Осторожно, подруга - приживалка!

Мне не смешно, когда маляр негодный;
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,;
Мне не смешно, когда фигляр презренный;
Пародией бесчестит Алигьери.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Зависть разрущительна.
Зигмунд Фрейд

По законам нашей галактики, Луна неизменно сопровождает Солнце, и такой же «верный» спутник есть, наверное, у каждой успешной девушки – близкая подруга, которая, вроде бы желая добра, так входит в доверие, что зачастую становится прямо-таки членом семьи, используя чужие успехи, таланты и материальные ресурсы себе во благо. Знакомая ситуация?...

Секреты от «лучшей» подруги

С Олей мы подружились на одной из школьных переменок, играя «в резиночку»,  когда нам обеим было по 7 лет.
С тех пор много воды утекло, и очень по-разному складывались наши судьбы.
Я была бедной студенткой, она – женой бизнесмена. Потом я делала карьеру и уже вовсю зарабатывала, а она, некрасиво расставшись со своим гражданским мужем, оказалась на улице без квартиры, работы, денег и вчерашних друзей…
Спустя какое-то время я вышла замуж и родила близнецов, а она все также металась по Москве, меняя работы и бойфрендов.
С какого-то момента я вдруг поймала себя на каком-то зыбком, вроде бы ни на чем не основанном,  глубинном чувстве вины перед ней…
Я старалась поменьше рассказывать ей про детей, ведь она так хотела своих, что неизменно расстраивалась. Я долго не знала  как бы ей  сказать «потактичнее» про новогодний подарок моего мужа – круиз по Карибам. Узнав о круизе, она расстроилась:
- Я-то думала провести Новый год с тобой…
Мы возили ей подарки, но они все равно не могли загладить это противное сосущее чувство вины перед ней… Втроем вместе с мужем и Олей  мы ходили в гости, кино, рестораны, на выставки… Она практически жила с нами. Иногда муж пытался «бортануть» Олю:
- Милая, может сегодня пойдем на ужин вдвоем?
- Но, дорогой, - кидалась я на Олину защиту. Оле так одиноко, нехорошо оставлять ее одну вечером в пятницу, когда вся Москва тусит…
Когда я сказала Оле,  что поеду учиться в престижную бизнес-школу в Лондоне, она расстроилась так, что не смогла даже это скрыть:
- Там же климат ужасный! – раскричалась она. И как ты поедешь?
Когда от меня ушел  муж, Оля первая кинулась «на помощь». 
- Ну, вот козел,  а, -  любила затянуть «песню плакальщицы» она. Лора, ну надо как-то возвращать козлину назад…
Но возвращать «козлину» назад никто  не собирался. Я нашла няню, вышла на работу и завела поклонника.
Как-то раз, она застала меня в дверях и с телефоном у уха:
- Вадик? Да, бегу уже, - мой голос звенел от восторга. Оля  неприятно удивилась:
- Куда это ты собралась?
- На свидание, дорогая, а ты ведь не предупреждала, что зайдешь…
- Я люблю тебя и так переживаю за тебя. Ты уверена в том, что ты делаешь?
Вскоре мне предложили работу  по контракту в Аргентине, и наше общение постепенно сошло «на нет». В редких разговорах с Олей в скайпе или по  вайберу я по-прежнему боюсь рассказывать  о своих успехах в бизнесе, творчестве и о новом счастье в личной жизни…

Мир должен Принцессам

Подруга моей сестры,  Анюта, была точной ей копией: те же жесты, манеры, характерные «словечки». Она даже переоделась из «косухи с казаками» в женственные платья «первых линий», а потом, когда они вышли из моды, в лосины с кедами и туниками, когда они стали актуальными.
Она годами жила у моей сестры, часто одалживая у нее  деньги.  Отдавать долги  она не считала нужным, ведь у нее в жизни почти перманентно был «такой тяжелый момент».
- Зато мне с ней весело, - рассказывала сестра  про их  совместные поездки и «куражи». Но однажды в Нью-Йорке, в состоянии сильного опьянения, Анюта  высказала в лицо моей сестре все «обиды», накопившиеся у нее за долгие годы их общения:
- И зачем такой старой курице, как ты, столько денег? – злобно спросила она сестру. Как же мир несправедливо и уродливо  устроен! Лохушкам  – все, а настоящим принцессам – ничего!
На сестру произвели большое впечатление слова «лучшей» подруги,  и она попросила ее вернуть назад все деньги, взятые взаймы,  решив навсегда прекратить общение. Деньги Аня и не подумала возвращать назад, посчитав, что это – компенсация «за моральный ущерб».

