Разговор со Скептиком - 1. Две Истины

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

ДВЕ ИСТИНЫ

Скептик взглянул на меня с некоторым сожалением в глазах, глубоко вздохнул и сказал:

- Все-таки, странные вы люди. Верите в какую-то черную магию, НЛО, полтергейсты, телепатию, ясновидение, экстрасенсорные явления и т.п. Вы уверены, что все это существует? Вы видели хоть одно из них? Если бы существовал хоть один такой феномен, он здорово бы нарушал картину мира, который изучает наука. Поэтому нельзя просто поверить в феномен, нужны достаточно веские доказательства. А доказательств-то нет. Может, они есть у вас?

- Вы знаете, так сразу я вам не смогу ответить, потому что в общем-то вы ожидаете неопровержимых доказательств в духе научного материализма.

- Ну, а какого же еще?

- Но ведь кроме научного материалистического способа мышления есть еще и другое мышление.

- Какое же?

- Ну, хотя бы такое, которое допускает, что все, что наука еще не смогла объяснить, не следует с легкой руки отрицать; что существует еще много неразгаданного и неясного; что мы, несмотря на то, что мы уже очень много знаем   о нашем мире и о человеке, вместе с тем это все же все еще недостаточно.

- А что, собственно, такого мы должны знать, чего мы еще не знаем?

- Заметьте, что современный человек существует уже как минимум 50 тысяч лет. Срок, в общем-то, немалый. Мы действительно достигли достаточно высокого технического уровня развития, наши реальные знания о мире действительно обширны, но при всем этом мы не знаем самого главного — смысла существования нашего мира и самого человека.

- И что? Вы хотите сказать, что вам он известен? Нет, все же, ивините, но меня кажется, что я напрасно теряю свое время.

- Неужели вам неинтересно?

- Мне интересно, но посудите сами — тысячи филосовов тысячи лет ломают себе голову над этим вопросом, и так ничего и не сказали о смысле такого, что можно было бы принять всеми в качестве универсального учения или хотя бы концепции. Я в своей жизни прочитал несколько десятков различных филосовских книг и ни в одной из них не нашел для себя убедительного ответа на вопрос о том, в чем же заключается смысл существования человека. Каждый его видит и объясняет по-своему. А вы хотите сказать, что знаете истинный ответ?

- Почему нет? Бывают же исключения.

- Уф! Ладно! Так уж и быть я вас выслушаю. Так в чем же, по-вашему, заключается этот пресловутый «смысл существования человека»?

- Вообще-то, сначала необходимо сказать несколько слов о том, что мы обычно понимаем под самим понятием «смысл существования человека».

- Ну и что же мы под этим понимаем?

- Я ценю ваше ироническое отношение, но все же я надеюсь, что вы согласитесь с тем, что в оценке этого понятия существует два подхода. Один — это понимание смысла нашей жизни как таковой, на обычном бытовом уровне, и мы его связываем с определенными жизненными ценностями — любимый человек, семья, дети, работа, бизнес и т.д.

- Что же в этом плохого?

- В этом нет ничего плохого. Семья, дети, дом, работа – все это конечно очень важно. Это все то, что всех нас, и меня в том числе, обычно волнует в первую очередь. В этом несомненно есть смысл, но согласитесь, что он все же относителен, поскольку у каждого он свой. Вернее, иерархия приоритетов и ценностей у каждого своя — у кого-то на первом месте в его жизненных ценностях стоит семья, а у кого-то бизнес или карьера. Поэтому мы смысл нашей жизни воспринимаем и понимаем достаточно субъективно и этот смысл относителен.
Другой же смысл абсолютный и он существует независимо от того, понимаем мы его или еще нет. Поскольку в данном разговоре нас, конечно, интересует именно абсолютный смысл, так вот, извините за банальность и может быть за несколько «истрепанный» ответ, но абсолютный смысл существования человека — это достижение им духовного совершенства.

- Ха-Ха! Ну да. Конечно. Ничего другого я в общем-то и не ожидал услышать. А почему, собственно, духовное совершенство является по-вашему абсолютным смыслом? Согласитесь, что это ведь также определенная концепция и она также может быть относительной как и многие подобные ей?

- На первый взгляд все вроде бы так, но несмотря на то, что концепций много, абсолютная истина как таковая все же одна. Я думаю, что вы с этим не будете спорить.

- Что вы имеете в виду?

- Ну, например, мы ведь осознаем, что наш земной мир, вся Вселенная, каждый из нас — и вы, и я и другие люди, все явления и предметы окружающей нас действительности по своему уникальны и неповторимы, даже если их очень много и с виду некоторые из них кажутся нам идентичными.
Ведь не существует двух Вселенных, двух планет Земля, двух Вас и двух меня. Даже внешне абсолютно похожие близнецы с подобными отпечатками пальцев — вы может быть не поверите, но такое бывает — это все же совершенно две различные личности, каждая из которых со своим сугубо индивидуальным сознанием, психикой, навыками, мировоззрением, ощущениями и т.д. Это, я надеюсь, настолько очевидно, что вы, наверное, не станете спорить с тем, что абсолютная реальность тоже одна.
 
