Я свидетельствую. Мукашева Алия. 1955 год. Борис Б

Право.
В 1908 году мама пасла гурт у Дарбай-тюбе. Табунщики султана подгоняли лошадей непозволительно близко к нашему гурту. Мама в присутствии свидетелей заявила султану с волчьими глазами: "Ты нарушаешь наш закон! Мне не нужен такой сосед!". Султан откочевал ночью. Это было рядовое проишествие, если ленивый сосед не приглядывал за своим гуртом или намеренно нарушал границы выпасов, то предлагалась добровольная откочевка.  Казахи гордый народ, в них заложено братское предназначение человека, чувство свободы, строгое следование закону. 
Моя мама Жазира Айтмагамбет-кызы часто произносила фразу: "Ты какое право имеешь?" В 1931 году милиционеры забрали 64 летнюю маму, за то что яростно вступилась в защиту соседа Есена. Кто то настоящий и очень огромный  стоял всегда над маминой душой, подталкивал и будоражил, заводил и настраивал, поэтому была духовным источником. Мамы давно нет, но ее пример упрямо толкает меня вперед, заставляя постоянно размышлять и действовать.
Годы мои помчались вскачь, дни так быстро заканчиваются, что к вечеру не могу вспомнить начала, происходящее вокруг обрывается не успев закончиться.
Кочевая жизнь ушла в прошлое, люди стали нищими, степь брошена, а упрямый голос сверху уверяет, что жизнь изменилась, но на самом деле она осталась прежней(?), только аксакалов становится меньше.
1955год.  Мукашева Алия.

Степняк.
Это слово гордое! Когда то чуждые Степи торе и кожа начали делить нас по жузам, возвышая одних и принижая других владели казахами. Папа при встречах с людьми интересовался принадлежностью человека к роду, чтобы высказать почитание к доблестным его батырам и акынам и рассказать о своих встречах в степи.
  Благодаря роду забывается смерть, жизнь родича окружает каждого невероятной человеческой любовью. Помню, как за недалекой Балбопе ухаживали до самой кончины (около 53-55 лет), это были самые горестные похороны (в последние часы к  Балбопе вернулся рассудок, она успела поблагодарить всех за заботу), поэтому род  держится за меня, а я держусь его, он не умирает как люди,- всегда поймет, подскажет, поможет. Разве можно найти слова, которые описали бы чувство единения родичей с душой.
  В далеком Улытау у нашего очага согревшийся степняк рассказывает папе о своих встречах с дедушкой - возрождая гордость и связь казахов. 
1955год  Мукашева Алия.

Калмык.
В 1905 году соседом с холодной стороны(севера) был калмык Намыс(по калмыкски Нимгир) Мой отец так сдружился с ним, что на прощание пожелал обменяться малахаями. История этого калмыцкого рода началась с отказа  Шонхор Басана (казахи называли его Адал) принять участие в набеге на казахов, за что был изгнан из родных мест, лишен детей и жены. Свое место нашел в роду кыпчак-танат, его сын Галдан-Жал (по-казахски Сармурза) окончательно завоевал расположение рода, родичи называли его ответвление кыпчак-танат, Шонхор - Адал, Сармурза.
  У Намыса было четыре сына Нагыз, Айдын, Кайтпас (мой ровесник), Асыл - им любая юрта была тесна, степь мала, а мир интересен. Они сверкали чистотой, в них было много сходств и мало различий. В голодный 1932 год они предпочли умереть вместе с аульчанами. Казахи тогда понесли урон в качестве, ведь погибли те, кто не пошел воровать, людоедничать, не бросил в беде сородичей.    
1955год.  Мукашева Алия.

Торле.
Мой дядя Торле был пойман с поличным на одиннадцатилетней девочке, оскорбив шанырак, где был гостем. Тело дяди Торле положили в могилу лицом вниз. Позже я узнала, что родственники девочки плотным кольцом окружили дядю связали и оскопили, затем долго стояли над его телом пока не стекла кровь. Мама сказала, что Торле искупил вину и наверное уже перевернулся глазами к звездам. В нашей семье часто вспоминали простодушного и глуповатого дядю.
1955 год.  Мукашева Алия.

