Старик и не его собака

 Настя была детским хореографом в одной из частных танцевальных московских школ. После работы она обычно ехала на другой конец города в, арендованный с еще несколькими энтузиастами, зал, чтобы самой потренироваться. Так что домой девушка всякий раз возвращалась на поздней электричке. Но сегодня они с друзьями по какой-то причине отменили тренировку и Настя села на тверской поезд раньше обычного, почти в самый час пик. Ноги после работы гудели, впрочем, как и всегда. Настя, занимаясь искренно любимым делом, всегда выкладывалась до последнего. Жутко хотелось куда-нибудь уже приземлиться. Но мест не было. Не оказалось и хоть одного джентельмена, который бы благородно уступил девушке место. Так, с призрачной надеждой, Настя прошла из вагона в вагон всю электричку и в самом последнем, уже почти отчаявшись, столкнулась с такой картиной: на одной из скамеек, прислонившись к окну, взлохмаченной и давно немытой головой, уютно расположился обыкновенный столичный бомж, пребывая в мирной дремоте. При  том своим присутствием сей персонаж создал некую зону отчуждения, освободив тем самым не только место возле себя, но и всю скамейку напротив. То ли взъерошенный бородач внушал окружающим столько брезгливости видом, то ли издавал невыносимое амбре, но как бы там не было, ни кто из пассажиров электрички подсаживаться к такому попутчику не торопился. Настя же совсем не различала запахов от, недавно накатившего, насморка и совершенно не заботилась о том, как будет выглядеть  на фоне этого старика в глазах остальных. Поэтому облегченно бухнулась на свободное место у окна, перед бомжем в оборванной одежде.
  Поезд тронулся. Из тамбура в вагон зашли двое контролеров. Разумеется, это событие неожиданно совпало с решением некоторых людей поискать более комфортного места в других вагонах. При том до появления служащих в голубых рубашках, сих особ вроде бы все устраивало. Добравшись до Настиного попутчика, один из контролеров с нескрываемым омерзением, взглянул на дремлющего, нечесаного и нестриженного пассажира и, махнув на него рукой, решил не связываться. И только они с коллегой покинули вагон, как тут же, словно по мгновению волшебной палочки, старик пробудился от сна, извлек из-под лавки свой видавший виды баул и оживленно стал шелестеть в нем какими-то пакетами. Достав пару вареных яиц, свежий огурец и пол буханки хлеба, бородач с удовольствием принялся за трапезу. Часть своих съестных припасов старик отдал среднего размера, но очень лохматому псу, с скатавшейся шерстью на боках, который, как оказалось, умещался вместе с баулом под лавкой и не был замечен девушкой изначально. Судя по всему животное и было источником зловоний, столь неприятных для остальных пассажиров, отказывающихся занять места рядом с оборванцем.
  На следующей станции в поезд зашел продавец каких-то бесполезных вещей, коих по электричкам слоняется великое множество. Монотонной скороговоркой зачитав чудодейственные, уникальные свойства предлагаемого товара, горе продавец ушел искать счастья в следующий вагон. Чуть позже появился один из представителей огромнейшей армии музыкальных виртуозов, с которым так несправедливо обошлась судьба-злодейка, заставив опуститься столь вдохновенных мастеров до уровня всех этих прочих невеж. Непонятно правда было, о чем поет народное дарование из-за острой нехватки зубов во рту. А еще сей муж играл на расстроенной гитаре, поскольку настроить инструмент попросту не умел…
  Насте было жалко этих людей. Когда у нее были деньги, она всегда старалась помочь таким попрошайкам в электричке. Правда танцами особенно не заработаешь, тем более в период становления своей творческой карьеры. Так что девченка не редко пребывала в таком положении, когда самой впору садиться в каком-нибудь людном месте с протянутой рукой. Сейчас как раз был такой период. Конец месяца – денег уже нет, а зарплату еще не давали. Посему девушке ни чего не оставалось, кроме как стыдливо отворачиваться, когда все эти нуждающиеся проходили мимо нее. Старик, сидящий на против, выглядел и вовсе совершенно равнодушно. Даже когда по вагону прошла хромая женщина с умилительным котенком в руках и хорошеньким щеночком в клетке, на тележке, которая собирала подаяние на приют для животных. Женщина помимо призывов о материальной помощи, еще и предлагала людям забрать одно из животных себе. У Насти разрывалось сердце от того, что ей нечего было предложить этой женщине. Старик же даже глазом не моргнул, сохраняя хладнокровие. До определенного момента… пока в вагоне не появился пожилой человек в белой отглаженной рубашке и начищенных ботинках. В руках он держал акустическую гитару. Она была подключена к старому динамику советских времен, который мужичек катил на самодельном двухколесном приспособлении. На шее платком в причудливом узле, был прилажен микрофон, так, чтобы он постоянно находился у лица и не требовал участия рук. Явно авторская задумка. При появлении этого человека, бомж даже перестал жевать.
