ИГЛА

В то время, когда распался Союз, я работала простым начальником обувного цеха.
Несколько дней после того, как мы узнали, что уже не являемся советскими гражданами, а будем теперь жить в самостоятельной Украине, ушли на осознание этого факта. Фабрика работала в прежнем режиме, все ходили на работу, как и раньше, но в воздухе витало слово «свобода».

Свобода от чего, или от кого, - еще просто не укладывалось в голове. И каждый эту свободу понимал по-своему. Рабочие цеха обсуждали тихонько «а что же теперь будет?», но громко боялись даже мнение своё высказать.
 
Я видела, что фабричное начальство суетится, только не понимала, что они хотят предпринять. Начались разговоры о приватизации. Об этом тоже говорили так, чтобы не привлекать к себе внимания – мало ли чего?

И вот в один из дней меня вызвали к директору. А надо сказать, что директор у нас был как бы номинальной единицей: всем заправляла начальник производства. Такой себе «серый кардинал» в юбке. Поэтому я не удивилась, что в кабинете у директора находилась и начальник производства.  Она и начала разговор.

- Не будем ходить вокруг да около. Ты знаешь обстановку в стране. Мы тут посоветовались и приняли решение приватизировать фабрику. Но, так как она огромная и, сама понимаешь, выкупить ее сейчас практически нереально, мы ее разделим на пять частей.

У меня брови поползли вверх от такой новости, но я внимательно слушала дальше.
 
- Оформим все пять частей отдельными предприятиями. Одним из директоров будешь ты, - она замолчала, вглядываясь в моё лицо. Видимо, хотела понять по его выражению, как я отношусь к подобной новости. – Вначале это будет коммунальное предприятие, а потом, если захочешь, приватизируешь его. Если откажешься, - она равнодушно взглянула в окно, - мы тебя уволим прямо сегодня.

Это было настолько неожиданно для меня, особенно последнее замечание, сказанное как бы вскользь, что я просто опустилась без приглашения на стул. Через пару минут напряженного молчания я все же решилась спросить, кто еще примет руководство предприятиями на себя? Ответ меня, прямо скажем, удивил. В числе будущих директоров почему-то не фигурировал нынешний директор, не было там и главного инженера, да и начальника производства тоже. Это меня моментально насторожило. Почему?

 Ответ я узнала гораздо позже. Когда во время проверки аудиторской фирмой почему-то случился пожар и сгорели все документы фабрики. Когда увидела стоимость переданного мне оборудования и материалов. И т.д. Короче, руководство спешно подчищало следы своего пребывания у «кормушки».

Но в тот день я дала свое согласие стать директором предприятия. Не буду описывать, как делили оборудование, материалы и рабочих; как оформляли документацию, регистрировали предприятие; сколько проверок пришлось пережить.  Главное, я со своими людьми переехала в другое здание. Было тесновато, но потихоньку приспособились, начали выпускать продукцию. Даже с рэкетом договорились: пока рэкетиры делили территорию, мы спокойно работали. Обходили нас стороной ОБХССники, налоговая – везде были «свои» люди. Даже санстанция и пожарная инспекция не сильно к нам придирались: личные связи везде помогали.
 
И тут стал заканчиваться материал. За это время мы нашли поставщиков в Украине. Основные материалы стали покупать у них: где за деньги, где по бартеру, но  предприятие работало как часы.
 
Однажды ко мне в кабинет заглянула распределитель работ  и мимоходом сказала, что отдает рабочей последнюю иголку.

Я судорожно полезла в сейф. Действительно, больше ни одной коробочки. В сейфе у меня лежало самое дефицитное, что в Украине купить было невозможно. Я сама стала обзванивать всех знакомых обувщиков, спрашивать насчет  швейных игл. Никто не согласился продать даже одну иглу.

 И вот тут я упала духом: без такой маленькой иголочки предприятие работать не может!

Обувные иглы мы всегда получали из России. Из поселка Арти, что в Свердловской области. Но связи с Россией больше не было. Мы были «самостоятельными». А в Украине еще никто не сообразил наладить выпуск обувных игл, с заточкой «лопаточка». И вот из-за их отсутствия придется остановить выпуск обуви.
В тот раз я всё же вышла из положения. Вспомнила, что в Смоленске живет племянница. Позвонила ей и попросила купить мне несколько пачек обувных игл, что она и сделала.

После этого начались перебои с другими материалами, с запчастями к оборудованию. Долго мы входили в колею, пока Украина начала выпускать необходимые нам материалы. Позже всё наладилось, но на это ушли годы.

Сейчас опять начинается дестабилизация. Правительство принимает решение за решением, не задумываясь о том, что производителям придется самим выкручиваться, находя решение проблем, не надеясь на государство.
 
Хотя у нас уже и есть опыт выживания, но как же трудно придется кому-то, выискивая неизвестно где свою «иглу».

18.09.2014 г.


Рецензии
Редкий случай - история на эту тему с более или менее благополучным концом...Конечно, от навязанной народу утопической системы надо было уходить. Но как? Возможно, китайский способ был не из худших.

С уважением,

Виталий Симоновский   04.10.2014 21:37     Заявить о нарушении
Китайский менеджмент всегда выступал как антипод западной концепции управления.Мы же больше привержены к западным ценностям. Хотя, могли бы лучшее брать у тех же китайцев. Но...

Надежда Вялько   04.10.2014 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.