Дом 21 дробь 4 на Старой Басманной. Гл. 9

СТОИТ В ПОЛЕ ТЕРЕМОК-ТЕРЕМОК…

Стоит в поле теремок-теремок, а на его фоне - мой сын – Алексей Плохов, трудами которого (и конечно, его команды) он был выстроен, обустроен, введён в эксплуатацию. Думаю, не без помощи Мистической силы Дома 21/4 на Старой Басманной улице, вот уже второе столетие приглядывающей за нашим семейством. Иначе зачем, как не благословить, Она заманила своего подопечного под каким-то предлогом для встречи с профессором В. В. Бирюковым накануне торжественного открытия этого сказочно зелёного здания?               
О событии, которое произошло 28 мая 2014 года, официально и кратко сообщило Управление пресс-службы и информации администрации Тамбовской области:

29.05.2014

НА ТАМБОВЩИНЕ ОТКРЫЛОСЬ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ФЕРМЕНТОВ

"Накануне губернатор Олег Бетин посетил Первомайский район, где принял участие в торжественном открытии ООО «Агрофермент». Предприятие мощностью 1000 тонн в год будет, в основном, производить и реализовывать ферментные препараты, предназначенные для повышения эффективности кормов, ускорения роста поголовья животных и птиц, снижения отходов откормочных комплексов".

 А 30 мая газета «Комсомольская правда» №59 (26237) 2014 в рубрике «Интересное» тоже информировала читателей о введении в эксплуатацию биотехнологического завода и опубликовала беседу с его генеральным директором:
 
БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ВВЕДЕНО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
30 мая 2014 16:05

"Впервые за 30 лет в России построено уникальное биотехнологическое предприятие - ООО «Агрофермент». И уже с апреля 2014 года оно начало выпускать первую продукцию - ферментные препараты, использующиеся в различных отраслях промышленности.  О перспективах развития предприятия и покорении рынка нам рассказал генеральный директор Плохов Алексей Юрьевич".
 
Я считаю копирование большого по объёму интервью излишним, однако, думаю, что всё-таки следует выделить несколько фраз, чтобы представить суть трёхлетнего труда.

"Биотехнологический завод построен в короткие сроки в чистом поле, на безжизненной территории. Это – компактное производство со сверхсовременным оборудованием, автоматизированное по последнему слову техники. Оно создано на основе технологий, разработанных партнёрами ООО Агрофермент» – учёными МГУ имени М.В. Ломоносова, Института биохимии им. Баха РАН, Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН (Пущино)".
 
В "Комсомолке" также опубликовано «Экспертное мнение» профессора МГУ Аркадия Синицына, который утверждает: "Альянс науки и производства привел к созданию этого уникального не только для России, но и для мира, предприятия. Таких заводов во всем  мире всего лишь несколько десятков".

Итак, завод построен и введён в эксплуатацию. И я рада, что мой сын успешно справился с этой задачей!
Рад ли этому событию Дом 21/4 на Старой Басманной, чья Волшебная сила сто с лишним лет опекала и опекает наше семейство - (моего деда, папу, папиного брата, меня, и моего сына?. Алексей – четвёртое поколение и пятый член семьи нашей ветви фамилии Плоховых.

В предыдущей главе этой повести, я рассказала, как эта Таинственная сила Дома 21/4, в стенах которого располагался Московский институт химического машиностроения, хитроумно привлекла моего сына и крепко держала одиннадцать лет, пока он не одолел все стадии обучения, от ученика Школы биотехники, потом студента факультета биотехники и аспиранта, диссертационная работа которого позволила Учёному совету присвоить ему звание кандидата технических наук.

Старинный Дом, бывший некогда дворцом князя А.Б. Куракина, несколько раз менял своё лицо, а Мистическая сила этого Дома оставалась прежней - была его сердцем и душой. Она хранила память о прежних временах, заботилась о поддержании высокой культуры и науки, о достоинстве Дома и его обитателей.

 Недаром Дом 21/4 славен знаменитыми именами.
Император Николай Первый, в Доме на Старой Басманной, на балу, устроенном в его честь французским посланником Мормоном, произнёс: «Я только что разговаривал с умнейшим человеком в России», не озвучив имени этого человека. Но присутствующие возрадовались: Пушкин возвращён из ссылки! Знаменитая фраза вошла в историю Дома. Не забылась. Хранится в памяти и передаётся из поколения в поколение.
 
