Раиса Вениаминовна Идельсон

НА СНИМКЕ: Раиса Идельсон «Автопортрет с перстнем». Конец 30-х гг.


Возвышенность и утонченность натуры младшей сестры Раисы проявились и в стихах, которые она писала с ранних лет, и в прозе 30-40-х, и в живописи времен Вхутемаса и ОХО.  (сохранились два «Автопортрета» и «Цветы в голубой бутылке»).

С семилетнего возраста Раиса начала писать стихи и писала их всю жизнь, как говорится, «в стол». После окончания в 1913 году гимназии Раиса до весны 1914 года была в Бельгии. С 1916 г. она училась в «Училище живописи, рисования» Ю. М. Пэна (Витебск). в котором в то же время брал уроки и будущий знаменитый художник Марк Шагал. Учитель влюбился в свою шестнадцатилетнюю ученицу и написал ее портрет с кошечкой на коленях, назвав его «Две кошечки». Её местонахождения мне неизвестно.

В 1918 Раиса училась в Петрограде в школе Я. С. Гольдблата и у К. С. Петрова-Водкина, готовясь к поступлению в Академию Художеств. Сохранились ее стихотворения того времени.

Затем в течение нескольких лет она жила то в Петрограде, то в Витебске, пока в 1921 г. не поступила во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, на курс декана живописного факультета Роберта Рафаиловича Фалька.

Её дневник сохранил первое впечатление о Фальке:

«Я увидела где-то наверху очень худое, очень усталое лицо человека лет 35. Сквозь круглые очки на меня внимательно и мягко смотрели большие, широко открытые серо-голубые глаза.

“Неужели этот большой, как-то по-детски беспомощный близорукий человек – профессор Фальк”?!...

По тому, как он смотрит на мою работу, сравнивая ее с натурой, по тому, как слушает мои несвязные речи, мне делается ясным, что Фальк именно такой учитель, такой художник и человек, какого я мечтала встретить»!

Вскоре Раиса становится женой Фалька. Ему она посвящает ряд стихотворений.

Ангелина Васильевна Щёкин-Кротова очень тепло говорит о ней в интервью Дувакину:

«Она, вообще, была человек чрезвычайно беспокойного сердца. Вы знаете, она очень талантлива была, очень умна, но вся ее энергия уходила на беспокойство о любимых людях. Так что она почти ничего не сделала из своей необыкновенной одаренности, потому что посвятила всю себя не столько служению своим близким (и служению, конечно, тоже), сколько бесконечному трепетному беспокойству о них. Я не помню ее в спокойных состояниях. Она постоянно горела, горела в волнении.

Только иногда, когда она сосредоточивалась на картинах, смотрела, она становилась удивительно спокойной. Она так умела смотреть живопись, как редко кто может: она просто уходила в картину целиком, и тогда на ее лице можно было прочесть абсолютное блаженство, как у святых.

Д.: Так что у Фалька жены очень понимали его как художника?

Щ.: Думаю, что больше всех понимала Раиса Вениаминовна»,

В 1927 году в заграничное турне уезжает ГОСЕТ. Едут Грановские, вся труппа, включая Михоэлса, а вскоре к ним присоединяются и декоратор Фальк с женой. Их «отправили в Европу вести революционную пропаганду средствами высокого театрального искусства, единственным в мире еврейским театром. «И везде, где театр бросал якорь, – Рига, Варшава, Берлин, Вена, Брюссель, Париж – был аншлаг и огромный успех»[Валентин Воробьёв. «Голая Валька» Журнальный зал. «Зеркало». http://magazines.russ.ru/zerkalo/2013/41/11v.html].

Через полтора года Раиса Вениаминовна покидает Фалька и возвращается в СССР. После недолгого пребывания у родителей в Витебске, она приезжает в Москву. Там Раиса Вениаминовна живёт в мастерской Фалька во ВХУТЕИНе – преобразованном из ВХУТЕМАСа в Высший художественно-технический институт (ул. Мясницкая, д. 21, кв. 36). Здесь она и прожила до конца своей жизни. Вместе с ней жила до своей кончины и сестра Александра.

