Как я шкурку выделывал

До Каслей я с семьей кучился в коммуналке в Челябе.
Дочурки подрастали, а до отдельного жилья было, как до туманности Андромеды. Вот жена и настояла на переезде до мечты поближе.
Мне шибко не хотелось город оставлять. Здесь общение, друзья все знакомо, Но против женщины, как против лома…
На новом месте нам переселенцам втюрили щитовой домик с клочком землицы. Домик, к тому же, оказался общежитием.
Ни забора, ни посадок. Проходное место.
Но делать нечего! Надо обживаться.
Парень я деревенский, к хозяйству приучен. Поэтому скоренько из чего было загородился. Сляпал сараюшку, развел кур, кроликов, пару поросят взял.
Кролики зерно лапами гребут, на землю сыплют.
Куры под клетками  – зернышки собирают.
Свиней во двор выпущу – они куриный помет, как вкуснящие помадки, слизывают.
Безотходное производство!
Кроме того зелень и картошка не покупная. Малины навтыкал.
Уже через год, не только себя могли прокормить, но даже первую технику купить - велосипед.
Однако жонка у меня пила знатная – и год, и семь лет будет по шейным позвонкам ширкать, а своего добьется. Тем более по первоначалу «пряники» от нее в постели перепадали. А я, надо признаться, был большой любитель до этого дела!
Но вот уж слышу у ней сызнова идейка народилась:
- А сшил бы ты ушанку, что меху то пропадать?
Знаю, есть за мной слабинка: частенько бываю филатка простодырый, потому что любознательный и быстро увлекаюсь. Да и «пряники» люблю. Так что я, сам последствий до конца не осознавая, оказался по уши в новых заботах.
Азарт даже испытывал! И, как мужику, было делом чести добиться логического результата в осуществлении теперь уже «моей» идеи.
Вот только времена были советские.
Частный промысел не в чести! Занимались им втихаря – так что достать рецепт выделки шкур было почти невозможно. Информацию получал по крохам. То услышу, что лисиц кефиром выделывали, то кроликов жжеными квасцами, то опарой. А как правильно, какие пропорции и в чем суть выделки – не понимал.
В публичку даже ездил в выходные – литературу искал.
И нашел – пособие по изготовлению чучел.
Там был рецепт уксусной выделки и карболового дубления.
Ну, уксус в магазине есть, карболку в ветстанции выпросил.
И вот первая шкурка готова! 
Любуюсь на нее, как на невесту в фате. Добился таки!
Но где выкройки взять?
Сообразил быстро! Старую шапку распорол, на картон детали выложил и обвел.
Сшил колпак. Однако он угловатый получился – а на фабричной шапке швы мягонькие, расправленные. Да и сам верх шапки там ладный, ровный. Сверху боковинки округлые. А у меня – угловатые. Сижу на кухне кумекаю – а рядом чайник трехлитровый крышкой на плите дребезжит.
Гля - дно как раз такое, как у колпака фабричного.
Эврика!!! Плеснул кипяточка на швы – они, и впрямь, мягонькие стали.
Но как же их заставить форму сохранить? Где наша не пропадала! Поструил кипяточку на швы и натянул на чайник. А сверху, чтоб вниз не сползал – резинку тугую пристроил. Сижу, душа поет. Чай свежий в ковшике заварил.
Только шкурка все-таки вниз поползла. Горячеват, чайник оказался.
Давай быстрей свою поделку снимать - а шкура уж спеклась и присохла к горячему железу, как старый газетный лист, приклеенный клейстером к щели на окне.
Так что от чайника клочками жесткие корки отдирал. Одно лишь донышко целехонькое отвалилось – края округлые, как у фабричной шапки…
Аж плакать хочется.
Столько трудов насмарку! И жена волком смотрит – дескать, достал ты со своей задумкой. И ведро эмалированное уксусом загадил. И… Короче, без вины виноватый.
Но через два месяца мой дядя, к которому я в гости в дальний поселок приехал, вздохнул:
- Родня ты мне. Надо научить.
И показал болванку с клинышком, на которую свежесшитый колпак, по швам теплой водой смоченный, надевают, и сутки он там сохнет, форму запоминает.
Рассказал при этом, что выделывает он шкурки… гипосульфитом.
Я потом этих рецептов народных более полутора десятков насобирал. А когда появился интернет, понял и суть процессов, происходящих при выделке, и то почему воздействие разными веществами ведет к одному результату. Да это вы и сами в паутине найдете, коль интересно.
Этих рецептов там - пруд пруди.
И при желании можно выделать не только меховую шкурку, но и птичью, рыбную или змеиную и крокодилью кожу.
Даже пергамент сделать.
Для таких ищущих я сделал сайт, где о своем опыте рассказал.
Забегая вперед, должен сказать: что хоть и спустил давеча я шавку на благоверную, но интуиция бабья ее не подвела.
Вскоре началась перестройка, и умение шить треухи помогло семье выжить Тут бы и закончить.
Но есть еще один опыт.
О женщинах…
Пытливый читатель вознегодует: а какая же тут связь между прекрасным полом и выделкой шкурок?
А есть!
Правда, придется чуток поерничать.
Мой папа, старый хохол, был с юмором.
- А знаешь, сынку, какую шкурку будешь всю жизнь выделывать, а так и не выделаешь?- испытал он меня, когда я и к нему пристал с просьбой рассказать хоть что-нибудь о выделке шкур.
- Нет такой шкурки, - гордясь своими куцыми знаниями ответил я.
- Ни! Е! – хмыкнул он. 
Сорок лет прошло с тех пор. А я до сих пор улыбаюсь.
- Это бабья овчинка...
С тех пор мои знания на этот счет значительно расширились.
Еще со времен проказницы Евы женщины научились манипулировать нами, давая в аренду этот свой клочок золотого руна.
И отобрали нас у Бога, где у нас уже было все!
Потом послали в дремучие леса для битвы с саблезубыми тиграми и мамонтами. Ловко загнали в шахты, чтоб получить брюлики, джакузи и лимузины.
Нет. Конечно, есть среди них исключения.
Но это наши мамы.


Рецензии