Ради прекрасных глаз

1455год. Юг Франции.

Я был счастлив! Подвижный узор танца сменился, и ручеек вынес ко мне Анжелику де Ту. Моё сердце радостно забилось и ухнулось в пятки, разом лишив меня способности разговаривать и думать. Я мог только восторженно смотреть на девушку. Анжелика была очень молода, отец барон впервые вывез её на бал в Ратушу. Ей удивительно шёл головной убор в форме охотничьей шапочки и тончайший белоснежный платок, скрывавший волосы. Она смотрела вокруг широко распахнутыми наивными глазами, на её щеках выступил яркий здоровый  румянец. О, как тщательно скрывали его под белилами придворные красавицы.   И, в конце концов, все они в своих модных зелёных платьях, походили на старинных замковых приведений.
-Вы…, - решился открыть рот я, - вы здесь впервые?
-О, да! Здесь  всё так чудесно!  - восхитительно улыбнулась она, -  так много гостей,  все такие красивые!
Мне бы следовало сказать, что здесь она прекраснее всех, что все родовитые дамы старые  уродины, по сравнению с её свежестью, но я мог только кивать с таким видом, словно только что проглотил большую-большую лягушку.
-Мне здесь так нравиться!  - весело щебетала она, не замечая моего ступора, - музыка, танцы… в нашем имении такая скука.
Танцы! Я вдруг представил, как я выгляжу со стороны. Пни  в лесу наверняка танцуют лучше. Спина не сгибалась, колени дрожали. Нет! Я не мог ей понравиться! Сын мелкого дворянчика, с такой обыкновенной внешностью, невысокого роста, коренастый и черты лица банальные.  Ни светлых волос, ни ярких голубых глаз, как у потомков древних галльских семей. Ни породистого крупного носа, как у родовитых флорентийцев. Я чувствовал себя невзрачной серой мышью!
-Вам хорошо, вы ведь регулярно упражняетесь, -  говорила моя добрая фея, изящно совершив перует, - а я так волнуюсь, кажется, все движения забыла. Мой старый  учитель танцев всегда говорил, что я плохая ученица.
Я открыл рот, чтобы заверить девушку, что старик ошибался, и она прекрасно танцует, но к моему ужасу проглоченная мною лягушка, громко квакнула.  Ни  на что другое мой голос в этот момент похож не был.  Я готов был провалиться сквозь землю! Анжелика, умница Анжелика ничего не заметила. Мы продолжали танцевать и разговаривать как ни в чем  не бывало. Если честно, я оставался плохим собеседником, с трудом подбирал слова и строил короткие корявые фразы. Зато Анжелика весело болтала, легко двигалась в такт музыки, не перепутав ни единого па. Длинный сложный танец для меня  оборвался как-то вдруг.  Это означало, что я должен выпустить из своей руки её тоненькие пальчики, раскланяться и отойти. Боже мой! Как это было немыслимо сложно! Но требования этикета неумолимы. И вот я уже издалека наблюдал как мечта и радость объясняет, что-то своему отцу, а он только вяло улыбается и кивает, боясь нарушить свою монументальную солидность. Мне казалось что в этом зале только Анжелика полна жизни. Блеск баснословно дорогих алмазов и сапфиров на надменных красавицах, казался мне мертвенно-холодным.  Наряды их были отвратительны. Я находил красивым только темно-малиновое платье с широкими рукавами, отороченными белым заячьим мехом, за то что его носила Анжелика. Я мог бы любоваться её бесконечно.
В это время тяжелые дубовые двери медленно растворились, пропуская троих, виновато улыбавшихся слуг.  Родовитым гостям пришлось расступиться, пропуская длинный корявый ствол дерева, который они несли к огромному камину.
-Безобразие! Вечно здесь так, - раздраженно бросила, стоявшая рядом со мной дородная матрона,- что за манера подкладывать дрова посреди бала?!
-Но огонь почти погас, - мягко увещевал её пожилой супруг.
-Нужно было позаботиться об это заранее. 
Их перепалку прервало появление в раскрытых дверях запыхавшегося бородатого стражника, в начале вечера с алебардой в руках, встречавшего гостей у входа в Ратушу. Наплевав на строгие правила он грубо заорал во всю мощь:
-Испанцы! Они подошли к городу со стороны леса, мы их не заметили и не успели закрыть ворота! Испанцы уже здесь!
Собравшиеся веселиться дворяне растерянно смотрели друг на друга, отказываясь понимать весь ужас случившегося.
-Вы что не понимаете?!
Бородач в отчаянии швырнул алебарду на пол.
-Испанцы в городе!
Казалось ещё  мгновение и нарядный зал Ратуши наполнит суета и  паника. Ведь наш городок был расположен у самого подножья Пиренеев недалеко от многолюдной Тулузы на берегу Гаронны.  Нас не коснулись ужасы столетней войны, но испанские отряды то и дело осаждали наши стены.
Не дав гостям опомниться, в зал решительно вошел незнакомец одетый во всё чёрное. Высоченный испанец надменно глянул на нас сверху вниз, криво усмехнулся:
-Вы танцуйте, танцуйте, мы не варвары, не собираемся прерывать ваше веселье. Только будьте добры, отправьте ваших слуг по домам, пусть оттуда доставят побольше золота в обмен на деньги мы охотно отпустим вас к родным. Погромы, знаете ли не наш стиль!
Взгляд захватчика остановился на взволновано внимавшей его словам Анжелике де Ту. Меня сразу пронзил клинок горячей ненависти. Как он смеет марать своим сальным взглядом столь нежное создание! Я с отвращением рассматривал незнакомца. Мне казалось, мой взгляд мог прожечь его дорогую тяжелую броню. А доспехи были великолепные, работы  таленских мастеров. Только достались они своему владельцу, судя по всему от деда, и были внуку малы. Кираса едва прикрывала грудь, а наручни казались заплатками на слишком длинных руках, так что грозный испанец походил на долговязого подростка, выросшего из старого костюмчика.
Зал наполнился слугами в ярких ливреях. Господа торопливо испуганным шепотом отдавали распоряжения, объясняли что сказать домочадцам, чтобы те прониклись серьезностью момента, требовали поторопиться. Слуги преданно кивали, божились исполнить всё в точности. Общий шум легко перекрыл громкий голос испанца;
-Я надеюсь ждать возращения ваших посланцев долго не придется, хотелось бы  всех отпустить уже завтра к ночи. И помните, ваша судьба зависит от щедрости ваших родственников.
-О, боже мой, -  горестно выдохнула, стоявшая рядом со мной бледная барышня, и упала в обморок. 
