Что я видел с

Ностальгия по детским годам и моей первой книжке, заставила меня эту самую книжку приобрести. Покупала я ее через Интернет-магазин, не подержав в руках, но, прекрасно зная содержание, подвоха не ожидала.

«Что я видел» Борис Житков, – бодро значилось на обложке книжонки, издательства «Мир «Искателя» 2005 года. И я сразу почуяла неладное.

Во-первых, меня поразил размер: маленькая такая книжка, форматом - с тетрадь. Тогда, как настоящая, та самая книга 1939 года издания, была большим толстеньким фолиантом, с многочисленными картинками.
Во-вторых, в этой подделке были не «родные» картинки к каждой главке-рассказу, а четыре вклейки с современными цветными нейтральными иллюстрациями, которые можно бы вставить вообще в любую книгу.

Стоит отметить, что иллюстраций к первому изданию было 393 штуки!

В-третьих,- самое ужасное! - при чтении моментально выяснилось, что издательство "Мир "Искателя" нагло выбросило 7/10 всего содержания. Из двухсот сорока трех глав осталось 77, если я ничего не напутала при подсчете. Оставшиеся отрывки не всегда логично соединяются между собой, а точнее сказать - совсем не соединяются, чувствуются провалы, неожиданно возникают какие-то действующие лица, о которых явно упоминалось в изъятом (цензурой?) тексте. Или обстоятельства не развиваются поступательно, а неожиданными рывками. Такой куцый вариант знаменитой книги я бы не посоветовала покупать никому вообще, потому что оставшийся текст вызывает только недоумение.
Конечно, мне очень интересно было бы узнать: что помешало переиздать книгу полностью? Ведь вырезаны главы часто нейтрального, познавательного характера, тогда как непонятные современному ребенку примус и гужевой транспорт остались. Выкинут весь раздел про жизнь Алеши с бабушкой в Киеве и их поездка в колхоз, большая часть зоопарка. От поездки в колхоз оставлены 12 главок, тогда как эта самая поездка занимает почти четверть всей книги.
Что думают о сём факте вандализма родственники Б.С. Житкова и не хотят ли по суду состричь с издательства денег за изуродованный текст?

И вот еще забавные открытия, сделанные по ходу чтения книги, уже с позиции взрослого человека и современности:

Прямо с начала начинаются чудеса: папа Алёши получил письмо от своей мамы (Алёшиной бабушки). Бабушка просит приехать к ней в Москву – оставить там Алёшу, они с ним уедут в Киев и будут пока там жить. Далее, по ходу рассказа, выясняется, что под Москвой у бабушки дача, где она живёт летом, т.к. в городе – жарко. Логично. Но почему бабушка живёт в Киеве, а вот дача у неё – под Москвой? Загадка!

Алёша с родителями живёт в посёлке где-то не очень далеко от Ленинграда (на «родной» иллюстрации фигурирует билет Лениград-Москва). Там нет ни асфальтовых дорог, ни единого автомобиля (всё это он впервые видит в Москве), нет электричества и газа, живёт их семья в какой-то комнате с общей кухней, где его мама примус разжигает, с многочисленными соседями.
Папа уезжает по работе получить жилье в городе, мама с Алешей едут за ним. Вопрос к залу: кем работает папа, что из села его выдёргивают в Харьков и обеспечивают жильём для семьи? Вроде, как даже целой квартирой? Что он за ценный специалист? И что он до сих пор делал в том селе?

На вокзал долго едут на лошадях. Откуда и куда – не понятно. Только по «родной» иллюстрации ясно, что едут в Ленинград, т.к. билет в мягкий вагон, поезд Ленинград-Москва. Как Алеша потерялся на вокзале в Ленинграде, и вообще всё про вокзал из дефективной книжки выкинули, а ведь эти рассказы актуальны и по сей день!

Ещё, по тексту ясно, что для Алёши билет не нужен, он ещё маленький и его возят бесплатно. Но при этом возникает вопрос: занимает ли он отдельное место в купе мягкого вагона, ведь всего пассажиров в купе оказывается трое взрослых плюс Алёша. Дядя «ломает диванчик» и делает верхнюю полку. А вот спит ли Алеша с мамой, или тётя с собакой лезут на вторую верхнюю полку, и имеется ли таковая в купе – не понятно. Кстати, собак в то время возили только по билету, без всяких там справок и разрешений, прямо в купе.

