Волшебные превращения на передней панели ларца Фрэ
Мы попытаемся прочесть надписи с применением славянских слоговых знаков и знаков, которые совпадают со знаками на фигурках из славянского храма в городе Ретра.
На её передней панели слева изображена сцена допроса подозреваемого в каком-то преступлении человека, ногу которого, зажатую в колодке, прижигают раскалённым предметом. При этом присутствуют двое в просторных одеяниях. Эти двое, скорее всего служители храма или ведуны. Один из них протягивает человеку, который проводил пытки, небольшой предмет. В этой сцене происходит некий диалог между участниками.
Во второй части надписи слева, по схеме в иллюстрации к статье, если читать её справа налево, получается констатация факта смерти подозреваемого: И ПЫТА ЖЕ ЛЖИ УСНЕ (При пытках на ложь уснул). У славян умерший человек считался спящим. Только после принятия яда устанавливался факт смерти и тело сжигали.
Далее диалог продолжается во второй части надписи справа, если читать её слева направо, ведун останавливает палача и говорит: СЕ НЕ СМЕ ЖЖЕТИ ЖМУРНИЧ (Не смей жечь мёртвеца).
Палач берёт яд и спрашивает: ЧИ НИ ОПОЕ ИАДИ ЖИВАТИМ (Не опоим ли ядом живого?) Этот вопрос палача в третьей части надписи, при прочтении справа налево.
Здесь же, в левой половине передней панели изображена сцена кормления гусей. Почему именно гусей? Только гусей кормят, вставляя им воронку, и понемногу скармливают вареную крупу или овощи. При этом с любовью приговаривают: НА ПОЕЖТИ НЕ ЖИВАЕМТИ (Нате, поешьте, не пережёвывая!). В первой части надписи при прочтении слева направо.
И далее приговаривают: ЩЕ ЕЩТИ (Ещё поешьте). Эта явная надпись из трёх знаков имеется между головами ведунов на изображении сцены пыток. Надпись читается справа налево.
Переходим к правой половине передней панели. На ней изображена сцена подношений божеству. Какому? Об этом мы узнаем позже. Здесь же имеется надпись: ДАНАЕНИЧИ (данайцы, или подносящие дары). Три человека с почтением склоняют головы. Здесь же наравне с ними присутствует и гусь. Его никто не прогоняет. Это священная птица для них.
Чего же хотят эти люди? Для чего они пришли сюда? Какие грехи свои хотят отмолить и задобрить своё божество?
В нижней части имеется длинная надпись. Мы прочитаем её справа налево, даже написание знаков подсказывает нам это:
ИДЕМ АПЛАЧАЕМ СПАИЧИХ, ПАЕЖ , ЛЬС, НИ ЛАЕ, ПОНЕМЕЖ, НИ ИХ ПЫМА, ТИХИ САЛЖЕ НАДА (Идём, оплачем спящих, поешь, лис, не лай, помяни, не тех поймали, тихо сожалеть надо)
Теперь понятно, зачем они пришли: помянуть спящих , то есть умерших, помолиться о невинно убиенных. За что же пытали человека раскалённым железом, какую правду хотели у него узнать? Кого они называют лисами?
Всё это мы узнаем, прочитав надпись на левой панели этой же шкатулки, в следующей публикации «Волшебные превращения на левой панели ларца Фрэнкса».
В тексте встретились незнакомые слова? Неужели язык славянский настолько изменился?
Ведь можно понять текст без перевода, где есть такие слова:
НЕ СМЕ – не смей, ПЫТА - пытать, УСНЕ – уснул, ЖМУРНИЧ – мертвец, ОПОЕ – опоить, ИАД – яд, ЖИВАТИ – живой, ПОЕЖТИ – поешьте, НЕ ЖИВАЕМТИ – не пережёвывая, ДАНАЕНИЧИ – данайцы, АПЛАЧАЕМ – оплачем, СПАИЧИХ - спящих, ПАЕЖ – поешь, ЛЬС – лис, НИ ЛАЕ – не лай, ПОНЕМЕЖ – помяни, НИ ИХ ПЫМА – не тех поймали, ТИХИ – тихо, САЛЖЕ – сожалеть, НАДА – надо.
Из всех правил правописания у славян было одно правило: как произносим, так и пишем.
Ещё одна особенность, в старославянской азбуке буква «Ь» (ЕРЬ) – полугласная «Е».
Наше предположение о том, что надписи на передней панели «ларца Фрэнкса» выполнены с использованием славянских слоговых знаков, оказалось верным.
Предлагаем обобщённое название этих знаков – РЕЗБА (вырезанные буквы «Б», «А»).
Литература
1) Андреас Готтлиб Маш. Сокровища Ретры// Пер. с немецкого А.А. Бычкова. – М.: ИЦ «СЛАВА!»- 2006. – 352с., ил., карты.
2) О.Л. Сокол – Кутыловский. Тайны ларца из британского музея.
Свидетельство о публикации №214091600411