Аксакалы.
Аульские жили по адату(казахи говорили степной закон, русские - степное уложение, чиновники - обычное степное право), но бездумное неукоснительное соблюдение его отсутствовало. Условия жизни были суровы, каждый человек нес большой груз забот, была высока степень взаимозависимости.
   В нашем ауле в разные годы жило от 6 до 10 аксакалов, среди них самые известные Асыл Еркенов, Алиби Ахметкалиев, Ширгазы Мамаев, Амирхан Джарасов, Капаш Косаев(по прозванию байгуш), Даулебай Бекентай, Идрис Бемендин. Они надзирали за поведением аульчан, следили за соблюдением основ здоровья, нравственности, обычаев. Аксакалом становится аульчанин имеющий на руках внука, каждый из них нес на себе груз забот, обретая влияние и авторитет.
  Аксакал Амирхан Джарасов около двадцати лет отвечал за подбор пастбищ, стоянок, соблюдение очередности в прогонах, распределении пастбищ. 
  Аксакал Даулебай знал мельчайшие изгибы истории казахов, был знатоком шежире, обладал высокими личными человеческими качествами, был мастером разрешения споров.
  Аксакал Капаш Косаев(по прозванию байгуш) и Асыл Еркенов в совершенстве знали адат. Когда с моим дядей Торле случилось несчастие, они немедленно выехали на место проишествия, осмотрели девочку, побеседовали с родителями и приняли решение выдать дядю. Родственники девочки намекали на компенсацию, но какой род после этого выдаст нам преступника, если бы мы откупились? "Справедливость выше жизни" сказал тогда Капаш Косаев.
  Мой дядя Есен-ага занимался земледелием, охранял аульские зимовки. Четыре семьи под его руководством сушили и коптили рыбу, заготавливали лекарственные травы, дикий чеснок, лук, коренья и т.д. Есен-ага получал хорошие урожаи ржи, пшеницы, выращивал поливной картофель и морковь, построил прекрасный склад и овощехранилище. Кто то из наших аксакалов верно подметил его склонность к земледелию, к хозяйскому расчету и приставил к делу.
   Все дочери Есен-ага сидели за дастарханом ниже меня, потому что Есен-ага -  младший брат моего отца, а маленький Марат сын Есен-ага сидел выше. Это очевидная справедливость! Адат был понятен, несложен, соблюдение его позволяло аульчанам жить без ссор.
   Байский сын Данияр сын Демеу за дастарханом перебил рассказчика, как гостю, ему не сделали замечания, но проводить никто не вышел. В нашем ауле с Данияром  за один дастархан не садились.
   Все хозяйственные и внутриаульские проблемы решались аксакалами, если трое не могли решить, звали четвертого, пятого, шестого, до тех пор пока не находили верного или хотя бы приемлемого решения. Применение адата позволяло быстро решать конфликты на месте, не обращаясь за помощью  к биям, султанам.
1955год.  Мукашева Алия.

Аульские дети.
 Нас будто торопились воспитывать. Мама водила аульских детей на пастбище и знакомила с одним единственным лекарственным растением, учила его находить, определять, заготавливать, сушить, хранить и применять. Вечером я засыпала страшно уставшая, а утром меня ждало знакомство со следующим растением. Нас учили вести беседу, умению распрашивать и рассказывать, применять пословицы и поговорки. Учение, повторение и применение знаний повторялось бесконечно, но проводилось интересно. Бемендин Идрис знакомил аульских детей со сказками и сказаниями.
 Аксакал Амирхан Джарасов с утра вывозил аульских детей на пастбище, указывал границы участка и каждый защищал собственный вариант правильного использования пастбища и выпаса. Учили многому каждодневно, незаметно натаскивали, готовили к трудностям.
 Вопрос веры обошли стороной, но настойчиво предостерегали не верить ырымши,баксы, жауырынши, ауллие. На многие вопросы наши учителя не знали ответа - были неграмотны. 
1955год.  Мукашева Алия.

Труба.
В юрте Каратай-ага под кошмой лежало двухметровое бревно назначение которого я долго не понимала, но по-девчачьи было очень любопытно. Однажды, я застала Каратай -ага за работой, оказывается, лист жести обвивают вокруг этого загадочного бревна и с помощью многочисленных легких ударчиков маленьким молоточком заставляют принять его форму - получается труба для печки. Наша труба  в юрте состояла из трех частей, так ее было легче перевозить. С наступлением холодов папа устанавливал трубу в юрту на каменку, отверстие вокруг ее закладывал тонкими саманными кирпичами. На каменке мы готовили пищу, грели воду для умывания, она согревала нас зимой, но огонь приходилось поддерживать круглосуточно.
1955год.  Мукашева Алия.

Волки.
Ночью мы проснулись от воя волков, а утром обнаружилось, что порезано около десятка овец. Вечером отец оттащил в степь трупы овец, а утром по свежим волчьим следам с соседями  устремился за отъевшимися разбойниками. Самого матерого волка уложили стрелой, четверых убили соилом, один попал в промоину, а трое молодых ушли по  льду и долго выли вслед охотникам.
1955год.  Мукашева Алия.

Идрис Бемендин.
После Науруза заболел Идрис-ага. Поставили походную юрту. От его кожи пахло прогорклым маслом, дыхание стало зловонным, смерть схватила тело и нагнало страху, больной плакал, умолял вылечить, тихо, по-детски, просил облегчить страдания.
Идрис-ага сказал моему отцу:"Скоро умру, боюсь заснусь и заснуть не могу, тело хочет покоя, а голова не знает его. Степь уже не принадлежит мне, но скоро я буду принадлежать ей. Эх! Если бы сумел сесть в седло ускакал бы на край земли, туда, где Степь целует небо! Помни меня, сколько сможешь..." Емши(лекарь) прибыл к измученному на четвертые сутки. Дали опия и Идрис-ага уснул - навсегда. За Талапкером на Коян-тобе Умирзак с Есеном готовили место... Моя память цепко хранит имя Идриса Бемендина прекрасного пересказчика казахских народных сказкок.
1955год.  Мукашева Алия.