Едут сначала в поезде, на паровозе, в мягком вагоне! Поезд от Ленинграда до Москвы идет явно часов 14-15, а то и больше. Свои вещи везут в узлах, хотя на картинках фигурирует чемодан. В то время даже в мягком вагоне, судя по повествованию, стелили своё бельё и даже подушки возили свои собственные, наверняка, и одеяла, но про них просто не упоминается.
Даже в мягком вагоне не было питьевой воды или кипятка, кофе-чай приносят из буфета на станции и туда же сразу забирают использованные стаканы. Раковина в санузле этого вагона - фарфоровая!
Алёшина мама ничего не знает о наличии стоп-крана в поезде и о его действии. Так что соседу по купе пришлось ей продемонстрировать – как стоп-кран работает (эти главы тоже выброшены).

По приезде в Москву мама свободно берёт такси и даёт шофёру бумажку с адресом - куда ее везти. Наверняка – какие-то закоулки, что и адрес не запомнить с первого разу. Угадайте теперь - куда ее привозит такси? К гостинице "Москва"! Зачем тогда давать адрес, спрашивается?!

По дороге дикая мама из посёлка шарахается от трамваев, не понимает уличного движения, впервые видит светофор, но впоследствии, прямо на следующий день, почему-то весьма резво передвигается по Москве. Тоже загадка!

Мало того, маму с Алёшей в эту гостиницу моментально поселяют без всяких там хлопот. Вопрос: это и впрямь было так просто? А откуда деньги на такси и на отель такого класса? Номер отдельный и со всеми удобствами: ванной и даже радиоприёмником!
Еду заказывают в номер.
На протяжении всей книги его родители заказывают и едят сосиски - будь то в ресторане, столовой или в номере отеля. Может, это было ноу-хау для 1939 года и посредством книги внедрялось в сознание населения? Алёша хлещет молоко литрами (воду, вроде бы, совсем не пьёт), и питается преимущественно кашей и яичницами, да ещё в конце ему дают ветчину, и ещё в одном месте - куриную ногу.

Московский зоопарк, посещаемый Алёшей с дикой мамой, занимает значительную часть книги. Очень доступно описываются животные, и непонятно за что выкинули главы о зверях.
Алёшина мама понятия не имеет, что яйца несут не только птицы, а ещё и крокодилы, змеи, черепахи, и про наличие такого зверя, как утконос, она тоже ничего не слышала и даже не верит в его существование. Возникает вопрос: что Алёшина мама делала в советской школе и изучала ли вообще естествознание? Путём несложных вычислений получаем, что хотя бы семилетку Алёшина мама должна была закончить примерно в 1927 году.

Из Москвы мама с Алёшей едут на автобусе, на дачу к бабушке. Путь автобусу перекрывает Красная Армия, которая идёт, едет и летит, и на весь день запрещает движение гражданскому транспорту. Что бы это они делали в мирное время в подмосковных лесах? Проходит кавалерия, казацкие войска, артиллерия и танки, летят самолеты, с которых прыгали парашютисты, даже санитарных собак провели! Автобус вынужден стоять и ждать, а Алеша с мамой и дядей-попутчиком успевают сходить в лес, набрать там грибов, заблудиться, поспать, поесть разных ягод, наткнуться на медведя и вернуться обратно к автобусу.

Совершенно не определить – где находится дача, куда Алёша с мамой попадают только на следующее утро. Одно понятно - дача на реке, по которой Алёша с бабушкой уплывают в Киев, а мама зачем-то остаётся на даче с кошками. Тут простой логикой ничего не понять. Мама – не дочка, она сноха Алёшиной бабушке. С какого перепугу ей оставаться на даче, а не ехать к мужу? Почему дача находится в такой дали от Киева? И кто кормит кошек зимой?!

