Жестокость

     Гильгамеш взялся за эфес железного
меча и осторожно вытянул его из петли
на боевом поясе. Кровь убитого Нубанды 
оставила на клинке темные, отливающиеся
на солнечном свете в синеву, пятна.

                Томас Р.П.Мильке.
               Гильгамеш - царь Урука.


     Пока люди живут без общей власти,
державшей всех их в страхе, они находятся
в том состоянии, которое называется войной,
а именно в состоянии войны всех против всех.

                Томас Гоббс.


Где лгут себе и друг другу,
И память не служит уму
История ходит по кругу
Из крови - по грязи - во тьму.

                И.Губерман.


Шумящ оружием приходит Чернобог;
Сей лютый дух поля кровавые оставил,
Где варварством себя и яростью прославил;
Где были в снедь зверям разбросаны тела;
Между трофеями, где смерть венцы плела,
Ему коней своих на жертву приносили,
Когда россияне побед себе просили.

             М.М.Херасков (1733-1807).



     Летом семейство медиков Штурминых решилось на необычный шаг, приведший их друзей и знакомых в недоумение: продав квартиру в большом городе, оставив стабильную, но низко оплачиваемую работу, продав мебель, они уехали в далекий северный поселок в глухой сибирской тайге, где приобрели себе просторный деревянный дом и зажили тихой провинциальной жизнью.
     Здесь, как единственные медики, они быстро завоевали себе авторитет среди местного населения. Аборигены, увидев от их приезда прямую пользу для себя, достаточно быстро отремонтировали чью-то брошенную избу, превратив ее в поселковый медицинский пункт.
     Само собой, жители поселка совершенно не понимали - какого рожна вполне здравомыслящие люди поменяли большой город на глухомань? Некоторые из них крутили пальцами у виска, давая понять, что нормальные люди так не поступают. Но видя, что медики работают честно, не считаясь со временем, прониклись к ним доверием и шли на приём, таща с собой своеобразную плату в виде дичины, мешочка орехов, сушеных грибов, банок варенья или соленья. Им же помогали на первых порах, засыпав подпол картошкой - основным "хлебом" провинциалов.
     А в осеннюю пору их брали с собой на сбор ягод и грибов. За счет такого благорасположения к ним людей врачи вполне подготовились к долгой зиме, обеспечив себя самыми необходимыми продуктами.
     Достаточно быстро Штурмины вжились в атмосферу поселковой жизни и даже образовали некое сообщество местных интеллектуалов: учительниц местной школы, пенсионеров Самохиных, глава семьи которой вышел в отставку в чине майора и уехал доживать век в родные края, председателя поселкового совета, работающего на стройке прорабом, и бухгалтера Виттера.
     Единственное, к чему медики не сразу привыкли, так это смена часовых поясов, когда в сгустившихся сумерках и первых ночных часов им совершенно не хотелось спать, а утром, когда поселок приходил в движение, они с трудом вставали с постели и шли на работу в полусонном состоянии. А еще им были непривычны слишком короткие зимние дни и слишком долгое время ночной темноты.
     Первое время привезенный с собой телевизор вынужденно пылился в чулане из-за постоянных перебоев в электроэнергии и неустойчивого телевизионного сигнала. Но вскоре они приобрели электрогенератор и спутниковую тарелку, что позволило им и их гостям быть в курсе событий, происходящих в стране.
     Именно это и стало причиной того, что их новые друзья все чаще запросто приходили к ним в гости, непременно принося с собой что-либо к общему столу. Такие посиделки участились с началом зимы, когда активная общественная жизнь в поселке замирала.
     Первое время собравшиеся смотрели и обсуждали показываемые на экране фильмы, но со временем их однообразие и примитивность с постоянной стрельбой, убийствами, сценами насилия и откровенная примитивность сценариев изрядно надоели и, не сговариваясь, гости и хозяева стали чаще смотреть и обсуждать политические новости, доходя порой до горячности в спорах и обсуждениях.
     Наконец, изрядно надоело и это и тогда интеллектуальная сходка переходила на обсуждение философских тем. В один из таких вечеров речь зашла об истоках жестокости в человеческом сообществе, что оказалось весьма актуальным не только для их поселка, но и для всей страны в целом.
     В это время на экране с выключенным звуком бегали какие-то вооруженные люди, причем одна, малочисленная группировка, едва ли не одним выстрелом убивала сразу по нескольку человек, другая группа, видимо "мальчишей-плохишей" отчаянно палила из автоматов, не попадая в противников.
     - Да выключи ты эту чушь, - обратилась хозяйка Надежда Николаевна к мужу. - Смотреть противно.
