На четырнадцати островах

СОКРОВЕННЫЙ МИР ОДИНА
 
 
«Зачем он мне снился, смятенный, нестройный,
Рожденный из глуби не наших времен,
Тот сон о Стокгольме, такой беспокойный,
Такой уж почти и не радостный сон…
………………………………………………………
Стоял на горе я, как будто народу
О чем-то хотел проповедовать я,
И видел прозрачную тихую воду,
Окрестные рощи, леса и поля.
 
«О, Боже, - вскричал я в тревоге, - что, если
Страна эта истинно родина мне?
Не здесь ли любил я и умер не здесь ли,
В зеленой и солнечной этой стране?».
 
Николай Гумилев «Стокгольм».
 
 
 
 
«ТАМ НЕБО ИГРАЕТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ ОГНЯМИ»
 
Вести и слухи о Янтарном море
 
  Считается, что люди появились на землях Швеции около 12-14 тысяч лет назад. Началась эпоха отступления ледников и завоевания северных просторов человеком.
В античные времена жители Средиземноморья Скандинавия была почти не известна. Лишь отрывочные сведения и фантастические слухи о ней доходили до ученых мужей Эллады и Древнего Рима.
  В IV веке до н.э. греческий астроном, географ и математик Эвдокс Книдский упоминал, что далеко на Севере, где начинается страна Гипербореев, есть холодное море, в котором рождается янтарь.
  В раннем средневековье летописцы сообщали о Скандинавии: «Там проживают славные и гордые воины, получившие познания от гиперборейцев и владеющие тайнами «солнечного мягкого камня»…».
  Однако, этот «солнечный камень» Балтики использовали ювелиры и целители еще в Древнем Египте, более 4 тысяч лет назад. А за несколько веков до новой эры его приобретали жители Вавилона, Финикии и других стран.
  Известный римский географ Помпоний Мела писал: «В заливе, который, как мы сказали выше, называется Кодан, самый большой и самый плодородный остров – Скандинавия».
  Примерно до X-XI веков Скандинавия считалась островом. Подобного мнения придерживался византийский историк Прокопий Кесарийский.
  В хрониках раннего средневековья упоминалось, что мореходы из южной Европы много раз пытались не только побывать, но и освоить «северную землю, окруженную морями, где множество янтаря». Но, в силу ряда причин, попытки не удавались.
  Вероятно, впервые о Скандинавии как о полуострове, говорится в книге немецкого хрониста Адама Бременского. Она была написана в 1075 году. Адам Бременский приводит записки монаха Ансгара, побывавшего на северных землях Балтики.
  В I веке между народами Балтики и Древним Римом уже велась торговля. На побережье Швеции найдено множество кладов из римских монет и ювелирных украшений. Хотя, эти ценности могли туда попасть значительно позже.
  Как считают специалисты, большую часть предметов из золота и серебра скандинавы расплавляли и делали из них украшения. Так, на западе от Стокгольма было найдено ожерелье, изготовленное местным ювелиром в V веке из римских монет.
  В странах Европы и Ближнего Востока о Скандинавии ходило множество слухов.
Моряки и купцы рассказывали о кораблях-призраках в балтийских водах, об островах, внезапно появляющихся и исчезающих, о карликах – чародеях, о сонмах чудовищ и призраков в лесах и подземельях Скандинавии.
  На средневековых картах Балтийское море называлось Янтарным. Окаменевшая смола весьма ценилась в европейских и азиатских странах.
 
«Не переступай черту»
 
  Примерно в IX-X веках на Ближнем Востоке появилась книга «Сказки, увиденные в янтаре». Некий арабский путешественник, скорее всего, купец, посетил Скандинавию и сумел завоевать доверие местных жителей. Какое-то время он находился при дворе Свейского князя или короля Свеарике. Там путешественник услышал немало мифов.
  Согласно преданию, один северный колдун обучил арабского гостя «вглядываться в янтарь» (наверное, вводить себя в транс) и не просто видеть в нем нечто недоступное простым смертным, но и вызывать из «солнечного камня» таинственные образы, людей и богов из далекого прошлого. А затем – беседовать с ними.
  Не понятно, на каком языке разговаривал арабский гость с древними богами и людьми. Но все же взаимопонимание с потусторонним миром было найдено.
Многие тайны открылись путешественнику во время занятий с янтарем. Он даже общался с Одином – верховным божеством скандинавских народов, властителем ветра и бурь, покровителем воинов, мореплавателей, поэтов, музыкантов.
  Один охотно ответил на вопросы гостя с востока, но предостерег:
  – Вглядываясь в янтарный шар, вызывая прошлое, интересуясь будущим, не переступай незримую «черту времени»…
  Много любопытных оказывались в плену у «солнечного камня» и навсегда покидали свой мир.
 
По призыву Бора
 
«Княже, склоняй
Слух и мне внимай.
Ведь гость я твой,
Властитель мой.
Твой грозный пыл
Врагов разил,
И Один зрил
Одры могил.
……………………
Скальд славить может
И слово сложит
Про беды вражьи,
Победы княжьи…».
Эгиль Скаллагримссон.
X век.
 
  Многое непонятно в скандинавских мифах чужестранцам. Кажутся они слишком замысловатыми, противоречивыми, перенасыщенными божествами, героями, добрыми и злыми духами, загадочными существами. Даже весьма усердный слушатель и читатель не всегда может разобраться в событиях и перипетиях, происходящих в мифах народов Скандинавии.
  Племена, обитавшие в древности на территории Швеции, в долгие полярные ночи имели много времени для создания легенд и преданий. Мрак, стужа, разгул стихии за стенами жилища будоражили воображение древних сказителей и слушателей.
  Согласно мифологии, Один вначале не входил в круг небесных богов. Он был мудрым предводителем героев, воином, поэтом, жрецом, целителем, жил и совершал свои подвиги на землях между Каспием и Черноморьем.
Но вот однажды его отец Бор призвал Одина в северные земли:
  – Отправляйся в новый мир, где ты станешь повелителем людей и их богов. Умерла цивилизация Заборейцев. Их небесные владыки устали и погрузились в белые сны льдов и снегов…
  – Но смогу ли я заменить их? – Скромно поинтересовался Один. – Хватит ли мне сил и знаний?
  – Достойные для этой цели мудрость и могущество ты приобретешь в пути. Не легкой будет дорога на север, но зато откроет она тебе многие тайны девяти миров…
  В скандинавской мифологии весь мир состоял из девяти главных частей: Ванагейм – объединял мир светлых духов – ванов; Альфгейм – мир благожелательных духов – альфов; Мидгард – мир, населенный простыми смертными; Йотунтейм – обитель враждебных богам великанов – йотунов; Муспелльсгейм – стихия огня; Свартальфагейм – мир темных альфов; Нифльгейм – подземный мир карликов; Нифльгэль – мир смерти. Но самым значимым считался Асгард – мир богов – асов.
  В средневековых произведениях «Младшая Эдда», «Сага об инглингах», «Пролог» и других есть упоминание, что асы во главе с Одином прибыли из Предкавказья.
  Повелитель героев не сразу согласился отправиться в северные земли, поскольку любил свой теплый обжитой край. Но Бор все же сумел убедить сына.
  – Там небо играет разноцветными огнями. Там даже простой смертный слышит, как по ночам перешептываются звезды. Ты научишься понимать их разговоры и постигнешь язык земли, воды, неба, ветра, зверей, птиц, рыб и деревьев. Не будет тебе покоя в стране под Полярной звездой, но мирный удел – не твоя стезя. Ступай навстречу тайнам и своим подвигам!..
  Возможно, так, если верить преданиям, напутствовал Бор своего сына.
 
Страна асов
 
Один из самых известных скальдов, исландский ученый Снорри Стурлусон, в начале XIII века собрал множество легенд, песен, сказаний о богах, героях и простых смертных. Часть из этих народных творений были поэтически переработаны Стурлусоном и вошли в его книгу. Спустя несколько столетий труд ученого и скальда назвали «Младшей Эддой».
  В «Саге об инглингах» Стурлусона говорится: «Круг земной, где живут люди, очень изрезан заливами из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря…
К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная, Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода… Там есть великаны, карлики, и черные люди… Там есть также огромные звери и драконы.
  …Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином.
  Там находилось большое капище. По древнему обычаю, в нем было двенадцать верховных жрецов. Они совершали жертвоприношения и судили народ…».
  Подобное географическое описание Снорри Стурлусона может вызвать недоумение и множество вопросов у современных читателей. Знаменитый ученый и скальд черпал исторические и географические сведения из более древних источников – из летописей, сказаний, легенд. В них реальные события переплетались с вымыслом - так, что и в прошлом, и в наше время не легко было определить границу правды и фантазии.
 