Сразу несколько человек бросились ей на помощь, так что я сразу понял, что мне не стоит  даже вмешиваться.
-Бедняжка, видимо у нее очень жадная родня, - услышал я над ухом насмешливый молодой голос.
Повернувшись, я увидел снисходительно улыбавшегося маркиза де Безье. Он был моей  полной противоположностью. Богатый, родовитый, высокий, элегантный и крупный нос говорил о его сильном характере. 
-Ловко придумали испанцы, - обратился ко мне маркиз, - не хотят тратить лишние силы на штурм маленьких замков и поместий.  Посидят, подождут, мы им всё сами принесём.
Тем временем слуги поспешно покинули большой зал, высокие двери захлопнулись за ними и мы остались взаперти. Дамы расселись по немногочисленным креслам, кавалеры остались ждать стоя.
-Веселенькая перспективка провести здесь ночь, - раздраженно произнес маркиз, - нужно срочно что-то предпринять! И,  как на зло, в зале собрались одни дамы и старики, - поморщился он, - придется нам с вами действовать вдвоем, больше молодежи я не вижу.
-Конечно, конечно, - восторженно согласился я.
Подумать только, сам маркиз де Безье  предложил мне действовать вместе!   Я был сам не свой от волнения. Раньше я не мог и вообразить ничего подобного.
-Так что мы предпримем? – с готовностью спросил я.
-Для начала нам стоит познакомиться, - улыбнулся маркиз, - иначе мы не сможем действовать сообща. Меня зовут Француа.
-Я Жан, - воскликнул я.
-Отлично, начало положено. Теперь нужно выработать хотя бы более ли менее внятный план. У вас есть идеи?!
-Нет, - активно замахал головой я.
-Да мне с вами повезло! – рассмеялся Француа, - нам бы только выбраться из этого зала. Незаметно побродить по Ратуше, посчитать сколько здесь испанцев. Может удастся выяснить сколько их вообще пробралось в город, пока мы все дружно испугались одного единственного баска.
-Вы уверены, что это баски, а не костильцы?
-Уверен, жители Костили  совсем иначе произносят слова. Но это не важно, а важно заставить этих ребят отпереть двери или... думайте, Жан, думайте.
Мы оба погрузились в размышления, в голове роились идеи, одна безумнее другой.
-Здесь есть камин, огонь… может быть устроить пожар?
-Думаю, они позволят нам задохнуться с большим удовольствием, чем бросятся спасать.
-А если устроить драку
-Что нам даст?  - вздохнул маркиз, - хотя… мы же здесь заложники… впрочем слуги принесут деньги даже если к утру мы все будем мертвы…
И вдруг меня осенило!
-Нам нужно выбраться в окно! Ведь, все окна открываются внутрь.
-Я вижу вы в первый раз в Ратуше, - снисходительно улыбнулся мой новый знакомый, - или вы просто слишком не внимательны. Выбравшись из окна мы окажемся на абсолютно гладкой стене. Вы умеете лазить по стенам как паук, Жан?
-Да, я тут не додумал, там и правда не за что зацепиться. Всё-таки остаются только двери. Но кто может заставить открыть их?... Послушайте,  -  произнес я робко,  -  я заметил как тот долговязый испанец смотрел на мадмуазель де Ту… может быть…
-Отлично! Вы просто молодец, Жан!  - обрадовался маркиз, - девичий голосок не вызовет подозрений. А мы тем временем… решено, берем в союзники мадмуазель Анжелику.
-Так вы знакомы?  - ревнивым шёпотом спросил я.
-Да мы с ней помолвлены, наши папаши спят и видят, когда смогут породниться.
-А…. вы сами?
-О, тут мы  единодушны, делаем всё, чтобы оттянуть великий день.
-Так она вас не любит? – радостно воскликнул я.
Маркиз глянул на меня удивленно, улыбнулся насмешливо.
-Не беспокойся друг мой, насколько мне известно сердце мадмуазель де Ту пока свободно.  У вас есть шанс!
-Спасибо!  - выдохнул я.
Кровь вернулась к моей голове, и я смог думать о предстоящем опасном деле.  Но  маркиз снова заставил моё сердце учащенно биться, а душу уйти в пятки.
-Идемте, я вас представлю Анжелике, - весело предложил он.
Я готов был разорваться надвое, одна часть меня ликовала, а другая хотела в страхе бежать прочь.
-Нет! – воскликнул я, и тут же передумал,  - Да, конечно, идемте.
-Идем,  - понимающе кивнул Француа.
Я семенил за маркизом, ни жив ни мертв от волнения. Ещё никогда я не чувствовал себя таким жалким и никчемным. Я боялся вызвать раздражение дочери барона, но Француа представил всё наилучшим способом.
-Вот человек, нашедший путь к нашему спасению, - произнес он указывая на меня. 
Представляю, каким смешным и неловким предстал перед бароном и его дочерью, тот кто вызвался их спасти. Ах, если бы я только мог растаять, раствориться в воздухе! Случайная встреча в сложном узоре танца  - это одно, а теперь мне предстояло проявить всю свою галантность и решительность. Но куда, куда они все сразу запропастились?!
-Позвольте представить вам барон, моего доброго приятеля -  Жан…, - маркиз требовательно глянул на меня, шепнул – ну, продолжай!
-…Жан Пьер де Рено, - вежливо поклонился я.
Старый барон смотрел куда-то сквозь меня и, кажется, вовсе не обратил внимание на мои слова. Зато Анжелика не сводила глаз, и мне показалось даже,  что она повторила про себя имя. Всё  происходило словно во сне, в моих не реальных мечтах. Я рассеянно внимал Француа, объяснявшему  каким образом мы намерены выбраться на свободу и почему нам понадобилась помощь мадмуазель де Ту. Девушка охотно согласилась, укоризненным жестом пресекла возражения своего отца, и мгновение спустя уже стучалась в темные деревянные створки дверей зала приемов и требовала пригласить к ней офицера. Только теперь я вспомнил о том, что все мы здесь собирались танцевать и веселиться, по традиции оставили дома всё свое  оружие.  Ведь длинные шпаги так мешают во время танца.
-Как же мы их голыми руками?  - обернулся я к маркизу.
-Что-нибудь придумаем, - легкомысленно ответил он и подхватил резной стульчик, служивший пожилым господам подставкой для ног. я хотел последовать его примеру, но не нашел вокруг ничего подходящего, попытался было отобрать крохотную табуреточку у старой графини, за это она огрела меня своей тяжелой резной палкой.
-Отлично!  - воскликнул Француа.