     - Я поражаюсь узколобости телевизионных начальников, - поддержал ее Герман Владимирович Виттер. - Работают по принципу: "Пиплу подобное нравится и он все схавает". Поставили телегу впереди лошади - вместо того, чтобы поднимать культуру народа, они тащат его в примитивное состояние.
     - А вы смотрели встречу президента с руководителями телевизионных начальников? - спросил хозяин Виктор Васильевич.
     - Ну, откуда же? - откликнулся Станислав Всеволодович, председатель поселкового совета. - За делами все как-то недосуг.
     - Так вот, это было омерзительно смотреть, как эти телевизионщики преданно, по-собачьи, смотрели в рот вещающему президенту, а тот излагал прописные истины, расхваливая их работу.
     - Он не сказал, что они тянут народ в темноту? - спросила учительница биологии Анна Ивановна.
     - Я ждал от президента осуждения их деятельности и даже отстранение их от работы, но он даже не упрекнул их в примитивности вещания, -  пожал плечами Виктор Васильевич. - Отсюда следствие: он одобряет их деятельность, направленную на дебилизацию собственного народа.
     - Может быть, он не смотрит телевизор, уткнувшись в компьютер? - спросила Нина Семеновна, завуч школы.
     - Если он не смотрит телевизор, тогда о чем, о каких проблемах он может разговаривать с телевизионщиками? - удивился Станислав Всеволодович.
     - А что вы хотите от фанатика компьютера и любителя тяжелого рока? - усмехнулась Нина Семеновна.
     - Я вообще удивляюсь темпам, с которыми мы скатываемся в первобытное общество, - сказала Надежда Николаевна, разливая гостям чай. - Вы только посмотрите, как сейчас участились случаи убийства стариков-участников войны из-за их наград и пенсий. Причем нередко это преступление совершают их же внуки. И все ради чего - прогулять, купить себе новый мобильник или планшетник. Матери, отцы и отчимы убивают детей, а как участились случаи педофилии... Должно же быть объяснение всему этому!
     - Мне представляется, что моральные ценности подменили стяжательством, - начал рассуждать Герман Владимирович. - Нам настойчиво вбивают в головы мысль о том, что главная цель в жизни - обогащение. А здесь все средства хороши, даже самые низменные. Помните американскую поговорку: "Если ты умный, то почему не богатый?" Или пришедшее к нам тоже с запада: "Деньги должны делать новые деньги". И так до бесконечности...
     - И ни слова о морали, - вставила Анна Ивановна.
     - Да какая уж тут мораль, - отмахнулся молчавший до этих пор Егор Евстафьевич, муж завуча. - Когда речь заходит о деньгах, слово "мораль" вычеркивается из обихода.
     - Как же это получается, что мы стали скатываться в пропасть? - искренне удивился Станислав Всеволодович. - Ведь совсем недавно мы жили, как вполне цивилизованные люди...
     - То, что мы так стремительно скатываемся в пропасть, есть логическое объяснение, - начала рассуждать преподавательница биологии.
     - Ну-ка, ну-ка, - подтолкнул ее к дальнейшему развитию темы отставной майор. - Поясните, пожалуйста.
     - А что тут пояснять, - снова заговорила Нина Семеновна. - Вы посмотрите: дети, с малолетства попавшие на воспитание к диким зверям, уже совершенно не способны вернуться к человеческому обличью. Примеров тому несть числа. Это означает, что если эволюционное совершенствование по Дарвину происходит очень медленно, в течение тысячелетий, то процесс деградации - процесс стремительный.
     - Выходит, что сейчас народ попал как бы в волчью стаю, - в раздумье заметил Егор Евстафьевич. - И перспективы у него никакой.
     - Я вспоминаю Джуму Джумаева, который до пятилетнего возраста воспитывался в стае волков, - вступил в разговор Виктор Васильевич. - Его нашли, кажется, в 1957 году в Туркмении в песках под Ташаузом. Впоследствии десятки лет он прожил среди людей и, несмотря на все усилия медиков, так и не стал нормальным человеком и вынужден был жить в психиатрической лечебнице.
     - И не он один, - вставил Егор Евстафьевич. - Я читал, что подобные случаи были в Индии, Алжире и других странах.
     - Ладно, время позднее, пора расходиться и дать хозяевам отдохнуть, - встал Герман Владимирович.
     - В самом деле, заболтались мы сегодня, даже не заметили, как время прошло, - присоединилась к нему Анна Ивановна. - Спасибо за чай.
     - Так мы же не договорили, - начал было Виктор Васильевич, но его перебил Станислав Всеволодович:
     - Все, все, все... На покой. В следующий раз договорим. А сейчас по домам.
     - Приходите завтра, - обратилась к гостям хозяйка. - Чего по домам-то сидеть в эту пору?