Их принимали за богов
 
  В скандинавских мифах о загадочных асах сказано: «Для себя в центре мира построили асы прекрасный укрепленный град и назвали его Асгардом, или Жилищем Асов. Здесь стали жить они со всем своим потомством…
  В Асгарде есть почетное место Хлидсквяльв: сидя здесь, Один обозревает все миры, видит все деяния людей и знает все, что делается на свете.
  А жену его зовут Фригг, и от них родились все те, кого называем мы асами…».
  В преданиях говорится, что асы во главе с Одином шли от Каспийского и Черного морей.
  Шесть лет продолжалось переселение из южных земель в Скандинавию, во время которого было образовано двенадцать длительных остановок.
В тех местах, где располагались стоянки, по приказу Одина асы возводили деревянные укрепления, а рядом выкладывали из камней лабиринты. В этих таинственных сооружениях переселенцы проводили древние обряды, слушали предсказания звезд, неба, земли, воды и огня.
Сам Один совершал внутри каменных лабиринтов вещий танец. Никто не смел приближаться к нему во время мистерии. Завершив ритуальный танец, вождь объявлял соратникам дальнейшее направление странствия.
  Местные племена с миром встречали асов и принимали их за богов.
Наконец они пришли в землю саксов. Один повелел троим своим сыновьям править этим народом. Старший по имени Вегдег остался в восточной стране саксов.
  … Второй сын Бельдег, или Бальдр, стал править землей, которая сегодня называется Вестфалия. Третий сын, Сиги, возглавил страну франков, от него ведет начало род Вольсунгов…
  Асы отправились дальше и достигли Рейдготланда. Правителем ее Один сделал своего сына Скьельда, от которого произошел род Скьельдунгов.
Другой сын по имени Сэминг стал правителем Норвегии. От него ведут свой род норвежские конунги и другие правители.
  … Еще один наследник Одина – Ингви, был провозглашен конунгом в Швеции, и от него произошел род Инглингов.
  Асы выбрали себе в Скандинавии жен и расселились по всей северной части света…
 
Предположения исследователей
 
  Как бы ни фантастично выглядели древние сказания, в них все же есть основа из исторических событий, фактов, реальных личностей. Вот только не всегда удается отыскать эту основу в сказочном переплетении деяний, поступков героев давних времен.
  О переселении легендарных асов в северные земли писали ученые еще в средние века. В начале XIX столетия вышла в свет книга доктора Коббе «История Швеции». В 1838 году она была переведена с немецкого и издана в Москве.
  Коббе отмечал: «Тацит (I-II в.в. н.э.) уже знал богатых Свевов, на Юге нынешней Швеции.
  …Отвергнув мнение, на неверных показаниях основанных, что Швеция была отчизною Готов, с другой стороны нельзя кажется не согласиться, что Германское племя, утвердившееся на Шведских берегах, принадлежало к Готам, имевшим, во времена Тацита, главное местопребывание на Висле.
  …До сих пор Южная Швеция от сего народа именуется Готландиею, как то видно и в самых древнейших известиях, до нас дошедших.
  Допустив, что вождем Готов был Один, то его переселение до Рождества Христова не подлежит сомнению, мы получим некоторые заключения и о переселении этого племени».
  Доктор Коббе полагал, что Один был предводитель готов, но другие исследователи считают его аланом. Это племя примерно 2 тысячи лет назад заселяло Северный Кавказ и земли между Причерноморьем и Южным Уралом. А вождем готов стал один из сыновей Одина во время легендарного переселения асов.
   
 
Старый и новый Асгард
 
  «Одина зовут также и Всеотец, потому что он отец всем асам; зовут его также и Отцом Павших, потому что все павшие в бою воины – его приемные сыны; для них он построил чертоги Вальгаллу и Вингольв…
  …У Тора – самого могущественного сына Одина, есть свои владения – Трудвангар – Поля Силы – и свой чертог Бильскирнир – Неразрушимый. В нем пятьсот сорок покоев…
  Второй сын Одина – Бальдр. Он всех лучше, и все восхваляют его… Живет Бальдр во дворце – Брейдаблик…
  Жена Одина Фрейя – славнейшая из богинь… Когда появляется она на поле битвы, половина всех павших воинов принадлежат ей, а половина – Одину. А потому владения ее называются Поле боя – Фольквант.
  Фрейя владеет большим и прекрасным дворцом Сессрумнир…».
  В скандинавских мифах, когда говорится об Одине, его родственниках и сподвижниках, часто упоминаются дома, дворцы, строительство, обстановка в жилищах богов и героев.
  Сказание об асах поведало и о знаменитом городе Асгарде. Конунг страны, что «зовется теперь Швецией», решил отправиться в Асгард, чтобы постичь мудрость асов. Звали того вождя Гюльви. Добрался он к заветной обители богов и увидел «высокий чертог, крыша которого была выстлана золотыми щитами»…
  Конунг не сообщил асам, кто он, и назвался простым путником. У него начался долгий разговор с обитателями священного поселения. Любознательный конунг задавал им вопросы, и собеседники поведали ему о тайнах мироздания.
От жителей шведской столицы можно и сегодня услышать мнение: если верно предположение о переселении асов, то их не могли не заворожить, не увлечь, своей таинственной красотой многочисленные острова у берегов Скандинавии.
  На небольшом клочке суши, окруженном морем, и задумал Один построить Второй Асгард.
  Он долго выбирал остров, пригодный для строительства священной обители. Как найти достойный среди многих? Ведь только на входе в Стокгольмскую бухту (и это уже не легенда) около 24 тысяч островков. А сколько их по всему Балтийскому морю?..
  Наконец, Один сделал выбор!..
Современная столица Швеции расположена на 14 островах. Любители древних тайн считают, что где-то между ними еще находился и пятнадцатый, на котором Один повелел возвести новый Асгард. Однако, в час смерти предводителя асов этот остров поглотило море. И тогда Третий Асгард был создан богами на небесах.
  – Один не оставляет Стокгольм и сегодня. Мы помним о нем, он – о нас… - Заявляют жители шведской столицы.
 
Поиски священных руин
 
  До сих пор любители древних тайн пытаются определить точное местонахождение легендарного острова. Ведь, согласно преданиям, на его месте, на дне морском, хранятся несметные золотые и серебряные запасы языческих богов.
  Какая же легенда обходится без сокровищ?..
  И когда Один выбрал место для строительства нового Асгарда, он вонзил глубоко в землю серебряное копье и провозгласил:
  – Здесь наша новая обитель!.. Отсюда начинаем возведение чертогов!..
  Куда именно вонзилось священное оружие ?
  У исследователей стокгольмских тайн нет единого мнения, где точно искать руины Второго Асгарда. Некоторые называют Старый город.
Он расположен на острове Стаден и на двух примыкающих к нему островках Риддархольмен и Хельгеандсхольмен. В наше время с материковой частью Стокгольма их соединяют мосты. Южнее от них – остров Сёдермальм. Он тоже составляет старую часть шведской столицы.
  Есть версии, что Второй Асгард находился вблизи островов Шеппсброн, Кунгсхольмен и Шеппсхольмен.
Примерно в 1913 году исследователи из Германии затеяли поиск у побережья стокгольмского острова Юргордена. Но их постигла неудача. Один из участников экспедиции спустился под воду и бесследно исчез. Другие поспешно покинули Швецию, никому не сообщив о результатах исследований.
  Еще одна группа жаждущих отыскать руины Асгарда и сокровища асов заявилась в Стокгольм из Германии перед самым началом Второй мировой войны.
Эта экспедиция не утруждала себя подводными работами. Немецкие исследователи несколько дней курсировали на моторных лодках между островами, прощупывали шестами дно, а потом вдруг прервали изыскания и вернулись на родину.
  Внезапный отъезд немцев вызвал в шведской столице различные выводы. Романтически настроенные горожане были убеждены, что иностранцы нашли сокровища асов и тайком вывезли его в Берлин.
Ну, а реалисты, не верящие мифам, заявляли:
  – Не древние клады интересовали «гансов», а прощупывали они стокгольмский фарватер и городские причалы. Дело ясное – война грядет…
 
 
Посещение островов
 
  Нередко в легендах и преданиях герой, прежде чем совершить очередной подвиг, получает совет, предсказание от богов или от каких-то могущественных существ. Не обошла эта участь и предводителя асов.
  Хоть и был он мудрым и прозорливым, но не стеснялся прислушиваться к советам. Так предводитель асов поступил, когда осваивал острова Балтийского моря.
  И услышал Один повеление «из небесной глубины»:
  – В Янтарном море островов не меньше, чем облаков в небе. Но ты должен посетить все и дать им названия. Любой, не имеющий имени, клочок суши опасен. Безымянные острова могут блуждать по морю, как им заблагорассудится, уничтожая на своем пути корабли и людей. Даже самый необузданный конь, получив прозвище, покоряется хозяину. То же самое – острова. Дай им верное название – и они утратят былой норов, станут подвластными тебе.
  – Но как я подберу тысячи верных имен?!.. – спросил Один «небесные глубины».
  – Изготовь из янтаря шар. Вглядывайся в него, как делали мудрецы в древности, – и увидишь подсказку небес…
  С магическим шаром предводитель асов посетил все острова Балтики, но их названия держал в секрете.
Ведь, согласно преданию, из заглавных букв наименований всех балтийских островов можно было составить заклинание, неминуемое проклятие, вызвать некие потусторонние силы и заставить их выполнять любые поручения.
  Некоторые исследователи древних тайн считают, что Один записал названия островов руническими знаками на серебряном щите. Может, не надеялся на свою память, а может, хотел оставить далеким потомкам еще одну загадку. Этот щит якобы хранился во Втором Асгарде.
Так что, если верить легендам, древняя реликвия с магическими знаками до сих пор находится в затонувших чертогах асов, в акватории шведской столицы.
 