- Доброго денечка, уважаемые попутчики! – тем временем поздоровался мужчина с гитарой довольно приятным голосом, - я желаю вам счастливого пути и, с вашего позволения, хочу поделиться своим прекрасным настроением!
  И новоявленный музыкант довольно сносно исполнил «город Сочи». 
- Был, кстати, в Сочи в начале июня, - заключил исполнитель, после того, как допел песню, - девушек в синем платье увидеть не довелось, так что не могу оценить степень их красоты. А вот шашлычок под коньячок, уверяю вас, вкусен точно так же, как и в Москве. Ну, а теперь окунемся в несколько лирический мотив. Все знают о легендарном сериале «бандитский Петербург?» По крайней мере - многие. И так: «город, которого нет».   
  И по вагону разлилась еще одна песня мужичка с акустической гитарой и опять достаточно неплохо. После этого невысокий, преклонного возраста музыкант поблагодарил всех за внимание, попрощался и не спеша двинулся между сидениями. Тех, кто протягивал ему за понравившееся исполнение любимых песен, деньги, он не глядя просил бросать все в его сумку, ни разу не взяв ничего ни у кого прямо из рук. Настю поразил один факт: грязный оборванец, сидевший напротив нее, невозмутимо достал из кармана своей засаленной, рваной во многих местах, куртки купюру в сто рублей и преспокойно бросил ее в сумку музыканта, который даже внешне выглядел на порядок обеспеченней, нежели бродяга.
  Стало до жути интересно, чем старик мотивировал свое решение. Настолько интересно, что Настя, обычно замкнутая в себе, тем более в пути, все же набралась смелости и решила заговорить со стариком. Начала она издалека:
- Это ваш пес? Такой забавный…
  Старик бросил взгляд из под густых бровей на оробевшую девченку:
- Это же не твой вопрос, - заскрипел неприятным прокуренным голосом бродяга, - и вовсе ты не считаешь этого грязного вонючего пса забавным. Так ты просто создала прецедент для разговора, чтобы узнать что-то иное – о чем неудобно спрашивать. Впрочем, я совсем не прочь с тобой поболтать, так что отвечу: этот пес совсем даже не мой, он сам по себе. Как-то я встретил его на перроне. Животное не решалось заскочить в вагон, не знаю с чем это связанно – может, прищемило когда. Факт в том, что я помог ему тогда справиться со страхом и завел в электричку. С тех пор пес стал ездить со мной регулярно, при том вместе мы только в поезде, по прибытию разбредаемся в разные стороны. Он по-прежнему не заходит в вагон самостоятельно. Может дело в страхе, но мне кажется, что этот старый воин давно уже ни чего не боится, а просто претворяется, чтобы за компанию прокатиться со мной. Порой я даже думаю, что если помру, то и это лохматое страшилище прекратит ездить на электричке куда-то изо дня в день.
- Действительно, я хотела спросить совсем о другом. Вы невероятно проницательны для… - Настя запнулась.
