Сулейманов и Лагунов

Х. Алишина, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ, член СПР

В связи с юбилеем корифея тюменской писательской организации вспомнились некоторые детали общения с выдающимися людьми эпохи.

Константин Яковлевич Лагунов в 1994 г. дал мне рекомендацию для вступления в Союз журналистов, которым тогда руководил Виктор Строгальщиков. Жаль, не сохранила ксерокопию рекомендации с автографом… Твердой рукой размашистым почерком в моем присутствии маэстро начертал несколько объемных фраз обо мне. Закончив писать, вдруг заговорил о Булате… Смысл высказываний был очень позитивный, кажется, Константин Яковлевич постарался акцентировать моё внимание на том, что помог Булату получить квартиру… Человек, помогший страждущему решить жилищную проблему, равен богу!

Анна Чудинова в статье «Лагунов как олицетворение литературы» рассказала о том, что в литературно-краеведческом центре на Первомайской прошла встреча тюменских писателей, литературоведов и журналистов, посвященная 90-летию Константина Яковлевича Лагунова. На вечере были Сергей Комаров, Николай Денисов, Виктор Строгальщиков, Александр Петрушин, Ольга Лагунова. Думаю, там мог бы быть и наш Булат Сулейманов (ему сейчас было бы всего 76).

Многие были в той квартире, в том числе я…
Булат в 1990 году организовал в Тобольске научно-практическую конференцию «Сибирские татары: прошлое и будущее». Зачин был хороший, по крайней мере, отсчет популярной всероссийской конференции «Сулеймановские чтения» я веду с той первой, тобольской конференции. Там он дал мне тюменский адрес, сказав, что подарит карту Сибири XYII в. Окрыленная, не откладывая дело в долгий ящик, я полетела добывать карту, преодолев смущение и страх. Сначала позвонила Булату, напомнив, что несколько дней назад он обещал подарить карту Сибири. Потом по бумажке нашла его двухкомнатную квартиру в девятиэтажном доме на высоком яру, где возле мостика улица Республики плавно перетекает в улицу Воровского, поднялась на пятый или шестой этаж, с волнением нажала на кнопку звонка. Булат встретил в дверях. Правая кисть руки была забинтована, сказал, что порезался. Тут же стал показывать квартиру, теперь я понимаю, это был предмет его гордости. Сохранилось письмо от 1977 г. на имя секретаря обкома Лутошкина: «С августа 1976 г. я работаю по приглашению секретаря тюменского отделения Союза писателей К.Я. Лагунова в областном бюро пропаганды художественной литературы. Живу прямо в бюро, потому что негде жить. Для писателя самое главное - жилье. Я прошу Вас помочь мне, кроме Обкома никто не поможет».

Вот гостиная, на столе находится самое ценное - пишущая машинка, вот комната отдыха, на раскладушке посапывал какой-то мужчина, гость Булата, кухня, на двери которой красовался предвыборный плакат с портретом кандидата в депутаты Булата Сулейманова (когда и кем выдвигался, не знаю). В прихожей - маленький столик с телефоном, стул. Здесь я напомнила хозяину, что пришла за картой. Булат быстро вынес из дальней комнаты листы, которые оказались ксерокопией из книги Г.Ф. Миллера “История Сибири”. Он величественно вручил их мне, обратив мое внимание на то, что на всем пространстве Западной Сибири в XYII в. красовалось слово “татары”, добавил, что эта карта его козырь в дискуссиях с начальниками, сидящими в кабинетах... Разочарованию моему не было предела. Вежливо поблагодарив Б.В. Сулейманова, я вышла из его жилища. 

Булата знали многие тюменцы, но немногие из них в письменном виде поделились своими воспоминаниями. К счастью, на татарском языке о нем написали знаменитая Сагида-апа Хайруллина и ее гражданский муж Анас Гаитов. Тюменские татары помнят и ценят Сагиду Хамидулловну за то, что она одной из первых начала проводить вечера на татарском языке, встречи с видными и талантливыми земляками наподобие телевизионных встреч Валентины Леонтьевой «От всей души». 

