бурунчики из снега и напевал свою метельную песню. Яша хотел подпеть метели, но неожиданно… заплакал. Яков хотел домой, но не мог вспомнить, как туда вернуться. Он стоял около маленького одноэтажного дома и плакал. Из дома вышел пожилой мужчина. Отогрев испуганного мальчика, дедушка начал его расспрашивать. Но Яша так испугался, что не смог толком ничего объяснить. Наконец, дед сделал вывод, что ребенка, маленького, одинокого мальчика, злые люди выгнали на мороз за молоком. Это сегодня-то, в такой день, когда еще с утра объявили штормовое предупреждение.
 Дед посадил Яшу к печке, отогрел, накормил и объявил Яше о том, что собирается его усыновить.

То ли дед шутил, то ли Яша чего-то не понял, но малыш вдруг осознал, что ему надо срочно домой. Когда дед вышел по каким-то своим делам в соседнюю комнату, Яшка схватил свою шубку, всунул ноги в сапожки и пошел со двора, не забыв прихватить свой бидончик. Вьюга выла, метель мела, а Яша шел неведомо куда. Дорога вывела его к морю. Увидев волны до небес, Яша испугался еще больше, он хотел обратиться к кому-то из взрослых, но на берегу никого не было. Штормовое предупреждение объявили не зря. Школы и детские сады еще в 12 часов распустили своих воспитанников по домам. Закрывались друг за другом и остальные учреждения. Яша решил, что если пройдет по тропинке, которая вьется над морем, то обязательно выйдет к людям. Тропинка вилась между скал, и просто чудом Яша не свалился вниз на камни. На одном из самых опасных участков, он выронил бидончик. Чтобы удержаться, он уцепился за камень, вот тогда-то бидончик и полетел вниз.

Наконец Яша выбрался наверх. Вскоре он уже стоял возле домика зеркально похожего на тот, в котором жил добрый дедушка. Мальчик даже подумал, что каким-то образом сделал круг и вышел обратно к дедушкиному домику. Впрочем, Яше уже было все равно. Ему просто хотелось к людям, в тепло. Однако, когда он постучал в дверь, на крыльцо вышла женщина. Женщина была матерью троих детей, но не прочь была завести и четвертого, такого как Яша, ребёнка. У нее были три дочери, но она с мужем мечтала о сыне. Пока бушевала вьюга, а бушевала она два дня, мальчика кормили, поили, с ним играли, утешали. В доме, собственно, было двое детей. Третий ребенок лежал в больнице с болезнью Боткина.

Яша давно бы сбежал, но малыш понимал, что может опять заблудиться и просто замерзнуть без помощи взрослых. Мальчик с тоской поглядывал через замерзшее окошко на улицу. Но снег все шел и шел, и конца края ему не предвиделось. Яша боялся даже думать о том, что происходит сейчас в его родном доме. Особенно малыша удручало то, что молочка для сестрички Радмилы, он так и не принес. Но все когда-нибудь кончается, кончился и снег.

Женщина одела Якова в новый костюмчик, который давно купила для мальчика, которого крестила прошлым летом, велела одеться двоим родным детям и отправилась вместе с детьми в больницу. Там она познакомила своего третьего ребенка с Яшей. Ребенок был почти здоров. Его выписка была назначена на завтра. Поэтому женщине разрешили с ним пообщаться, хотя порядки в этой больнице были строгие. Третий ребенок своих эмоций не проявлял. Было не понятно, рад он прибавлению в семействе или нет, однако мама посчитала свой долг выполненным и отправила ребенка обратно в палату. Отец семейства работал на севере и его решили о радостном событии известить письмом.

Яше несколько раз казалось, что он узнает знакомые улицы, и он порывался совершить побег, однако старшая дочь, дородная и основательная девочка, была начеку, и намотала длинный шарф Якова себе на руку. Таким составом в отделение милиции и прибыли. Мама, двое родных детей, и Яша, стреноженный твердой рукой старшей девочки. Милиционер удивился, но направил дружную компанию в соответствующий кабинет. В коридоре Яшу ждал приятный сюрприз. Возле кабинета ждал своей очереди добрый дедушка, от которого Яша так вероломно сбежал. Дедушка пришел с твердым намерением найти Яшу и усыновить. Он переждал вьюгу и явился в отделение милиции. Увидев Якова рядом с посторонней женщиной, дед начал предъявлять свои права на мальчика. Женщина активно возражала, ее поддержали дети. Яша в этот момент медленно продвигался к выходу, чтобы улизнуть из милиции, но у него опять ничего не получилось. Мать семейства недрогнувшей рукой ухватила мальчика за капюшон. Дед взял малыша за руку и стал тянуть к себе, женщина, естественно, настаивала на своих правах и тянула Яшу в свою сторону. Дети что-то кричали. В коридоре стоял шум.

