Цирковые

Сценарий анимационного фильма


Цирковые и война. Старик и Шарль

1945.Ночной немецкий город. Взрывы. Прижимаясь к домам, бегут молодые солдаты - Аристарх и его друг. Впереди - снаряд попал в дом, соседнее здание вспыхивает. В окне третьего этажа, в желтой пижаме, прижимая к себе игрушечного клоуна с бубенчиками на колпачке, появляется ребенок лет семи, за спиной ребенка – бушует пламя. Аристарх видит малыша, сбрасывает с себя шинель-катанку, раскручивает ее на ходу.

К Аристарху подбегает друг-однополчанин. Они мгновенно растягивают шинель под окном ребенка, чтобы тот прыгнул. Но ребенок в страхе смотрит вниз, прижавшись спиной к косяку окна, держа в руке кукольного, с болтающимися ногами, клоуна. Всюду продолжают падать снаряды, слышны взрывы, мимо бегут жители города и солдаты.

Тогда друг-однополчанин Аристарха выхватывает из брюк-галифе губную гармошку и играет ребенку мелодию циркового парад-алле. Ребенок, услышав мелодию, зажмуривает глаза и прыгает на шинель. Аристарх, закутав малыша в шинель, прижимает к себе. Лицо у Аристарха измученное, уставшее, правую бровь рассекает свежий глубокий шрам. Аристарх с ребенком бежит к бомбоубежищу. Из шинели, несмотря на звуки взрывов артобстрела, слышен мирный звук бубенчиков кукольного клоуна.
   

Парк. Наше время. Старик Аристарх сидит на скамейке, читает газету. Рядом, наблюдая за шмелем, сидит его пес Шарль. На высокой спинке скамейки, за его спиной Аристарха примостился сизый голубь и тоже заинтересованно смотрит в газету.

Вдруг становится слышна музыка циркового марша парад-алле. Аристарх, услышав музыку, поднимается со скамейки, голубь недовольно взлетает. Старик вместе с Шарлем, идет на звук мелодии.

По центральной аллее мимо Аристарха и других зевак проходит цирковая кавалькада. Идет ярко одетый цирковой оркестр. Над оркестром непонятным образом, сами по себе, горизонтально как летающие тарелки, плывут в воздухе, музыкальные латунные тарелки. Металлические диски в такт мелодии звонко ударяют друг о друга, и вновь плывут в воздухе над оркестром дальше.
 
    Периодически конферансье в мегафон объявляет: «Цирк приехал! Приглашаем! Билеты в кассах! Налетаем! Цирк приехал! Не скучаем!».
Белые медведи катят расписные тележки, на которых морские котики крутят мячики и вращают разноцветные обручи.
Мимо Аристарха с Шарлем идут, в широких пестрых трепещущих на ветру одеждах, с угловатыми крыльями за спиной, гимнасты на высоких ходулях. Периодически ветер помогает их крыльям трепетать сильнее и тогда гимнасты вместе с ходулями взмывают высоко в воздух, делают сальто, затем плавно опускаются на дорожку.