Передаю слово С.Х. Хайруллиной1. «К счастью, в журнале «Казан утлары» в 1983 г. напечатали подборку стихов Б. Сулейманова. «О-о-о, оказывается, и в Тюмени есть татарские поэты!» - воскликнула я и немедленно отправилась в Союз писателей», - пишет Сагида Хамидулловна. «Там меня встретила симпатичная русская женщина: «Да, есть такой поэт. Мы его очень любим. Он и на русском, и на татарском языке выступает. Приглашайте, не пожалеете», - сказала женщина и дала его телефон, по-моему, 1-04-80. В тот же день я позвонила и получила согласие: “Парам, парам, кайцан пулаты оцрашу?” [Пойду, пойду, во сколько будет встреча?] Вечер состоялся 20 июня 1984 г. в концертно-танцевальном зале”.

В этом эпизоде мне понравилось выражение русской незнакомки “Мы его очень любим”. Действительно, судя по сохранившимся высказываниям коллег, они любили, ценили, жалели Булата. Чтобы не быть голословной, приведу несколько авторитетных мнений. «Однажды ко мне в гости из медвежьей своей Супры нагрянул татарский поэт Булат Сулейманов. Человек весьма тяжкой судьбы и почти невыносимого характера. …до петухов спорили о поэзии. Булат кипел, точно вода в чайнике. Стихи его широко печатали в престольной Казани. Он даже стал лауреатом одного из журналов. Однако в Тюмени такого поэта, как Сулейманов, вроде бы не существовало. Он, многое понимавший, не понимал, что признание к поэту приходит после его смерти. И ворчал, что в областном центре нет даже плохих переводчиков. Да и вообще ворчал - переворчать его мог только трактор - на всех и вся, потому что не видел впереди желанного просвета» (Борис Галязимов, член Союза российских писателей). “Булата Сулейманова ждет большое будущее. Он ответственен перед сибирскими татарами и должен всегда помнить: сегодня в литературе он один представляет сибирских татар” (Сибгат Хаким, народный поэт Татарстана). «В любом обществе обязательно бывают люди, чья мысль опережает время, взгляды современников, которых понимаем с опозданием. Таким был мой земляк и друг, у кого я останавливался жить, будучи в Тюмени, сибирско-татарский поэт Булат Сулейманов, которому я посвятил в общем-то рядовой свой рассказ "Шамайка" в книге "Земляки". Он был именно таким в свое время - великим в мыслях и движении души, и наивным, беспомощным в поступках повседневных, житейских» (Габдель Махмут, член Союза писателей РФ). «Он был прежде всего поэтом, редким, потому что истинным. Легко ранимым. Обидчивым, но и отходчивым. Он был первым профессиональным поэтом своего народа – сибирских татар» (Александр Гришин, член Союза писателей РФ). «Человек на первый взгляд сложный по характеру, он был эмоциональным, притягивал к себе. Энергия исходила

из него самого и его изумительных стихов. Светлым, добрым остался в нашей памяти наш любимец, мой соплеменник – татарский поэт Булат Сулейманов» (Фарид Баязитов, член Союза журналистов РФ). «Мало его переводили на русский язык. Но то, что читал в переводах, свидетельствует о таланте, о своеобразной восточной образности, афористичности» (Николай Денисов, председатель Союза писателей РФ по Тюменской области). “Уроженец Вагайского района Булат Сулейманов много лет жил в Тюмени, знал ее историю и хотел, чтобы к русской истории областной столицы добавили не менее длительный татарский период, когда она была столицей довольно пространного государства и называлась Чимги-Турой (Чинги-Турой, Цимги-Турой) и Тюменью» (доктор сельскохозяйственных наук, профессор А.С. Иваненко)…

Далее С.Х. Хайруллина рассказывает о визите к Булату Сулейманову. “В те годы вслед за сборником стихов “Таннар фонтаны” вышла его очередная книга “Ак метеор”. Я попросила для нашей библиотеки, в которой работала, хотя бы один сборник. Он тут же меня и Венеру Хайруллину пригласил к себе домой в гости. Весна, утро, тепло, тает снег. Мы с Венерой зашли в магазин, купили свежих огурцов, отправились в гости к Булату. Он был не один, имя того человека забыла, помню только, что он организовывал какой-то кооператив... В доме чисто, на полках множество книг. Увидев имена татарских авторов, я воскликнула: “Сколько новых книг, а у меня нет ни одной!” Он смеется: “Почаще в Казань надо ездить...” Сели пить чай, а хлеба-то нет... Так с шутками-прибаутками и угостились горячим чаем вприкуску с зелеными огурцами. К нашей великой радости, Булат на прощание подарил мне и Венере свои книги...”