Очень сложно по книге вычислить её местоположение, хотя бы: на какой реке стоит дача? Итак, Алёша с бабушкой плывут по реке, судоходной реке, по которой сплавляют лес (плоты). На пароходе бабушка с Алёшей занимают каюту на верхней палубе, с умывальником, люксовую. Опять же: откуда деньги у простых провинциалов? Судя по всему, работает один папа.
Плывут они «далеко-далеко». Потом они сходят, едут на извозчике, пересаживаются на железную дорогу, едут, и вновь плывут на пароходе, уже по опознанной реке, по Днепру – прямо до Киева. Ну: где - Киев, а где – дача?! Вот не лениво бабушке каждое лето туда мотаться. При том, что семья ее сына жила под Ленинградом.

В Киеве от пристани до дома едут опять на извозчике. Вот как был тогда развит гужевой транспорт! В Киеве у бабушки – отдельная квартира, судя по всему, где-то в центре, с горячей водой, электричеством и газом, - со всем этим Алеша знакомится впервые! Дворник, что показательно, помогает выгружать и нести вещи, и явно знает всех жильцов по именам. На даче у бабушки живут кошки, несколько штук, которых она, уезжая, оставляет неизвестно на кого. В Киеве у нее тоже живет кошка, которую она оставляет на соседей.

Ещё интересный эпизод: к бабушке приходит девочка Клавдя помогать, и бабушка сразу велит ей поставить воду на газ, что Клавдя и делает, доводя воду до кипения в большой кастрюле. Как выясняется позже, в квартире есть водопровод и ванная с горячей водой, а вскипячённая на плите вода вроде по делу далее никак не используется, так что не ясно: зачем вообще было греть воду на газу. Но вот смесителя там нет, торчат два крана из стены, горячая и холодная вода – прямо как в Англии: набери в раковину и мойся в ней.

Дальше отважный Алёша по наущению вредной девочки Клавди смело суёт пальцы в розетку, но его почему-то не убивает, а только «кусает» электричество.
Вот здесь я бы автору возразила. Эпизод этот дальше никак не обсуждается и не осуждается бабушкой с дальнейшими разъяснениями, до чего опасны игры с электричеством. А ну, как, по прочтении книги детские пытливые умы массово начнут проверять: а как кусается электричество? Розетка-то у всех рядом!

Потом следует антисанитарный текст: приходит художник Пётр Викторович, и Алёша с бабушкой и с ним идут во дворец пионеров. По дороге покупают яблоки. И вот, придя во дворец, этот Пётр Викторович кормит ребёнка яблоком, причем весьма варварским способом. Яблоко не моют, руки тоже, зато Петр Викторович вырезает своим перочинным ножом из яблока разные фигурки, и они эти фигурки съедают. Представили? Плохо не стало?...

Дворец пионеров – это песня, прямо завидно, как дети в стране советской жили! Бабушка, видно, там работает, учит девочек рукоделию.
А вот когда Алёша с бабушкой поплыли куда-то по Днепру «невод смотреть», есть прикольный эпизод. Алеша весь вымок в набежавшей от проплывающего парохода волне, и бабушка его раздела, чтобы высушить одежду. Дальше она снимает свою кофточку и даёт ему, потом снимает юбку и на ней Алёша спит в тенёчке, пока сохнет его одежда. Так вот – очень было бы любопытно взглянуть на бабушку без юбки и кофточки (в сорочке?), тем более, - чулки она уже сняла задолго до этого. Прямо стриптиз-неглиже на берегу Днепра.

Очень нехорошо там дальше про окунька, которого посадили в банку и он там живёт-плавает. Просто дезинформация какая-то для детей! Интересно, чем рыбка дышит в этой банке? Ни аэрации, ни водорослей, ни постоянной смены воды… Чем кормят – тоже не догадаться! Только в Киеве в банку кладут камни, и это – всё.

Выясняется, что Алёшина бабушка – просто незаменимый педагог, на расхват: и во дворце пионеров ее не хватает как воздуха, и из колхоза за ней специально лошадей присылают,- только бы она приехала и помогла устроить детям представление прямо в разгар лета и полевых работ!

А по дороге в колхоз бабушка спасает утонувшего мальчика, оказавшись в нужном месте в нужное время и оказывая ему экстренную помощь. Интересно, а если бы не Алешина бабушка, селяне так бы и толпились кучно над утопленником, глазея и ничего не делая? Дикие люди! А так – «она учительница, она знает, что делать». А как же ГТО, БГТО в те годы? Так-таки никто ничего не знал про искусственное дыхание? Впрочем, в книге и не описывается – что и как делала бабушка для оживления мальчика, Алёша этого не видел. Но зато – был мальчик мёртвый, а стал – опять живой! Вот как!