 Сказки Идриса-ага.
Идрис - ага устало слезал с лошади и просил пробегающего мальчугана собрать  детей. Нам не надо было повторять дважды! Приходили послушать не только дети, но и взрослые. Из великого множества рассказанных сказок моя память удержала три.
Сказка первая.(старинная казахская сказка)
Сидят пальчики и между собой разговаривают, тут толстый пальчик предложил: "В чашке осталось немного мяса, давайте украдем?" Его поддержал другой пальчик, а третий промолчал. Четвертый и пятый пальчики начал стыдить братьев.
  С той поры четыре пальчика на руке держатся вместе и отделились от пятого. Пальчик согласившийся пойти на воровство стал маленьким, а промолчавшего поставили крайним. Укажите на своей руке все перечисленные мной пальчики. А теперь повторим все вместе, почему у нас один пальчик...
Сказка вторая.
Мулла получив положенную плату за службу, на следующий день явился к вдове просить прибавки. Вдова отказала.
Мулла поднял крик и начал поносить вдову. Собралась большая толпа аульчан.
В ответ вдова сказала: "Я дам два рубля, которые вы у меня так настойчиво просите, если встанете передо мной на колени и попросите, как нищий!"
Мулла зло оглядел, по человеку, всю собравшуюся толпу и ушел.
Вдова огорченно добавила: "В городе я видела нищих, которые на коленях выпрашивают подаяние. Скажите, чем же содержимое головы муллы отличается от сути голов нищих, если получив положенное просит еще прибавки?
Два рубля она вручила самому бедному аульчанину.
Сказка третья.
На базаре бай подрядил бедняка отвезти домой покупки. Подъехал бедолага к байской юрте  и крикнул чтобы сгружали покупки, стрелой разъяренной вылетела жена бая и давай стыдить.
- Какой же ты мужчина, если собрался поглазеть, как бедная женщина будет разгружать целую телегу покупок!
- А почему я должен разгружать? Если бы поломалась телега или заболела лошадь, неужели я обратился за помощью к вам? Сейчас не ночь, народу вокруг много, заплатите и может найдутся вам помощники.
1955год.  Мукашева Алия.

Судьба Бемендиных Идриса и Сауле.
 Сауле-апа давно в безрадостном состоянии вдовы. Прожив отмеренную долю, не боится смерти, последний жир сгорает в ее плошке и скоро останется в памяти лишь огонек глаз. На лысеющей голове проступили веснушки, лицо - в морщинах, глаза слезятся, а она, через силу, рассказывает мне о предстоящей встрече, сбивчивыми словами пытается вставить память, оправдать жизнь.
1955год.  Мукашева Алия.

Юрта.
Мама с вьючных лошадей и верблюдов сняла весь скарб. Подъехал папа и они начали устанавливать юрту. Вначале постелили два слоя мягкого войлока, потом связанные кожаным арканом маты из камыша, затем плотный войлок и  накидку сшитую из конских шкур. Внутри пол выстилали камышитом и стелили сверху прошитую кошму и затем мягкую кошму. Папа стоя на сундуке и посудном ящике саманными кирпичами заделывал отверстие вокруг трубы. Очаг складывали из обожженного кирпича, сверху устанавливали казан. Я и три моих маленьких  брата играли в коня и баранов. "Конь" бежал впереди, а за ним на аркане "бараны", упавший на землю становился "конем". Эта игра всегда доставляла братьям большое удовольствие. Из трубы показался дым, значит мама скоро будет кормить нас. Наша семья всегда возила с собою двухнедельный запас дров. Для перевозки всего домашнего скарба требовалось пять-шесть верблюдов и столько же лошадей, еще четыре вьючных лошади находились рядом в запасе. Весь этот караван был увязан за маминой лошадью по двое длинным арканом. Два моих младших брата сидели на самой смирной лошади и были привязаны к седлу, а мы с Каримом скакали самостоятельно. "Детские" лошади тоже были увязаны прочным канатом к маминому седлу. Следом за нами гнал гурт папа. Наш караван сопровождали пять или шесть собак, остальные гнали гурт. Мама прекрасно владела луком, особенно стрельбой с ходу в движущуюся цель. На расстоянии тридцати шагов она свободно попадала намеченной на мясо овце точно в шею. Папа хорошо стрелял из винтовки трехлинейки. Наша семья по степным понятиям была зажиточной. Надо сказать, что многое из того, чем мы владели считалось излишеством. 
1955год.  Мукашева Алия.

Казан.
Купец татарин шел впереди пешком, за ним караван из шести верблюдов груженных казанами, два полуголых подростка гнали позади небольшую отару овец.
В продаже имелись чугунные котлы различных размеров, в котором можно сварить четверть, пол и целого барана, ценою от 8 до 30 рублей, обмен казан на баран был приемлем.
 Дно казана имело полуокруглую форму, большую ширину по отношению к высоте, поэтому мясо варилось быстро, кроме этого казан с водой нагревался быстрее чайника. В казане мама варит мясо, подогревает пищу, жарит баурсаки, подогревает воду для умывания. В течении дня казан моют и чистят около четырех раз. Казан имел плоскую чугунную крышку. Царские казаны имели более толстую стенку, а если накрыть крышкой с войлоком, то мясо остывало медленно и получалось густое сорпа. Казан не боится перегрева, мясо не пригорает. В нашем хозяйстве имелось два казана, причем маленький помещался внутри большого. Казаны были всегда дороги поэтому при перекочевках укладывались в кожаную сумку в войлочном футляре( чугун-хрупкий металл). Наша семья всегда кочевала с большим запасом сухих дров и войлочным навесом на случай непогоды.
1955год.  Мукашева Алия.