Почему же Раиса Вениаминовна покинула Фалька в Париже и вернулась в СССР? Ангелина Васильевна называет три причины:

Было желание привезти в Париж сына Фалька Валерика, по которому Фальк очень тосковал. Было беспокойство о своих престарелых родителях. Это две причины. Ангелина Васильевна называет и третью:

«… Злые языки говорят, что там еще замешался какой-то роман, который у Фалька начинался. Возможно, это был роман с той художницей, о которой пишет Каверин в своем романе «У зеркала», где под именем Корна выступает Фальк.

В том, что этот роман был, я уверена…», - говорит Ангелина Васильевна.

И далее:

«…Фальк так привык, что его любят, что, наверное, ему ужасно не хотелось вспоминать о том, как он не встретил взаимности. А тут, очевидно, так и было. Во всяком случае, если встретил, то ненадолго. Так вот, злые языки говорят, что и Раиса Вениаминовна уехала потому, что у Фалька начался роман и она решила отойти в сторону. Думаю, что все три причины были. И Валерика она хотела привезти. И, конечно, женщине легче оторваться от любимого человека, когда он глядит в сторону».

Раиса Вениаминовна не вернулась в Париж. Ангелина Васильевна пишет, что она понимала, что первая жена Фалька Елизавета Сергеевна Потехина не отпустит Валерика в Париж, пока там находится Раиса Вениаминовна Идельсон. Кроме того, вскоре умирает её отец. Она не может оставить мать. А потом вскоре понадобился уход и за сестрой.
 
В 1930-х, поглощенная заботами о маленьком сыне и о прикованной к постели сестре, ежедневно консультируя и переписываясь с заочниками ВДНТ, Раиса Вениаминовна уже не смогла себя реализовать как живописец.

Фальк постоянно переписывался с Раисой, - у них сохранялся взаимный интерес друг к другу. Характер отношений и писем не изменился и после её второго замужества в 1931 году. Она вышла замуж за профессора ВХУТЕИНа, художника Александра Аркадьевича Лабаса (1900 – 1983). Брак Раисы Вениаминовны с Лабасом распался в 1938 году, когда у них был уже пятилетний сын Юлий.

Раиса Вениаминовна сначала работала в отделе голландской живописи Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а с 1939 года до конца жизни была преподавателем живописи во Всесоюзном доме народного творчества им. Н.К. Крупской.

Скончалась Раиса Вениаминовна в 1972 году. Свои художественные работы она щедро раздавала друзьям и знакомым. Известно, что несколько ее работ находятся в частном собрании в Израиле у профессора-физика Л.И. Рубинштейна. Некоторые хранятся у ее сына.

Сын собрал и стихотворения Раисы Вениаминовны, но они пока не опубликованы.

Одно из её ранних стихотворений я здесь приведу. Оно посвящено Фальку:

Цвета мазок –
Мира кусок!
Льется с высот
Солнечных сот
Света поток –
Солнечный сок...
Кисти бросок –
Жизненный ток.
Камень – брусок,
Пламень – цветок.
Сердца комок,
Как уголек,
Пламя зажег
Дьявол и Б-г!...
Кисти в огне
На полотне -
Нитей моток.
Что он соткет,
Цветом поет
О вышине
И тишине...
            Москва, 1923.

Приведу перечень выставок, в которых экспонировала свои работы Раиса Вениаминовна:

1922 - 1-я русская художественная выставка в Берлине;
1925 - «Московские живописцы»;
1925-27 – Всебелорусские выставки;
1928 - РОСТ;
1928-29 - ОХО (в Спр. не указ.);
1977, 31.10 - МДХ.

Как видите, уже с 30-х годов она не выставлялась.

И в заключение ещё один рассказ Ангелины Васильевны о Раисе Вениаминовне Идельсон. Она привезла Раису Вениаминовну на выставку Фалька на беговой в 1958 г.:

«…Раиса Вениаминовна, останавливаясь перед картиной, выключала вокруг себя все, она там была, в этой картине. Я любовалась, как она умела смотреть, и была счастлива, что могу ей это счастье доставить. Между прочим, может быть даже после смерти Фалька, она как-то оценила выбор Фалька. Потому что казалось, что я так, какой-то случай в жизни Фалька.

Д.: И вы сблизились именно потому, что вы были преданы Фальку?

Щ.: Да, что я была предана Фальку, и она меня, так сказать, в свое сердце включила.

Продолжение следует:


Рецензии