«Бегущий Корабль»
 
  В наше время дотошным любителям тайн удалось выяснить некоторые названия балтийских островов, данные Одином, на которых, спустя века, появился Стокгольм. Помогли в этом полузабытые легенды.
  Даже самое фантастическое предание становится частицей истории народа, страны, города.
  В путеводителе «Стокгольм», изданным Товариществом М.О.Вольфа в конце XIX века, приводится, возможно, одна из первых легенд о шведской столице: «…На том месте, где возвышаются теперь древнейшие здания Стокгольма, в первые века по Р.Х. стояли только рыбачьи хижины – то была земля бедная и неизвестная… Двенадцатый потомок Иглингов, Агн, только что воротился из набега на Финляндию, где опустошил несколько округов и привез Скиальфу, дочь убитого им князя.
  Он пристал к берегам (озера) Мелорен и захотел жениться на той княжне, которую поверг в нищету и сиротство. Девушка не противилась и приняла обручальное кольцо, но в душе чувствовала только ненависть и жажду мщения…
  Агн собрал своих сподвижников и отпраздновал счастливое событие таким неумеренным употреблением меда, что зашатался и упал в беспамятстве. Скиальфа воспользовалась этим, освободила пленных своих земляков, напала на врагов, отрезала канаты судов и отправилась в Финляндию. Место этой драмы долго называлось Агновым».
  Согласно другой легенде, Агн со своим войском после похода в Финляндию высадился на остров Стаден, который, по воле Одина, когда-то был назван «Бегущим Кораблем».
Ведь предводитель асов, с помощью янтарного шара, знал все, что произойдет, через годы и века. В честь будущего избавления Скиальфы и возникло название «Бегущий Корабль».
 
 
 
 
 
ПРОПАВШАЯ СКУЛЬПТУРА
 
 
Загадочный экспонат
 
  До середины XVII века в Национальном музее Стокгольма хранилась серебряная скульптура Одина. Так, по крайней мере, утверждают исследователи городских тайн.
Высота этого изваяния составляла половину ярда, т.е. 45-46 сантиметров. Вождь асов левой рукой опирался на щит, а правой указывал куда-то в даль. На этом щите были обозначены контурами пятнадцать островов. Четырнадцать из них входят в состав Стокгольма. А вот пятнадцатый… Возможно, он и являлся островом, на котором когда-то и находился Второй Асгард.
  Конечно, это всего лишь предположение любителей тайн. Даже им о серебряном изваянии Одина мало что известно. Кем и когда оно было изготовлено? Как попало в Национальный музей и куда потом подевалось?
  Автору этой книги не удалось найти ответы, подтвержденные историческими документами.
  Считается, что началу собрания стокгольмского музея положил шведский король Густав I в XVI веке. Основатель знаменитой королевской династии Ваза, по свидетельству современников, был страстным коллекционером.
  После его смерти коллекция продолжала пополняться творениями европейских мастеров. Картины и скульптуры поступали в Стокгольм из многих стран. Не оставались без внимания и произведения шведских живописцев и ваятелей.
  Есть предположение, что серебряный Один появился в музее еще в XVI столетии. Но в тот период церковь строго следила, чтобы языческие изваяния не выставлялись напоказ, дабы не смущать христиан. Так скульптура Одина оказалась в темном чулане стокгольмского музея.
 
Дочь Густава Адольфа II
 
  В XVII веке шведская сокровищница искусств понесла серьезную утрату. Виной этому, как говорят стокгольмцы, стали «женщина и пожар».
В 1654 году произошло важное для страны событие: королева Швеции Христина отреклась от престола и покинула страну.
  Эта умная, образованная и весьма обольстительная, по свидетельству современников, коронованная особа вывезла немалую часть художественных сокровищ. Возможно, в бесценном багаже Христины оказалось и серебряное изваяние Одина.
  По крайней мере, когда сильный пожар уничтожил в XVII столетии множество шедевров Национального музея Стокгольма, этой скульптуры там уже не было.
  Историк доктор Коббе в начале XIX века писал о Христине: «Она дарила лучшие коронные имения, оделяя их сверх того привилегиями, кои приличествовали только дворянским поместьям. Она уничтожила долги уступкою недвижимых имуществ, и продала их на миллион…
  При всем том эта дщерь Густава Адольфа II обладала великими качествами. Чуждая слабостей своего пола, но лишенная и прелестей онаго, Христиана соединяла в себе ум проницательный с красноречием и удивительною памятью; любовь к наукам приобрела ей необыкновенную ученость, особенно знание древних языков.
  Двор ее, отличавшийся простотою в других отношениях, блистал собранием ученейших современников…»
  Увлечение королевы историей и древними языками вызвало в Швеции различные кривотолки. От сплетен не защищены даже первые лица государства.
  И в знатных домах, и в лачугах Стокгольма ходили слухи, будто королева тайно поклоняется языческому божеству Одину. Вместе с ней совершают древние мистерии известные в Швеции Магнус Делагарди, штальмейстер Мональдески (впоследствии казненный по приказу Христины), лейб-медик Бурделот, графиня Беата Делагарди, граф Тотт и другие приближенные к трону особы.
  Поговаривали, будто штальмейстер Мональдески отыскал в запасниках скульптуру Одина и установил ее в укромном месте в покоях Христины. Конечно, сделал он это с ведома государыни.
  Возможно, подобные слухи распускали недруги королевы, желающие очернить ее в глазах церкви и подданных.
  В 1648 году она дала обет перейти из протестантской церкви в католическую. И в то же время решила сложить с себя корону. По мнению Коьье: «…этому намерению способствовали всеобщее негодование на правление Христины и ее решительное отвращение к супружеству».
Она отреклась от престола. Королем Швеции стал Пфальцграф Карл Густав. Христине представили в личное владение острова Норкфнинт, Эланд, Готланд, Эзель, Нейклостер и Вольгаст.
 
Несбывшиеся планы
 
  Стремление Христины Августы во время правления подчинить королевской власти аристократию и государственный совет вызвало недовольство многих представителей высшего сословия. Даже расширение привилегий дворянства и раздача ему казенных земель не смогли умиротворить шведскую аристократию.
Особенно возмутил ее и духовенство тайный переход Христины в католичество. Подобное в протестантской стране было не простительно даже королеве.
  Она покинула Швецию. За ней следовал огромный обоз с ценностями. Осенью 1654 года в Брюсселе бывшая королева официально отказалась от протестантской веры, а вскоре, посетив Инсбрук, приняла католичество.
  Долгое время Христина жила в Риме. Здесь она раздаривала знакомым и влиятельным лицам картины и ювелирные украшения, вывезенные из Стокгольма.
  У нее возникли далеко идущие политические планы. Христина вознамерилась стать королевой Польши. Несколько лет она колесила по Европе, вербуя и отыскивая сторонников этой идеи среди самых влиятельных людей.
  Не во всех городах ее ожидал радушный прием. Так, из-за козней недоброжелателей при французском дворе, Христина покинула Париж раньше намеченного срока. А лорд-протектор Англии Оливер Кромвель запретил ей въезд в страну.
  Согласно преданию, именно Кромвелю Христина собиралась подарить серебряное изваяние Одина. Ее притязания на польский трон не сбылись. Бывшая королева Швеции умерла в Риме в 1689 году.
 
«Отзовись, серебряный Один»
 
  Часть художественных ценностей, вывезенных из Стокгольма, после смерти Христины, бесследно пропала.
Некоторые из ее современников считали, что экс-королева хотела вернуть в Швецию изваяние Одина. Неизвестно, насколько верны эти слухи. Немало страниц из мемуаров и деловых бумаг Христины Августы исчезли после ее кончины.
  Во второй половине XVIII века в Амстердаме были опубликованы ее воспоминания. Но о серебряном Одине в них не упоминалось.
У исследователей загадок прошлого есть предположение, что сакральная скульптура все же вернулась в Стокгольм.
Как она снова оказалось в Швеции? Где именно хранится?.. На эти вопросы нет однозначного ответа.
  В первой четверти XIX столетия жил в Стокгольме бард по имени Гунвальд. О нем мало что известно. Сам себя он величал учеником знаменитого шведского поэта Карла Микаэля Бельмана. Так ли это на самом деле? Неизвестно.
  Сохранились строки из песен Гунвальда:
        «Отзовись, серебряный Один,
        Покажи свой заветный щит!..».
  Прошло много лет, а серебряный Один так и не отозвался на пожелания поэтов, любителей тайн…
 
 
 
ГИБЕЛЬ БОГОВ
 
Предсказание
 
  За много веков до прихода в Скандинавию асов у племен, обитавших на полуострове, уже были свои предания, мифы, обряды, верования. Главными героями древнего скандинавского фольклора являлись звери и птицы, деревья и рыбы, силы природы, таинственные существа.
  С появлением Одина персонажи местных мифов стали видоизменяться, получили другие имена, приобрели новые качества. Для народов Скандинавии раздвинулись горизонты познания. Мир усложнился, стал многообразнее.
  Немало деяний героев более древних преданий приписывались Одину, его потомкам, союзникам и противникам. В давние времена, у многих народов, реальные люди за их подвиги и поступки возводились в ранг богов. Их наделяли волшебными возможностями.
Так произошло и с Одином. Бесстрашный воин, борец со злыми силами, мудрый правитель, первопроходец, строитель, поэт, целитель, пророк…
  Во время своих предсказаний он заявлял соратникам:
  – Все имеет свой срок… Время властно и над богами. Настанет и наш черед ухода…
  Даже в средневековье, когда большинство жителей Швеции приняли христианство, о вожде асов в этой стране не забывали.
На стокгольмском острове Юргорден примерно до начала XVIII века можно было увидеть каменную плиту с изречением на латинском языке: «Sum quod eris, quod es olim fui» («Кем вы желаете быть – мы уже были; кем мы являемся теперь – вы будете»). Под изречением стояло имя: Один.
  Кому понадобилось приписать известную фразу из древней восточной притчи предводителю асов, – осталось тайной. Так же неизвестно, и куда потом подевалась эта плита.
  Есть предположение, что много веков назад она была установлена на том месте, где Один предсказал Гибель Богов.
В наше время Юргорден (Звериный остров) является районом отдыха и развлечений шведской столицы. На нем расположены зоопарк, этнографический музей под открытым небом – Скансен, усадьба принца Евгения, построенный в 1823-1827 годах Розендальский дворец – резиденция короля Карла XIV Иохана, а также музеи – Биологический и Северный.
  Исследователи древних тайн Стокгольма полагают, что Розендальский дворец был возведен на месте, где много веков назад Один произнес пророчество о Гибели Богов…
 
