Как найти море

 -----------На фото пляж хутора имени Тамаровского на Бейсугском лимане. 2017 август. 


Детство моё было счастливым. Но теперь, с высоты сорокалетнего возраста оно кажется мне очень страшным. Где нас только не носило?! Как мы вообще остались живы?! Мы лазили по крышам, деревьям и заборам, стройкам, пожарищам и свалкам. Бродили в соседнем лесу, кишащем гадюками, развлекались, перебегая дорогу перед несущимися лесовозами. Купались в ледяной горной речке, берега которой были усыпаны бытовым мусором и трупами животных. Ели всякую дрянь: боярку, заячью капусту, калачики, черемуху, а гудрон любили жевать вместо жвачки. Ещё ходили на лесопилку и среди наваленных как попало стволов вековых лиственниц искали заветное лакомство - светляки. Так мы называли куски листвяжной смолы, которую самозабвенно жевали, тоже вместо жвачки. Много чего было. Всего и не вспомнишь. Но одно приключение кажется мне странным и даже судьбоносным.

Сельцо наше располагалось у подножия Алтайских гор, и всегда, когда бы ни глянул вверх, полнеба загораживали горы с вечно белыми макушками. Помню курьёзный случай произошедший со мной на уроке природоведения. Учительница, пытаясь объяснить, что такое степь, сказала, что это место, где не видно гор. Эти слова вызвали во мне бурю эмоций, и я откровенно и громко подняла учительницу на смех, искренне доказывая, что такого не может быть. Горы видны отовсюду! И, действительно, горы было видно из любой точки села, с трассы и даже из расположенной километрах в ста от нас деревни Солоновки, где жила моя нежно любимая бабушка Тоня.

С другой стороны села грибной сыростью и хвоей дышала согра - смешанный лес. Очень таинственный и тёмный. Туда мы ходили за грибами. Оттуда однажды, в туманный холодный день вышли лоси и долго пили из речушки отделявшей лес от села. Оттуда зимними вечерами доносился леденящий сердце вой волков и треск мерзлых деревьев. И туда однажды, зимним солнечным днём я ходила с дедушкой за хворостом. Такого кружевного, сверкающего, нарядного беспредела красоты я не видела больше нигде и никогда!

С третьей стороны, словно волны окаменевшего моря, к селу подкатывались круглые невысокие сопки, очень похожие друг на друга и бескрайние в прямом смысле слова. Там-то всё и произошло. Но сначала, чтобы понятны стали мотивы поступков, расскажу, как я мечтала о море. В доме нашем не было водопровода и не было ванны. Мылись в бане, поливая себя ковшиком из тазика. Речки и ручьи в округе были глубиной по щиколотку, каменистые, горные. В них можно было купаться, но нельзя было плавать. Вообще, погрузить тело в воду, почувствовать невесомость и плыть было недоступным удовольствием, несбыточной мечтой. Вот почему море казалось мне несказанным вожделением. Телепередачи или мультики о море или, хотя бы, о мало-мальски глубоких прудиках, озерцах, даже лужах, вызывали неласковую, сосущую тоску. О море я мечтала всегда, сколько себя помню. И однажды, в летний светлый день я позвала свою подружку пойти поискать море.

Сколько мне было тогда? Лет пять, шесть. Может, меньше, может, больше, не помню. Да и неважно это. Мы взялись за ручки и пошли. Обогнули больничный парк, пересекли пустырь и окраинную улицу, прошагали в переулке между огородами и оказались за селом. Впереди был ручей. Его мы преодолели перепрыгивая с камушка на камушек. А за ним высилась загораживая горизонт круглая сопка, поросшая мхом и сухой низкой травой. Здесь громко стрекотали кузнечики, было солнечно и безлюдно.

«Море там, за горкой,» – сказала я, и мы начали восхождение. Забравшись на вершину оглянулись. Позади было село и синие хребты за ним. А впереди, вместо моря, ещё одна сопка. Мы спустились и взошли на неё. Впереди - снова холм. Но уже казалось, что пахнет водой и песком, а не горькими пыльными травами. Снова спустились и поднялись. Пейзаж впереди не менялся. А шум поднявшегося ветра казался шумом воды, совсем как в передаче "Клуб путешественников". Мы шли и шли, поднимались и спускались несчетное количество раз. И сил было уже меньше, но надежда оставалась такой же яркой как в начале пути.

Вы не поверите, но я нашла море, я пришла к его берегам. Наверно, потому, что надежда была шире географического пространства, а мечта сильнее обстоятельств. Теперь, по прошествии сорока лет, стоя на берегу Азовского или Чёрного моря и глядя на широкое тело воды, я каждый раз вспоминаю то детское путешествие и изумляюсь тому, что вот, собственно, стою на берегу.

А в тот раз мы вернулись домой затемно. Заблудиться было сложно. Назад шли глядя на белые хребты Алтая. Через несколько лет на Кубани построили телевышки и пригласили на работу моего дядю - инженера. Вслед за его семьёй и мои родители перебрались на юг. Щедрая судьба подарила мне два моря сразу. До берега Азовского всего шестьдесят километров от нашего дома, а до Чёрного моря – двести. Но и местная река оказалась чудом. Глубокая, медленная, шелково тёплая, сладко пахнущая илом, камышом, степью. Плавай – не хочу.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.