И не мало не смутившись, забрал у вредной старухи её увесистую клюку. Резной стульчик он передал мне, как раз в это время, послышался скрежет давно не смазанных замков,  дверь поддалась и широко распахнулась перед мадмуазель де Ту.  Мы с маркизом очертя голову бросились в открывшийся проход. Следом за нами ринулась рассвирепевшая старая графиня. Думаю, от неё испанцам досталось больше всего.  А я как в лихорадке колотил направо - налево своей скамеечкой. Не ожидавшие такого натиска солдаты расступились, и я прямёхонько наткнулся на офицера в старинных доспехах, ударил его головой в живот, не защищенный слишком короткой кирасой, повалил на пол  и принялся лупить по голове  галантного идальго снявшего шлем, перед встречей с француженкой. Испанец быстро перестал сопротивляться. Я вскочил на ноги готовый продолжить битву, но всё было покончено. Двое солдат не успевших пустить в ход свои длинные шпаги  лежали на полу рядом со своим командиром. Маркиз гордо взирал на побежденных, через  открытые настежь двери зал торопливо покидали пленники. Я искал взглядом мадмуазель де Ту, но её нигде не было. Француа хлопнул меня по плечу:
-А вы молодец де Рено! Раздолбали сеньору всё лицо. Конечно, солдат шрамы украшают, но вы превратили его в сущую квашню.
-Не надо было так смотреть на мадмуазель Анжелику.
-Да, вы влюблены! – обрадовался маркиз, - как я сразу не понял, насколько всё серьёзно! Впредь буду внимательней.
-А где…?  - прохрипел я.
-Отец увел мадмуазель де Ту,  думаю она в безопасности, а нам ещё предстоит разобраться с оставшимися испанцами.  Врятли они простят нам это безобразие, - он кивнул на распростертые на полу тела.
Вот уж  никогда я не думал, что буду почти в одиночку бороться с целым испанским отрядом. Я вовсе не собирался становиться непобедимым героем, тем более что непобедимых не бывает. Я был убежден, что жизнь моя пройдет тихо и незаметно. Сегодняшний вечер разрушил все мои прежние планы. Но поразмыслить об этом мне было абсолютно некогда. Маркиз торопил покинуть Ратушу. И я покорно следовал за ним, даже не представляя, что могло нас ждать за углом. Подобрав с пола шпаги испанских солдат, мы бегом промчались по длинным пустым галереям. К немалому нашему удивлению, нам не встретилось ни одной живой души. Ни испанца, ни француза, ни слуги, ни господина.
-Куда все подевались?!  - громко возмущался мой новый приятель.
-Не знаю, может быть разбежались, испугались…
-Кого? Нас?! Врятли мы такие грозные!
-Может, здесь произошло ещё что-то?
-Определенно произошло, только знать бы что именно.
Лицо маркиза было сосредоточенно-решительным, а я чувствовал себя абсолютно потерянным. Боюсь, что это было видно издалека.
-Соберитесь, Жан, - потребовал мой спутник, - у вас вид, как у потерявшегося цыплёнка.
Я постарался придать своему лицу воинственное и героическое выражение. Француа посмотрел на меня и расхохотался.
-Ни к чему корчить из себя злодея! Вам не идет. У нас нет повода ни для ужаса, ни для зверского гнева.
Мы веселились, но сердце сжимал холодок тревоги. Непонятное всегда вызывает опасение. Так никого и не встретив, мы выскочили на улицу. Но когда двери Ратуши, закрылись за нами, ситуация не стала понятней.
-Да куда же подевались все жители?  - в сердцах воскликнул маркиз, - чертовщина какая-то!
Я бы выразил свои переживания более деликатно, но и мне померещилось  присутствие не чистой силы. Я не удержался и перекрестился, порадовался, что самоуверенный маркиз этого не видел. Мы пересекли вымощенную новенькой брусчаткой, площадь перед Ратушей, углубились  в темную улочку.
-Может, стоило подождать до утра?  - негромко спросил я.
-Судя по тому, как легко мы выбрались,  - серьезно ответил Француа, - момент был выбран наилучший, Бог знает, что ещё произошло бы до утра.
-А кто знает, что будет теперь?
-Ни каркайте, Жан! Будем надеяться, что все испанцы валяются пьяные, а горожане, просто попрятались в своих домах.
-Не все валяются, - угрюмо заметил я, указав, вперед, на ярко освещённый пожаром дом.
Возле дома на мостовой, валялся открытый сундук и какая-то переломанная мебель. Прямо перед нами из большого окна на втором этаже выбросили труп, он плюхнулся на камни, словно тяжелый мешок.
-Нам туда! – воодушевленно скомандовал Француа, - вот где испанцы!
Входная дверь была открыта настежь, мы вбежали, поднялись по узкой, освященной только отсветами пожара, лестнице и оказались на пороге небольшой, полной людей комнаты. Вооруженные до зубов, защищенные доспехами испанцы как грушу трясли толстого торговца, в широком коричневом кафтане.
-Золото! Где спрятал Золото?!
Мой испанский был беспомощно плох, но даже я не мог не понять их требования.
-Хочешь следом за родственничком?! Мы быстро всё твоё семейство перекидаем! - рычал рослый не бритый солдат.
Тяжелый шлем почти полностью закрывал его лицо. Ещё двое испанских солдат угрожающе кивали, подтверждая угрозы. Четверо женщин перепугано жались в угол. Полная, немолодая мать, старалась закрыть собой троих  малолетних дочек.  Девчонки растирали по лицам слезы. Не тратя больше ни мгновения, мы вдвоем бросились на захватчиков. Помня только, как презрительно хмыкнул небритый, встречая меня ударом увесистого кулака. Сквозь  зеленые круги увидел,  как отличная испанская сталь проткнула плохой испанский доспех. Мой обидчик отпустил толстяка, повалился на пол, хрипя проклятия. А я на обмякших ногах доковылял до ближайшей скамьи и мог только рухнуть на неё, предоставив Француа бороться с остальными солдатами.
Дальнейшее я вспоминаю будто через мутное стекло. Словно мерзкое воплощение моей тошноты, в комнате появились ещё двое испанцев. Уверен, маркиз сражался как лев. Но вскоре и он оказался рядом на моей скамеечке. А солдат, по-моему стало ещё больше.
-Черти полосатые!  - ругался Француа.
А мне хотелось только скулить, сжав руками голову.
-Жа-а-ан!! Жа-а-ан!!
Неужели маркиз был совсем рядом?! Его голос странный искаженный, прилетал из страшной дали.
