Коммунистический миф о Николае Щорсе ч. 2

Коммунистический миф о Николае Щорсе ч.2

 История создания памятника Николаю Щорсу


      Первое   решение поставить памятник Николаю Щорсу было принято еще в 1936-м. когда о нем на киностудии режиссёром А. Довженко был снят и первый художественный фильм.
      Над шестиметровым бронзовым изваянием начала работать целая группа мастеров — знаменитый архитектор Михаил Лысенко, Василий Бородай, Александр Власов.

      Внук мастера Василия Бородая, скульптор Василий Бородай вспоминал:

     “Автором проекта был Лысенко — именно он решал, как будет выглядеть скульптура. А мой дед Василий Бородай был больше исполнителем.
      Но пока суть да дело, в июне 1941 г. началась «Советско-немецкая война 1941-1945 годов» и в Киеве местным и властями идея создания памятника Н. Щорсу была «похоронена» в архивах.

     Так продолжалось до начала 1952 г.  когда в СССР начали готовится к торжественным мероприятиям в связи с 300-летием Воссоединения Украины и России, что приходилась на 1954 г.

      И вот тогда снова вспомнили герое Гражданской войны Николае Щорсе - украинском Василии Чапаеве и вновь дали команду начать работы по созданию памятника.
     Руководство работами в первую очередь на изготовку эскиза памятника в Министерстве культуры СССР   вновь было поручено Михаилу Лысенко.

     По воспоминаниям помощника Лысенко Николая Суходола, изначально Щорса хотели изобразить немного привставшим на коне и с фуражкой в вытянутой руке — как бы приветствующим освобожденный Киев.
     По словам Суходола, для самого Щорса лично ему позировал студент консерватории по фамилии Носенко.
        Но натурщиков было несколько в числе которых был и еще один киевский студент Леонид Кравчук. Тот самый что в 1991 г.  стал первым Президентом независимой Украины.
        Сам же   Леонид Кравчук в своих воспоминаниях придерживается той версии, что скульптуру Н. Щорса делали именно с него!
        И что он позировал самому автору работы — Николаю Лысенко.
      “Будучи студентом университета Шевченко, я гулял с другом по Крещатику.
        Подходит ко мне мужчина, представляется архитектором Лысенко и предлагает попозировать для его работы. Мол, я подхожу по внешним данным.
        Я даже не знал, что такое бывает, что памятники делают с натуры. Согласился.
        И вот в течение двух месяцев ходил к Лысенко в мастерскую как на работу.
        Как это делают? Садишься на козла деревянного, тебе говорят, как ноги держать, и лепят.
        Помню, что получал за это довольно неплохие деньги. Покупал на них еду, кормил половину общежития.
     Правда, в то время я не знал, что это будет памятник Щорсу, мне почему-то не говорили”.

      У помощника Михаила Лысенка –Николая Суходола есть своя версия истории создания памятника Николаю Щорсу, но в ней нет места для Л. Кравчука.

      Вот его подлинное свидетельство:

      «Проект утвердили на высшем уровне, и нужно было лепить рабочую модель.
— Сам Михаил Григорьевич осилить это не смог, — рассказывает «Новой» один из авторов монумента Николай Суходол.
 — Прежде всего, по состоянию здоровья. Он поручил делать рабочую модель одному из своих учеников. Но у того работа не заладилась...

     Лысенко поехал на курорт, а когда вернулся, то застал в мастерской жуткую картину: Щорс валялся на полу, конь еле держался на ногах, а ученик куда-то пропал. Расстроенный Лысенко не знал, что делать.

   Тем временем начали регулярно звонить из Москвы, интересоваться судьбой памятника
   Слово за слово, и он предложил мне сделать рабочую модель памятника.
   Николай Маркович вспоминает, что эскиз Лысенко ему очень понравился.

     Последний рисовал его с натурщика Антона Божко, который восседал на… детской игрушечной лошадке.
    Первым делом я разломал каркас старой модели и все начал сначала, — продолжает Николай Суходол.
 — Работа пошла. И буквально через восемь месяцев я ее закончил.
    Лысенко предложил мне стать соавтором работы.
     Я согласился. Памятник нам пришлось переделывать.