С печалью и надеждой
 
  В скандинавских мифах подробно повествуется о последней битве асов.
  «…когда наступит время их гибели, Фенрир Волк освободится от оков, и Мировой Змей в ярости устремится на землю.
Тогда все сыны Муспеля (Огненной Страны) во главе с великаном Суртом понесутся на конях своих по Биврёсту (трясущаяся дорога, мост – радуга), и мост Биврёст рухнет под ними…
  Хеймдалль («светлейший из асов») затрубит в свой рог, созывая асов на последнюю битву. Они спешат к источнику Мимира (таинственный хозяин источника мудрости – находится рядом с мировым деревом Иггдрасиль), чтобы испросить совет для себя и своего войска.
  Колеблется ясень Иггдрасиль – гибель грозит всему миру. Асы вооружаются и вместе со своими воинами отправляются на поле битвы. Первым выезжает Один в золотом шлеме и блестящей броне и с копьем…
  Он бьется с Фенриром Волком. Рядом сражается Тор, но он не может помочь Одину; ему и самому трудно бороться с Мировым Змеем.
Фрейр бьется с великаном Суртом. Великан побеждает Фрейра. Мировой Змей поражен насмерть, но и Тор падает замертво, отравленный ядом Змея.
  Фенрир Волк проглатывает Одина. Но Видар (молчаливый бог, сын Одина)… разрывает пасть Фенрира Волка. Локки (бог из асов, стал их противником) сражается с Хеймдаллем, и они убивают друг друга. Наконец, огненный великан Сурт поджигает весь мир…
  Сгорят тогда небеса, земля, и все боги и люди погибнут…».
  Такое печальное предначертание услышал легендарный конунг Гюльви, побывав в Асгарде. Возможно, миф о последней битве асов является приукрашенным отголоском давней природной катастрофы и гибели какой-то древней цивилизации. Некоторые исследователи подразумевают под этой цивилизацией Гиперборею.
  Но даже самые суровые и кровавые предания скандинавов завершались с долей оптимизма.
Как писали о них в XIX веке: «Они звучат с печалью и надеждой».
  В конце «Сказания о Богах» Гюльви поинтересовался у мудрого собеседника из Асгарда:
   «Останется ли хоть что-нибудь от земли и неба?».
  И тот ответил:
  – «Потом поднимется из моря новая земля, зеленая и прекрасная… И вернутся примирившиеся Бальдар (сын Одина) с Хёдом (бог из асов) и с ними будут жить в той земле сыновья Одина, Видар и Вали, и сыновья Тора, Моди и Магнии. Два человека укроются от пламени Сурта, утренняя роса будет служить им едою, и дети их заселят весь мир…».
  На таком обнадеживающем предсказании завершилась беседа конунга – правителя земли, которую впоследствии назовут Швецией.
   
«Не оставляя Стокгольм»
 
  Неизвестный шведский поэт в конце XIX века писал:
        «Я чувствую среди старинных
        Домов и улочек Стокгольма
        Взгляд Одина.
        Вождь асов
        Спускается к нам, смертным
        И в глубокомысленном ночном молчании
        Обходит город.
        Где бы не находился его чертог,
        Один не оставляет Стокгольма…».
  Хоть и боролась в средние века христианская церковь с язычеством, истребить память о предводителе асов не удалось.
  В «Саге об Инглингах» говорится: «Один умер от болезней в Швеции.
  Он объявил, что отправляется в жилище богов и будет там принимать своих соратников и друзей. Шведы решили, что вождь асов вернулся в Асгард и будет жить там вечно… В Одина снова стали верить и обращаться к нему.
  Часто он являлся шведам перед большими сражениями. Одним даровал победу, а иных призывал к себе. И то и другое считалось благом…»
  О мистической связи этого божества со шведской столицей сохранилось не мало преданий. В них Один заявлял асам, что станет покровительствовать будущему городу, который назовут Стокгольмом.
Наверное, многим шведам хотелось в это верить. И в конце XIX века, отправляясь в рискованное путешествие или эмигрируя в Америку, даже убежденные атеисты мысленно произносили: «Помоги мне, Один, когда-нибудь вернуться живым, невредимым в Стокгольм…».
  Не только в легендах и мифах сохранился образ мудрого предводителя асов. В учебнике «История Швеции», изданном в начале XIX века, сообщается:
  «Потомки Одина царствовали под именем Инглингаров. … в V столетии Дигуэ, из рода Инглингаров, первым принял имя Короля Упсальского. Ингиальд Илльраде, последний из сего рода, сделал себя ненавистным своею жестокостью…
  Воспитатель сего Государя, от природы добродетельного, воспламенил в нем кровожадность, принудив его съесть волчье сердце. Злодейства Ингиальда и дочери его, Азы, послужило поводом Ивару, королю Датскому и Норвежскому, вторгнуться в Швецию. Инглиальд избегнул плена добровольною смертью, погибнув, вместе с дочерью, в зажженном дворце своем. В сыне его Олафе… угас род Одина».
  В учебнике «Истории Швеции» есть упоминание, что вождь асов воздвиг огромный храм на берегу озера Меларен, а сын его построил великолепное святилище в Упсале.
  Этот один из древнейших городов Швеции находится в 70-ти километрах к северу от Стокгольма. На территории Упсалы найдены захоронения примерно IV-V-го веков. Согласно преданию, здесь, в одном из курганов, погребен предводитель асов.
  Конечно, и в Упсале, и в Стокгольме, не могли не возникнуть легенды и слухи о таинственных явлениях Одина. Чем труднее наступали времена для шведов, тем чаще разносились подобные слухи. И даже сегодня можно услышать: «Один навсегда остался в Стокгольме, которому предсказал возникновение, но никогда его не видел… По крайней мере, в своей земной жизни…».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЭПОХА ВИКИНГОВ
 
 
«Снова лоб холодит шлема сталь,
Соленые брызги в лицо летят.
Нас кличут викингами, значит едва ль
Есть у нас дорога назад.
…………………………….
Нас боятся и нас ненавидят,
Нас не ждут нигде и никогда.
И так будет, пока глаза наши видят
След чужих кораблей на воде.
………………………………
И не каждый увидит старость –
Нам иная судьба дана:
Погребальным костром станет парус,
А курганом нам будет волна…».
Песнь викингов.
 
 
КРАСНЫЙ ПАРУС
 
 
Находки на острове Бьерке
 
  В конце I века римский историк Тацит писал, что свеары из Уппландии (современная Швеция) славятся боевым искусством, выносливостью, верностью долгу, а еще «сребролюбием». Он также отмечал хорошее знание морского дела свеарами и их, необычные для римлян, корабли. Скандинавские суда имели «нос спереди и нос сзади».
  Падение могущественной Римской империи в V веке во многом изменило страны Европы, Малой Азии и Северной Африки. Распадались одни государства и появлялись новые. Сотни племен и народов пришли в движение. Рушились старые границы, захватывались новые земли, ломались вековые традиции и уклады, сбрасывались с пьедесталов старые кумиры, древние боги уходили на покой.
  Вчерашние рабы, нищие, лишенные земли, крестьяне брались за оружие и становились удачливыми разбойниками или пиратами, знатными и влиятельными людьми и даже королями.
В этот период в европейских летописях чаще стали упоминаться свеи. Они населяли берега озера Меларен. Примерно в VI веке возникло Королевство Свеарике (Свейское государственное объединение). До 750 года этому королевству удалось покорить племена в южной Скандинавии. По имени победителя назывались новые захваченные земли.
  В конце VIII столетия на острове Бьерке, на озере Меларен, был основан город Бирка. С 750 по 970 годы это поселение являлось важнейшим центром торговли Скандинавии.
  Бирка располагается примерно в 25 километрах от Стокгольма. В 1872-1895 годах в его окрестностях начались археологические раскопки. Были обнаружены захоронения не только шведов, но и купцов из далеких стран. В конце XX столетия на острове открылся единственный Музей викингов.
  Археологи находили в старинных могилах арабские серебряные монеты, ювелирные украшения с берегов Каспийского моря, лоскуты парчи из Византии и шелка – из Китая, кафтаны и меховые шапки из Киевской Руси, оружие и орудия труда, изготовленные франками и мастерами с Ближнего Востока.
  Все это указывало на широкие торговые связи шведов со многими странами Азии и Европы. «Тот, кто часто принимает заморских гостей, сам становится добрым мореходом», – говаривали в давние времена жители Скандинавии. В VIII-X веках небольшое Свейское королевство превратилось в морскую державу.
 
