Апсны Страна Души, удивление второе дорожное

2-я часть: «Дороги Абхазии»

     Дороги Абхазии были нашим вторым, и, пожалуй, самым запоминающимся удивлением. Они удивляли нас везде, где бы мы по ним не проезжали. Будь то центральная магистраль страны, проходящая с севера на юг сквозь практически все семь городов республики, или крутой горный «серпантин» вдоль неподражаемой по красоте реки Бзыбь, летящей с высоты 2300 метров со скоростью легкого автомобиля, или просто узкая поселковая дорога районного значения...
     Почему?
     Ну, во-первых, въехав на главное почти трехсоткилометровое Сухумское шоссе, пересекающее всю Абхазию вдоль главного Кавказского хребта от Адлера до Грузии, мы, наконец-то, вздохнули легко и свободно полной грудью. В нас со всех сторон из настежь открытых окон резво мчащегося микроавтобуса наконец-то хлынул прохладный ароматный морской воздух.
     О! Эти неподражаемо-волшебные запахи реликтовых сосен, огромных платанов, прозрачных эвкалиптов, сладких магнолий, финиковых пальм и прочих, вечноцветущих здесь деревьев, кустов, растений. Даже после «банной экзекуции» Адлеровской пустыни на границе, невозможно было не залюбоваться буйством тропических красок, набросившихся на нас с обеих сторон дороги.
     Попеременно открывающиеся просторы широких галечных пляжей, русел бурных горных рек, снежных (и не очень) вершин величественных двухкилометровых великанов мало-помалу заслонили все наши только что пережитые неприятности.
     Хотя Сухумское шоссе было заметно уже новеньких, олимпийских Сочинских магистралей, да и качество его местами уступало даже уровню побитых в центре Питера трамвайных переездов в конце слякотной зимы, но зато оно в отличие от Сочинских и Питерских дорог была девственно пуста (без единой пробки) и дика (без лишних светофоров, пешеходных переходов и тротуаров). И мы весело «катили» в выходной день в час пик (с разрешенной  скоростью 90 километров в час), лишь изредка «натыкаясь» через каждые 40-50 километров на хорошо оборудованные дорожные контрольно-пропускные пункты (КПП) ГАИ, легко узнаваемые по серой хлопчатобумажной форме старого советского образца находящихся здесь милиционеров.
     Во-вторых, мы не могли не удивиться и тому, что здесь на автотрассах Абхазии мы ни разу, а ездили мы много и каждый день, не видели ни одного скоростного радара. Не было никаких пряток «гаишников» за многочисленными поворотами дорог и никаких рейдов эвакуации машин в городах. Также не заметили мы и великого множества привычных для нас запрещающих дорожных знаков, при этом не встретилась нам ни одна дорожная авария, да и скоростной режим здесь практически никто не нарушал. Впрочем, на КПП всегда находилось два-три экипажа (судя по количеству машин и сотрудников), готовых к немедленным оперативным действиям. Они всё-время стояли по обе стороны Сухумской магистрали, встречая пытливым взглядом практически каждую машину и внимательно вглядываясь в лица её пассажиров. А затем, вдруг узнав кого-то внутри, начинали широко улыбаться и доброжелательно махать им рукой. Даже мы пару раз проезжая очередной пост ГАИ по инерции замахали в ответ на их белоснежные улыбки на фоне загорелых лиц, невольно кивая и доброжелательно улыбаясь, как некогда с высокого борта теплохода батюшке Валаамского монастыря, провожающего туристов от святого острова на большую землю.
     Ну и, в-третьих, нас окончательно вернули к праздной жизни, вдруг отрывшиеся виды с трехсотметровой высоты над городом Гагры, где Сухумская магистраль неожиданно нырнула в длинные километровые горные туннели. Они нас просто пленили…