В главах, посвященных поездке в колхоз, очень много актуального и интересного для любого современного ребенка. Фрукты, овощи, разные сельскохозяйственные животные и птицы: всё то, о чем городской ребенок почти не знает, а описано замечательно.
Между тем, по ходу повествования, пока Алёшу водят по садам и баштанам, скотному и птичьему двору, его бабушка занимается организацией представления, это какой-то спектакль из жизни партизан (зелёных?) в Гражданскую войну. Белые генералы хотят у народа в деревне отнять хлеб, а партизаны с матросом во главе (откуда бы там взяться матросу?) организуются и дают отпор подлым белым захватчикам! Любопытная трактовка истории в отдельно взятом колхозе.

Потом Алёшу на несколько дней отдают в детский сад. В колхозе. Потому что теперь незаменимая бабушка должна идти и помочь больной женщине. Остаётся гадать: если бы бабушка волею случая не оказалась в колхозе, то они там все просто погибли бы без ея неоценимой помощи?
В детский сад в ту пору можно было просто привести ребёнка и оставить,- ни тебе справок, ни медицинской карточки. А если ребёнок заразный? Едят в детском саду кашу, заедая её хлебом и запивая молоком. Спят в тихий час на улице. Современному ребёнку детали будут чрезвычайно интересны, по крайней мере, есть, с чем сравнить тем, кто ходит в современный детский сад в городе.
Очень полезный детский сад описывает Житков: кроме плясок с песнями, игр на свежем воздухе и разных поделок, тут ещё и практические занятия по вредителям полей и огородов и росту разных растений, экскурсии по птичьему двору и осмотр всяческой колхозной живности. И ещё у детсада свой огород, и детей воспитывают трудом!
Актуальная для того времени деталь: дети играют в челюскинцев.

Потом случается чудесное исцеление больной тёти, приехавшему врачу остается только констатировать факт ее выздоровления, и бабушка с Алёшей могут вернуться в Киев. Так же, как и приехали, на лошадях, они в Киев возвращаются.
Алёше в колхозе подарили курочку с петушком, не иначе – на суп, потому что где их держать в условиях города? Эту птичью пару помещают в ванную и их дальнейшая судьба туманна, потому что они остались у бабушки, которая обещала их беречь. В ванной?

Чудо! Окунёк в банке на окне, взятый девочкой Клавдей на попечение, не издох, а плавает живой.
По их приезде в Киев бабушке передают телеграмму, которая уже пришла, там написано, что назавтра приезжает Алёшин папа и забирает его с собой в Харьков, что уже всё устроено. Быстро, однако, если посчитать по пальцам – сколько дней прошло с начала путешествия.

Папа прилетел из Харькова в Киев на самолёте, и улетают с Алешей они тоже на самолёте. Что интересно: мама уже ждет их в Харькове, успела она как-то с той дачи добраться. С кем остались кошки?!
Самолётом тогда тоже летали, лётное поле - травяная поляна, и самолёт, разбегаясь и приземляясь, подпрыгивает по ухабам, в самолёт помещается одна тётенька и 3 дяденьки с ребёнком Алёшей и с вещами, а пилот сидит впереди них, отгороженный кабинкой как в автобусе. Самолёт дико шумит, и все пассажиры закладывают в уши вату, а то потом ничего не будут слышать, во как! Летит самолёт от Киева до Харькова достаточно долго, потому что Алеша успевает поспать.
Не думаю, что самолетом было так дешево летать, опять же - откуда деньги?

Мне кажется, для детей 4-5 лет книга актуальна и поныне, несмотря на реалии типа примуса или 5-ти местного самолета с лётным полем-лужайкой. Это родителям надо спокойнее смотреть на текст. Вот не видела я ничего необычного в свои 5 лет, так едва ли нынешние пятилетние дети зададут вопрос о каких-то несоответствиях. А взрослым просто будет интересно прочитать, останавливаясь на разных деталях, наверняка, каждый заметит что-то свое.

 


Рецензии