Встреча в Юберлингене

  "Мозаика путешествий" - она и есть мозаика. Иногда в неё вплетаются грустные события.  Одно из таких событий связано с  маленьким немецким городком  Юберлинген, тесно прижавшимся своими несколькими улицами к  Боденскому озеру.

  Это был  день ярмарки  и какого-то музыкального фестиваля. Городок крохотный, поэтому  музыку услышали,  уже выходя из автобуса.

  Прошли мимо жутковатого фонтана с конькобежцем верхом на коне в окружении огромных  русалок, две из которых подняли этого, то ли конькобежца, то ли кавалериста на кончиках своих мощных хвостов.

  Вышли на набережную, на которой были установлены стенки  разной высоты с зацепами  для лазания по вертикальным поверхностям. Подростки тренировались на стенке метров шесть высотой – по всем правилам, со страховкой. Совсем маленькие детки осваивали невысокую стенку, под которой располагался толстый наполненный воздухом матрас.

  Музыка слышалась уже совсем рядом – действительно, за углом за столами, уставленными традиционными  немецким пивом и сосисками сидели слушатели, а на небольшой сцене играли самодеятельные музыканты.

  Играли совсем неплохо, и жена сказала, что хочет немного постоять здесь и послушать.

   Я вернулся на набережную и сел на скамейку рядом с живописной клумбой, на которой большие желтые цветы, напоминающие ромашки, соседствовали с пальмовыми листьями. Как мне потом сказала всезнающая Танечка Блантер, цветы эти -  рудбеккия.


  Над цветами виднелось зеркало Бодензее и горы на противоположной, швейцарской стороне.

  В это время музыканты заиграли попурри на тему русских и советских песен. Я встал и обернулся посмотреть, кто играет. Но со своего места никого не увидел – стоящие слушатели закрывали сцену.

  Я опять сел и вдруг услышал явно обращённую ко мне фразу:

 -Простите, Вы из России? Я обратил внимание, как Вы встали, когда заиграли русскую музыку.

  Я обернулся и посмотрел на подошедшего мужчину. Примерно моего возраста, может, на пару лет младше.

 -В какой-то степени, - ответил я. Но теперь я уже там не живу.

 -Тем лучше! Не возражаете, если присяду здесь ненадолго?

 -Конечно, что за вопрос?!

  Мне показалось, что новый сосед что-то хочет сказать. Так и оказалось.

 -Вы слышали, что здесь была авиационная катастрофа? -  неожиданно спросил он.

 -Да, слышал. Несколько лет назад над озером столкнулись башкирский, по-моему, и американский самолёты. Все погибли. Пассажирами, в основном,  были дети. Вроде бы, по вине диспетчера. А потом отец кого-то из погибших убил этого диспетчера.

 -Именно,  вроде бы… Одним из погибших был … сын … моих хороших знакомых… .

  Он немного помолчал и продолжил:

 -Есть вина диспетчера. Только, в главном  виноваты совсем другие. И напрасно этот "мститель" зарезал диспетчера, только добавил вдов и сирот…

 -Как это, виноваты другие?

 -А так!  На обоих самолётах были бортовые системы предотвращения столкновений. Если такая система обнаруживает опасное сближение нескольких самолётов, она автоматически выдаёт пилотам команды для изменения высот самолётов – одному на снижение, другому на набор высоты. И пилоты обязаны выполнять в этом случае команды системы, даже если они противоречат командам диспетчера! И при этом доложить диспетчеру о происходящем ...

  Мой собеседник внезапно замолчал. Видно было, что говорит он уже много раз проговоренные наболевшие слова.

  Пауза затягивалась. Я не выдержал и спросил:

 -Так почему же самолёты столкнулись, если всё так просто?!

 -Потому, что пилоты Ту-154 этого просто не знали! Они даже не доложили диспетчеру, что его указания противоречат командам системы! Их учили, что выполнять надо команды диспетчера! А Руководство, регламентирующее использование бортовой системы предупреждения столкновений,  Министерство транспорта России выпустило только 15 мая 2003 года, т.е. почти год спустя после катастрофы…

  Рассказчик замолчал. Потом резко поднялся:

 -Извините, испортил Вам воскресное настроение!  Просто иногда хочется рассказать кому-то новому об этой трагедии…

  И он, не оборачиваясь, быстро пошёл по набережной в сторону лодочной стоянки.  Так и не сказал, кто он и что делает в этом маленьком городке.

  Я вернулся туда, где продолжала играть музыка…

 
На коллаже - мои снимки из Юберлингена. И снимки из интернета –  обломки самолётов и "Разорванная жемчужная нить" - памятник погибшим в авиакатастрофе вблизи Юберлингена  в ночь на 2 июля 2002 года.


Рецензии
Очень хороший рассказ, Борис, и печальный, я-то и вообще по жизни трусиха, самолетам не доверяю, стараюсь не летать, а уж пьяные летчики - это и вообще запредельно, надо было вообще лишить права летать. А на Бодензее я была, в Констанце, и с ночевкой в отеле на другой стороне, в Швейцарии, была и на чудо-острове-саде ( или саду?), он находится на территории Германии, а принадлежит шведам, семье графа Бернадотта. Интересно, что, когда наш туристический автобус пересекал в Констанце швейцарскую границу, нам экскурсовод сказала, что водитель нашего автобуса слегка покривил душой, сказав, что везет немцев-туристов и не упомянув, что многие из нас немецкого гражданства не имели.И добавила, "просьба по-русски не говорить и крутые яйца не колупать". Так мы себя за рубежом зарекомендовали.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   14.03.2019 20:55     Заявить о нарушении
Коллаж - замечательный.

Елена Ахмедова   14.03.2019 20:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Такой трагический случай по вине российских безграмотных бюрократов. С уважением, Борис

Борис Готман   14.03.2019 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.