- О, нет нужды подбирать выражения – было бы перед кем чиниться. Хотели сказать, что для бомжа я больно прозорлив? Ну, так я и не всегда таким был. Было время – даже опером работал. Отсюда и дедуктивный навык, и дальновидность. Я хорошо разбираюсь в людях. Вот вы неплохой человек, иначе бы я с вами не заговорил.
- В таком случае не могу не спросить – как так вышло?
- Что стал бомжем? – снова подхвати старик, видя, что девушка вновь чувствует себя неловко, - если без подробностей, то развелся не удачно. И, как раз, эту тему мне бы не хотелось затрагивать, у всех бывают ошибки, каким бы не был человек проницательным и эрудированным.
- Да, понимаю. У вас же наверняка и образование есть?
- Да, высшее юридическое!
- Почему в таком случае не начать все с чистого листа? Зажить новой, лучшей жизнью! – горячо воскликнула Настя.
- Да потому что не хочу! Я тебе больше скажу, деточка моя, если бы ты мне сейчас дала крупную сумму денег и сказала, что не требуешь ее возмещения, но с условием, чтобы я потратил эти средства на возвращение к прежней жизни в социальную ячейку общества, то я бы отказался от денег! У всякого свое представление о свободе и счастье! Ты думаешь, что счастлива и свободна. Поверь – я тоже!
  Настя не ожидала такого поворота событий. Какое-то время она даже не находила, что сказать.
- Знаете, что я хотела спросить у вас изначально? – все-таки собралась с мыслями девушка, - Почему вы дали денег именно тому мужчине с акустической гитарой, а не кому-то из людей, ему предшествующих? Ведь он совсем не похож на нуждающегося: одет прилично, по курортам ездит, о чем, даже, рассказывать повсеместно не стесняется. Ведь только взгляните, скольким людям действительно нужна помощь…
- В том-то и дело, что музыкант, которому я дал денег – настоящий! – даже не позволил Насте договорить старик. – Он потрудился над внешним видом, чтобы хорошо выглядеть перед своими слушателями. Поведал, для чего зарабатывает подобным образом, следовательно честен. Вежлив, обходителен, учтив – поздоровался и попрощался. Внимание проявил, ведь спел и, хочу заметить – неплохо спел, две песни, с толком и расстановкой, а не как большинство: издадут ряд звуков побыстрее, соберут копейки, что дает народ, больше из жалости, чем за талант  и удалятся восвояси. Это правильно, а то кто-нибудь еще, не дай бог, спросит: как песня называется или, что еще хуже, какого композитора музыка, совсем нехорошо получится, ведь такие подробности горе исполнителям, разумеется, неведомы. А как деньги собирал, заметили? Специально не у кого из рук не взял. Показал, что ему совершенно все равно, кто сколько в сумку кинет. Что не надо стыдиться маленькими суммами. Уровнял всех – грамотный мужик, такого не грех денежкой наградить. Что касается меня, то это не последние мои деньги – последние я бы не отдал. Некий гандикап в виде средств, чтобы прожить следующий день, не оставшись голодным, у меня создан, а большего мне и не надо. 
- А все-таки, неужели вам не жалко бабушек и инвалидов, которые просто просят милостыню от безысходности? – не унималась девушка.
- Если бабушка или инвалид, о которых вы говорите, тоже настоящие – я бы помог и им. Дело в том, что действительность не всегда является тем, чем выглядит внешне.
- Это как?
- А вот я сейчас покажу.  – Старик переключил свое внимание с девушки на кого-то другого, в самом конце вагона.
  Как раз в это время в электричку зашла цыганка с маленькой девочкой, которую вела за руку. Обе были в ветхой, поношенной одежде. На шее молодой цыганки висел аккордеон. Маленькая девчушка держала пакет в открытом состоянии. Девушка постарше затянула пронзительную, жалостливую песню, из которой, из-за сильного акцента и скрипучего голоса, можно было уловить только одно слово – «мама» в припеве. Но этого оказалось более чем достаточно, чтобы тронуть сердца многих в вагоне электрички. Когда милая неумытая маленькая девчушка пошла вдоль лавок с открытым пакетом, тянущихся к ней рук было больше чем у кого бы то не было из появляющихся до нее. Цыганка же с печальным лицом и, пробирающей до глубины души, искренностью, благодарила всех за оказываемую помощь.
