1. Предисловие и начало
Перед вами повесть-аллегория, события которой происходят в сказочном сообществе, именуемом Стадом (от анг. «Study»). Внимательный читатель легко сложит из представленной «мозаики» историю одного из направлений нашей образовательной системы. В то же время, каждый фрагмент имеет вполне законченный сюжет, что позволяет знакомиться с ними выборочно.
На первый взгляд, может показаться, что всё происходящее нереально, герои выдуманы, и вообще… так не бывает. Однако за этим стоят подлинные события, участвовать в которых довелось автору.
Повесть написана десять лет назад, но долго оставалась доступной лишь узкому кругу читателей. Её нельзя было отпускать «в свободный полёт», пока легко узнаваемые «Важные Птицы» занимали высокие должности и могли повлиять на судьбу столь же узнаваемого учебного заведения.
На каждой горной вершине ты оказываешься над пропастью (Станислав Лец)
Пролог
Она не сразу поняла, что произошло. А когда поняла – уже стремительно падала вниз, в пропасть. Вверху слышались испуганные крики. Всё, без чего ещё вчера нельзя было представить жизнь, превращалось в груду горящих обломков. Снизу неумолимо приближались острые камни. Что-то мелькало и слепило глаза.
- Как он мог? Зачем? – успела подумать она.
И тут же в сознании замелькали обрывочные эпизоды, как фрагменты фильма. Это «прокручивалась» её жизнь…
Фрагмент 1. Знакомство
Кента впервые в Стаде. Прошлое забыто – на то есть причины. Начинается новая жизнь. Вокруг приветливые седогривые Кони и пожилые Рабочие Лошадки. Вожак – старый Ривокский Конь с необычной внешностью. От него веет надёжностью и спокойствием.
Кенте показывают её стойло и объясняют, что она должна делать. Это приводит её в состояние безысходности. В голове вертится мысль:
- Надолго здесь не останусь.
Но тут в стойло врывается группа молодых Жеребцов. Сразу становится тесно, но весело. С одобрительным ржаньем молодёжь осматривает Кенту с ног до головы и остаётся вполне довольной.
- Надолго к нам?
- Откуда?
- А грива своя или искусственная?
- За изгородью кто-нибудь ждёт или проводить?
Раздумывать некогда. Достойно ответив на все вопросы, Кента принимается за то, для чего сюда пришла: обучать молодёжь предмету «Введение в основы пахотных работ», сокращённо ВОПР.
И сразу настроение группы меняется. Выясняется, что Кента изъясняется трудными словами и пишет непонятные формулы.
Группа делает попытки повернуть тему в другое русло, но Кента не сдаётся. Наконец самый смелый Жеребец подводит итог:
- Ерунда всё это. Я и без формул пахал лучше всех в посёлке.
- Как пахал?.. – растерянно переспрашивает Кента. – Вы же учиться пришли.
И тут выясняется, что все они давно умеют пахать, что их прислали сюда учиться учить пахать, а потом они обязаны вернуться в родные места, если, конечно, не обзаведутся здесь семьями.
Кента открывает рот, чтобы задать очередной вопрос, но тут дверь в стойло распахивается:
- Группа, на водопой! – раздаётся громкая команда.
Молодняк быстро выстраивается и в сопровождении дежурного направляется к источнику, где, кроме воды, их ожидает разложенный небольшими порциями овёс.
После приёма пищи повеселевшие Жеребцы бегут в следующее стойло, а к Кенте врывается новая группа, и всё повторяется.
В конце дня, вся взмыленная и полная новых впечатлений, Кента делает для себя вывод, что так и не поняла, куда попала.*
Но её уже волнует судьба этих молодых животных. И мучают вопросы:
- Почему таких взрослых Жеребцов водят строем на водопой?
- Почему у них нет монет на еду и они должны кормиться одним овсом?
- Как могло получиться, что эти умные и самостоятельные животные умеют хорошо пахать, но не знают простых слов и формул?
- Наверно, взрослая часть Стада знает ответы на эти вопросы, - думает Кента.
И ещё о многом она думает и уже не представляет себя отдельно от Стада.
* Кента попала в учебное заведение системы профтехобразования. До середины прошлого века в неё входили ПТУ и индустриально-педагогические техникумы, в которых лучшие выпускники училищ становились мастерами производственного обучения. Как правило, в системе обучались дети из малообеспеченных семей, они получали бесплатное питание, форменную одежду и стипендию в размере 9 рублей. В столовую учащихся водили организованно, по расписанию.
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/09/18/482
Свидетельство о публикации №214091600667
Узнал о ней из журнала Московский наблюдатель, который сегодня получил по подписке. Когда то были такие учебные заведения. Я помню, но сам учился только в школе. Дети малообеспеченных семей вероятно требовали особое внимание. Высокие чиновники хотели спать спокойно.
Илья Бек 21.09.2014 09:38 Заявить о нарушении
С уважением
Просто Валерия 21.09.2014 10:03 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2014/09/20/7720
http://www.proza.ru/2014/09/20/1458
Илья Бек 21.09.2014 10:16 Заявить о нарушении