     В воскресный день гостиная дома Штурминых едва вместила всех явившихся гостей - Иван Степанович, Герман Владимирович и Станислав Всеволодович пришли с женами, а Анна Ивановна привела мужа Викентия Павловича.
     Женщины о чем-то весело болтали на кухне, тогда как мужчины помогали хозяину раздвинуть столешницу стола и расставлять стулья. Поскольку стульев не хватило на всех, по одному краю стола в концах поставили по табурету, на них положили толстую половую доску, накрыв ее старой скатертью.
     На экране телевизора премьер-министр, глядя в камеру честными глазами, радовал дорогих россиян тем, что с первого апреля величина пенсий взлетит аж на 6% и тогда...
     - Первый апрель, никому не верь, - усмехнулся Иван Степанович.
     - Вот уж действительно облагодетельствуют - прибавят 6% и то к страховой части, а инфляция тотчас сожрет не только эту прибавку, и еще и прихватит часть от старой пенсии, - добавил Станислав Степанович. - Радуйтесь, "дорогое россияне"!
     В это время женщины начали накрывать стол, устанавливая кипящий самовар и расставляя чашки.
     - Выключи ты эту чушь, - обратилась Надежда Николаевна к мужу.
     Когда все расселись за столом и налили себе чая, Виктор Васильевич обратился к преподавательнице биологии:
     - Анна Ивановна, вот вы - биолог. Скажите, с вашей точки зрения, как получилось, что совсем недавно жестокости было значительно меньше, а сейчас мы наблюдаем какой-то взрыв? А как же эволюция всего и вся? Здесь же наблюдается очевидное падение нравов.
     - Да нет никакой сиюминутной деградации, - ответила та. - Просто в нашей стране она была зажата диктатом компартии и жуткой цензурой. А когда контроль закончился, она и всплыла.
     - Получается эволюция наоборот,- усмехнулся Егор Евстафьевич. - Вопреки Дарвину, шагаем спиной вперед.
     - Да полно вам, - отмахнулась Нина Семеновна. - Дикость всегда сидела в человеке. Кстати, не только в каменном веке, но и когда люди встали на путь цивилизованного развития, людоедство, например, как было, так и продолжается. Только если раньше это делали вынужденно из-за недостатка белковой пищи, то теперь... И это является отражением прежнего презрительного отношения к себе подобным.
     - Совсем недавно по телевизору говорили о том, что  один из аборигенов из Новой Гвинеи согласился стать проводником для двух немецких охотников, а сам завел их в джунгли, убил и съел, - дополнил Виктор Васильевич.
     - Это, к сожалению, далеко не единственный случай, - заметила Анна Ивановна. - Я вот специально подобрала несколько выписок на эту тему.
     - Любопытно, - отозвался Виктор Васильевич. - Слушаем вас с интересом.
     - Так вот: "24 мая 1998 года  группа из одиннадцати исследователей из американского штата Колорадо прибыла в бразильский город Алмейрин, расположенный на берегах Амазонки. Поднявшись вверх по реке на катере, исследователи свернули на ее приток Тромбетас  и, проплыв около 400 километров, высадились на сушу и углубились в сельву.
     Через полгода, 29 ноября того же года, на окраине Алмейрина к берегу причалила пирога, в которой находился еле живой 28-летний Стивен Каркинес, один из участников пропавшей экспедиции. То, что он рассказал, было ужасным.
     Утром 14 ноября на членов экспедиции напало племя индийцев. Одних американцев убили ядовитыми шипами, выпущенными из пневматических трубок, другим раскроили черепа томагавками. Всем убитым отрезали головы  и тут же, на месте, стали коптить их над костром. Наиболее "сочные" части тела  убитых вырезали и, насытившись мясом, остальное тоже закоптили на костре, очевидно про запас.
     Стивен остался в живых лишь благодаря счастливой случайности - он отошел в лес по естественной нужде, задержался и, содрогаясь от ужаса, наблюдал за происходящей в лагере трагедией. Помочь своим коллегам он не мог.  Через некоторое время он сумел добраться до цивилизованного мира.
