Москвич Понаехавший или Хорошо ли иметь домик в де

статья опубликована в ж-ле "Наша Психология" сент2014 под заголовком "Сами мы не местные"


В стране сейчас идет пусть небольшая, но ощутимая волна внутренней миграции. Навстречу потоку работников всех мастей, едущему в города за деньгой и развлечениями, просачиваются отдельными каплями люди, покидающие города. Люди из мегаполисов всё чаще задумываются не просто о даче, но о жизни в деревне. Дачные посёлки – вариант из прошлого. Теперь ищут «заброшенный домик в деревне» с тем, чтобы превратить его во временное, а то и постоянное, прибежище. Однако в любой, даже «заброшенной» деревне обнаруживаются местные жители, и это не только комары и лягушки. Психолог Юлия Жемчужникова, сама семь лет назад перебравшаяся в замкадье пробует описать кое-что из сельской психологии.



Есть ли жизнь в замкадье?
Экология и нехватка пространства, зажатость детей и нереализованность, трудности экономики, порой «просто» инстинкты… - весьма многое подталкивает к мысли о доме в деревне, да плюс ещё жизнерадостные рассказы переселенцев… Что же ждёт нас там, за М(…)КАДами? Конечно, природа, просторы, трудности и радости обустройства гнезда… и психология. А где без неё?
Жизнь вне города обращает всякого в интроверта. Во-первых, потому что теперь Вы много времени проводите с самим собой, слышите свои вопросы и пытаетесь на них отвечать. Во-вторых, здесь есть люди (да!), но их так не много, что каждый контакт обретает чувствительную важность.
Переезжая в какую-нибудь Грязную Грязь (на месяц, на 6 или на весь год), Вы не покидаете социум, а попадаете в другой, живущий по несколько непривычным для городского жителя законам и понятиям.

Чужой среди своих
Лично я считаю, что настоящего сельского жителя в России можно считать если не другим биологическим видом, то по крайней мере – другим народом, причём вымирающим. Дачник в деревне – турист в собственной стране, чужой среди своих. Часто возникает удивление: вроде говорим все по-русски, а не понимаем. Как не рядитесь в рваные тапки и спортивные штаны, вас узнают по вежливо витиеватым и длинным фразам, скорости и насыщенности речи и мимики, отличат от своих.
Именно свойствО этологи и психологи определяют как клей всякого человеческого социума. Это свойствО определяется не просто средой обитания, но некими культурными, нормативными кодами, родством, групповой принадлежностью. Описать его трудно, приобрести ещё труднее. Надо учитывать.
Приобрести свойствО (если оно Вам надо) можно либо переехав и ассимилировавшись (года за 3-4) или породнившись. Отсюда названия: свояченица, свояк – те, что были чужими, но стали своими.
Свои – это те, кому сопереживают. Поэтому не ждите, что ваши проблемы у деревенских вызовут что-то кроме любопытства или раздражения.
Кроме того учитывать надо, что это групповое свойствО подпитывается именно неприятием и враждой с чужими.

Новенький дачник удивляется:
- Зачем же дорогу к нам перепахали?
Старожил:
- Да это трактористы из Н…ского, они каждый год так. Злятся на нас и перепахивают.
- За что злятся?
- Да просто. Злятся.

Что позволено Юпитеру
СвойствО в деревне преобладает над какими либо моральными нормами. Если деревенский мужик дебоширит выпимши, ворует, дерется, то милицию может вызвать только свой (сосед, теща), потому как милиционер – тоже свой обычно. Вмешательство дачника только сплачивает сельский социум против него. Это не значит, что надо терпеть и мириться с безобразиями. Всегда стоит показать свою силу и независимость, но и поддержки ожидать не следует.
Они могут бесконечно жаловаться друг на друга. Но если Вы вмешаетесь – можете оказаться крайним. У них свои десятилетиями и поколениями выстраиваемые отношения. Понимаете, деревня, это когда сегодня они в бане вместе парятся, завтра один другому сарай спалил, послезавтра у них дети переженились. Одно и то же действие воспринимается по-разному, если сделал это сосед-деревенский или приезжий горожанин. Потому что тут всё своё, по-родственному, и отношения даже с «врагом» соседом деревенскому важнее любой справедливости…