Вдруг песик Шарль стремительно срывается с места и вместе с поводком устремляется в самую гущу парад–алле. Аристарх бежит за ним.
Аристарх бежит мимо паровозика, из трубы которого выпрыгивают как снаряды огромные мыльные зеркальные пузыри. Пузыри повисают лениво в воздухе, отражая всё вокруг.Разбрасывая их как мячики, Аристарх устремляется вперед. Мыльные шары поднимаются вверх, и в них уже отражаются только облака и небо. Между пузырями, рассматривая себя с разных ракурсов в зеркальных пузырях, зигзагами летает сизый голубь.
Голубь летит в начало циркового шествия. Где, впереди всех,    не глядя вокруг, на серебристых роликовых коньках меланхолично едет высокий фокусник-волшебник. Над его шляпой-цилиндром и по спирали вокруг самого фокусника в радиусе полметра, то взлетают птицы-фениксы и сгорают, то сверкают звезды и осыпаются, то плавают золотые рыбки и растворяются, то появляются огромные прекрасные снежинки и тают.
Дети и взрослые сначала заворожено смотрят на эти чудеса, но видя мрачное, почти злое, лицо странного творца иллюзий, бегут к радостному клоуну и его собачкам, который едет на моноцикле за фокусником следом. Волшебник искоса и с завистью смотрит на то, как дети со счастливым смехом окружают клоуна.      
Рядом с клоуном, который одет в белоснежный камзол и на голове – высокий белый колпак, на загримированном лице - красный поролоновый нос, бегут два больших белых пуделя. Клоун талантливо парадирует цирковое шествие. Особенно удачно клоуну удается изобразить чопорность и высокомерие волшебника.    Клоун жизнерадостно играет на губной гармошке, собачки танцуют. Дети и родители от души смеются и аплодируют клоуну, гладят добрых клоунских собачек.
Именно к двум белым пуделям и прибежал Шарль, он тоже подставляет мордочку, чтобы его все погладили, и подает лапку детям.
 
На белой лошади с разноцветным плюмажем, сидя впереди прекрасной наездницы, прискакал Аристарх за Шарлем. Старик неуклюже сползает с коня, но затем галантно целует ручку наезднице-циркачке. 

Увидев Аристарха, который взял за поводок Шарля и собирается уходить, клоун стал кружить на моноцикле вокруг него.
 
Аристарх от неожиданности к такому вниманию аплодирует клоуну. Клоун передразнивает Аристарха, хлопает точь-в-точь в ладоши как он. Клоун, балансируя на своем моноцикле, стягивает колпак, и на свою лысину натягивает красный нос, глядя весело на Аристарха, говорит ему: «Бу-у!». Аристарх опять вежливо хлопает в ладони. Клоун заразительно смеется.

Клоун возвращает нос и колпак на место, и, делая еще один круг вокруг Аристарха, начинает играть на губной гармошке: «Ах, мой милый Августин, Августин, Августин, ах мой милый Августин, всё пройдет, всё…». Услышав мелодию, два пуделя и Шарль дружно «подпевают».

Аристарх смеется, хлопает руками себя по бокам и раскрывает руки для объятий. Они с клоуном обнимаются, смотрят друг другу в лицо и вновь обнимаются. При этом клоун продолжает балансировать на своем моноцикле. Рядом, сдружившейся компанией, сидят и смотрят на эту неожиданную встречу два пуделя и Шарль.


1944. Солдатский привал. На импровизированной сцене ставится ящик от снарядов как трибуна, из которой неожиданно появляется карликовый пудель в немецкой офицерской фуражке, под звуки немецкого марша, собачка, которая своей нервозностью напоминает Гитлера, прерывисто лает. Солдаты смеются. Музыка сменяется песней «Катюша», на сцене появляется большая собака с каской на голове, на каске - красная звезда. Большая собака смотрит на лающего пуделя, потом ставит переднюю лапу на трибуну и произносит спокойно: «Гав!». Пудель скатывается с трибуны, роняет фуражку, и, поджавши хвост, скуля, улепетывает со сцены. Вновь взрыв смеха солдат. На поклоны выходят вместе с собаками Аристарх и его друг-клоун.
   

Цирк. Кулисы. Наше время. Аристарх вместе с Шарлем, который семенит сзади, идет по коридорам кулис цирка с большим тортом, на котором изображен кондитерским кремом портрет клоуна, в синим колпаке с красным носом. Запах у торта насколько обворожительный, что его учуял большой белый медведь, гигантский любитель сладкого, он когтем открывает свою клетку и идет на запах сгущенного молока, который тянется по всему цирку.

Аристарх плутает в поворотах закулисного мира цирка и нос к носу встречается с белым медведем. Белый медведь, стоя на четырех лапах, грозно рычит. Аристарх замирает от неожиданности и в недоумении, не понимая намерений медведя.