«Обогнать крик чаек»
 
  Викинги… Морские странники и разбойники, торговцы и рыбаки, открыватели новых земель и воины, колонизаторы и мастера. Нередко они захватывали территории чужих стран и оставались там навсегда, смешиваясь с местным населением.
Немало викингов, или, как их называли на Руси, варягов, осело на важнейшем торговом пути «из варяг в греки» и, через какое-то время, «ославянились».
  Путь «из варяг в греки» являлся системой речных дорог, связывавших Балтийское море с Черным. Общая протяженность, – от устья Невы до устья Днепра, – превышала 2200 километров.
  Он соединял народы Прибалтики со славянскими племенами полян, северян, уличей, древлян, кривичей, родимичей, ильменских славян, с Византией, с населением Причерноморья и Средиземноморья.
  Из Скандинавии в южные земли доставлялись оружие, художественные ремесла, янтарь, а на север шли водные караваны с византийским вином, с пряностями, с ювелирными изделиями, с тканями и с серебром в монетах.
  В справочной литературе отмечается, что слово «варяг» от русских и греков перешло в арабский язык – «варанг» и в латынь – «Варинг». Точное происхождение этого названия не установлено. «…обычно его связывают со скандинавским словом «var», употребляющимся во множественном числе («varar»), со значением «клятвы».
  Такое значение подходит к отношениям дружинника к вождю или князю и к взаимным обязательствам, соединяющим членов военно-торговых дружинных объединений».
  В западноевропейских странах викингов называли норманнами. На стремительных судах скандинавские воины добирались не только до Средиземноморья, но и достигали берегов Северной Америки, основывали поселения в Истландии, Гренландии, на полуострове Лабрадор.
  Многие историки считают, что массовый характер походов викингов «… объясняется прежде всего разложением родового строя, а также трудностью ведения сельского хозяйства в Скандинавии и возрастающими потребностями в плодородных землях».
  Конечно, не только это заставляло викингов уходить от родных берегов, навстречу неизведанному. «Обогнать крик чаек, коснуться руками горизонта, поймать в паруса дыхание чужеземных богов», - так сами они высказывали свои пожелания.
        «С меча и шпор моих
        Стекала кровь,
        Над головой стервятники кружили…
        О, как сражались мы,
        Безжалостные викинги!
        Как жадно крыши пожирал огонь,
        Мы в ярости считать забыли трупы,
        И горы тел окровавленных вздымались
        Выше городских ворот…» –
писал скандинавский поэт в IX веке.
 
Образование Королевства
 
  «Кровавый бич снова безжалостно хлещет нашу землю», - говорили жители Западной Европы во время очередного налета норманнов. Короли, феодалы, иерархи католической церкви после неудачных попыток противостоять «погибели с севера» старались откупиться от викингов. Иногда это помогало, иногда – нет.
  Скандинавские быстроходные корабли под красными парусами терроризировали не только селения на морских берегах, но и проникали в глубь Европы. Так, в 845 году викинги захватили Париж. Лишь, неслыханный в те времена, выкуп в 7 тысяч фунтов серебра спас столицу Франции от полного разорения.
  «Все больше кораблей, все шире нескончаемый поток викингов… Повсюду паству Христову режут, жгут и грабят…» – с горечью отмечал монах Эрментариус в середине IX века.
  Подобных свидетельств набегов скандинавских воинов сохранилось немало.
  В 793 году монах, летописец и ученый Алькуин в послании английским прелатам отмечал: «Никогда еще Британия не была свидетелем подобных ужасов, и никогда никто не мог помыслить о такой угрозе с моря… И вот перед нами церковь Святого Кутберта, лишенная всего ее убранства и забрызганная кровью Божиих священников, - самое почитаемое в Британии место отдано на поругание язычникам».
  Алькуин находился при дворе Карла Великого, императора Священной Римской империи, и был очевидцем сражений с викингами.
  «Красные паруса морских разбойников с севера – предвестники пожаров мирных селений и городов, потоков крови… Даже смерть от их парусов приобретает красный лик…» – писал другой очевидец набегов норманнов, житель Лондона.
  Первое вторжение скандинавских воинов в Англию состоялось в 793 году. Спустя 48 лет они хозяйничали в Ирландии.
  В 911 году вождь викингов Роллон завладел Нормандией. Предположительно в 982 году появилось поселение викингов в Гренландии. Примерно в то же время скандинавские мореходы пересекли Атлантику и прибыли на остров Ньюфаундленд, а впоследствии достигли других участков Северной Америки.
  В 1090 году норманны завоевали важнейший международный торговый центр – остров Сицилию. В IX-XI веках варяги совершали набеги на прибалтийские земли, Приднепровье, Византию, вели активную торговлю со славянскими племенами, служили русским князьям и византийским императорам.
  К началу XII столетия началось укрепление независимых королевств викингов в Скандинавии, и прекратились их завоевания и набеги.
 
Порядки, традиции, верования
 
  Известный шведский книгоиздатель и историк Андрес Стриннгольм в тридцатых годах XIX века писал о возникновении государств в Скандинавии: «Страна вокруг озера Меларен… древняя и нынешняя Упландия, составляла в то время три особенных фюлька, или области: Тиундаландию, Аттундаландию и Фьердгундраландию, которая в древних шведских законах носит имя «Фолкланде», земель господствующего народа…
  …средняя, а еще более верхняя Швеция, в пору поселения готов и свеонов, большею частью была пустынной. Около шестисот или семисот лет после поселения шведов на Меларне Свитьод (землю шведов) описывали страной, полной дремучих, обширных лесов и пустынь…».
  О давних порядках, законах и традициях Стриннгольм сообщал: «Старинные законы Швеции представляют несомненные признаки того, что основанием древнейшего государственного быта Скандинавии были племенные и родственные связи…
  …все находилось под покровительством богов. Их изображения нередко вырезались на столбиках кресел, на подножиях кроватей и стульев. Многие отцы семейств имели на своих дворах особенные храмы, где, по обычаю предков, с таинственными обрядами, освященными преданием, приносились жертвы хранителям – богам… Эти святилища часто бывали очень обширны: высокие частоколы окружали их снаружи; внутренние стены обивались обоями… Никому не дозволялось входить с оружием в храмы, потому что пред лицом богов человек должен быть безоружен.
  Всякая нечистота изгонялась из храмов. В них не могли совершаться никакие насилия, ни убийства. Жилища богов почитались столь священными, что разбойники, убийцы и нидинги (бесчестные трусы) не смели находиться вблизи их…
  В отчаянном положении и при всех важных предприятиях спрашивали волю богов и приносили им жертвы. По крови жертв заключали о их милости или гневе. Также узнавали их волю посредством метания священных палочек, украшенных ликами богов, - и самые неукротимые воины смиренно покорялись велениям неба.
  …до переселения асов вовсе не были известны особенные храмы на Севере; всего чаще религиозные обряды совершались под открытым небом, или для того избирались какие-нибудь освященные места. Таковы, по мнению многих, жертвенные камни, еще теперь существующие… К числу таких древних святилищ причисляют встречающиеся во многих странах Скандинавии круги или рундели, из камней, очень плотно и тщательно сложенных…
  В их середине заметны явные следы очага, на котором, как на алтарях древних персидских огнепоклонников, вероятно, зажигался огонь, знак первобытного света или творческой силы природы… … такие круги, сделанные из земли и камня, встречаются на азиатской родине скандинавов…».
 
Там, где праздновали и судили
 
  Андрес Стриннгольм отмечал важную роль жертвоприношений в жизни древних народов Балтики: «…священными местами были судные круги, остатки которых находятся во многих местах Скандинавии. Они состоят из многих, в продолговатой или круглой форме выложенных на земле, камней.
  Древние судьи, вождь со своими товарищами или король, собирались… на пригорках, чтобы толпа могла лучше видеть и слышать их, или на Высоких камнях, таинственно означавших неизменность судебных приговоров. Вблизи таких возвышений обыкновенно встречаются древние рундели для жертвоприношений; тут же часто находятся могильные холмы и гробницы, сохранившие прах усопших друзей, вождей и богатырей.
  …На тех же самых местах, где приносимы были жертвы, разбирались тяжбы и изрекались приговоры…
  Для жертв назначались волы, кабаны и лошади. Пышно украшенные, они приводились к алтарю, посвящались богам и убивались в присутствии народа. Кровь собирали в чашу, в которую опускали кропильницу и потом кропили седалище богов, наружные и внутренние стены храма и, наконец, народ…
  В священных рощах близ Упсалы не было ни одного дерева, не освященного жертвой, животной или человеческой: их вешали там, в дар Одину. Даже во времена Адама Бременского, в середине XI века, там видны были 72 трупа животных и людей».
 