-У этого громилы такой кулак… но я его, - гордо произнес я.
Кажется, вышло не слишком гордо. Я сумел различить только крайне жалостный скрип.
-Держись! – донеслось до меня.
И я держался. Через некоторое время, если не двигать головой, всё уже было нормально. Только всё вокруг казалось удивительно противным и тошнотворным. Лица испанцев особенно.   
-Помогите! Сделайте, что-нибудь!  - донесся из угла женский плач. 
-Сейчас, сделаем! – энергично отозвался маркиз.
Он стремительно  вскочил на ноги, подхватил меня и толкнул в самую гущу солдат. Я раскинул руки, стараясь удержать равновесие. Но куда там, так и рухнул на завоевателей. Мой приятель тоже ринулся на басков, началась жуткая неразбериха, толкучка  и потасовка. Мне снова досталось и пришлось бы ещё хуже, если бы жар, разгоравшегося пожара не прогнал всех вон из дома. В рыжих плясавших отсветах я различил убегавших в темноту француженок и толстого главу семейства. 
-Получилось! – счастливо улыбнулся Француа.
Я тоже разулыбался, наверное, вымученно, криво, но от всей души! Само собой завоевателям это не понравилось. Они и без того были на нас злы. Ещё бы, помешали удачному грабежу, помогли сбежать денежным пленникам и радовались. Теперь я мог посчитать испанцев, их собралось человек десять, и всех оставило ни с чем жадное пламя, быстро поглощавшее брошенные богатства. Небо, должно быть, стало жарко, от сыпавшихся на наши головы цветистых ругательств и проклятий. То и дело  очень грубо  толкая в спину солдаты погнали нас куда-то в темноту улицы. Где невесть как нашли мрачный, погруженный во тьму дом и затолкали нас в подвал.
В нос, словно недавний кулак, ударил сильный запах плесени, я будто разом ослеп в плотной  темноте, лишенной даже слабого отсвета.
Вот тут-то мы и узнали, куда разом делись все защитники города.
-В эту гадскую духоту и сырость  испанцы загнали нас человек тридцать, - услышал я совсем рядом, хриплый усталый голос, -  благородные шевалье и рядовые солдаты стоят здесь бок о бок из-за тесноты, не имея возможности даже сесть и вытянуть ноги, а ведь столько раненых.
 Меня охватило отчаяние.
-Неужели это конец?! – горестно прошептал я.
-Не говорите ерунды, - возмущенно прошипел мне на ухо Француа, - из любого подвала должно быть пара выходов.
Завидую тем, кто умеет сохранять бодрость духа в любой ситуации. Мне бы такую уверенность.
-Где его искать, этот второй выход? – вздохнул я, - он же тайный. Вон все эти люди здесь уже столько времени, а так и не смогли выбраться, чем мы лучше?
-Лучше! - убеждённо заявил маркиз, - уверен, что они ничего и не искали. Сразу впали в тоску, так же как и вы. Осмотреться бы здесь.
Бедная моя голова!  То её бьют, то заставляют решать невероятные задачи, и всё таки,  справился,  я придумал!
-В таком большом подвале точно должен быть винный погреб. Значит, хозяин спускался сюда, чтоб было чем напоить гостей.
-И что? – удрученно спросил стоявший совсем рядом  со мной человек.
-А то, что тащить с собой лампу или свечу ему было бы не удобно, руки заняты. Обязательно здесь должен быть факел.
-Ну, есть штуки три на каждой стене, только от них мало проку. Как на зло, ни у кого  из нас не оказалось огнива, - прогнусавил наш сосед, - всех захватили в бою, не до того было.
-Если Жан прав, - поддержал меня Француа, - то хозяин должен был всё необходимое  здесь оставить, может, только отсырело. Эй, все пошарьте вокруг себя! – громко скомандовал он.
-Думаю, удобнее всего было бы пристроить огниву у самого входа,  - заметил я,  - и наугад протянул руку к стене справа от меня.
Пальцы нащупали шершавые кирпичи, а чуть дальше неровную, плохо выстроганную деревянную полочку.
-Да вот же всё, что нам нужно!
В ответ из темноты донесся похожий на шум прибоя, хор голосов. Я подал свои находки стоявшему рядом, люди передавали их из рук в руки и вскоре, недалеко от нас вспыхнул первый факел. А через некоторое время непроглядную тьму шипя разгоняло пламя уже шести факелов, укрепленных в подставках на стенах.  В рыжем веселом свете всё стало видно почти как днем. В  подвале оказался высокий сводчатый потолок, опиравшийся на каменные круглые колонны.     Чистое помещение выглядело торжественно и  монументально. Огромные дубовые бочки возле дальней стены казались священными сосудами.  Маркиз деловито оглядывал помещенье.
-Я здесь уже бывал, - задумчиво произнес он, -  это винный погреб в соборе.
-А в соборе есть винный погреб?! -  удивился я.
-Раньше здесь хранили лучшие  вина из тех, что делали монахи в соседнем монастыре. Он славился своими виноградниками, теперь всё забросили, а я как-то играл здесь в детстве! Ну, если честно, меня здесь наказали. Но я превратил это в новое приключение. Здесь есть подземный ход, далеко за стены города.
-Где?!  - выдохнул дружный хор голосов.
-Я попробую вспомнить… уже много лет прошло… раньше здесь было больше винных бочонков и меньше людей. Мне бы пробраться к той стене.
Люди расступились тесней прижавшись друг к другу. И моему чертовски везучему приятелю удалось протиснуться к пузатым бочкам. Он деловито осмотрел кладку задней стены, ощупал одному ему известные выступы, и скомандовал:
-Силачи ко мне! Нарочно или нет, монахи задвинули ход этой громадиной. Нужно только отодвинуть   бочонок, и мы свободны!
К нему сразу подошли человек шесть, пленники с энтузиазмом взялись за дело, не прошло и пяти минут, как огромное винное вместилище было сдвинуто, люди удовлетворенно потирали руки,  а Француа нежно, словно любовницу погладил шершавую каменную стенку.
-Нашел!  - задорно объявил он, - сдвину вот этот камень и…
Он уперся ладонью в серую глыбу, напрягся словно пружина, но ничего не происходило… Мгновение везунчик выглядел растерянно, потом сердито стукнул себя по лбу, и принялся двигать другой камень гораздо ниже.
-Дурак! Я же был гораздо меньше ростом!
На этот раз с тихим зловещим шуршанием стена поддалась, оказавшись всего лишь искусно замаскированной  деревянной перегородкой. Все жадные взгляды устремились на тёмный открывшийся проём.