Наши собаки.
Численность собак в нашем хозяйстве в отдельные годы достигала двадцати. Папа любил собак, умел их разводить, хороший щенок обменивался на двух-трех таев(молодых лошадей). При появлении на горизонте волчьей стаи собаки были обязаны сбивать гурт в плотную кучу и находиться около домашних животных. Главная задача собак не подпускать хищников к гурту, не увлекаться погоней за "убегающей" стаей. Папа уничтожал волкодавов, не исполнявших его приказов. На зимних кочевках нас сопровождали иногда стая волков, но обученные собаки и трехлинейка были всегда наготове.
1955год.  Мукашева Алия.

Погоня.
Мои родители считали себя центром жизни, но вместе с тем понимали, что представляют собой лишь частицу мира - это сосредоточие каждого на себе заставляло их всегда размышлять и точно поступать. От трудностей никогда не уклонялись, всегда знали, что для всякого степняка из любой ситуации есть только один выход - честный. Осенью 1906 года у местечка Кокбеты, бандиты убили семью и угнали лошадей. Соседи, числом около 30 кинулись в погоню, нагнали только на вторые сутки. О том, что произошло дальше рассказывать не стану, потому что это мне не ведомо и не важно, но бешеная погоня подорвала здоровье отца, теперь большую часть дня он проводил в юрте. По вечерам он рассаживал нас у очага и просил подолгу смотреть в огонь,- с той поры я знаю, что следующее за этим видением глубокое размышление сближает меня со Вселенной, превращает пережитое в отдельные мысли, формирует личную духовную собственность. Отцовские глаза стали особенно грустными после этой погони и всего того, что произошло после. Мой папа был неграмотными степняком, свободным человеком, но пережить увиденное не смог.   
1955год.  Мукашева Алия.

Папа.
Мой папа перед смертью два года болел, но не был семье обузой. В зимние ночи сторожил гурт, выполнял множество работ по хозяйству, но пасти верхом не мог - болели внутренности. Так получилось, что он не рассказывал о мире, но мы с ранних лет поняли, что повседневная забота о нас, постоянное желание показать, как просто выполняется трудная работа, - составляли его миропонимание. Иногда, он с грустью тихо спрашивал гостей или маму: "А там есть степь?" Папа со смертью справился точно так же как со всякой работой, чтобы мы всегда помнили о человеческой чести.
1955год.  Мукашева Алия.

Есть простая истина - все остальное пустая трата сил.
В лето 1923 года забеременела девушка от своего двоюродного брата Ерлана Темирова, его отец Умирзак обратился к аульским аксакалам с просьбой помочь разрешить возникший конфликт с родственниками. Посовещавшись седобородые отправили его к более грамотным и сведущим  людям в аул Кыстемек, а те спровадили к аксакалу Бауржану. Домой Умирзак приехал со словами: "Пусть живут! А что выйдет - то получится".
1955год.  Мукашева Алия.

Холодный летний дождь.
После необычно жарких дней сегодня с утра пошел сплошной холодный дождь, вода ручьями стекала по кошме, а в юрте было сухо, у открытого крыла наша семья пила вкусный чай и любовалась закипевшим озером Сонурколь. Шел общий разговор, папа сказал, что холодный дождь идет свысока, в теплый с низких облаков. В общем семейном разговоре было одно строгое правило, - выслушать говорившего до конца, не выдать посторонним сокровенное близкого, того, что являлось нашей духовной собственностью.  Впрочем, такие правила было везде, где мне приходилось быть в гостях. Мы выше всего ценили радость от общения с людьми, были счастливы и довольны своим миром, нам казалось, что так будет всегда, но беда поджидала нас в 1932 году. А пока был июльский вечер 1904 года в местечке Таза-Коянды.
1955год.  Мукашева Алия.

Жизнь рядом со сказкой.
Я опишу необычный период своей жизни - накануне замужества. В моей душе возникло  необычайно теплое согласие со своей будущей человеческой долей. Женщины завидуют, а сверстницы восхищаются. Все, вчера близкие люди отдаляются от меня, а я почему то обособляюсь и перестаю чувствовать себя частью прежнего круга. Все привычное вокруг стало нереальным и временным, мне было стыдно перед всеми за то, что известная взрослым тайная сила оторвет меня от них. Из окружающего меня привычного и ждущего меня необычного во мне возникает равновесие, - постепенно мною постигается смысл мира и его сосредоточием становится мною создаваемая семья. Вот так, я шестнадцатилетняя девушка от сотворенной мною сказки дошла до смысла мира - основы жизни и чувства.
1955год.  Мукашева Алия.