     Изначально Щорс был изображен немного привставшим на коне и приветствовал освобожденный Киев, держа в вытянутой руке фуражку.

     Этот вариант почему-то забраковали, мол, сделайте так, чтобы фуражку видно не было. Пришлось «переложить» ее в другую руку.

      Скульптор до сих пор помнит человека, который позировал ему при подготовке памятника — это был студент консерватории по фамилии Носенко.
     Он регулярно приходил в мастерскую и получал за это гонорар.

       Красавца скакуна по имени Букет регулярно привозили из Киевского военного гарнизона, рысак был словно высеченный из камня.
       Он и стал прообразом лихого коня Щорса»

       С тех пор прошло немного ни мало, а 60 лет.
       А многое изменилось в Украине, но коммунистический миф о Николае Щорсе воплощённый в бронзу и мрамор продолжает существовать и тихой сапой отравлять национальное самосознание украинцев ведь сейчас пришло время других героев.
      Но если часть жителей Киева в том числе и местные власти, занятые решением насущных экономических проблем не обращают на памятник никакого внимания, то другая часть особенно из молодых юношей и девушек с ультра национальными идеями в головах такое положение дел не устраивает.

    Поэтому и памятник Н. Щорсу как скажем памятники В. Ленину в Украине часто становится объектом вандализма. К примеру - ночью 10 апреля 2008 года он был подорван и при акте вандализма был отбит фрагмент гранитного памятника величиной 50х50 сантиметров.
    А в ночь на 4 марта 2010 года ультранационалисты написали на постаменте белой краской имя и фамилию известного украинского националиста Евгения Коновальца (полковника Армии УНР, коменданта УВО, председателя Провода украинских националистов) убитого в 2013-2014 годах стал прекрасным символом взросления нации. Этим самым Украина как бы фигурально перерезали пуповину своего советского прошлого.
       Но не пора ли остановить разрушительный ритуал очищения и сделать с оставшимися памятниками что-то более интересное и цивилизованное, чем просто раздробить их на куски.
    Есть идея создать в Киеве парк-музей, где будут собраны все уцелевшие памятники Ленину и прочие монументы советских времен. К примеру эта идея уже воплощена в жизнь.
    Там все «Ленины» переселились в частный парк-музей Грутас.   А вот в Будапеште советские монументы собраны в Memento Park. Надо сказать, что процедура демонтажа и перевозка памятников и создание музея – дело и бюрократическое, и затратное. И вряд ли в бюджете Киева есть на это свободные средства. Однако если это дело поручить представителям частного капитала, то вопрос может быть решен быстро.
   С другой стороны, если это новым мером Киева В. Кличко сейчас сделано не будет, то в следующий раз под памятник Н. Щорсу просто заложат больше взрывчатки. Благо проблем с свободным обращением взрывчатки в Украине в связи с военными действиями на Донбассе давно нет…
  И тогда проблема как бы решится сама собой….
  Все фото к  этой части находятся тут:http://h.ua/story/408673/


Рецензии
" «Ленинопад» в Украине в 1913-1914 годах стал прекрасным символом взросления нации..." - хм, что-то рановато для ленинопадов ))): Ильич еще в эмиграции тосковал, не надеясь воплотить свои фантазии ))): Чуть ли не билет в Америку в отчаянии покупал )):
Исправьте, пожалуйста на 2013-2014))):
а то весь посыл одна опечатка разрушает

кстати, в нашем городе не стали убирать советские памятники. Не только потому что у нас влиятельные коммунисты. Скорее из экономических соображений. Демонтаж дорог для дырявого бюджета. Оставили все как было на момент падения советской власти. Но параллельно стараются воздвигнуть новые - памятники деятелям дореволюционной России. Сначала думали - будет дикий контраст, они противоречат, как это - и созидателям, и разрушителям одновременно?! Но, оказалось, никакой катастрофы. Все сочетается. История-то одна и страна одна. Не нужно придумывать себе дополнительных линий раздела. Вот и соседствуют в провинции царский генерал Ермолов - с площадью Карла Маркса.
Видимо, неидеальные власти маленького города больше понимают в этом неоднозначном деле, нежели широко разрекламированные правители целого государства?!

Юлия Мельникова   24.09.2014 09:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.