 
 
 
«КАЖДОМУ ОСТРОВУ – СВОЙ ПОКЛОН»
 
   
«Час обхода теней»
 
  Когда возникла столица Швеции, викинги остались лишь в легендах и сагах. Однако, в песнях скальдов говорилось, что острова, на которых сегодня располагается Стокгольм, были облюбованы грозными воинами примерно в VIII столетии.
  Правда, скальды почему-то упоминали не 14, а 12 островов.
  «Стадсхольмен» в переводе означает «город – остров». Юмористы XIX века сравнивали его с пробкой, которая затыкает протоку Норрстрем между озером Меларен и заливом Балтийского моря Сальтшён. Выгодное стратегическое положение острова издавна привлекло к нему внимание викингов. А спустя несколько веков здесь появились первые строения Стокгольма.
  Согласно преданию, на Стадсхольмене (сокращенно Стаден), там, где сегодня расположен великолепный Рыцарский дом, викинги поклонялись Одину, Тору, Фрейру. Здесь были оборудованы языческие святилища и совершались жертвоприношения. В дар богам приносились люди и животные.
  В наши дни на этом острове, казалось бы, ничего не напоминает о кровавых деяниях «рыцарей моря». Вот только любители мистики утверждают, что иногда, в безлунные ночи, тени людей, принесенных в жертву много веков назад, совершают печальные шествия.
  Они возникают из воды у церкви Риддархольмсчюркан, проходят мимо Рыцарского дома к зданию Риксдага. Оттуда тени прошлого направляются к Королевскому дворцу, церкви Святого Николая и к Немецкой церкви.
  Что ищут они в уснувшем городе? По чьей воле отправляются в путь? Может, давняя обида или жажда мести заставляют их выбираться на сушу?.. На это не могут ответить даже знатоки тайн.
Говорят, во время бесшумного «обхода теней» все замолкает на Стадсхольмене. Остров становится пленником тишины. Не слышно звуков волн, глохнут автомобильные моторы, а у людей пропадает желание разговаривать.
  Так продолжается до тех пор, пока тени снова не вернутся в воды у церкви Риддархольмсчюркан. Конечно же, городская легенда предостерегает: «Не шуметь – иначе проснется беда…».
  Среди жителей Стокгольма и туристов всегда находились упрямцы – ниспровергатели мистики.
Назло предрассудкам в «час обхода теней», они включали на полную громкость приемники и магнитофоны, затевали громкие разговоры. Вскоре подобных нарушителей ожидало наказание – внезапная немота, а их шумная электроника выходила из строя и не поддавалась ремонту.
  Впрочем, ниспровергатели предрассудков, утратившие голос, могли восстановить его, не прибегая к медицинской помощи. Согласно поверью, нарушители сокровенной тишины должны дождаться следующей безлунной ночи и «часа обхода теней». А затем, осторожно шествуя за явлениями из прошлого, обойти остров Стадсхольмен. Разумеется, в полном молчании.
 
«Земля – Последнее сражение»
 
  На Кунгсхольмене – королевском острове – городские постройки появились лишь в XIX веке. На вопрос «Почему так поздно стокгольмцы осваивали его?» краеведы-материалисты отвечают долго и обстоятельно называют множество причин.
А вот у приверженцев мистики ответ ясный и короткий: «Призраки не позволяли».
  Согласно преданию, в западной части острова, где в наше время расположены спортивные комплексы и больницы, более тысячи лет назад находились захоронения викингов. Тех, кто умер не в море. Тихая смерть от старости не была в почете у древних скандинавских воинов.
  Они хоронили своих товарищей, погибших в бою, отдельно от женщин, детей и скончавшихся от старости.
  Почему именно Кунгсхольмен был выбран викингами для захоронений, не говорится в справочной литературе. Зато о кознях непоседливых призраков любители древних тайн многое могут рассказать.
  В путеводителях сообщается, что расположенная на восточном берегу острова Кунгсхольмен Городская ратуша является образцом «национально-романтической архитектуры Швеции начала XX века». После 1923 года, когда было завершено строительство, ратуша стала символом Стокгольма.
  А много веков назад на ее месте располагалось кладбище безымянных викингов. Если верить легенде, то сюда приходили старые воины, предчувствуя скорую смерть. Отправиться в поход у них уже не было сил. Умирать немощными они считали недостойным завершением жизни.
  Каков же выход?
  И старые викинги придумали его. Покидали они свой дом тайком от родных и друзей. Добирались на остров «Последнее сражение», который, спустя века, будет назван Кунгсхольменом. Здесь свое имя ветераны сообщали только Одину.
  До наступления ночи в одиночку отсиживались в лесу, молились, выпивали последний глоток хмельного меда и, быть может, вспоминали пройденный земной путь. Лишь в темноте выходили эти старики на площадь «Последнего сражения».
  – Свое имя я уже отдал Одину! – выкрикивали они. – Душа моя готовится к встрече с ним! На земле осталось лишь мое никчемное, никому не нужное тело! Так отсечем то, что мешает встретиться с Одином!..
  С мечами и секирами старики бросались друг на друга. Не было у них ни щитов, ни шлемов. Не стоит затягивать пребывание на Земле. Только свое лицо каждый идущий на смерть прикрывал куском материи: вдруг последним соперником окажется товарищ по былым сражениям? Кто знает, не дрогнет ли тогда рука и не затянется ли земная жизнь у старого друга?..
  Чтобы остаться не узнанными, рубились молча.
  Смертельно раненные старались добраться до воды. Ведь для истинного викинга завершить земной путь в море считалось доблестью. Тех, кто падал замертво на последнем поле сражения, викинги, согласно традиции, вначале омывали морской водой, а затем сжигали.
 
Судостроители
 
  Шеппсхольмен – корабельный остров – находится примерно в двухстах метрах от мыса Нормальм. Неизвестно, как называли этот крохотный участок суши (500 метров в длину, 400 в ширину) викинги. Но, согласно преданию, в древние времена на Шеппсхольмене и на примыкающем к нему острове Кастельхольмене строились корабли.
  Викинги были не только хорошими воинами, но и судостроителями. Археологические находки свидетельствуют, что еще в VIII веке они имели быстроходные, надежные для плаванья даже в океане, корабли. Суда викингов отличались большой грузоподъемностью и малой осадкой. Не снижая скорость на мелководье, могли причаливать к любому пологому берегу. Таким образом, не теряя времени на поиски удобных корабельных стоянок и долгой высадки, викинги мгновенно спрыгивали на землю и кидались в бой.
  У них существовало два вида судов: боевые и для перевозки грузов. Легкие и узкие боевые корабли имели вдоль бортов отверстия, куда вставлялись весла. В случае необходимости, паруса быстро убирались.
  Часто их изготавливали из материи красного цвета. Какое-то время у викингов существовала традиция пришивать к парусу синий лоскуток.
  Согласно легенде, Один имел плащ синего цвета. Поэтому сложилось поверье: если на парусе есть такой лоскут, значит, предводитель асов будет покровительствовать команде.
  Грузовое судно викингов отличалось от боевого высокими бортами и фиксированной мачтой.
  В отчете археологической экспедиции есть описание корабля скандинавских мореходов, изготовленного примерно одиннадцать-двенадцать столетий назад: «…вытесанный из высокого, стройного дуба киль имел такую форму, что основной вес приходился на середину корабля, а заостренные концы киля облегчали скольжение по волнам.
  Шпангоут был сделан из твердого дуба и состоял из деревянных планок естественной кривизны, подобранных с поразительной тщательностью сообразно форме киля. Поверх шла обшивка из дубовых планок толщиной в дюйм, прибитых к шпангоуту и оплетенных для пущей прочности веревками из еловых корней. В результате получился быстроходный маневренный корабль…».
  В 1824 году на Шеппсхольмене началось строительство церкви Карла Иоганна. Во время рытья котлована землекопы наткнулись на полусгнившие деревянные детали старинного судна. Сообщение об этом не вызвало интереса у городских властей. Наверное, часть останков корабля выбросили как ненужный хлам, другая так и осталась в земле.
 
Хранилище серебряных запасов
 
  Остров Хельгеандсхольмен находится вблизи северо-западной оконечности Стадена. Здесь располагаются здания Национального банка и Парламента Швеции – Риксдага. Когда в конце XIX века началось их строительство, пришлось поднимать уровень острова до уровня Северного моста.
  Любители тайн Стокгольма находят некую закономерность в том, что на Хельгеандсхольме расположен Национальный банк. Ведь, по их мнению, на нем более тысячи лет назад существовало хранилище серебряных запасов викингов.
Почему выбран для кладов крохотный островок? Даже знатоки древних тайн толком не могут объяснить причину.
  Приверженцы мистики считаю, что викингам был «некий знак самого Одина» – прятать серебряные запасы именно на этом клочке суши.
  Английский историк, профессор университета в Гетеборге (Швеция) Питер Сойер является автором многих работ о средневековой Скандинавии. Он отмечал, что жителей полуострова в эпоху викингов особо почитали серебро. «Где бы ни оказывались датчане, норвежцы или шведы в то время, они высоко ценили этот драгоценный металл, и приобретение его являлось одной из главных целей скандинавов, были ли они пиратами, купцами или наемниками… все были рады любой возможности заполучить или захватить серебро.
  Именно за мусульманским серебром скандинавские купцы пускались на Волгу, и именно серебром платили скандинавским наемникам за их службу английские короли и византийские императоры…».
  В Скандинавии найдено более тысячи кладов с изделиями из драгоценных металлов. Эти сокровища встречались чаще всего на островах, вдоль побережий и внутренних водных путей.
  «Происхождение нечеканного серебра зачастую неизвестно. Многие из найденных украшений скандинавского производства не дают ключа к источнику металла, из которого они были сделаны.
Однако значительное количество этих изделий, вероятно, изготовлено в приволжских районах России. … имеется ряд предметов явно изготовленных франкскими, английскими или ирландскими ремесленниками», – писал Питер Сойер.
«…Сокровища, найденные в наше время, составляют лишь малую долю всего того, что некогда было спрятано… Многое остается сокрытым в земле и, возможно, будет найдено в будущем…».
  Это мнение профессора Сойера разделяют и кладоискатели. Пока не было официальных сообщений, что на Хельгеандсхольмене попадались сокровища викингов. Зато немало слухов о находках на этом острове серебряных монет и ювелирных изделий разносилось по шведской столице в XVIII-XIX веках.
 