Сабит.
Мой родственник Сабит учился в школе и закончил училище в городе Омске. Это был первый по настоящему грамотный человек, с которым я не только состояла в близком родстве, но и достаточно хорошо знала. В 1937 году Сабит с семьей переехал в аул потому что много пил и говорил, а в большом городе это было очень опасно. В следующий свой приезд увидела Сабита бредущим домой, позади шел сын с порожней бутылкой из под водки и уныло смотрел в отцовскую спину. Жизнь Сабита состояла из цепочки ошибок - митинги против врагов народа, подписи в осуждениях и т. д. Прошло время укоренной совести, страсти подавили разум и уже невозможно было найти в нем человеческих зачатков. Так и шел он последние три года ровно посредине между двумя пустотами: жизнью с миражами и могильной нежитью. На переписи 1939 года Сабит поставил крестик, потому что был пьян. На мой взгляд очень трудно жить, если копить прошлые ошибки и ругать себя за них, но мой племянник Сабит оказался по детски совестливым. В 1940 году его не стало, семья, родственники и аульские всегда тепло вспоминают удивительного Сабита.
1955год.  Мукашева Алия.

Детский рассказ о первом дождике.
Я по давней привычке своего народа медленно рассказываю домашним о увиденном, несмотря на малый возраст обдумываю произнесенное, никто меня не торопит потому ценят слово. Всеми возможными красками родного языка описала первый весенний дождик. Мой мир - отражение Степи в дождевой капле, но самое сокровенное все же - не было высказано, а тайное - не раскрыто. Вспоминая тот детский рассказ прихожу к пониманию, что с него началась моя дорога к осознанию жизни, мой встречный путь к человеку и жадное желание учиться и спорить.
1955год.  Мукашева Алия.

Назарбек-ага.
Убийц Назарбека решили наказать. В погоню отправили вместе испытанными жигитами - молодых, казахи поступают так при обучении лошадей. В подобном деле нужны  храбрые и доблестные, необходимы уравновешенные и скромные, кровь всегда распаляет человека придает много силы, всегда - вседозволенности. По вечерам Назарбек пел для детей шуточные песни в беглом темпе, скороговоркой выливая поток слов смысл которых постепенно становился понятнее, мы подпевали мотив, смеялись и бешенно танцевали. Шесть бадеек отправили кочевать по реке наши жигиты.
1955год.  Мукашева Алия.

Первый рассказ моего дяди Коныспая.
Мы молча пили чай у откинутого полога юрты, тот разговор подкрался неожиданно и начался с этих слов аксакала Даулетбая: "Давно знаю и верю тебе, потому что в моем окружении нет такого достойного человека. Теперь надо забыть прошлое(в тот год умерла жена Кульпан), впереди жизнь и я верю, что ты проживешь ее достойно. Глазами наших потомков мы будем вечно встречать восход солнца. Ты перешагнул порог за которым следует иметь только самое необходимое, уступать другим жирные и лакомые куски, не вести печальную жизнь. Ты уважаем и умен, я верю в твою мудрость."
 Мне в тот год было всего 48 лет, а аксакалу Даулетбаю 63, а он разговаривал со мною, как с равным.
1955год.  Мукашева Алия.

Второй рассказ моего дяди Коныспая.
Летом 1905 года мы хоронили аксакала Даулебая. Выражающих скорбь собралось много - около двухсот всадников сопровождали до Караоткеля, где покоились его семь костей. Людям нравится скакать рядом плечом к плечу, поэтому дорога туда была легкой.
 Когда подъехали к стоянке уже стояли юрты, готовили место. С прибытием провожающих всех кормили, укладывали спать, распределяли обязанности, собирали пожертвование. К полудню следующего дня на окраине зирата провели завершающий обряд, предавать тело земле отправились двадцать человек. После того как тело положили мы цепочкой двинулись топрака, становились на колени у открытой могилы и желали аксакалу благополучного пути. Я попросил его, чтобы, когда придет мое время, обязательно встретил меня и был спутником. Мне хотелось, чтобы и там мы не расставались.
Церемония похорон была настолько тягостной, что провожающие молча садились в седло и не глядя по сторонам медленно разъезжались- и, каждый уехал один.  Я сердито отверг, как мне казалось тогда, кощунственное предложение подкрепиться и отдохнуть. Вернулся домой спустя двое суток совершенно опустошенным, всю жизнь казалось, что на Караоткеле потерял что то очень важное для себя. Только теперь понял, что тогда я лишился единственного друга, а другим не смог обзавестись.
   Восьмидесятипятилетний Даулетбай при жизни имел необыкновенное человеческое свойство увидеть, оценить, найти прекрасное в собеседнике и сказать то, самое важное, что мы с надеждой ждем от людей всю жизнь. И чаще всего напрасно...
1955год.  Мукашева Алия.

