52 метра маловато будет

Центральный участок Западного скоростного диаметра*, который находится в стадии строительства в Северной столице, подразумевает под собой возведение неразводного моста через Санкт-Петербургский морской канал. Все бы ничего, да вот только несколько смущает высота: 52 метра, которые станут непреодолимым препятствием, точнее говоря, забором, как его уже успели окрестить в СМИ, для целого ряда судов. Нет, конечно, для такого парома, как «Princess Anastasia», это не помеха. Благодаря своим габаритам, он спокойно под ним пройдет. Кстати, на представленном снимке, который был недавно сделан нами, судно сфотографировано как раз в том районе, где  и появится мост.
Что касается таких парусников, как «Седов», «Крузенштерн», то для них  этот мост  уже станет непреодолимым препятствием. Конечно, если спилить мачты, то шанс есть. Но вряд ли судовладельцы пойдут на такое. Получается, мы исходим из того, что если Петр I «прорубил окно в Европу», значит, забор к нему не помешает?
За голову хватаются питерские корабелы, поскольку это уже создало им определенные проблемы. В частности, на «Балтийском заводе» строится ледокол. Так вот, учитывая его габариты вместе с мачтами, он естественно упрется в возведенный забор. Та же самая история с «Мистралями». Дальше - больше.
Совершенно очевидно, что браться за выполнение заказов на питерских верфях необходимо с оглядкой на высотный регламент. Теоретически найти выход из положения можно, если ставить мачты, надстройки на «Кронштадтском Морском заводе». Все бы ничего, да только вот цена вопроса несколько смущает. Очевидно, что такой подход приведет к удорожанию проектов, повлияет на сроки сдачи объектов. И это всего лишь часть проблем, которые ясно дают понять, что их не избежать.
Но дело здесь, как вы понимаете, вовсе не в парусниках, не в судоремонтных предприятиях, не в жителях, которых защитные экраны не спасают от шума проносящихся по трассе автомобилей. Довольно странно другое. Почему все вопросы, связанные с негативными последствиями, в том числе и для судоходства, не были решены заранее? Все-таки ЗСД - не рядовой объект, а  уникальный стратегический инвестиционный проект городского и федерального значения. Он направлен на решение важнейших транспортных задач Санкт-Петербурга - создание кратчайшей  круглосуточной связи между южными, центральными и северными районами города.
В свое время проекты по строительству мостов ЗСД** обсуждалась на самых разных уровнях, поскольку они не могли не вызвать нареканий со стороны морской общественности. Специалисты прямо указывали на то, что они опасны для судоходства. В частности, мост через Малую Неву проходит в точке поворота фарватера. На судно будут действовать очень большие свальные течения и  вероятность навала - повышается.
В таком случае, предлагались ли альтернативные проекты? Конечно. Например, прорыть под фарватером Большой Невы тоннель по аналогии с тем, что под дамбой. Не прислушались. Вариант «приподнять» мост через Санкт-Петербургский морской канал хотя бы до 60 метров - тоже не прошел. По нашей информации, с чисто технической стороны вопроса изменение высотного параметра практически представляется невозможным еще и потому, что он соединяет уже построенные и эксплуатирующиеся Южный  и Центральный участки. Повышение подмостового габарита привело бы к превышению максимально разрешенных уклонов трассы. Вот как нам прокомментировал строительство этого моста знакомый с ситуацией депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам, к.э.н. Дмитрий Ушаков:

«После моих обращений в Минтранс, Минобороны, Минрегион, к губернатору Санкт-Петербурга, и ко многим другим, удалось организовать совещание под руководством губернатора Санкт-Петербурга по вопросу строительства моста центрального участка ЗСД.
На совещании, состоявшемся 14 февраля 2014 г., присутствовали представители застройщика, заказчика, проектного института, руководство экономического блока Правительства Санкт-Петербурга, руководство порта Санкт-Петербурга, представители Военно-морского флота РФ, Минтранса, другие заинтересованные стороны.
По итогам долгого обсуждения принято несколько решений, которые я пока не комментирую (но дополняю последующим развитием событий):
1) неразводному мосту быть, высота 52 метра;
2) тоннелю, в т.ч. мелкозаглубленного типа, не быть;
3) проект строительства направлен на повторную госэкспертизу (в конце марта получено положительное заключение, с замечаниями);
4) парусники с высотой мачт более 52 метров будут швартоваться в порту Морской фасад;
5) мачты военных кораблей (Мистрали) и атомного ледокола, строящегося на «Балтийском заводе», будут демонтированы, если не пройдут под мостом, а смонтированы - в другом месте;
6) карты фарватеров изменены.

Есть ли аналогичные мосты в других странах, спросите вы. Конечно, есть. И тоннели, которые прорыты под морскими каналами и реками Лондона, Амстердама, Роттердама, Гамбурга. И все это гармонично вписывается в общую инфраструктуру портовых городов, прекрасно дополняет друг друга. Мы же почему-то сами создаем себе проблемы – и сами же их потом и расхлебываем.
Строительство мостов ЗСД не означает необходимости вышеназванным парусникам «обходить Петербург стороной». Ведь у них есть возможность швартоваться в специально созданном пассажирском морском порту на Васильевском острове, или Кронштадте, который также является районом Санкт-Петербурга, и создавать таким образом новые центры парусной культуры. Но все же несколько грустно становится от того, что жители и гости Морской столицы в будущем больше не смогут увидеть «Седов», «Крузенштерн» на привычном месте вдоль наб. Лейтенанта Шмидта...
* Трасса магистрали начинается от развязки с Кольцевой автодорогой в южной части города, следует в район Морского порта Санкт-Петербург, затем на Васильевский остров и далее - на север до автодороги Е-18 "Скандинавия".
** МОСТЫ ЗСД
Двухъярусный мост над Морским каналом
– длина моста – 734 м
– длина центрального пролета – 168 м
– подмостовой габарит по высоте – 52 м
Вантовый мост над Корабельным фарватером
– длина моста – 620 м
– длина центрального пролета – 320 м
– подмостовой габарит по высоте – 35 м
Вантовый мост над Петровским фарватером
– длина моста – 580 м
– длина центрального пролета – 220 м
– подмостовой габарит по высоте – 25 м


Рецензии