 
Где покоятся короли
 
  В древности Риддархольмен (Рыцарский остров) называли Козлиным. Он расположен у западного побережья Стаден. Здесь паслись не только стада коз, но и лошадей, коров, овец. Хотя размеры этого островка – всего лишь 250х200 метров.
  В XIII веке на Риддархольмене был возведен францисканский монастырь «Серых братьев». С того времени его стали называть Францисканским. Лишь в XVII столетии, когда здесь появились дворцы и богатые дома шведской аристократии, остров переименовали в Риддархольмен.
  Такое название он получил от знаменитого Рыцарского дома. Многие считают, что это здание – одно из красивейших в Стокгольме. Спроектирован Рыцарский дом архитектором Симоном де ла Вале. На карнизах дворца сохранились надписи по-латыни, а на фронтоне – исторические изображения.
  Как сообщает справочник «Стокгольм», изданный в 1897 году в Санкт-Петербурге: «В первом этаже этого дворца находится большой зал заседаний дворянства, украшенный фресками Эренштраля и гербами всех дворянских фамилий. …в этой зале хранится полный список всех шведских дворянских фамилий, достигающих цифры 1000…».
  В наше время на стенах Рыцарского зала вывешено уже более 2320 гербов шведской аристократии.
  В конце XIX века в Стокгольме побывал сын великого писателя Льва Николаевича Толстого – Лев Львович. В своей книге «Современная Швеция» он с восторгом вспоминал эту страну и подробно описал острова – Стаден и Риддархольмен: «За громадным дворцом, возвышающимся среди тесных, высоких строений города, покрытых красными черепичными и железными крышами, виднеются там и сям церкви…
  На месте этого старого города… и стоит королевский дворец. Самым же старинным памятником здесь считается, так называемая Стурчюрка, т.-е. «Большая церковь», выстроенная основателем Стокгольма Биргером Ярлом в 13-м веке и с тех пор несколько раз ремонтированная. Внутренность ее необыкновенно красива.
Дальше на Риддархольмене – острове, примыкающем с запада к древнему городу, - интересна другая готическая церковь, где хранятся сотни шведских военных трофеев (в том числе и русские) и где погребены шведские короли. Здесь и Густав Адольф, и Карл XII, и другие, - все нашли себе место в особых саркофагах под церковной стеной».
  В этой церкви захоронены не только монархи, но и выдающиеся шведские полководцы и государственные деятели. Их имена и гербы здесь высечены на каменных плитах пола и на стенах. Рядом с Риддархольменским храмом расположены Королевские капеллы.
 
«Бешеная гвардия»
 
  На Рыцарском острове сохранились строения XVII-XVIII веков. В одном из них находится Королевский суд.
Согласно преданию, более тысячи лет назад в центре Риддархольмена была рукотворная возвышенность из камней и земли. На ней во времена викингов совершали таинственные обряды неистовые берсеркеры.
  Их называли «бешеной гвардией викингов».
Берсеркерами становились самые сильные, ловкие, выносливые и бесстрашные воины. Они постоянно тренировались, владели всеми видами оружия, известными европейцам, но могли сражаться и голыми руками.
  Зимой и летом, на чужбине и на родине берсеркеры носили одежду из медвежьих шкур. В бою они редко пользовались щитами. Но если имели это средство защиты, то обязательно обтягивали его с внутренней стороны медвежьей шкурой. Считалось, что таким образом дух зверя защищает владельца щита.
  С хозяином скандинавских лесов у берсеркеров существовали странные, в понимании современного человека, отношения. С одной стороны, «неистовые воины» преклонялись перед медведем, просили поделиться силой, задабривали, оставляя для него в лесах туши животных. Но при этом без колебаний убивали косолапых – и взрослых, и малышей.
  Во время знаменательных событий «бешеные гвардейцы» привозили на Риддархольмен медвежат и матерых медведей.
  У подножия священного холма берсеркеры устраивали сражения со взрослыми зверями. Боец выходил один, против медведя, вооруженный только мечом и длинной палкой.
Здесь же проводились ритуальные убийства медвежат. Часть мяса забитых животных поедали воины, другую часть оставляли на вершине холма для Одина.
  Во время жертвоприношения своему главному божеству берсеркеры изготавливали из ядовитых грибов дурманящий отвар. Считалось, что сам Один научил викингов готовить этот напиток. Если отвар пробовал чужеземец, он тут же умирал. Берсеркеры употребляли его и во время своих мистерий, и перед сражениями.
  «Мы отдаем на хранение нашему повелителю Одину осторожность, рассудок, опасения. А взамен, вместе с волшебным отваром, получаем небывалую силу, презрение к смерти, нечувствительность к боли…» – заявляли «бешеные гвардейцы».
  Возможно, яд, содержащийся в грибах, действительно стимулировал воинов, притуплял чувство опасности и боли, возбуждал ярость. Согласно преданию, берсеркеры считали, что после нескольких глотков «волшебного отвара» они превращаются на какое-то время в медведей. И лишь после сражения снова принимали человеческий облик.
  В Англии сохранились вырезанные на дереве девизы берсеркеров: «Только Один может остановить нас…», «Предсмертный стон врага – это гимн Одину…».
  В хронике XII века об этих воинах сообщается: «… подобно бешенным псам или волкам, они грызли собственные щиты… они были сильны, как медведи или вепри… они повергали врагов наземь, их не брали ни сталь, ни огонь…».
  Когда завершилась эра викингов, ушли в прошлое и берсеркеры. Примерно в XIII-XIV веках жители Скандинавии рассказывали, что «неистовые воины» не пожелали подчиняться и служить королям и удалились в глухие леса, где превратились в медведей.
  Согласно преданиям, иногда они вновь приобретали облик людей, но говорить уже не могли. Берсеркеры по-прежнему совершали поклонения Одину и варили из ядовитых грибов волшебный напиток.
Беда человеку и зверю, если они попадались на глаза «неистовым воинам». Уйти живыми от них никому не удавалось.
 
Риддархольменский затворник
 
  Сохранилось предание, что в XVI или XVII столетии некий стокгольмский алхимик задумал воссоздать волшебный отвар берсеркеров. Может быть, он выполнял заказ какого-нибудь правителя, пожелавшего сделать своих воинов бесстрашными, не чувствительными к боли, сильными и выносливыми.
  Отправился алхимик на Риддархольмен, построил там домик и оборудовал в нем лабораторию. В светлое время дня бродил он по острову. Наверное, ученый муж занимался поисками ядовитых грибов и трав, необходимых для отвара. Возможно, в те времена они еще встречались на Риддархольмене.
  Алхимики всегда любили напускать на себя таинственность. Этим еще больше возбуждали внимание соседей и нередко – их ненависть.
О волшебном отваре берсеркеров в XVI-XVII веках жители Стокгольма почти ничего не знали. Но когда по городу разнесся слух о затее алхимика, нашлись старики, вдруг вспомнившие о древнем напитке.
  И пошли по Стокгольму пересуды и измышления. Каждый рассказчик норовил придать побольше волшебных свойств отвару, который никто из них не видывал и не пробовал.
  Мрачные натуры толковали, что напиток берсеркеров убивает человека, отнимает разум, разжижает кости или навсегда превращает человека в медведя.
  Веселые и добрые утверждали, что легендарный отвар придает необычную силу, способность видеть будущее и прошлое, летать не хуже птицы и плавать как рыбы.
  Пока стокгольмцы спорили и выслушивали предания о житье и нравах берсеркеров, алхимик собрал на Риддархольмене необходимые грибы и травы и затворился в лаборатории.
Из всех концов города к его дому потянулись любопытные. Явиться незваными к ученому никто не решался. А сам он ни на минуту не покидал свое жилище. Вот и оставалось праздным горожанам довольствоваться домыслами и спорить: получится или нет затея алхимика.
 
Зеленый дым из трубы
 
  Неизвестно, сколько времени колдовал он в лаборатории и как долго велось наблюдение за его обителью. Наступили в Стокгольме ненастные дни, и прошла охота у любопытных слоняться без дела.
  Но вскоре ученый напомнил о себе. Жители Риддархольмена вдруг заметили, что из трубы таиственного дома валит густой ярко-зеленый дым. Такого чуда стокгольмцы еще не видели. Весть тут же разнеслась по городу, и, несмотря на штормовой ветер и слякоть, люди снова повалили к жилищу алхимика.
  Дым из трубы оказался не только необычного цвета, но и с весьма неприятным запахом. Даже порывистый ветер не смог развеять зловоние.
  Любопытные горожане вскоре ощутили головокружение, а затем – необъяснимую радость. Им захотелось петь, плясать, беспричинно хохотать, кричать что-то несуразное.
  И заголосил народ:
  – Ай да молодец, книжный червь! Изготовил все же волшебный напиток!..
  – Неспроста зеленый дым повалил из трубы!..
– Разгадал, хитроумная голова, секрет древнего отвара!..
  Некоторые из толпы ринулись в зеленую дымку, окутавшую дом алхимика. Эти смельчаки тут же свалились на землю, стали кувыркаться в траве, как расшалившиеся котята и истошно орать всякий вздор.
  Власти узнали о вакханалии и прислали на Риддархольмен целый отряд городских стражников. Но к их появлению подозрительный дым исчез, и веселье само собой прекратилось.
  Стражи порядка постучали в дом алхимика. В ответ – тишина. Командир отряда приказал взломать дверь, но ученый исчез. Как он мог незаметно выбраться, когда вокруг был народ?.. Ответить на это не смогли ни стражи порядка, ни любопытные горожане.
Необъяснимое свалили на нечистую силу. Жители Стокгольма решили: видимо, отвар из ядовитых грибов настолько удался, что явились призраки берсеркеров, отведали его и забрали с собой алхимика. Теперь он в неземной жизни потчует волшебным напитком «неистовых воинов»…
  В те времена Риддархольмен быстро застраивался. Вскоре после исчезновения алхимика его дом снесли. Знатоки тайн утверждают, что на том месте возведена одна из королевских капелл.
  История с пропавшим ученым надолго осталась в памяти жителей шведской столицы. В городской песне, сложенной примерно в XVIII веке, подвыпивший ремесленник жаловался, что в пиво ему подлили «берсеркерово зелье», оттого он и не может стоять.
  Даже в начале XIX столетия шведы говорили о разбуянившемся человеке: «Берсеркеры затуманили его разум…».
 