Открылась дверь кабинета и на шум выглянул сотрудник милиции. Женщина и дед начали одновременно объяснять свою проблему. Страсти накалялись. Открылась еще одна дверь и из нее вышла заплаканная женщина с младенцем на руках, а также мужчина и девочка. Это были родители Яшки, с сестричками Катой и Радмилой. Родители с трудом дождались пока вьюга кончится, и тоже прибежали в отделение милиции.
Впрочем, папа был здесь уже в третий раз.

Вьюга не помешала ему броситься на поиски малыша в тот же момент, когда стало понятно, что Яша домой сегодня не вернется. Когда у него ничего не вышло, он подключил милицию. А сегодня мама настояла на том, чтобы отправиться в милицию вместе с папой. Когда родители увидели своего сына, на мгновение повисла тишина, однако потом было много эмоций. Были слезы, разговоры на повышенных тонах, даже угроза снять кому-то штанишки и наказать ремнем.

Дедушку и многодетную мать пригласили в гости. Дед с достоинством принял приглашение, но в гости так и не пришел. Ката так до сих пор и не простила Яшу до конца. И совсем не из-за того, что Яшка потерялся. К этому она уже привыкла. Кату обидело то, что Яша не отказался, когда на него надели чужой костюмчик. Более того, когда многодетная мать, вместе со всем семейством, пришла в гости, Яшка осведомился о том, когда же добрая женщина подарит ему, Яшке, ботинки. Ботинки женщина покупала для своего крестного сына, но обещала подарить Яше, когда настанет лето. Вот собственно и вся история. Да, забыла рассказать. Яков все же что-то понял и теперь боится отходить от сестрички Каты даже на несколько шагов. Впрочем, долго ли продлится такое послушание, никто не знает.

В каждом из нас дремлет Шерлок Холмс. А еще многие из нас обладают мощной дедукцией. Хотите, мы сейчас проверим, обладаете ли дедукцией лично вы? Хотите? Ну, тогда начнем! Как вы понимаете, без ангела и его пера в этой истории тоже не обошлось.

В семье мальчика должна была произойти трагедия. Ангел вмешался в события и на этот раз. Благодаря этому вмешательству, жизнь семьи, в которой жил и воспитывался Яша, да и жизнь самого Якова, не изменилась. Как вы думаете, что сделал ангел, чтобы события не повернули в другую сторону? Может быть, он привел мальчика к домику деда? А, может быть, перо вывело мальчика к жилищу доброй женщины? Или может не спроста упал маленький бидончик и покатился на камни? Нет, нет и нет. Все эти действия мальчик совершил сам, по доброй воле. Что же тогда сделал ангел? Ну? Сдаетесь? Не знаете ответ?

Хорошо. Я готова рассказать! Ангел не дал мальчику принести молоко в бидончике домой. Молоко было испорченным, хотя, на первый взгляд, все с ним было в порядке. Молоко вызвало бы у всей семьи расстройство желудка. Впрочем, взрослые справились бы с этой напастью легко, даже без вмешательства врача. Совсем другое дело малышка. Ее скорая помощь спасти бы не успела. После гибели маленькой сестрички жизнь Якова стала бы другой.

После гибели Радмилы родители Якова замкнулись бы в себе. Мальчику никто не сказал бы слова, но было ясно, что именно его считают виноватым в том, что в тот день Радмила выпила плохое молоко. Не выдержав страданий, мать попала бы в психбольницу. После ее возвращения отец ушел бы из семьи. Какие мелочи, скажите вы. Во многих семьях происходят события и пострашней. Однако для маленького мальчика, для которого его семья - это весь мир, не имеют значения события, которые происходят где-то в другом месте. Он не понимает, что мир огромен, для него важно только понятие здесь и сейчас. Горе маленького ребенка — это событие, из-за которого рушится мир.

В этой маленькой истории нет криминала. Нет злых взрослых, готовых унизить или уничтожить маленького мальчика.
 Эта история произошла давно.
 Однако ангелы всегда были на страже. Это было тогда, когда за молоком ходили с бидончиками. А молоко продавалось в молочных бочках. В те времена тоже были злые люди, но маленький мальчик, потерявшийся и плачущий, всегда мог надеяться, что его накормят, обогреют и даже попытаются… усыновить.

Слушайте, вот еще загадка, а молоко то испорченное где было? У коровы тети Марты? Или в одной из трех бочек? Как вы думаете?


Рецензии