Кто же для селянина дачник?
Сколько бы лет Вы не приезжали в Грязные Грязи каждое лето, Вы – турист. В первую очередь – источник развлечения, тема для разговоров-пересудов. Если жители в ГГ что-то производят или могут работать, вы для них - источник дохода. Если нет - просто добычи. Можете не пытаться это постигнуть или еще хуже – переделать. Зря время потратите. Можно только жонглировать этими категориями. То есть, если за многие годы регулярного посещения, вы станете человеком интересным и может быть даже уважаемым, то воровать у вас будут меньше, боясь потерять общение. Но если вы нанимаете деревенских построить сарай, не удивляйтесь пропавшему инструменту, «это не кража, а просто дележка».

Делай что изволишь или все вместе
Во многих деревнях крепко прижились слова спонсор и инвестор. Да и без этих слов от москвичей и т.п. ожидают, что они починят дороги и мосты, проведут электричество и сделают прочие общественно полезные работы по благоустройству. То что раньше делал чудаковатый, но полезный в общем, заезжий барин.

Семья москвичей на свои средства отремонтировала общую сельскую баню, оснастив котлом и насосом, приезжий интеллигент купил полки и компьютер в сельскую библиотеку, починили колодец, почистили родник…

Может быть, вам напишут маленькую благодарность в местную газетку, может глава сельсовета скажет два официальных ласковых слова на сходе, может бабушка какая поблагодарит при встрече у автолавки… Большего не ждите. Основной спектр восприятия благотворительности от «у них есть возможность – пусть делают» до «нам и так жилось».
И не ждите, что кто-то будет беречь и поддерживать. Принцип тут один – успеть воспользоваться. То есть к вашему труду отношение как к солнечной погоде или грибному изобилию. По новой дороге поедут трактора, к ограде колодца будут привязывать коз, а всё что можно – просто сопрут. Вы ведь и на следующий год приедете? Надо вам снова дать возможность проявить себя.
И не пытайтесь организовывать никаких «все вместе». В лучшем случае вызовите удивление, в худшем – раздражение. Крестьянин – единоличник по сути своей. Объединить деревенских может общее горе или радость, но труд – практически никогда. Многие старожилы с ностальгией вспоминают колхозы и фермы как источник дармовых кормов, мяса, стойматериалов, хотя бы спецодежды. Всё вновь организующееся для занятости населения воспринимается также. Труд же общественно-полезный, на который надо ещё и материал, инструмент свой нести, абсурден для селянина.
Как же быть, если Вам трудно смотреть на сгнившую лавочку или лужу посреди деревни? Сделайте сами, спокойно (почти равнодушно) примите и возможную помощь и то, что на вас будут просто глазеть из-за заборов. Помните древний гностический закон – Делай что изволишь. Есть воля – делайте, воля ваша.  Если на следующий год обнаружите, что лавочку уронили, а щебенку из лужи растащили… Оставьте как есть без комментариев или сделайте ещё раз – воля ваша. В первом случае приобретете имидж спокойного, понимающего законы мироздания человека, во втором – может на 3-4раз кто-то и вступится за ваш труд.

Почему они так смотрят
Это первое что удивляет и порой напрягает горожанина в деревенских. Здесь не принято как в городе взглянуть мельком и отвести глаза. Вы идете по деревне, а бабушка у забора или покуривающий мужичок смотрит на Вас прямо и открыто в течение 5 и 10 минут. Так смотрят дети.
Дело не только в том, что у людей здесь мало развлечений. У них искренний интерес. И высокая чувствительность. Близкая к животным или даже растениям. Они стараются вас понять, почувствовать. Не пытайтесь представляться и витиевато объяснять, кто вы и зачем пришли. Сельский житель не склонен к анализу. Зато это компенсируется принятием. Приручать его надо по принципу лиса от Экзюпери. Сначала приходить и долго сидеть под деревом, дождаться, когда он придет и сядет рядом, и только спустя дни протягивать руку или говорить.