     В отличие от  турецких туннелей на трассе в Кемер, где мы путешествовали в прошлом году, здесь дорога проходит значительно выше, открывая великолепнейшие виды на серебрящееся от солнца море, новенькие гигантские олимпийские строения Сочи, Красной Поляны, многие дома Гагры и части Пицунды с его тысячелетним монастырем. При этом сами туннели ну абсолютно ничем не уступали знаменитым турецким туннелям, где в прошлом году наш трансфертный гид рассказывал нам о традициях влюбленных загадывать в них сокровенные желания, скрепляя свои мысли долгим поцелуем, пока автобус преодолевает темноту. Мы, не раздумывая и с удовольствием, повторили тот ритуал здесь, благо сидели в последнем ряду нашего микроавтобуса. К сожалению, гида здесь с нами никакого не было, а водитель был весьма не разговорчив, впрочем, как и все абхазы, о чем будет отдельное удивление...
     Впрочем, настоящим удивлением было совсем не это, а то, как дороги здесь на этой земле, зажатой между морем и высоченными хребтами гор, выполняют подлинную роль самой, что ни на есть, артерии жизни всей этой небольшой страны.
     Практически все, или подавляющее большинство городов, поселков, деревень и возможно даже и хуторов Абхазии располагаются непосредственно вдоль немногочисленных её дорог. То есть практически каждый двор отдельно стоящего сельского дома выходит непосредственно на автомобильную трассу. Шаг влево – шаг вправо и ты оказываешься либо в непроходимом лесу, либо болоте, или крутом склоне, обрыве горы и так далее. Каждый свободный, ровный клочок земли здесь распахан под сад, виноградник, огород, пастбище и огорожен высоким прочным забором. При этом, домашние животные, которых держат здесь практически все Абхазские семьи, в великом множестве пасутся здесь же прямо около домов за оградой без какого-либо надзора, то есть без пастухов, выискивая сами себе и еду, и питье. Утром их (коров, лошадей, коз, овец) местные «животноводы» просто напросто выгоняют за пределы своего участка и те до вечера «ползают», где им вздумается в поисках пропитания, и лишь вечером, наев полные бока, лениво и не торопясь, возвращаются домой на дойку и ночлег. Так, во всяком случае, нам рассказывал Марат, один из местных жителей, попутно таксующий у Пицундских санаториев в курортный сезон.
     Удивительно и то, что бродящие повсеместно по автодорогам «полчища» этих обнаглевших домашних тварей никогда не попадают под колеса водителей (скорее наоборот коровы сами бодают машины зазевавшихся водителей). Как пояснял Марат, она (скотина то есть) на дороге отдыхает. Проезжающие с двух сторон машины рядом с валяющими на осевой дороге «рогатыми монстрами» создают обтекающее вокруг них движение воздуха, ну как от кондиционера что ли, и тем естественно нравится это.
     Второстепенные проселочные трассы ещё более «забиты» животными. Там даже куры, гуси и индюки позволяют себе устроить прогулочные дорожки в удобных для них местах автодорог.
     А на горных дорогах экзотику соседства автомобилей с животными многократно усиливают многочисленные пчелиные ульи, установленные здесь повсеместно на всех лужайках. Вокруг них на расстоянии километр и более роями носятся и беспрерывно жужжат особые, как нам рассказали, неприхотливые «мирные», если не махать руками и не лезть в ульи за медом, черные пчелы.
     Впрочем, такое засилье «домашней животины», которая зачастую «легко» без страха приходит искупаться даже на галечный пляж гостиниц, здесь никого не раздражает и не шокирует, ведь практически все местные жители (даже в городах) имеют своих гуляющих (или летающих) где вздумается «божьих тварей». А отсюда, похоже, и невысокая скорость движения машин по трассе, а, следовательно, и низкая аварийность. Спешат же здесь только наши Россияне на своих запыленных обрусевших иномарках, да и те, вливаясь в поток местного движения, вязнут в нем и постепенно привыкают к местной нерасторопности. Но об этом, также поговорим в другом удивлении.
     Ну, а пока всем нашим будущим автотуристам сюда в Абхазию, глядя на эту удивительную «дорожную идиллию», хочу предложить запастись терпением и вооружить свое сознание добрым принципом жизни известного нам с детства Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно»…
16.09.2014г.

Автор благодарит критика (ЕМЮ) и корректора (ЕАрВ) за оказанную помощь.


Рецензии