Какие имена! Какие личности пребывали в разные годы в стенах Дома 21/4 на Старой Басманной!
Писатели: С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский!
 
Историки: В.О. Ключевский, С.М, Соловьев, Н.И. Костомаров, Д.И. Иловайский, И.Е . Забелин!

Учёные, преподаватели - профессора МГУ: математики К.А. Андреев, В.Я. и А.В. Цингеры, астроном П.К. Штернберг, историки В.И. Пичета и Д.В. Цветаев, юрист и экономист П.И. Новгородцев, академик живописи К.Ф. Турчанинов, биолог В.И. Палладин, химик А.Е. Чичибабин!

У истоков Московского института химического машиностроения, с 1934 года   обосновавшегося в Доме 21/4 на старой Басманной, стояли академики И.И. Артоболевский, П.Л. Капица, Я.М. Колотыркин – гордость отечественной науки. И как же мне было приятно узнать, что именно эти учёные участвовали в создании института, в котором впоследствии довелось учиться и окончить его мне, а позже – сыну.

Замечательные профессора преподавали в Московском институте химического машиностроения. Например, академик А.М. Кутепов. МИХМ – его родной институт, где он прошёл путь от студента до профессора, заведующего кафедрой «Процессы и аппараты химической технологии», действительного члена Российской Академии Наук.
Его имя возвращает меня в моё студенческое время, и я вспоминаю свои волнения перед сдачей экзамена «Процессы и аппараты».
И сейчас некоторые из учителей моего сына преподают в Московском государственном университете инженерной экологии (МГУИЭ), образованном на основе МИХМ.

И тут я просто обязана рассказать о докторе технических наук профессоре Бирюкове Валентине Васильевиче, которому моё особое уважение и особая благодарность!

Профессор В.В. Бирюков - заведующий кафедрой экологической и промышленной биотехнологии МГУ инженерной экологии. Преподаёт курсы «Промышленная биотехнология», «Основы микробиологии и биотехнологии» и «Биотехнологические производства: Техника, технология и экологические характеристики». Ведёт руководство научно-исследовательским коллективом. Всех трудов профессора Бирюкова не перечислить (многочисленные патенты на изобретения, книги, статьи и т.д.).
Он подготовил 20 кандидатов наук, среди которых и мой сын, Алексей Плохов.

Верю, не случайно при поступлении Алексея в аспирантуру, по рекомендации кафедры Биотехники, его руководителем стал профессор Бирюков, - и здесь, разумеется, вмешалась Мистическая сила Дома 21/4. Она, эта Таинственная сила, похоже, глаз не спускала с взаимоотношений учителя и ученика и позже - все последующие годы.
Немудрено, что Она посчитала необходимым устроить их встречу накануне важного  события в жизни бывшего ученика, который успешно справился с очень сложной задачей – строительством биотехнологического завода и его пуском.

Я не была лично знакома с В.В. Бирюковым, но мне был знаком его голос. Иногда, когда звонил телефон, а сына не было дома, я брала трубку. Всегда это была короткая вежливая просьба что-то передать Алёше. И всегда обращение ко мне – по имени-отчеству.
Меня глубоко тронул один штрих, много говорящий о личности профессора, его благородстве, - штрих, оставивший след в моём сердце навсегда.

Скажите, пожалуйста, много ли можно встретить руководителей, которые бы в волнующий момент оглашения результата защиты диссертации своего подопечного, подумали о волнении его матери?
Мне не забыть, того телефонного звонка, который раздался в нашей квартире тринадцатого января 1998 года, когда я с нетерпением ждала услышать голос сына, а услышала поздравление профессора Бирюкова. Музыкой для меня звучало:
- Защита прошла блестяще. Все 12 членов Учёного совета, все до единого, опустили белые шары!

Низкий поклон мой Учителю моего сына – Валентину Васильевичу Бирюкову!
 
Низкий поклон мой – «родному» для нашей семьи Дому 21/4 на Старой Басманной улице, в Мистическую силу которого я уверовала окончательно!

                ***
В заставке: фото завода "Агрофермент". Осень 2013 года. (Стройка подходит к завершению).


Рецензии
Сколько имён и замечательных судеб прошли через этот дом, Алечка.
Вот и Алёша навсегда заразился этим духом делания, светлым и позитивным . Дай-то Бог, чтобы его всегда охраняли добрые силы, обитающие в стенах его Alma mater.

Лариса Морозова Цырлина 2   28.09.2014 22:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.