Вдруг перед медведем появляется Шарль и звонко лает на него, защищая Аристарха. При этом собачка так боится, что от страха делает лужицу.

Этого лая хватает, чтобы Аристарх догадался, наконец, оставить торт белому медведю, и, схватив на руки Шарля, бежит, всех предупреждая, что белый медведь вышел из клетки. Белый медведь ложится на пузо и, урча, опускает свою морду в торт.

Появляется морской котик, он загоняет, громко хлопая ластами как ладонями, медведя в клетку. У белого медведя вся его морда в красных и синих подтеках от крема торта, и поэтому кажется, что под каждым глазом у него по фингалу, а на щеках - яркие игривые румяна. Рабочие цирка, хохоча над видом медведя, закрывают клетку еще на один замок.

В гримерке клоун и Аристарх смотрят на Шарля, собака в ответ им улыбается и машет хвостом. Затем Аристарх достает из коробки с лапшой палочку, и, притрагиваясь ею к передней левой лапе Шарля, торжественно принимает его в рыцари. Шарль по очереди подает лапу Аристарху и клоуну. Клоун и Аристархом скрещивают над головой щенка две палочки. Затем Аристарх торжественно вручает Шарлю как награду коробку с китайской лапшой.


1944. Зима. Поле боя. Аристарх без сознания. Он приходит в себя от того, что кто-то лижет его лицо. Это собачка-пудель. увидев, что Аристарх пришел в себя, собачка громко лает. К Аристарху подбегает в белом маскировочном халате большая собака, запряженная в санки-полозья. Аристарх, со стоном, перекатывается в санки, и собака везет его к своим, в санчасть.   
      

Цирк. На арене идет репетиция. На трапециях в обычных трико свои трюки делают воздушные гимнасты. Цирковой оркестр тихонько репетирует. Клоун отрабатывает со своими дрессированными собачками простой трюк «змейку». Аристарх, одетый в плащ, сидит в первом ряду зрительного зала вместе с Шарлем, Шарль внимательно следит, как работают на сцене собачки.
 
Клоун зовет Аристарха с Шарлем на манеж. Старик встает рядом с клоуном, расставив широко ноги, змейкой между их ног пробегают  собачки, получая затем у клоуна лакомство. Глядя на других собачек, Шарль легко с первого раза пробегает змейку и получает лакомство. Клоун в восхищении от сообразительности Шарля, треплет ему уши.

Вдруг свет гаснет. Только аварийные тусклые лампочки горят, в свете их появляется мрачный фокусник-волшебник, он взмахивает палочкой и с купола цирка сыплются звезды. Затем возникают разноцветные воздухоплавательные шары с корзинами, в одну из этих корзин прыгает Шарль и шар с корзинкой поднимается вверх. Шарль с любопытством сморит вниз. Белые пудели, глядя на Шарля, громко лают. Воздухоплавательный шар с Шарлем зацепляется за трапецию.

Тут волшебник нагоняет тучи, сверкают молнии. Все воздухоплавательные шары начинают таять, превращаясь в цветные тучи. Только шар, в котором находится Шарль, пока так и висит, зацепившись за трапецию.
 
Аристарх, бежит к шару, на ходу стаскивая с себя плащ, ему помогает клоун. Два старика действуют так же слаженно как на войне, но Шарль не торопится прыгать в растянутый плащ. А между тем воздушный шар, как и другие, стал медленно таять.

Тогда клоун заиграл на губной гармошке парад-алле и Шарль прыгает в растянутый плащ. Спасенный Шарль лижет в щеку Аристарха и потом клоуна.
 
За сценой спасения щенка Шарля, как завороженный, замерев, смотрит фокусник-волшебник. Рядом с фокусником повисают летящие музыкальные латунные тарелки, которые звонко ударяют друг о друга. Фокусник от звона тарелок словно просыпается.