Брат ты мне, или не брат? Рад ты мне или не рад?
У людей живущих близко к природе нет привычки четкого представления о себе и о других, оно сиюминутное ситуационное. И реакции идут на ситуацию.
Если Серёга из крайнего дома увидев Вас громко материт и сообщает, что ваша собака пыталась душить его курицу, это вовсе не значит, что Вы должны оправдываться, пристрелить собаку или тут же нести ему компенсацию. Нормальной реакцией будет, если Вы тоже обматерите собаку, курицу и всех остальных, сообщив, что и у вас похожие проблемы.
Вообще, если вас хвалят или ругают, то тут уж точно не стоит воспринимать это как личные отношения. Это выпущенные эмоции и приглашение сделать то же самое.

Деньги – не всё
Если вы решили нанять местных жителей перекрыть крышу, скосить бурьян или хотите купить у соседей морковку – готовьтесь к заминкам. И вспомните Чичикова. Это в городе у всякой вещи или действия есть простой денежный эквивалент и любой школьник в течение минуты назовёт цену услуги. Крестьянин же задумается, «почём нынче мёртвые души». Может назвать случайно услышанную цену, может ожидать предложения от вас, но опять же застрять с реакцией. Может отказаться, потому как не уверен и устал от длительного раздумывания.
И даже если вам кажется, что вы договорились об объёмах, сроках и оплате, то это только вам кажется. Деньги не являются мотиватором у большинства жителей российской глубинки. Их мотивацию один из психологов-исследователей справедливо назвал неопределенно-мечтательной. Делать что-либо или не делать решается каждое утро, причем исходя из сегодняшнего эмоционального состояния.
Вам кажется это ужасным? Это потому, что вы привыкли к фантазиям об «организации», «планировании» и т.п. Вы понятия пока не имеете о том, как это жить каждый день по тому самому принципу «делай что изВолишь», без начальства и должностных инструкций, но в ситуации зависимости от реальной природы.

Многие считают, что в деревнях пьют от скуки. Это так, но несколько поверхностно. Вот как выразился дядя Саша: «если три дня не пью – плохо –думать начинаю».

Межевые споры
Пики территориальных конфликтов в дачный период приходятся на весну (время заезда) и середину лета (перерыв между посадками и обработкой урожая).
Споры о границах территорий имеют не столько экономические, сколько биологические корни. Биология у людей когда-то была связана с экономикой. Если земля – кормилица, если в каждом дворе несколько голов скота, то за хороший выпас или покос идут споры. Но они очень далеки от споров о том, что кто-то проехал своим колесом по чьей-то выкошенной лужайке или отпилил ветку дерева, выросшую за забор.
Любой зверь имеет, обозначает свою территорию. Это место где он чувствует себя безопасно, ест, спит, размножается, гуляет. У зверей эта территория довольно большая (не считая зоопарка). Медведь считает своей территорию, которую может обойти за несколько дней, он метит её, оставляя следы когтей и шерсть на деревьях. Большинство зверей метят территорию экстриментами. Люди – мусором.
В определенные периоды начинается ворчание за «свои» грибные места, часть лавочки у колодца, тропинки и т.п.
Но особенно, конечно, это вопрос участков. Раньше межевание происходило с помощью «козьей ноги», границы обозначались колышками. Эти колышки под покровом ночи можно было подвинуть или вообще «пропасть». Это давало толчок к межевым склокам, дракам, выпускало биологическую потребность к эволюционному соперничеству. Потом мировой суд мирил соседей или хотя бы восстанавливал границы. Иногда споры перерастали в вендетту («Дубровского» помните) и становились легендами.
Теперь межуют геодезисты по спутнику, выдают координаты в малопонятной системе, а споры экономически имеют смысл, только когда землю продают.
Поэтому террирориальные конфликты выглядят надуманными и абсурдными, но острота их не притупляется, порой наоборот.