Булат Сулейманов был знатоком истории родного народа. По воспоминаниям Сагиды Хайруллиной, во время встреч с татарским населением любил делиться своими знаниями о происхождении сибирских татар. Великий К.Я Лагунов, в течение двух десятилетий возглавлявший писательскую организацию Тюменщины, поддерживал, с большим уважением относился к общественной просветительской деятельности молодого поэта. Вот слова самого Б.В. Сулейманова: “Константин Яковлевич говорил мне “Булат, твое время пришло, действуй, я тебе помогу”,

9 мая 1988 г., пишет Сагида Хамидулловна, была организована встреча с К.Я. Лагуновым. «К назначенному времени пришли сам Булат, Гаитов Анас, Юсупова Нилюфэр,  Ильясова Танзиля, Хакимов Фарит, Ташбулатов Булат, Курманова Кадрия, Ибрагимов Шакирчан, Тимергазиев Минсалим, Усманов Рисхат. Эта встреча оставила глубокий след в сердцах пламенных патриотов, потому что Константин Яковлевич сказал незабываемые слова: «Вы как коренной народ можете организовать свою автономию, это ваше право!» Вот как высоко ставил наш народ великий русский писатель! Однако, в 42 номере «Тюменской правды» от 18 февраля появилась публикация заслуженной учительницы Джамили Массагутовой, направленная против Булата, Анаса и Лагунова, со следующими словами: “Хотелось бы знать, какое отношение имеет уважаемый писатель к сибирским татарам?” Стыдно перед Константином Яковлевичем, говорят, она ему и домой звонила, ругала. В том же году Анас и Булат стали добиваться открытия в Тобольском пединституте татарского отделения, но учительница вновь написала в газете: “Не надо нам никаких татарских учебных заведений, пусть едут учиться в Казань или Елабугу”. Чего ждать от чужих, если свои так относятся?»

С великой благодарностью я вспоминаю в эти дни Константина Яковлевича. Я была очень удивлена и растеряна, когда написав мне рекомендацию в Союз журналистов, он отложил ручку и с большим воодушевлением стал приглашать меня перейти к нему на организованную им кафедру журналистского мастерства: «Будешь вести курс о местных печатных средствах массовой информации. Работать некому… Я помогу тебе!» Я, кандидат наук, в 39 лет защитившая диссертацию в Казанском университете по специальности «Тюркские языки», подумала, что это будет неправильно, ведь я же ТАТАРКА! Как я, татарка, буду учить русских студентов? (Душу жгли слова Геннадия Золотухина, который сказал мне, сидя в мягком кресле «Тюменской правды» на 10 этаже Дома печати и показывая рукой в сторону окна: «Вон ваша Монголия! Не буду я печатать вашу статью в газете!» А Фарид Баязитов утешил: «Не плачь, я тебе дам рекомендацию в Союз журналистов, тогда никто не посмеет тебе отказать». Мне и без того было тяжело начинать новое дело на филологическом факультете университета, не было ни книг, ни программ, плюс сама никогда в жизни не училась в татарской школе, да еще и дети пришли со слабым знанием татарского языка… 