«Герой-любовник»

Моя тетя Эльза однажды отправилась в путешествие по Норвегии вместе со своей старинной подругой,  Надеждой.  Надежда, зная легкий характер моей любимой тетушки, ее общительность, чувство юмора и стремление попадать в авантюры разного рода, упросила Эльзу взять ее с собой. Они вместе бронировали отель, покупали авиабилеты, читали путеводители и обсуждали будущие маршруты. О своих материальных трудностях Надя предпочла умолчать до начала путешествия.
- Денег в обрез, - призналась она моей тете уже в аэропорту, когда они в ожидании отложенного на несколько часов рейса, зашли в кафе выпить кофе с круассаном. Эллочка, можно я доем твой круассан?
Эллочка удивилась немного, но купила подруге  к ее «пустому» кофе большой круассан с сыром и ветчиной. На протяжении всей поездки, Надя отчаянно экономила на еде, доедая за тетей Эльзой,  или спрашивая у нее небрежно:
- Ты не доплатишь за меня 5 евро? У меня не хватает тут немного… Потом отдам тебе.
Тетушка понимала, что вести каждодневный подсчет потраченных сумм в размере 5-10 евро выше ее сил, поэтому она решила не обращать внимания на мелочи жизни,
но в будущем не планировать с Надеждой больше никаких совместных поездок.
В музее современного искусства Аструпа Фернли  в Осло, моя тетушка ухитрилась познакомиться с каким-то университетским профессором моложе нее раза в два.  Профессора заинтересовали познания тети Эльзы в норвежской литературе,  и он пригласил ее на ужин, чтобы в более непринужденной обстановке обсудить творчество Эрленда Лу, Юстейна Гордера и Роя Якобсена.
- А как же я? – робко спросила у нее Надя. Надеюсь, что ты возьмешь меня с вами на ужин?
И Эльза взяла с собой на ужин  подругу.  Профессор Бьорн  и Эльза с удивлением обнаружили, что у них одинаковый вкус в литературе, театре и даже в классической музыке.
Приятная для них обоих беседа прерывалась репликами Надежды  «а вот я» и «а вот у меня»… К сожалению, ее английский был слабоват, натужные фразы выстраивались ею с усилием, прошедшее время безнадежно путалось с будущим.  Бьорн вежливо улыбался и кивал, потом извинившись  за головную боль, посадил подруг в такси и  вежливо попрощался с ними.
- Не нравятся мне эти европейцы, - всю дорогу разглагольствовала Надежда. Жлобы они какие-то… Могли бы еще посидеть в ресторане, но, видимо, он решил «не попадать на бабки», вот и придумал, что голова разболелась. Тоже мне герой-любовник!...
Тетя Эльза молчала всю дорогу.

На грани суицида

Подруга моей двоюродной сестры, Ирина, переехала к своей подруге Сонечке после расставания с молодым человеком. Сонечка утешала ее как могла, ночами выслушивая  Ирины монологи от «Боже, как жить дальше без него» до «Ненавижу и буду мстить скотине».  Ирина так страдала, что ей было не до бытовых проблем, которые Соня взяла на себя: она готовила что-нибудь «вкусненькое», стараясь вывести подругу из депрессии, сшила для нее пару новых платьев, кардиган и пальто, так как  была профессиональной швеей.  В ответ Ира устраивала истерики, угрожая покончить с собой, пугая Сонечку, которая пару раз  неслась домой с работы, взяв такси, или срывалась со  встреч с клиентами с одной мыслью: «Только бы она ничего с собой не сделала!»
Но Ира один раз выпила целый пузырек травяного ново-пассита,  другой раз только готовила ванну и, заламывая руки, искала лезвия по квартире, переворачивая все вверх дном.  На следующий день  к Сонечке должна была приехать двоюродная сестра с грудным ребенком из Подмосковья, так что Сонечке пришлось еще полночи приводить свою квартиру в прежний вид. Но в перерывах между истериками и «попытками к суициду» Ира мониторила сайты знакомств и бороздила социальные сети  на предмет устройства личной жизни.  Первое же знакомство оказалось удачным, она приглянулась галеристу Борису и спустя какое-то время даже переехала к нему из Сонечкиного Новогиреево на Таганку,  улучшив свои материально-жилищные условия.
О Соне теперь она почти и не вспоминала, отмахиваясь от ее звонков, как от надоедливой мухи. У нее началась новая, полубогемная жизнь,  появились новые знакомые: художники, галеристы, арт-менеджеры. И Сонечке в этой жизни не было места.




Признаки «приживалок»

Совершенно необязательно,  по примеру героини старого советского фильма «Служебный роман»,  «ликвидировать»  всех подруг,  ведь настоящая женская дружба, конечно, существует,  и она – ничуть не  слабее мужской.
Есть несколько признаков, отличающих «приживалок» от настоящих подруг:
1. «Приживалки»  крайне эгоцентричны и  искренне уверены в том, что это «ради них крутится Земля и бегут поезда».
2. Они абсолютно убеждены в том, что мир - им «должен», и вы – не исключение.
3. Как правило, они очень банальны и посредственны. Однако, выбирая в подругу более яркую личность, стремятся ей во всем подражать, поддакивать и использовать чужой талант себе во благо.
4. «Приживалки» не могут существовать самостоятельно, им обязательно нужен объект, к которому можно «присосаться». Говоря о себе, они чаще употребляют местоимение «мы», чем «я».
5. Самая главная черта - чувство зависти к чужим успехам, которое зачастую они даже не в состоянии скрывать.

Авель был убит своим братом Каином из зависти, израильский царь Саул пытался убить беззащитного Давида за то, что народ любил его подданного сильнее. На всем пути Христа его окружала человеческая зависть…  В судьбе таинственного графа Монте-Кристо зависть сыграла не последнюю роль. История Моцарта и Сальери стала  классикой. Мировые история и литература, начиная с библейских притч и заканчивая современностью,  изобилуют примерами зависти, сыгравших свою роковую роль…

P.S. Осторожнее с завистливыми подругами-«приживалками».


Рецензии