- Ну, с этим спору нет. Да, мы можем ее отражать, интерпретировать и понимать по своему, но ее никогда не будет две — это и так понятно.

 - Поэтому есть только одна абсолютная истина отражающая, описывающая и соответствующая действительной реальности.

- Согласен.

- И поэтому, несмотря на то, что концепций много, но только одна из них может действительно отражать абсолютную истину. В таком случае, остальные истины относительны.
Основной же вопрос заключается в том, есть ли у нас такая концепция и понимаем мы ее или нет. Если мы действительно ее понимаем, то тогда все остальные истины будут для нас лишь частично отражать абсолютную. Да, они также будут иметь смысл, но их смысл будет относителен, поскольку они в какой-то мере причиняются к описанию этой единственной абсолютной реальности, но их описание будет в чем-то ограничено и неполно. Они будут только описанием части целого, а потому будут относительны и лишь частично его раскрывать, каждая со своей стороны, но абсолютными не будут.

- Но все же почему концепцию достижение человеком духовного совершенства вы считаете единственно правильной, то есть отражающей абсолютную истину?

- Сомнения по поводу духовного совершенствования как абсолютного смысла существования человека вполне понятны. Каждое учение, описывающее наш мир и окружающую нас реальность, претендует на истинность. Поэтому на первый взгляд очень трудно определить, какое действительно описывает абсолютную реальную истину или хотя бы к ней максимально приближено, а какое все же ошибочно и искаженно представляет нам реальность.
То есть должны быть особые критерии определения истинности, на основании которых мы можем оценивать то или иное явление с точки зрения его относительности или абсолютности. Я думаю, что прежде всего необходимо исходить из абсолютной реальности, которая, как говорилось выше, также одна, а она проверяется, подтверждается и повторяется прежде всего объективностью фактов, явлений, понятий. Иначе говоря, если те или иные явления, принципы, законы касаются абсолютно всех и всего, а не только некоторых избранных явлений, предметов, людей, животных и т.д., то их можно отнести к классу истин абсолютных, а значит в высшей степени реальных, как например таблицу Менделеева, которую можно отнести к абсолютной истине.

- Все это бесспорно и понятно. Наша человеческая цивилизация тоже существует и худо-бедно, но развивается. Это также является критерием объективности и нельзя ее воспринимать как нечто ирреальное, хотя в соответствии с некоторыми восточными религиозными концепциями наш мир это ничего более, как иллюзия.
 
- Вот именно. То, что смысл существования человека заключается в его духовном совершенствовании и что это является абсолютной истиной, доказать одним предложением невозможно, тем более, если в вашем сознании уже закреплена совершенно другая общепринятая материалистическая концепция, которую вы также считаете истинной и которая вас вполне удовлетворяет. Тем не менее, в процессе разговора мы попытаемся несколько иначе взглянуть на многие, казалось бы, уже достаточно хорошо известные и изученные аспекты нашей жизни и устоявшиеся знания, которые помогут нам показать человека и его абсолютную, а значит истиннную цель существования на Земле таким образом, что позволит согласиться с тем, что подобный взгляд не просто вполне реален, а неким образом все же отражает абсолютную истину.
Еще раз хочу подчеркнуть, что в наших рассуждениях мы должны будем исходить из того, что абсолютная истина единственна и что она все же существует.

- Ну ладно, ладно... Давайте дальше.

- Поскольку вы читали различные филосовские трактаты, то наверняка обратили внимание на то, что сама концепция того, что истинным смыслом существования человека является его духовное совершенствование отнюдь не нова. Об этом уже говорится в различных религиозных учениях и различными мудрецами последние несколько сот, если не тысяч лет, и я в этом нисколько не оригинален. Поэтому, если мне удасться вас убедить в ее правильности, то я заранее хочу предупредить, что я никоим образом не стремлюсь к тому, чтобы меня причисляли к грону мудрецов или каких-то духовных учителей или что-то в этом роде. Меня лишь волнует вопрос раскрытия для себя самого абсолютной истины и ничего более. Вы мне просто в этом поможите. Лично для меня это вопрос очень важен, поскольку ответ на него это мое также правильное или ошибочное отражение истинной реальности и если я ее для самого себя описываю правильно, то это значит, что я реально смотрю на мир и не заблуждаюсь. Если же в моих рассуждениях есть какая-то ошибка, которой я не вижу, тогда вы меня поправите, в чем я буду вам незмерно благодарен.

- Ну хорошо!

- Итак, хотя идея того, что абсолютным смыслом существования человека является его духовное совершенствование оглашается многими как древними, так и некоторыми нашими современными мыслителями, но, несмотря на это, все же нет однозначного и единого ответа на вопрос: «Зачем, собственно, это пресловутое совершенство и почему?». По крайней мере существующие ответы, что якобы для того, чтобы после смерти попасть в рай, достичь нирвану или оставить после себя значимый след, как и многие, многие другие, вплоть до отсутствия какого-либо смысла нашей жизни вообще, лично меня, так же как я надеюсь и вас, не удовлетворяют. Поэтому концепция, которая сложилась у меня в голове и которой я хочу с вами поделиться, в какой-то мере отражает мной многолетний поиск и раздумья.

***


Рецензии