-Тоннель! – ахнул прижатый толпой ко мне молодой человек.
Я и сам видел, что ему удалось найти второй выход из подвала. Вопреки моим ожиданиям, из-за отверстия в стене не тянуло ни холодом, ни сыростью. Вооружившись одним из факелов, маркиз уверенно шагнул в подземный ход, а пленники бесстрашно последовали за ним. Не по своей воле я оказался самым последним вступившим в подземелье. Аккуратно прикрыв за собой тяжелую перегородку, услышав металлический щелчок. Не подозревавшим о тайном ходе баскам наше исчезновение должно было показаться зловещим чудом. Мы ушли  не оставив врагам ни света, ни факелов, ни огнива. Подвальная стена вновь  была гладкой и неприступной. Жаль только, бочонок подвинуть на место было некому.
Шедшие впереди освещали дорогу и я мог как следует рассмотреть древнее сооружение. Совсем иначе я представлял себе подземные ходы. Вопреки моим ожиданиям, с каменных стен не сочилась вода, здесь не было ни плесени, ни мерзких насекомых – спутников сырости. Сухая аккуратная кладка образовывала над головой полукруглый свод. Здесь не было нужды даже наклоняться. Я мог идти высоко подняв голову, но это не только благодаря моему невысокому росту. Довольно долговязый старик, шагавший передо мной,  поднял руку, чтобы коснуться  потолка.
Шли мы долго, путь уже начал казаться бесконечным. Факелы догорали, чадили, пока ближайший к нам, оказавшийся самым коротким, не погас. В темноте, тоннель стал душным и жутковатым. Неужели только свет добавлял мне  решимости. Я почувствовал себя жалким трусом. К счастью, в лицо ударил сильный ночной ветер. Десяток ступеней, и покинув подземелье я снова увидел над головой высокое звездное небо. Свежий ветерок нежно коснулся лица, принес яркие лесные запахи. Вокруг чёрными силуэтами на светлеющем небе качали ветвями гиганты дубы. В ближайших кустах тоненько запела какая-то птаха.
-Благодарю тебя господи!  - искренне прошептал я.
Никогда раньше я не бывал настолько счастлив, безмятежное восторженное желание раскинуть руки и затянуть самую веселую песню, по-моему, разом охватило всех получивших свободу пленников, но каждый счел своим долгом подавить порыв и вести себя достойно.  Всё же я не удержался и радостно подпрыгнул, тут же застеснявшись и сделав вид, что поскользнулся
-Вот вы где! – дружески приветствовал меня, вынырнувший из предрассветных сумерек Француа, - а я уж беспокоился, куда вы подевались. Вдруг вы остались в подвале дожидаться испанцев!
-Чего ради?  - буркнул я.
-Например из глупого героизма. Могли остаться прикрывать наш исход.
-Тоже мне бегство евреев из Египта!
-Пожалуй! – рассмеялся маркиз, - у меня мало общего с Моисеем.
-А где мы теперь?  - спросил я оглянувшись, - совсем незнакомое место.
-Оно и не могло быть вам знакомо, это далеко за городской стеной. В том самом лесочке, из которого напали на нас баски. Мы можем повторить их маневр.
-Не можем! Мы все безоружны, -  мрачно вздохнул я.
-Проблема, так проблема, - нахмурился Француа,  но сразу улыбнулся и подмигнул мне, - за эту чудную ночку, мы с вами уже второй раз становимся освободителями толпы безоружных пленников.   
А ведь он был прав, ночка выдалась удивительная. За всю мою недолгую жизнь не случалось ничего подобного. А  маркиз вел себя так, словно привык к такого рода приключениям. 
-Ну что, придумали, где взять оружие?  - спросил он меня так беззаботно, словно интересовался, какое блюдо предпочитаю на обед.
Мне отчаянно не хотелось ударить лицом в грязь и я уверенно выпалил первое, что мне пришло в голову:
-Взять можно только там, где  оно есть.
-Тонкое замечание, - улыбнулся мой новый приятель, - может вам известно такое место?
-Место.. место…- беспомощно повторял я, и вдруг почувствовал вдохновение, - по близости, вооружены только баски. Но должны же они были где-то сложить всё, что отобрали у французов. Оружие против испанцев, нужно взять у испанцев.
-Отлично сказано! – воскликнул Француа.
Вышедшие вместе с нами  из подземелья, толпились вокруг встретили мое предложение одобрительными криками.
-Мы все готовы вернуться в город и прогнать захватчиков восвояси! – высказался за всех пожилой высокий дворянин в тяжелых дорогих латах.
Ему вторили другие голоса, обещая всюду следовать за нами.
-Держу пари, ещё вчера, Жан, вы и мечтать не могли о том, чтобы стать полководцем!
-Я… при чём здесь я? Это вы…
-Напрасно скромничаете! Ваш план, вам и воплощать! – убежденно заявил маркиз.
Слово «растерялся» даже отдаленно не могло описать моего смятения. У меня не было никакого плана, я понятия не имел что и как теперь делать.
-А что бы вы сейчас предприняли?  - с надеждой спросил я у Француа.
-Скорее всего, - рассмеялся удачливый маркиз, - я бы сейчас бегал по лесу, и рвал на себе волосы с криком: «Боже мой! Что же предпринять».
-Я тоже так хочу, - очень тихо признался я.
-Э-э, нет! Теперь вы обязаны быть воплощением уверенности и спокойствия! Хотите, я за вас побегаю?
-Нет,  - фыркнул я, - мне это не поможет.
Настроение моё сменило цвет. Из лучистого золотистого стало черным и мрачным, словно грозовая туча. Я лихорадочно перебирал известные мне победоносные штурмы и предприятие наше казалось мне всё более безнадежным. Всё оружие точно было спрятано в крепости, там же  были и баски, которых мы собирались победить. Но как теперь нам попасть в крепость?! По подземному ходу, мы можем только вернуться в запертый подвал. Ворота города, тем более закрыты и надежно охраняются. Я готов был поступить в точности как описал маркиз. Но это было бы так малодушно.
Между тем, все взгляды сбежавших из крепости были устремлены на меня и лица выражали твердую уверенность  в том, что у меня есть надежный план.
-А может городские ворота забыли запереть? Ведь испанцы уверенны, что нам подмоги ждать не у кого, - решился открыть рот я.
-Мы не узнаем этого, пока не увидим своими глазами,  - бравурно произнес Француа.
Он тоже решил, что я что-то придумал. Раз так я напустил на себя важность, произнес солидно.