  Девушка с аккордеоном уже хотела было подхватить свою юную спутницу и перебраться в другой вагон, как на ее пути вдруг вырос сгорбленная фигура старика:
- Что за не уважение? Даже второго припева не споешь? Ах, ну денег-то уже нормально накидали, чего заморачиваться, верно? Хотя правильно! Все равно из твоего «соплежевания»  ничего не понять!
  Цыганка боязливо попятилась назад, пряча маленькую девчушку у себя за спиной. Вокруг стали раздаваться недовольные реплики пассажиров.
- Как канализация в вашем просторном доме, твоей огромной дружной семьи, которую я прочищал – не забивается больше? Я старался! Жаль, что так ни чего за это и не получил. Мамка-то в курсе, кстати, что ты снова племянницу из детсада выкрала? Что из нее получиться – вторая побирушка вагонная? И сама бы работать шла – вон, какая лошадь здоровая вымахала! Прибыльно хоть по поездам с малолеткой шарахаться? Из дома, видно, нечего уже тащить. На что теперь зарабатываешь – на дозу опять или алкоголь? Неужели везде работает твой маскарад?
  Народное недовольство росло, защитников у перепуганной цыганки становилось все больше. В адрес старика полетели прямые оскорбления. На этом фоне совершенно ни кто не расслышал, кроме самого бродяги, ну, еще Насти, которая не поддалась всеобщему настроению, а внимательно наблюдала за происходящим, ответа цыганки. Девушка с аккордеоном  приблизилась в плотную к старику и, уже с настоящим, надменным и презрительным взглядом злобно прошипела сквозь зубы:
- А х… нет-то! Еще как работает! Лох – вид распространенный, всегда будет. – После этого девушка отпихнула старика в сторону и скрылась в тамбуре вагона.
  Старик, под многоголосый гул неодобрения, вернулся на свое место:
- А не заплатил мне тогда их старшенький. Самое странное, что мать у них – хорошая женщина! В кого они-то такие – непонятно…
  На следующий день в то же время Настя специально дождалась той же электрички и забралась в тот же вагон. Сегодня ей выдали зарплату. В этом месяце у нее было много переработок и, от этого, выплата оказалась существенно больше. Девушке захотелось проявить внимание к старику, с которым она вчера так интересно болтала до самой своей остановки. Просто деньги или какие-то вещи для себя гордый старик едва ли возьмет. Поэтому она решила купить что-нибудь вкусненькое для его спутника – собаки! Помимо нескольких видов угощения, Настя приобрела супер модный ошейник от блох и специальную косточку для чистки зубов.
  Время шло. За окном появился знакомый пес со скатанной грязной шерстью и уселся прямо напротив входа в вагон, словно не решаясь занести туда лапу. Старик, однако, все не появлялся. Насте от чего-то стало немного тревожно. Пять минут до отхода поезда… четыре, три, две… пес неожиданно встал, невозмутимо запрыгнул в тамбур и оттуда переместился в вагон. Взглянув ровно на то место, где вчера сидел старик и, не обнаружив его там, пес развернулся, и, выпрыгнув обратно из вагона на улицу, не спеша засеменил по перрону, уже наверняка думая о каких-то своих собачьих делах. Поезд тронулся… а девушке от чего-то вдруг стало жутко тоскливо на сердце…            
 17.09.14 "Старик и не его собака"


Рецензии
И мне очень - очень понравился рассказ

Матфевна   14.11.2014 14:41     Заявить о нарушении
Спасибо, я очень признателен!

Сергей Север 29   16.11.2014 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.