Здесь я должна сделать лирическое отступление и сказать, что, наверное, я бы справилась. Это же родной университет. ТюмГУ я окончила дважды. На историческом факультете училась с такими известными в городе людьми, как Валерий Борисов, глава управы Центрального района, Юрий Пахотин, главный редактор «АиФ в Западной Сибири», начальник областного ГАИ Павел Белослудцев, главный редактор журнала «Сибирское богатство» Сергей Жужгин… Какие умные, развитые, ответственные были эти студенты! На филологическом факультете училась с Верой Соловьевой, заместителем главы администрации Тюмени, с Лидой Матаевой, начальником отдела кадров Тюменской областной думы. В моей жизни был еще замечательный университет общественных корреспондентов! Ах, какие люди нас учили! Рафаэль Соломонович Гольдберг (главный редактор «Тюменского курьер»а), Иван Прокопьевич Фатеев (директор университета, отец и дед всех Фатеевых-журналистов), Александр Христофорович Трушников (журналист ГТРК «Регион-Тюмень», мой конкурент по выборам в Госдуму РФ 1995 г., победивший и уехавший в Москву), Г.И Мингалев (редактор «Городской страницы» в областной «Тюменской правде»), А.И. Куликов, Б.И. Сюбаев и др. Из всех слушателей самым талантливым среди нас оказался Сергей Шильников, работающий сейчас экономическим обозревателем «Тюменской правды»… Да, профессор Лагунов сделал мне тогда очень лестное предложение, но я отказалась. Хотя, должна признаться, до сих пор, словно выполняя поручение К.Я. Лагунова, «мониторю» в ТОНБ  областные газеты «Тюменская правда», «Тюменская область сегодня», «Тюменские известия», районные газеты «Красное знамя», «Ярковские известия», «Ялуторовские известия», «Сельский труженик», «Советская Сибирь», «Светлый путь». Очень интересны и любы издания «Тюменский курьер», «Сибирское богатство», «Мир национальностей», «Врата Сибири», появившиеся сравнительно недавно. Сама написала и опубликовала в СМИ Тюмени, Москвы, Казани, Тобольска, Ялуторовска, Вагая, Ярково более 300 заметок и статей. А душу мою греет чувство благодарности не только за рекомендацию, но более всего за то, что Константин Яковлевич отнёсся ко мне как к человеку, как к равной, увидел мои человеческие достоинства, поверил в мои способности… Спасибо, и прости, уважаемый мною человек, за то, что не приняла тогда твое предложение. Ведь хорошо знала и представляла, с кем имею дело, стеснялась очень… Я была благодарным читателем романа «Так было», я боготворила писателя Лагунова, писателя Занкиева, написавшего похожий роман-дилогию «Иртеш таннары», писателя Сулейманова, писавшего, кроме стихов, отличную прозу («Абу-баба», «Мама», «Подарок»). 

К.Я. Лагунов теперь открылся для меня с новой стороны. Он помог Булату так, как мне самой когда-то помогли и Фролов Н.К., и Куцев Г.Ф., и Конев Ю.М…

Завершу свою статью редкой публикацией о Булате, появившейся недавно в нашей областной газете «Янарыш». Пишет историк, общественный деятель, страстный краевед, автор многих книг по истории родного края, Почетный гражданин Ялуторовского района Рафаил Магжанов.   «Судьба заочно свела меня с Булатом Сулеймановым на страницах газеты «Ленин юлы», издававшейся в начале 1960-х гг. в Тобольске. Встретились и познакомились, когда он в качестве литсотрудника Бюро художественной литературы приезжал из Тюмени в Аслану. Во время долгих домашних бесед он рассказывал о работе, о жизни, о том, что не имеет жилья, о намерении писать про защиту прав человека в ООН. Не знаю, написал или нет, но я храню книгу «Таннар фонтаны» с дарственной надписью: «Другу Рафаэлю. Дарю тебе букет, составленный из моих цветов-стихов. Помни о годах молодости нашей. Булат. 19 июля 1985 г. Аслана». Во время следующей встречи Булат поведал, что ему как холостяку хотели дать однокомнатную, но он сказал, что с ним будет жить его жена, так получил двухкомнатную квартиру. Булат звал меня в гости, рассказывал о поездках в Казань, тепло отзывался о писателе Заки Нури. К сожалению, Булат умер в 53 года, мне так и не довелось побывать в его квартире»…   

Литература:

Булат Сулейманов – основоположник литературы сибирских татар /авт.-сост. Х.Ч. Алишина, Г.Н. Ахметова – Тюмень: Печатник, 2013. – 200 с. (Жизнь замечательных людей)

Гаитов А.Г. Булат Сулейманов турында истэлеклэрем // Тумашевские чтения : актуальные проблемы тюркологии : материалы III Всерос. науч.–практ. конф. (Тюмень, 15 окт. 2009). – Тюмень, 2009. – С. 221–227.

Магжанов Рафаил. Булатнын ядкаре // Янарыш. – 2014. – 12 сентября. - № 37.

Хайруллина С.Х. Булат Сулейманов турында истэлеклэрем // Тумашевские чтения : актуальные проблемы тюркологии : материалы III Всерос. науч.–практ. конф. (Тюмень, 15 окт. 2009). – Тюмень, 2009. – С. 290–298.

Чудинова Анна. Лагунов как олицетворение литературы // Тюменский курьер. 2014 – 12 сентября. - № 166.

14 сентября 2014. ТюмГУ


Рецензии
Отличная работа о мэтрах тюменщины!

Габдель Махмут   16.10.2014 20:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.