-Нет нужды спешить туда нам  всем, пошлем разведчиков. Нас не должны заметить, к тому же я знаю, что многие из вас страдают от ран. Я думаю небольшому отряду вместе с ранеными, имеет смысл добраться до ближайшей деревеньки и остаться там.
Меня выслушали серьезно, как настоящего полководца. И к моему немалому удивлению родовитые, богатые и солидные господа охотно согласились с моими рассуждениями.  Минут через пять, двое добровольно вызвавшихся солдат  уже спешили к городским воротам, а небольшой отряд дворян отправился к ближайшей деревеньке. Нам оставалось только ждать. В колебавшимся на ветру  свете догоравших пяти факелов люди расселись на толстых стволах поваленных деревьев, на пнях, оставшихся после городского строительства.  Я тоже присел на какой-то гнилой деревяшке. Глубоко задумался, стараясь изобрести что-нибудь гениальное. Но легкомысленный маркиз снова мешал мне сосредоточиться.
-Из вас, Жан, получился отличный военно начальник! Сознайтесь, какие тактические соображения роятся у вас в голове?
-Пока не о чем говорить.
-Ну, всё же хоть намекните. Вот я, честно признаюсь, мне в голову не приходит  ничего подходящего.
-В мою тем более не придет, если вы будете всё время меня отвлекать! – неожиданно сорвался я, - ловко вы сбросили на меня ответственность! С чего вы взяли, что я справлюсь?! Я никогда ничего подобного не делал! Я мирный, очень мирный человек!
-Скажите это тому испанцу, - огрызнулся маркиз.
-Я убил человека первый раз в жизни! Он до сих пор у меня перед глазами стоит!
-А тот бородатый? – напомнил Француа, - он тоже  выглядел совсем  не живым.
-Вы хотите выглядеть как он?!  - парировала моя гордость, - знаете что, командуйте сами, а я умываю руки!
-Вы не похожи на Понтия Пилата! – нашелся Маркиз.
А мой запал тем временем сошел на нет. И я сказал вполне миролюбиво:
-Если городские ворота заперты, нам не остается ничего другого как последовать за первым отрядом в деревню и подождать там.
-Чего подождать?
-Имеет смысл напасть на испанцев, когда они покинут город и нагруженные будут возвращаться по той же дороге.
-Отличная мысль, - воодушевился мой приятель, - да я в вас не ошибся! Вы, Жан, мастер тактики и стратегии.
Мне оставалось только согласиться с ним, но я скромно промолчал, ещё не привыкнув к открывшемуся новому дару.
Ожидание затягивалось, и де Безье разумно рассудил, что беззаботная болтовня поможет его скоротать. Он отвлек меня от сосредоточенной серьезности:
-Послушайте, де Рено, врятли ваша мрачность  нам поможет. Улыбнитесь, подумайте о приятном.
-О чём, например? О том что испанцы превосходят нас числом, раза в два?! Или о том, что они отлично владеют оружием, которого у нас просто нет?!
-Вы невозможны! – всплеснул руками маркиз, -  Я вот сейчас подумал, зря мы зовем их испанцами. Ведь Испании совсем нет! Есть королевство  Каталония, есть Арагон, и пока они не переженятся, или не породнятся как-нибудь ещё, мавры так и будут ими командовать.
-Мне нет до этого дела! К тому же вы говорили, что напавшие  - баски.
-Врятли. Баски народ совсем дикий. Грабят тех, кто едет через Перенеи. Никогда не слышал ни про них крепость, ни про регулярную армию. А мы имеем дело с хорошо обученными солдатами.
-Быстро вы меняете своё мнение.
-Всё слишком  серьезное и последовательное не для меня.
-Потому вы и ускользнули от руководства нашим возращением в город?
-Зачем мне такая ответственность?  - махнул рукой Француа.
-Но это слава.
-Лишняя слава тоже абуза. Это вам она необходима, вы же мечтаете получить руку мадмуазель де Ту.
-Откуда вы знаете?! – вспыхнул я.
-Я же не слепой. Вы очень меня обяжите, если избавите от обязательства жениться. Я вас не понимаю, свобода так прекрасна! Но раз уж вам приспичило, буду рад уступить вам мадмуазель Анжелику. Уверен, её отец будет счастлив породниться с победителем испанцев.
-Сперва надо их одолеть, - хмурился я.
-Ничего, вы справитесь!
Когда потух последний факел, солнце уже выбралось из-за горизонта и даже в лесу стало светло. Подступивший голод, превратил ожидание в настоящую пытку, а маркиз только подливал масло в огонь.
-Страшно подумать, что захватчики сейчас лакомятся нашими запасами.  Я знаю, в подвалах ратуши есть отличное вино, а какие там хранятся окорока! Будь у нас хотя бы один лук, стоило бы отправиться на охоту. Поели бы хоть немного жаренного мяса. Вы предпочитаете оленину или молодого кабанчика?
Я посмотрел на приятеля враждебно.
-Ещё слово и я побью вас.
-Драка вместо завтрака  - оригинально! 
Де Безье умел порадоваться любому повороту событий. Но моё настроение становилось всё хуже. Я был окончательно готов к злой драке, когда на полянке где мы расположились, появились отправленные мной разведчики. Вид у них был усталый, но довольный.
-Ну что? Как? – набросился я на солдат.
-Испанцы совсем обленились. Ворота не заперли, - решетку не опустили.
-А часовые? Их много?
-Мы не видели, засов не опущен, но створки ворот прикрыты, через узкую щель ничего разглядеть не удалось, может, там никого и нет?! А может…
-Некогда гадать, выступаем немедленно! – скомандовал я на мгновение ощутив себя решительным и смелым военноначальником.
Безоружные усталые голодные люди поднимались со своих мест, готовились к новым испытаниям. На лицах не было ни тени сомнения, все охотно доверились моим решениям. Ах, если бы я сам был так же уверен в своей  правоте!
-Там в лесу, какие-то люди!
-К нам идут  вооруженные люди!
Услышав эти крики, я вздрогнул. Я повернулся в ту сторону, куда указывали кричавшие, и с ужасом увидел десяток крестьян размахивавших  кто чем: косами, вилами, топорами. Лица у них были не злые, многие радостно улыбались нам, но острый металл выглядел угрожающе.
-Вы что-нибудь понимаете?  - спросил я маркиза, не рассчитывая на толковое объяснение.