Ас по аксакалу Даулетбаю.
На расстоянии видимости прибывшие спешиваются, оставляют принимающим благодарность(это может быть баран, лошадь, верблюд, рыба, кумыс, одежда, обувь, войлок, уздечка, камча, седло, все кроме вещей приобретенных за деньги. Принятое будет без остатка съедено, роздано на призы и подарки).
Под Тенгри-деревом у главного очага на камне лежал нож аксакала, гость произносил пожелание блаженства и благодарности аксакалу, указывал степень своего родства или дружбы, повязывал на Тенгри своим особым образом и узлом кожаный шнурок.
  Прибыл случайно забредший ходжа из святой кости потомков пророка, но на почетное место не попал. Аксакалы решили провести ас без муллы затребовавшего  три кобылы-трехлетки. (обычная плата в те годы за обрезание - две кобылы трехлетки, за погребение - кобылу трехлетку с жеребенком, за прочее от трех до пяти баранов, поэтому аульские благополучно обходились собственными силами)
Еще заметила, что при большом стечение народа возникают новые привязанности, дружба, знакомства, люди беседуют между собой на любимые темы, о повседневном. 
   Аксакал Алиби Ахметкалиев в Заглавном Слове (перед прощанием) сказал так: "Каждый чистил яйцо от скорлупы и то что оказывалось в наших руках похоже на нашего аксакала, таким же ясным, чистым и понятным он был. Как белок яйца был всегда аккуратен, мудр и справедлив. Шарик желтка напоминает солнце, Даулетбай такой же теплый человек и раздарив себя по нашим сердцам покинул нас. Всякий раз заново обдумывая его дела, слова и поступки мы становимся мудрее. В городе, на высокой башне церкви специальный человек колоколит на весь город созывая людей быть вместе. У нас по другому, казахи собираются на ас, чтобы стать роднее, умнее и памятливее."
Вот и все немногое, что помню. В детстве почувствовала, что ноги подмерзают и в полусне увидела аксакала Даулетбая, который заботливо накрыл меня тулупом - стало сразу очень тепло.
1955год.  Мукашева Алия.

Как папа кормил собак.
Папа подогнал гурт и ехал на обед прихватив с собой овцу. У озера оставил лошадь, овцу с собакой мягко переваливаясь шел к юрте. После обеда у озера разделся, чтобы не испачкать одежду кровью и зарезал овцу. Мама принесла в кожаном дорба(мешке) мясо для собак. Я много раз наблюдала кормление собак. Усевшись поодаль он  выкрикивает очередную по кличке гладит ее, треплет за уши, что то говорит, а потом резко бросает кусок мяса в сторону. Собака остается на месте кормежки до тех пор пока ее не отпустят криком: "Кет!" Вечером папа кормит собак с нами, все происходит также, но треплем за ушами, разговариваем и кормим мы, его дети - маленькие хозяева. Родители никогда не отступали от однажды заведенного обычая, даже зимой, кормили одну на виду у остальных. Здоровенные псы - волкодавы побаивались нас, а нам категорически запрещали подзывать, гладить, давать им съестное т.е. выделять.
1955год.  Мукашева Алия.

Нужда.
Стояли первые дни светлого июля. Еркин-ага закончил мастерить шанырак и помог собрать новую юрту. С утра пожаловал новый мулла, важно потирая руки открыл книгу и начал заунывно выплакивая исковерканные слова аятов(поучений) из суры Ан-Нахль торжественно возносить к небу властные руки. Почувствовав кудесником Аллаха принялся укреплять веру, выставил собравшихся отпетыми греховодниками, от имени самого Мухаммада ибн Абд Аллаха обещал возмездие. Во время обеда альхатиб (проповедник) поделился, что видел в святом сне Мухаммада, который поставил его рядом с собой под струю величайшей суры Аль-Ихлас. Ушел мулла, оставив гостей наедине с грехами, но раскаявшихся не было, облегченно вздохнув разговор перешел в русло повседневного, соприкосая душу к душе. Каждый из сидящих понимал свою нужность, что поделаешь, если тяжелый труд и ответственность не оставляли времени для веры. А между тем, забыли зачем собрались.
1955год.  Мукашева Алия.

Одноразовые.
Я встречала много одноразовых людей. В Викторовке сосед вспоминал свое "золотое времечко, когда катаясь, как яичко в маслице, служил в приказчиках", считая, что остальная жизнь напрочь лишена смысла.  Или выпивший Федька рассказывал, как будучи красноармейцем наводил в селе революционный порядок, заставляя убирать с глаз иконы, его мать и бабка тишком молились по-очереди в подполе, а о расстрелах и расправах над односельчанами помалкивал, но внутренне гордился.
А мои родители жили не задумываясь о назначении человека, потому что знали, что растя и воспитывая нас - выводят в свет необычное и прекрасное. Отцовские лошади никогда ничего и никого не боялись, слушались всадника беспрекословно по своей воле, потому что обучал их без принуждения. Принуждение заблуждает человека.
1955 год.  Мукашева Алия.

Папины гости.
На тое алшин Амин Тогузак обвинил волостного Укина в злоупотреблениях, присутствующие поднялись и ушли, не желая слушать оправдания зарвавшейся собаки. Эти люди мгновенно стали роднее, между ними пробежала дружеская ниточка и моему папе стало жаль расставаться. До самого утра сидели за нашим дастарханом простые степняки наделенные честью и доблестью.   
1955 год.  Мукашева Алия.