 
ЗАПИСАННОЕ И ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО
 
 
Творцы давних веков
 
  Согласно преданию, в эпоху викингов на островке Ландхольмен, расположенном в западной части Стокгольма, собирались скальды.
Как отмечалось в средневековой литературе: «Песни скальдов раздавались на празднествах, пиршествах и на могилах знатных покойников, в честь которых наследники давали торжественные пиры… Сам Один покровительствовал скальдам…».
  Эти певцы-поэты скандинавских народов слагали стихи и саги о подвигах, о богах, героях и, конечно же, о любви.
  В книге Е.Я.Кулаковой - Грот «Швеция», изданной в конце XIX века, о скальдах говорится: «Они пользовались большим почетом, жили в чертогах конунга или короля, служили ему советниками, сопровождали его на войну, и развлекали конунга и его приближенных песнями и рассказами…
  В сражениях эти песни воодушевляли воинов, а сам скальд бился в первых рядах, чтоб потом воспеть все славные подвиги, совершившиеся перед его глазами. С арфою в руках он восхвалял мужество, храбрость и изрекал мудрые советы жизненного опыта. Особенно воспевалась храбрость: главнейшею заслугою считалась смерть в бою, за что сулился рай, а естественная смерть, называвшаяся «смертью на соломе», вела за собой для воина позор и ад».
  Немало творений средневековых скальдов вдохновляли писателей, художников, композиторов более поздних времен. Известный шведский поэт Эсайас Тегнер в 1825 году завершил работу над «Сагой о Фритьофе». Это произведение основано на старинных сказаниях и песнях.
  В «Саге о Фритьофе» воспеваются подвиги и приключения молодого викинга из крестьянской семьи и его любовь к дочери короля.
  В 1841 году произведение Тегнера было переведено на русский язык.
  В XIX столетии шведские студенты, устраивая на острове Ландхольмен пикники и пирушки, неизменно исполняли строки из поэмы Тегнера, в которых Фритьоф прощается с родиной:
           О мощный север,
           Чело земли!
           Покинуть должен
           Я твой предел.
           Горжусь рожденьем
           Средь чад твоих.
           Страна героев,
           Прости, прости!
            
*  *  *
           Простите, скалы,
           Вы славы сень,
           Скрижали Тора,
           Отца громов!
           Давно знакомых
           Озер краса,
           Зубчатый берег,
           Прости, прости!..
   
После смерти Эсайаса Тегнера в 1846 году пропала часть его черновиков. Есть предположение, что среди них были стихи о собраниях, пирах и песенно-поэтических турнирах скальдов на Ландхольмене.
 
«Остров несмолкающей песни»
 
  И все же, почему певцы – поэты далеких времен – облюбовали именно этот неприметный островок? В исторических документах ответа нет. Но любители тайн считают, что нередко за дерзость и за насмешки над влиятельными людьми скальдов изгоняли из чертогов конунгов и королей.
  Самых непокорных на какое-то время высылали на пустынный остров «несмолкающей песни» – якобы так в раннем средневековье назывался Ландхольмен.
  Скальды могли вызвать гнев и недовольство правителей не только сатирическими стихами. Считалось, что, вкусив «мед поэзии», дарованный самим Одином, скальды, помимо творчества, занимались ворожбой, гадали, проклинали недругов, вызывали духов, насылали на людей сон и болезни.
  В поэтических строках иногда звучали угрозы и недобрые предсказания:
        «Есть в тебе сила,
        Есть у тебя много серебра,
        Владеешь ты кораблями и землями.
        По твоему повелению
        Множество воинов готовы
        Взяться за мечи и копья.
        Но власть и богатство
        Уже не в силах тебя спасти.
        Позор! Не в битве падешь ты,
        А рухнешь замертво
        В ближайшую ночь полной луны.
        Не воинская слава склонится
        Над твоим холодным телом,
        А обрадованная родня и слуги…».
   
Какому же конунгу или королю понравится подобное предсказание обнаглевшего песнетворца? За такие слова, конечно, следовало наказание.
  Однако, не просто было расправиться с дерзкими поэтами. Ведь они утверждали, что свои способности получили от Одина и лишь озвучивают его пожелания.
Правители, ссылая скальдов на остров, надеялись таким образом остудить их строптивый нрав и не разгневать Одина.
  В старину бытовало поверье, что песня, спетая на Ландхольмене, уже никогда не смолкнет. Она лишь становится тише, наливается шелестом деревьев, птичьим гомоном, криками зверей, плеском волн, завыванием ветра, скрипом корабельных снастей, звоном оружия…
И все произнесенное скальдами на Ландхольмене можно услышать в самых дальних морях и землях через много веков. Надо только уметь распознавать заветные звуки.
 
«С силой великой, с силой целебной…»
 
  Считается, что в эпоху викингов скальды не записывали своих творений, а запоминали их. Однако есть предположение, что они все же увековечивали стихи на камнях, дощечках, а впоследствии – и на пергаменте. Записи делались с помощью рун. Возможно, первоначально эти знаки носили магический смысл. Их вырезали на дереве, выбивали на металле, высекали на камне.
  Рунический алфавит состоял из 24 знаков. Примерно с IX века у скандинавских народов появился «младший алфавит» из 16 знаков.
  В Южной Норвегии найдено копье с одной из древнейших рунической надписью. Относится она примерно ко II-III векам.
  Специалист по скандинавской истории и фольклора Наталия Валентиновна Будур писала: «Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве «путеводной» звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными из них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него не глядя одну руну, которая и должна была служить ответом.
  Не случайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство».
  Профессор М.И.Стеблин-Каменский отмечал: «На протяжении всего XI века шведские рунические надписи это не только тексты, но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей…».
  О магической силе рун, об опасности, исходящей от них, сообщали своим слушателям скальды. В старинном сборнике песен «Старшая Эдда» есть предостережение:
         
Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
        С силой великой,
        С силой целебной.
        Высший скальд их окрасил, и боги их создали…
                (Перевод С.Свириденко).
   
И в наше время исследователи тайн считают, что:
 
Неверный взгляд,
        Неверное прочтение,
        Ошибка в применении –
        Все это может обернуться бедой.
        Ведь в древних рунах
        Таится во многом еще не разгаданная
        Простыми смертными сила.
        Руны, как чародеи,
        Могут быть добрыми и злыми,
        Приносить людям радость или беду…
 
Конечно, каждый волен верить или не верить в магическую силу рун, но всегда надо относиться к этим творениям древних с уважением. Так считают и поклонники мистики и те, кто ее отрицает.
 
Против «духов молчания»
 
  В предании говорится, что скальды старались отвести от Ландхольмена «злые силы молчания». Эти духи, враждебные всем видам творчества, поклонники «мертвой тишины», «бездействия и безмыслия», «забвения и равнодушия», приносились зимними ветрами.
  22 декабря, в день солнцестояния, с древних времен скандинавы отмечали Новый год. Праздник назывался Йоль и был связан с поворотом года на весну. Длился он 13 дней.
  Люди обычно разводили «костер Йоля», устраивали пиршество, молили, чтобы Солнце победило самую длинную ночь, прославляли богов, приносили к языческим святилищам жертвоприношения.
  Древние скандинавы считали, что в ночь Йоля духи являются людям. Одни – с добрыми, другие – со злыми намерениями. Вот почему надо было наряжаться в самые немыслимые одеяния и закрывать свое лицо маской. Так якобы можно уберечься от сил «молчания, забвения, мертвой тишины».
  Чтобы обмануть зловредных духов, скальды вырезали на дощечках так называемые «обманные руны» и раскладывали на возвышенных местах под открытым небом. Магические знаки должны были спутать планы силы «молчания и мертвой тишины».
  Для обмана подземных духов скальды закопали на Ландхольмене большую серебряную пластину. На ней рунами сообщалось, в каком месте в морской пучине, таятся несметные золотые сокровища. Древние скандинавы надеялись, что это соблазнит злые силы подземелья отправиться на поиски.
  Помогала ли подобная хитрость? Всегда ли счастливо проходил праздник Йоль на Ландхольмене? Наверное, об этом поведать могут лишь найденные или еще не открытые творения скальдов.
  Сохранились предания и о других островах Стокгольма. Не все их вековые тайны раскрыты. Они еще удивят людей своими загадочными историями и событиями. Кто-то из знаменитостей заметил: «Если ты полюбил Стокгольм, не забывай поклониться его островам. Ведь без них этот замечательный город был бы совсем иным…».
  Гость шведской столицы не всегда может понять, на каком именно острове он находится. В наше время они связаны не только мостами, но и общей историей и современными событиями. И лишь фольклор и старинные документы свидетельствуют о самостоятельном прошлом стокгольмских островов...
 
.............................Продолжение следует...............................
 
 


Рецензии