Он только пожал плечами, а дальнейшие события сами избавили нас от лишних страхов. Необычно вооруженные люди быстро приближались, и я заметил, что у многих из них в руках даже не одно, а два или три опасных крестьянских орудия. Кроме того, среди них  разглядел  многих ушедших в деревню солдат. Они тоже улыбались и весело приветствовали остававшихся на поляне. Я не находил объяснения такой странности, пока вездесущий Француа не отправился к ним навстречу  и вернувшись не объяснил мне все странности:
-Мы напрасно струхнули! Это вовсе не наша погибель, а наоборот – настоящее спасение. Представляете, когда деревенские жители узнали откуда к ним нагрянули столько раненных, в крестьянах проснулся героический дух. Они не только пришли, чтобы сражаться вместе с нами, но и притащили с собой всё, что нашли в хозяйстве, хоть отдаленно напоминающее оружие. В нашем отряде прибавилось человек двадцать. Откуда они только взялись в такой маленькой деревушке? Ещё немного и в вашем подчинении будет настоящая армия.
-Этого я и боюсь! – вздохнул я.
Никогда я не чувствовал в себе задатков настоящего полководца. Отец всегда смеялся, что не зря я родился только вторым сыном, но и не самым младшим, ни солдат, ни монах.
Между тем гордые дворяне охотно разбирали нехитрые крестьянские орудия. Родовитые графы и бороны вооруженные вилами выглядели забавно, но наша нестройная толпа уже немного походила на военный отряд. Воодушевленные мы двинулись к главным городским воротам, забытым испанцами. Вышли из лесу, миновали широкое пшеничное поле, и остановились озадаченные новым зрелищем.
-Ух, ты! Не мы одни собрались штурмовать этот городок! – воскликнул де Безье.
- Похоже, эти ребята вооружены куда лучше нас, - хмуро заметил я.
-И всё же их армия тоже выглядит не слишком солидно. Кажется, этот отряд состоит из слуг.
-Судя по их костюмам вы правы, но я впервые вижу конюхов и лакеев со старинными алебардами и луками в луках.   
-Сегодня удивительный день, всё перемешалось: дворяне с косами, лакеи со шпагами, - рассмеялся Француа, - может мы просто сошли с ума?!
Я уже готов был с ним согласиться, но подбежавший к нам поваренок разъяснил  новую загадку:
-Нас послали к испанцам вместо выкупа, старый барон сам раздавал оружие из своей коллекции.  Очень переживал, что не может пойти с нами, а все кто служит в замке – здесь.   
-Сколько вас?
-Пятнадцать человек…. с половиной, - потупился пацан.
-Если будешь стараться, из тебя получиться не половина, а целый воин, - я ободряюще похлопал его по плечу.
-И того мы располагаем отрядом в шестьдесят пять шпаг, - гордо подытожил де Безье.
-Шпаг у нас гораздо меньше, - поправил его я, - так же как и опытных воинов.
-Зато мы все решительно настроены! – восторженно выпалил поваренок.
-Что правда, то правда, - согласился я, - и да поможет нам Бог!
-Я думаю, от нашего разношерстного воинства будет  больше проку, если мы обменяемся оружием, и каждый выберет то, что ему привычней, - предложил маркиз, - вижу вон у того лакея отличную шпагу, полагаю, он лучше меня справиться с доставшимися мне вилами.
Я тоже спохватился. Хорош командир, размахивающий пустыми руками. Поймал проходившего мимо лакея, с целой связкой отличных шпаг и выбрал себе одну не слишком тяжелую.
Тут же начался активный обмен. Солдаты взвешивали на руке тяжелые старинные секиры и топоры-лесорубов, многие крестьяне сразу взялись за луки. Дворяне эффектно размахивали шпагами. Я смотрел на свою армию и всё меньше представлял её в бою с профессиональными хорошо обученными испанскими солдатами. Наверняка у них командир куда опытней меня.
Снова быстро развивавшиеся события не дали окрепнуть моим сомнениям. Мы совсем позабыли, что находились на открытом месте, и были видны с крепостной стены как на ладони. Нас заметили. Были слышны гортанные крики и команды. Потом массивные городские ворота широко распахнулись и пропустили мчавшиеся галопом отряд кавалерии. На всадниках были легкие доспехи, они были вооружены широкими, как меч шпагами, кони неслись прямо на нас.
-Расступись, - только успел скомандовать я.
Мои пестрые воины отлично выполнили команду. Возможно, в этом им помог страх, галопирующая кавалерия пронеслась через наши ряды, не сумев причинить никакого вреда. Только через добрую сотню шагов всадники сумели остановить лошадей и повернуть обратно.  Наши лучники успели сориентироваться  и встретили кавалеристов градом стрел. Многие кони помчались дальше без седоков. Кавалерия скрылась за городскими воротами. Первая вылазка испанцев была блестяще отбита.
-Да мы серьезная сила!  - не скрывая удивления и восторга, крикнул де Безье.
-Всё же теперь нам лучше укрыться в лесу, - благоразумно   рассудил я.
-Отступить?! Зачем?! Мы же победили!
-Иначе нас всех перебьют со стен, - стал объяснять я, - у нас крайне не выгодная позиция.
-Не тратьте время, командуйте!  - очень серьезно сказал мне стоявший рядом немолодой солдат, -  вы же командир.
Вся моя нерешительность и природная скромность возмутилась против его убежденности. Но я понимал, что действительно в этот момент всё зависело от меня.
-Все в лес! Быстро!  - громко крикнул я и замахал шпагой над головой.
Моё смелое ополчение дружно ринулось под сень деревьев. Когда все уже были в безопасности, и широкие ветки надежно защищали нас от смертоносных испанских стрел, люди обратили ко мне озадаченные возмущенные лица.
-Почему мы отступили?! Это неправильно!  - выразил общее настроение воинственный поваренок.
-Понимаешь, мы ничего не сможем  сделать, если враги будут точно знать, кто мы и насколько мы слабы, - принялся объяснять  я нарочито громко, что наш разговор могли слышать все.
Заметив, что многие согласно кивают, я воспрял духом и продолжал гораздо увереннее:
-Нам нужно собраться с силами, посмотреть, что предпринят испанцы.  У нас не достаточно вооружения чтоб организовать штурм, зато на нашей стороне хитрость и терпение.
-Что ж, будем ждать, - охотно поддержал меня маркиз.
Поваренок состроил недовольную гримаску, но тоже не стал спорить. Я свел брови к переносице, стараясь изобрести тот невероятный способ, который позволит горстки плохо вооруженных, не привыкших воевать людей одолеть чужеземных солдат, засевших в хорошо укреплённом городе.