Лицо моей страны.
Еще недавно, до войны, видела в скотном сарае клавесин, в нищей землянке стояли два дорогущих серебрянных подсвечника. Желая властвовать из огромной массы искателей чужого добра они отбирали самых беззастенчивых, задача которых состояла в запугивании народа. Люди перебегали из одного лагеря в другой,пока не оказались на стороне победителей. До 1925 - 1927 годов мы воспринимали революцию, как борьбу большевиков с царем, только позднее в картину вплелись кровавые цвета.   
  После голода начался шторм, в пучину которого всасывались десятки тысяч степняков, но каждый казах погибал в одиночку, а в душах росло возмущение за ушедших безгласно и безвестно. Натруженная спина шептала потаенную несложную молитву к тому, что с прищуром, а руки хлопали и глотка орала хвалу тому, кто с трубкой. Они научили нас умирать по скотски, а вот научиться по человечески жить надо
1955 год.  Мукашева Алия.

Алиби Ахметкалиев.
Аксакал Алиби Ахметкалиев (родился в месте Жамбаскуль, умер в 1933 году от голода в Викторовке) после долгих нравоучений имама сказал примерно так:
"Капля дождя падая на спину лошади стекает либо по правому боку или по левому, так и человек должен раз и навсегда решить для себя главный вопрос жизни, - быть всегда древним, почитая невидимое действительному или свободным от заблуждений. Почему то ваши слова дают выгоду только вам и в них нет нас, наших мыслей и чувств".
  Среди нас нашлись достойные люди сумевшие простыми словами проводить и встретить человека, поставить младенца на ноги и соединить молодых в семью.
  В 1951 году каратумарец Жумагали Галимжанов благодарно сказал, что мудрый Алиби Ахметкалиев навсегда избавил его от нудного прохождения науки истинно верующего.
1955 год.  Мукашева Алия.

Тур-тас моего рода.
 Только тур-тас на курганах молчаливо указывают родовую дорогу. Аулы нашего рода широкой полосой движутся по степи. Гурты ушли пасом далеко вперед. Никто не смеет идти по нашему пути, но у каждого рода есть право пересечь его. Вчера путь пересек большой род Уаксармак. Народ чтит наказ предков - каждому идти по своему пути от одного тур-таса к другому не повторяя чужого пути, сохраняя травостой, воду, животных.
1955 год.  Мукашева Алия.

Разговор.
Аксакал Асыл Еркенов сказал приехавшему старшине Даулету Карабаеву, что возможно скоро может случиться несчастие. Человек усердно собирает налоги, постоянно находится в поездках, а его семья между тем лишена защиты. Ретивый старшина бросил должность и откочевал от рода. Сосед сказал так: "Так было всегда! Аксакалы двух-трех родов могли прийти к неугодному султану и объявить о том что не сумеют защитить высокородного. Это сигнал к откочевке султана".
1955 год.  Мукашева Алия.

Тюленгут.(Нукер)
Наш аксакал Асыл Еркенов в молодости был тюленгутом(воином) и защищал наш народ от врага. Калмыки не напали, но о военной жизни с весны до глубокой осени с дозорами в камышах рассказывал часто. В тот год прошла молва будто калмыки собираются в большой набег на Степь, каждый аул по весне снарядил в боевой поход по одному тюленгуту с полным боевым снаряжением и питанием. Аксакал вспоминал, как аульчане отдавали ему самую лучшую одежду и доспехи, трех крепких верховых и двух откормленных лошадей на мясо. В сборном лагере молодежь разбили в сотни и начали обучение искусству верховой езды, владению оружием, умению скрытно передвигаться днем и ночью.
До глубокой осени сотни ходили в скрытые дозоры. Вернулся в аул с почетом, за хорошую службу получил камчу и седло, еще семь лет туленгут Асыл Еркенов держал наготове боевое оружие, обучал аульскую молодежь военному ремеслу, затем его сменил мой дядя Алибек. 
1955 год.  Мукашева Алия.

Детство.
С детских лет знала, что все вокруг меня делится на своих и чужих. Гостям мясо давали жирнее и попроще, а сами ели лучшие куски. Мама отливала для семьи сорпа, добавив воды доваривала мясо. Летом жарили в малом казане на бараньем жиру грибы, собирали и сушили зелень, заготавливали соль.
Тесто для баурсаков месили на айране с добавлением соли, жарили в казане на бараньем жиру. По утрам нам давали горячее сорпа, айран, по три баурсака и холодное мясо, после полудня горячее сорпа и мясо, вечером айран и три баурсака,поэтому спать ложились всегда голодными. Шубат и кумыс мама начала давать с 7-8 лет. Родители следили за тем, чтобы мы не переедали, пищу просить строго запрещалось.
1955 год.  Мукашева Алия.

Мулла Исполла.
После того, как в нашем ауле поселился мулла Исполла, среди нас появились важные аульчане и простые, умные и глупые, правоверные и неправоверные с тенгри, а младшие стали без ругать старших, жены поучали мужей. Мулла Исполла попытался снасильничать дочь Абилгазы Сарым. Несмотря на защиту властей мулла Исполла заблудился в огромной степи, а ведь предупреждали, что земля надежнее людей хранит тайны. Жизнь после ухода Исполлы в ауле снова наладилась. Аксакал Амирхан Джарасов сказал на тое у Ширгазы Мамаева, что мулла Исполла - человек с изъяном.
1955 год.  Мукашева Алия.

