Когда в товарищах согласья нет

-С...ка, эти уроды из «Долга», ненавижу тварей! (с) Неизвестный сталкер

Многие, наверное, представляют себе Вселенную S.T.A.L.K.E.R. Кто-то играл в игры серии, а кто-то, как я, осилил парочку книг-боевиков по тематике. Долго пытался сообразить, что же мне напоминают все эти сталкерские группировки - «Долг», «Монолит», «Свобода» и прочие. Наконец, дошло — политический «черный рынок» России. Один в один: тьма различных движений, блоков, партий, которые совершают всяческие телодвижения, набирают «молодняк», собирают «хабар», а на выходе — ноль. Какой-либо пользы для Зоны (да простят меня патриоты нашей страны за подобное сравнение) не видно.

Под «черным рынком» подразумеваются те неформальные силы, которые не входят ни в официальную партию власти, ни в официальную оппозицию, хотя могут их поддерживать (либо не поддерживать). Причем для обычного гражданина особой разницы между ними нет — будь то демократы, социалисты, монархисты или анархисты. Цели их туманны и абстрактны для понимания, а риторика сходна, как, впрочем, и методология. Схема очень проста: привлечь на свою сторону молодежь (как можно больше) и заставить ее совершать некие действия, а попутно найти и привлечь сторонников более старшего возраста, которые могли бы помогать Партии материально.

При этом со стороны практически все эти силы выглядят одинаково и воспринимаются обывателем как... правильно, как крайние националисты, или, по-бытовому, фашисты. Происходит это потому, что в своих лозунгах политнеформалы почти всегда скатываются к банальному «Долой». Кого именно «долой» - вопрос вторичный. Коммунистов или либералов, евреев или гастарбайтеров, или тех и других — неважно. Важно, что найден конкретный враг. Если устранить этого врага, то все в стране будет хорошо.

В 1917 году в России начали массово «выпиливать» сторонников монархии — сначала абсолютной, а затем и конституционной. После этого стране резко поплохело лет на 20. В 1991 году столь же резко принялись избавляться от «коммунистов» - результат был аналогичный. Ау, способ не работает — какие еще нужны доказательства?

Кстати, кто помнит, как большевики взяли власть? После отречения Николая политических партий в стране было как блох на Жучке, а победили именно эти. А потому что чем больше партий, тем труднее им договориться. Вот в начале 90-х даже партия любителей пива существовала, не говоря уже о менее экзотических движениях, а страна уверенно шла ко дну.

Между тем люди упорно не желают объединяться, придумывая себе все новые и новые разграждения. И если какие-то из них с трудом, но можно объяснить, то большинство — эфемерны и никчемны. Юность «ведется». Украинский конфликт пригасил эту рознь, но давно ли еще  молодежь делилась на «нашистов», «коммуняк», «фашиков», «антифашиков» и прочая, прочая? Все это никуда не делось, и все это крайне скверно.

Возьмем для примера две сталкерские группировки - «Долг» и «Свободу». Эти собирают артефакты и уничтожают мутантов, те собирают артефакты и уничтожают мутантов, а между собой — на ножах. И не сказать, что одни уроды, а другие все в белом — в общем-то, везде одинаковые люди, по-своему хорошие. Проклятый принцип «Долой» в действии.

А теперь берем два молодежных патриотических движения. Эти патриоты и те тоже патриоты. Но одни патриоты с примесью православия и искренне считают, что подлинная Русь началась с Крещения, а другие — патриоты с примесью родноверия и считают, что с Крещением настоящая Русь закончилась. И все, и до свидания, и разговаривать им между собой не о чем. Да и встречаться, собственно, нежелательно, поскольку юношеский максимализм легко доведет до драки. А ведь те и другие, по большому счету, хотят своей стране чего-то хорошего.

Ну а вокруг Зоны, напомню — военные. Армия. Которая может в любой момент войти внутрь периметра и начать отстрел местного населения. (В некоторых книгах серии S.T.A.L.K.E.R. такой сюжет отрабатывался.) И помешать ей сталкеры не смогут именно потому, что договориться между собой не умеют. Хотя бы две сильные группировки, объединившись, могут остановить военных, но — не получается. Аналогии нужно проводить? Конечно, Россия не аномальная Зона, у нее есть и собственная армия, но без поддержки населения, народа она — ничто. А какая тут поддержка, когда самые молодые, активные, горячие (остальные сидят на диване, и им, в принципе, все равно) люди, те, кого Гумилев называл пассионариями, смотрят волками не на внешнего врага, а друг на друга?

Когда-то давно, в другой стране, которой больше нет, среди городских подростков практиковались драки «район на район». Эти подростки ничем между собой не отличались, просто одним «повезло» жить на Машстройзаводе, другим — у Вокзала, а третьим — на Силикатчике. Там даже особой разделяющей идеи ведь не было — ни национальной, ни религиозной, ни политической. Но дрались всерьез. Правда, с возрастом все это проходило, и в 1984 году парнишка из одного района вытаскивал на себе раненого товарища из когда-то враждебного района где-нибудь в окрестностях Панджшерского ущелья. Будут ли сейчас забыты вражда и рознь, если понадобится встать всем вместе — вот в чем вопрос. А ведь рано или поздно — понадобится.


Рецензии