К остолбеневшему волшебнику подбегает администратор манежа, что-то резко говорит, показывая на часы. Все цирковые, музыканты, воздушные гимнасты окружают  фокусника, тоже показывая на часы.

Сам волшебник смотрит на свои ручные часы, прикладывает к уху, стучит по циферблату, встряхивает кисть руки с часами. Всем становится понятно, что он перепутал время своей репетиции.

Фокусник стал перед всеми извиняться, положив руку на сердце. Но все недовольные и раздраженные отходят от волшебника. Фокусник видит только спины. Единственные, кто смотрят на фокусника в упор, это Аристарх и клоун, они решительно двигаются в сторону волшебника.

Фокусник идет им на встречу, широко и счастливо улыбается. Клоун в растерянности и недоумении. Фокусник обнимает Аристарха, потом клоуна.

Наблюдая эту сцену, удивленные цирковые, перестали репетировать, оркестр перестал играть. Все смотрят на троицу. Воцарилась тишина на манеже.
 
Тут волшебник из внутреннего кармана своего фрака вытаскивает теперь уже маленького, учитывая высокий рост фокусника, игрушечного клоуна. Всем стали слышны  легкие звуки  бубенчиков на колпачке старой игрушки.

Аристарх берет в руки куклу, бубенчики звенят. Но вместе с этим звоном, Аристарх слышит военные звуки, пожар, взрывы снарядов, крики людей, плач мальчика.


1945. Аристарх в бомбоубежище отдает мальчика в желтой пижаме женщине, из своего вещьмешка отдает мальчику две банки консервы. Мальчик крепко прижимает к груди эти банки. Аристарх стремительно выбегает из бомбоубежища навстречу вспышкам боя.
   
Цирк. Арена. Аристарх протягивает игрушку клоуну. Клоун смотрит на фокусника, по лицу волшебника текут слезы. Клоун, для фокусника как для ребенка, из воздуха достает носовой платок, встряхивает его, и платок превращается в голубя, который взлетает к куполу цирка. Клоун гротескно искренне «удивляется» своему фокусу. Видя этот трюк, фокусник звонко, как мальчик, смеется. С ним смеется Аристарх.
 
Из-под купола цирка, куда взлетел голубь, видно, что высокий фокусник и два  старика, обнявшись, уходят с манежа, за ними, семеня лапками, бегут собачки.
      
Представление в цирке. Идет совместный номер волшебника и клоуна. Зрительный зал хохочет. Собачки прыгают в корзины воздушных шаров, они совершают кругосветное путешествие и много приключений встречают на своем пути. То они плывут среди айсбергов на спинах синих китов, то едут на рикшах среди красивых пагод, то переправляются через бурные реки. Потом собачки на верблюдах едут через песчаные бури пустыни, то в желтой подводной лодке они опускаются на дно океана среди разноцветных рыб. Невероятные трюки и смешные волшебства.

На первом ряду смотрит представление Аристарх, в ногах которого сидит Шарль. По завершению номера, Аристарх, встает в едином восторженном порыве вместе со зрительным залом. Все стоя, аплодируют фокуснику и клоуну, которые, держась за руки, выходят на поклоны.

За кулисами цирковые и цирковой оркестр тоже аплодирует удивительному номеру.

Фокусник вытаскивает из внутреннего кармана игрушечного клоуна и машет им Аристарху. В шуме оваций не слышно, но мы знаем, что бубенчики у клоуна тихо звенят.




Рецензии
Наташа, волшебно описано цирковое шествие- ярко представила и музыкальные тарелки в воздухе и птиц-фениксов, шарики, снежинки...Грустный, яркий и живой рассказ...

Инна Кокорникова   24.10.2014 10:05     Заявить о нарушении
Инна, спасибо! Очень тронута. Серия сюжетов "Старик и Шарль" - это моя мечта о таком многосерийном мультфильме. Мне так важно каждое доброе впечатление. Спасибо!

Наталья Салтанова   24.10.2014 11:26   Заявить о нарушении