Абилгазы Сарым
Абилгазы поругался с соседом, а на следующий день пешком и непокрытой головой пошел мириться со словами: "Мне другого соседа не надо, лучше соседа у меня никогда не будет, я иду пешком и с непокрытой головой виниться!". Жизнь нашей семьи, и не только, строилось на соблюдении адата.
1955 год.  Мукашева Алия.

Жылу(помощь).
Наш родственник Байтас за зиму лишился двух лошадей, пострадал от волков, отец выделил кобылку двухлетку и трех овец. Байтас Туремуратов не просил помощи, но все родичи помнили, что в свое время он никому не отказал в жылу. Богатые родственники предлагали ему саун ( выделение живности с возвратом)и аманат-мал (с отработкой в хозяйстве дающего), но в конце концов были вынуждены выделить жылу. В те времена мир за пределами казахской семьи был не так велик и не такой отстраненный, чтобы отказать в жылу или нарушить установления адата.
1955 год.  Мукашева Алия.

Байгуш.
 Капаш в молодости был байгушем (бедняком) и работал на бая Толеу Есенгожина. За шесть лет работы еще сильнее увяз в долгах и среди байгушей бая был самым нищим. Такая безпросветная жизнь могла продолжаться вечно, если бы не повстречался Капашу аксакал Даулебай Бекентай, который сказал, что пара умелых рук это большое богатство и всегда нужны родственникам. Капаш сумел изменить свою судьбу, растит детей и внуков, ухаживает за своим гуртом и после каждой молитвы повторяет слова аксакала: "Семь колен ковали степняка, но если он не борется, не кричит,- никто не поможет".
1955 год.  Мукашева Алия.

Аул.
Жизнь нашего аула держалась на строгом соблюдении адата. Аул состоял из 19 родственных семей, которые кочевали и селились отдельно, имели одну долю пастбища, рыбы, дичи, взноса. Аульское пастбище имело пять долей в центре и четырнадцать долей по краю. Главная доля с которой начиналась очередность располагалась на восточной границе, затем по кругу на расстоянии видимости начиналась следующая доля. В течении лета главная доля выпадала нам трижды, иногда четырежды. Ни одна аульская семья никогда не могла освоить выделеную долю пастбища. На водопой гнали по той же очереди. Я не могу вспомнить ссоры за водопой, долю, границу участка потому что размеры пастбищ и травостой во много раз превосходили едовые возможности наших животных. Я всегда придерживалась мнения, что хорош тот закон, который прост, понятен и известен каждому.
1955 год.  Мукашева Алия.

Торговля и вопрос необходимости.
По степи кочевали торговцы солью(4пуда за сек-годовалый баранчик), рыбой, зерном, тканями, посудой, железными изделиями, самоварами, чаем, сахаром, нитки, иголки. Товар не покупали за деньги, а меняли на живность. Я помню как аульчане подняли на смех торговца пожелавшего купить баранов за серебрянные рубли. В нашем ауле никто не купил самовар(обходились медными чайниками и котлом), очень редко покупали чай и сахар, не покупали рыбу ловили артельно и распределяли по долям, зерно покупали 1-2пуда. Кошму и деревянные части юрты, седла, обувь, одежду(кроме тканей) изготавливали самостоятельно. В кочевом хозяйстве не нужны были аргамаки, телеги, зеркала и керосиновые лампы, шелка и прочее, которыми нас соблазняли, искушали, запутывали торговцы, потому что невозможно было менять  необходимое на чепуху. Оказывается человеку на самом деле нужно очень мало, а приобретение лишнего от глупости.
1955 год.  Мукашева Алия.

Нужное и необходимое.
Если семья решала расширить поголовье, то она должна была выйти из аула и вести хозяйство самостоятельно. Я могу припомнить только единственный случай - выделение семьи Демеу. Обычно семья входила в зиму имея; до 7 верблюдов, до 20 лошадей и 200-250 овец. Излишек поголовья возникал часто и одновременно во всех семействах, в этом случае давали жылу родичам из других аулов, проводили ас по умершим, женили сыновей. Аульчане разъезжали по окрестностям в поисках животных с ценными качествами и производили полюбовный обмен с единственной целью, чтобы нужное и необходимое  не было съедено. На зиму оставляли откормленных и жизнеспособных животных, способных дать здоровый приплод. Наши аксакалы считали излишним обязательный журтшылык (помощь родичам из других аулов), поэтому наш аул в этом сборе участие не принимал.   
1955 год.  Мукашева Алия.


Рецензии
Всё как их-то 60-70 лет
"пошло и поехало".
Утеряны почти -старшинство и женское
благочестие, а также - не защищено.
Ахыр-заман и как дальше будет?
БЛАГО ДАРЮ

Аля Аджигитова   21.08.2017 22:28     Заявить о нарушении
Алию Мукашеву я видел в 1967 году, мне тогда было 11 лет! Она привезла свои воспоминания, но ценности они не представляют, потому что автор частично утратила связь с этим миром.... Судя по этой серии Мукашева Алия очень умная женщина была! Рахмет!

Геннадий Баум   17.11.2017 05:03   Заявить о нарушении
Геннадий я написал Вам личное сообщение, просмотрите пожалуйста. Моя почта: b.khibash@mail.ru

Бауыржан Гибадолла   23.07.2019 02:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.