Ждать долго не пришлось. Видимо, посовещавшись, и не зная насколько серьезна реальная опасность, испанцы решили покинуть враждебный городок. Следуя военной традиции, они не могли этого сделать, не устроив пожар. Мы видели, как дубовые ворота  захлопнулись, решетка опустилась и пять минут спустя над крышами поднялись столбы густого черного дыма. 
-Тушить! Надо скорей тушить! – донеслось до меня с разных сторон.
Что ж цель завоевателя была достигнута, французы готовы были забыть  о них, спасая мирный город.
-Там без нас справятся, - жестко сказал я, - наше дело бить врага.
-Но никаких врагов здесь нет!  - возмущались крестьяне.
-Это пока, после поджогов армия должна покинуть завоеванный и разграбленный город.   
-А, понял! – восторженно закричал поваренок, - тут-то мы на них и нопадем.
-Ну, держитесь испанцы! -  грозили кулаками мои вояки.
Буквально ещё через четверть  часа, подтверждая мои догадки, городские ворота раскрылись и пропустили стройные ряды, отступавших в боевом порядке завоевателей. Их строй казался бесконечным, но я заметил, что многие солдаты выглядят смертельно усталыми или сильно пьяными. 
-Таких одолеть будет нетрудно, - шепнул мне, так же подметивший  это Француа. 
И все же испанцев было слишком много. Больше сотни солдат приближались к нам по извилистой лесной дороге. Их шествие замыкал изрядно потрепанный нами, но все ещё многочисленный отряд кавалерии.
-Испанцев гораздо  больше  ста, - устав считать сказал де Безье.
-Зато они не ожидают нашего нападения, - искал утешение я.
-Они нас уже видели, и осторожничают, вон, как вертят головами.
-Надо усыпить их внимание. Подождем ещё.
Я видел нетерпение на лицах и повторял уверенно:
-Ждать! Надо ждать!
Но ни какая сила в мире не могла бы удержать французов, когда в городе раздался оглушительный страшный взрыв.
-Огонь добрался до порохового  склада! – крикнул маркиз.
Это и стало для нас командой к действию. Люди ринулись на врага забыв всякую осторожность и благоразумие. Отчаяние придало нам столь устрашающий вид, что опытные испанцы растерялись и потеряли драгоценное время, не успев перестроиться. Их строй смешался, всё поглотил хаос рукопашной схватки. Моим людям больше не нужен был командир, я бежал следом за крестьянами, размахивал шпагой, готовый драться сразу с десятью противниками. Но мне навстречу попадались только пьяные рожи, достаточно было решительно расталкивать плохо державшихся на ногах испанцев. Они валились на землю, осыпали меня ругательствами, но были не способны достойно сопротивляться. И вот, легко победив троих солдат я наткнулся на достойного противника. Бородатый офицер в малых доспехах увидев старого знакомого зарычал как раненый зверь, глубже надвинул старинный шлем и бросился на меня. Я едва успевал отбивать выпады его шпаги, мелькавшие в  воздухе быстрее росчерка  молнии. Испанец  был гораздо выше меня и остриё его клинка то и дело свистел у самого моего лица. Мне сразу стало жарко, показалось, что я забыл всё, чему меня учил старый мастер фехтования. Почувствовал себя неумехой-юнцом. Вокруг кипел бой, я ничего не виде, кроме своего виртуозного противника, горько жалел, что  моя шпага короче испанской. Ловкий бородач легко выбил клинок из моей  руки, и он воткнулся в землю в нескольких шагах от меня. Бородач зло хохотнул.
-Падай!  - услышал я чей-то крик.
И кубарём повалился под ноги своему противнику. Он отступил, кувыркнувшись через голову, я оказался возле своей шпаги схватил оружие, привстав на одно колено, снизу метнулся к противнику, выбросил руку вперед. Я вложил в выпад все свои силы, долговязый животом наткнулся на мою сталь. Я  прыжком вскочил на ноги, готовый продолжать драку. Но испанец прижал рану рукой, дико глянул на меня и повалился на землю.
-Отлично сработанно!  - бросил оказавшийся рядом Француа.
Я сам не ожидал, что сумею справиться. Меня спасло только то, что кираса была мала испанцу, и надежно защищая грудь, оставляя живот совсем  открытым. Бой ещё продолжался и я не остался без дела. Отбивал, колол, рубил… в горячке не замечая лиц. Даже не понял, когда всё кончилось.
-Эй, сударь! Всё! Мы победили! – крикнул мне знакомый, немолодой солдат.
-Не смотрите так мрачно, некого больше устрашать! – весело поддержал его маркиз.
-А что теперь? – растерялся я.
-Да вы действительно прирожденный полководец. Не знаете чем заняться в мирное время, - рассуждал де Безье, - на вашем месте я бы…все солдаты после войн бегут к своим невестам.
-У меня нет невесты, - пробормотал я.
-Так я об этом и толкую. Какой вы не догадливый Жан! Сейчас самое время отправиться к мадмуазель Анжелике.
-Но она ведь обручена с вами.
-Так и быть, сам отведу вас к барону, -  поморщился Француа, - если бы вы знали, как мне хочется оказаться совсем в другом месте.
-Родители мадмуазель де Ту меня не ждут.
-Да бросьте! Они будут только рады принимать у себя столь блестящего героя.
Маркиз говорил так уверенно, что я должен был ему верить, однако мне было очень странно именоваться героем. Вот уж никогда раньше не надеялся снискать военной славы.
Я храбрился и слушал лесные речи Француа, пока не ступил на цветные плиты в зале для  приемов во дворце де Ту.  Вся моя напускная решительность, самоуверенность растаяли, словно туман под солнечными лучами, когда на меня светло и безмятежно посмотрела Анжелика.  Пока галантный и остроумный маркиз рассыпался в любезностях перед его отцом, сидевшем в кресле с высокой спинкой  не подвижно, будто каменное изваяние, мы зачарованно смотрели друг на друга.
-Мы обязаны своим спасением господину  де Рено и не только мы! Весь город сейчас лежал бы в руинах, если бы мой славный друг не заставил испанцев покинуть его стены и блестящим маневром не разгромил неприятельские полчища… - пышно хвалил меня маркиз.
Анжелика восторженно слушала его и ахала восхищенно. У меня в голове не укладывалось, что де Безье говорит обо мне.
-Что ж… - важно изрек памятник самому себе, - мы всегда будем рады принимать господина де Рено в нашем доме.
Моё сердце подпрыгнуло и бешено забилось. Ведь слова господина де Ту, означали, что я смогу вновь и вновь видеть мадмуазель Анжелику, а может быть и ….         
   

    
         


 
   

   
 

   
   


Рецензии