Интересна в этом плане мутация заборов. Изначально изгородь защищала огород от скотины.  Именно поэтому огород называется огородом. Легко заметить, что слово однокоренное с городом. Только там стены и рвы должны защищать от врагов того же биологического вида. Современная деревня мечется между двумя этими значениями. Если Вы не огораживаете посадки – готовьтесь встречать кур, собак, коров. Если ставите 2хметровый забор из металлического профиля – будете восприниматься как готовящийся к войне или прячущий нечестнонажитое.

И ещё некоторые простые правила общения

Мой дом – моя крепость.
В деревне всё и все на виду. Но некоторые места – интимны и ваши попытки туда проникнуть вызовут недоумение и раздражение. Здесь не приглашают в дом. Если на вашу просьбу попить водички или переговорить о делах вас позвали в дом, то вы скорее всего пришли к бывшим горожанам. Деревенские разговаривают с соседями и пришельцами на крыльце или у калитки. На скотный двор вас поведут только если продают кого-то.  Именно потому, что замков обычно нет, только крючки, да вертушки, соблюдение границ очень важно.

Просите помощь
Повторюсь, это в мегаполисе стакан воды за деньги – норма. В деревне просьба и благодарность ещё имею собственную ценность.
Не верьте первой реакции. Если вы подойдете к деревенскому соседу и попросите помочь поправить забор, он скорее всего искренне удивится, м.б. возмутится, и сообщит, что такой возможности никак нет. И это вовсе не исключает того, что завтра он придёт с вопросом «ну и где?».

Разговаривайте медленно и несложно.
Особенно важны паузы. Причем пауза в разговоре может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Например, если ваша машина застряла где-то в полях или на «дороге» и вы подошли к деревенскому трактористу, не начинайте сразу с просьбы и описания ситуации. Дайте ему почувствовать вас и попробуйте сделать встречное движение. Когда же изложите просьбу ждите не суетясь. Ведь он должен произвести глобальную работу: почувствовать своё настроение, настроение трактора и дороги… Правильно выдержанная пауза убережёт вас не только от имиджа человека суетливого, но и от лишних расходов.

Откройте сердце
«Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму, слушать грустные звуки и мучиться сердцем, окружённым жёсткими каменными костями» (А.Платонов «Котлован»)
Мне лично очень помогает последнее время перечитывание Платонова и Шукшина, ибо не так уж много изменилось...
Какими бы прагматичными и грубыми не казались сельские жители, они в большинстве своем сентиментальны и нежны. Они привыкли любоваться закатами и цветением черемухи, чудным грибом или клушей с цыплятами. Эту настоящую свою нежность они хранят в себе и редко выражают чем-то больше вздоха или междометия. Словами выражаются куда более грубые эмоции, вроде тех, что вызывает ТВ. Но если вас поймают за тем, что вы любуетесь цветком, внимательно слушаете скворцов…, даже если и хмыкнут презрительно, вы уже куда более свой.

Здесь всё на виду.
Потому важна искренность. Если Вы богаты, не прибедняйтесь. Богатым быть не зазорно, не хорошо хитрить. Дом, машина, белье  больше скажут о вас, чем все разговоры на завалинке. Но это не значит, что вы должны всех угощать водкой или раздавать деньги. Прослывёте дураком. Если вы небогаты – тем более нечего хитрить. Люди, живущие природной жизнью, особенно чувствуют, что всё приходяще.

Повторюсь в заключение
Как это не странно, но следует признать: Вы турист в собственной стране. Даже если ваша дача здесь уже 5-10 лет, Вы –приезжий. Вы приезжаете, чтобы что-то взять, отдохнуть и уехать. У Вас есть другие интересы и доходы, и долгие зимние вечера Вы проводите в другом месте, от тех же «других мест» зависит ваше выживание.
Не стоит пытаться подстроиться, мимикрировать. Это происходит к концу сезона, но лишь частично.
Однако, жизнь в деревне может дать большой психологический опыт новых форматов. Готовы?


 «Конкретные люди – единственная подлинная реальность, с которой мы имеем дело живя на земле.» (Ст.Хёллер )


Рецензии