Атаман казачий и чудище Кобяково

   Да, богата земля наша сказками казачьими. Одна интересней другой. Есть такие захватывающие, что трудно понять, то ли сказка это, то ли байка старинная. Вот послушайте одну из таких сказок и сами решите, сказка ли это или бака казачья.
   В давние давние времена, когда на берегах Дона-батюшки стали селиться первые кочевники и скотоводы, не было дружбы между этими племенами. Каждый считал себя самыми ловкими, самыми смелыми. В разных местах селились люди. Верховые более спокойные и миролюбивые были. А низовые и все больше задиристей и воинственней.
   Так вот, в окурат посреди Дона-батюшки, недалеко от Кобяково городища однажды неведомо откуда появилось чудо зловещее – дракон неведомый. Перед одними он появлялся в виде кабана огромного с клыками вострыми, перед другими в виде дракона заморского, перед третьими в виде ящера с пастью огнедышащей.
   Провозгласило чудище себя царем тех мест и стало устраивать набеги на табуны лошадей и стада овец племен кочевых. Налетит внезапно, напугает людей, утащит добычу и исчезнет так же внезапно. Позже люди и пещеры – ходы потайные того чудища обнаружили. Но никто не решался спуститься в те пещеры страшные.
   Что делать племенам кочевым? Стали думу думать, как избавиться от чудища кровожадного. Самые храбрые и мужественные батыры на бой выходили, но никто не мог справиться с поганищем неведанным. Стали кочевники в жертву дракону то скот приносить, а то и людей, чтобы выкупить у него хоть на месяц право рыбу в Дону порыбачить, да коней по степям донским попасти. Невыносимо страшно жить стало на многие версты вокруг Кобякова городища.
   Решил тогда Сусар Федоров, первый атаман казачий из верховья Дона – батюшки, сразиться с чудом непобедимым. Оседлал любимого коня верного, взял в руки саблю вострую и пустился вниз по Дону. Не прошло и пару часов, как вдруг земля задрожала, ветер ураганный поднялся, тучи темные солнышко ясное закрыли.
   Не испугался Сусар, пришпорил коня своего верного и поскакал дальше. Но нет, не может конь против ветра ураганного устоять, остановился как вкопанный.
   - Что ж ты чудище кровожадное казака донского испугался? Боишься в честный бой вступить, решил ветром буйным испугать? – закричал атаман казачий.
   - Не досуг мне с тобой биться, только время зря терять! – прохрипело, неведомо откуда взявшееся, чудо зловещее.
   - А ты не спеши казака хоронить, вначале силушку его испробуй, - отвечает чудищу Сусар Федоров.
   Подняло чудище свою голову клыкастую, только собралось пасть открыть, как тут атаман пришпорил коня своего верного, подлетел к чудищу молнией степной и обвил шею поганую хвостом конским. Мертвой петлей обвил хвост конский шею чудищу, не может от и слова промолвить. Завыл от боли и удушья, стал милости просить у казака донского.
   - То-то, чудо поганое! Хоть и страшен ты клыками своими вострыми, да не устоять тебе перед казачьей находчивостью и храбростью. Уходи из земель наших, не то несдобровать тебе на берегах Дона-батюшки.
   - Уйду, атаман, ей-ей уду. Никто меня больше не увидит в этих краях. Глубоко в землю схоронюсь, слово даю тебе свое поганое.
   - Да как казак слову поганому верить может? Не бывало такого и впредь не будет! – грозно отвечает Сусар, а сам понемногу ослабляет петлю из конского волоса с шеи чудища.
   - Вот посмотришь, атаман, никогда не появлюсь в краях тутошних! Отпусти меня, пощади детушек моих – ящериц малолетних.

   Жалко стало атаману казачьему деток маленьких. Хоть и дети чудища, но малолетки еще... А настоящие казаки никогда деток маленьких не обидят, вот и сжалился казак отважный, совсем петлю ослабил с шеи чудовища.
Освободился от петли конской дракон и исчез мгновенно в своих пещерах потайных.  Долго еще стоял Сусар Федоров в чистом поле. Нет, не видать чуда неведомого.
   Так отвага казачья и находчивость помогла кочевникам Кобяково городища от чуда кровожадного избавиться. Никто с тех пор не видел чуда поганого.
Но, говорят, выросли его детушки и попрятались в многочисленных пещерах кобаковых. Байки все это! Долго еще люди боялись тех ящеров - детей чуда поганого. Только казаки настоящие никогда в эти сказки не верили и не боялись. А что донскому казаку бояться, коли он всегда стоит за правду и веру христову, за землю Донскую и за славу казачью.
   Всегда так было и впредь будет – пока несет свои воды великий Дон-батюшка, всегда найдутся истинные защитники берегов его прославленных!

                ***


Рецензии