     7 декабря на место гибели экспедиции прибыла группа вооруженных солдат и несколько полицейских. Кости несчастных исследователей вперемежку с гниющими внутренностями были навалены рядом с водой.
     Углубившись на пару километров в сельву, они подверглись нападению. Несколько человек погибли, пораженные пущенными дикарями ядовитыми шипами. Открыв шквальные огонь из карабинов и автоматов, бойцы наповал уложили несколько дикарей, остальные отступили, растворившись в лесных дебрях".
     - Господи, какой ужас вы нам зачитали, - произнесла Ольга Станиславовна, жена председателя поселкового совета. - Неужели людоеды существуют до сих пор?
     - Это не единственное племя каннибалов на земле, - начала рассказывать Нина Семеновна. - До недавнего времени они жили не только в Амазонии, но и в Новой Гвинее, и в джунглях Африки.
     - Да, дикари еще не исчезли с лица земли, - подтвердила Анна Ивановна. - Вот, к примеру, одно из самых свирепых племен Амазонии хиваро. По их поверью, для того, чтобы жить долго, человек должен обрести душу другого - аратум. Если у него будет такая душа, то ему не угрожает смерть от болезней. Но для этого нужно съесть другого человека.
     Для этого индейцы не просто охотятся за черепами, но еще и высушивают отрубленные человеческие головы.
     Хиваро настолько усовершенствовали своё "искусство", что в результате их операций обычная человеческая голова превращается в маленькую, не больше кулака взрослого человека. Самое удивительное заключается в том, что при этом черты лица не претерпевают никаких изменений.
     - На то они и дикари, - заметил Виктор Васильевич. - Что с них взять?
     - Не скажите, - возразила Анна Ивановна. -  Далеко не все дикари отличаются такой жестокостью. Порой нравы, как вы говорите, дикарей настолько высокоморальны и нравственны, что их впору перенять их и нам. Вот взять, к примеру, племя комбаи, живущее в Новой Гвинее в Индонезии, в провинции Ириан-Джая.  Так вот, воровство они считают подлейшим преступлением и никогда не лгут. Вообще, они стараются вести себя так, чтобы не причинять никому из племени ни малейшего вреда, и в меру сил помогают друг другу. Интимные отношения в доме комбаев запрещены - рядом лежат малолетние дети. Для этого они отправляются в лес.
     - Святые люди! - воскликнула Надежда Николаевна.
     - И знаете, "дикие", как мы называем, племена в отличие от нас не навязывают другим свое общение, понимая, что подобный контакт рано или поздно приведет к уничтожению их самобытности, целостности, пусть примитивной, но своеобразной культуры, единства племени, сохранности среды обитания, - продолжила Анна Ивановна. - Взять хотя бы обитающее в сельве Колумбии, возле местечка Ваупес, странных индейцев могучего телосложения, рост которых превышает два метра.  Живут они в пещерах и не знают, что такое одежда. Племя называет себя "крен-акароре" Они говорят на совершенно неизвестном науке языке.
     - Откуда вы все это знаете? - спросил Герман Владимирович. - Вы же не преподаете это в школе.
     - Просто я интересуюсь этим со студенческой скамьи, - скромно ответила учительница биологии.
     - Выходит, дикость и жестокость не всегда являются синонимами, - заключил Виктор Васильевич.
     - Да уж, - согласилась с ним Анна Ивановна. - Возьмите, например, тех же ацтеков с их высочайшим уровнем знаний в области математики, астрономии, земледельческой культуры и так далее. Но в то же самое время у них существовал ритуал, во время которого жрец вырезал жертве сердце обсидиановым ножом и умывался кровью несчастного или съедал еще трепещущее сердце.
     - Или сдирают с жертвы кожу и жрец натягивает ее на себя для совершения ритуальных обрядов, - добавила Нина Семеновна.
     - Ой, давайте больше не будем говорить о таких ужасах, а то еще ночью будут сниться, - остановила разговор Мария Михайловна. - Кошмар какой-то...
     - Вы правы, хватит о диких обычаях, - согласился с ней Виктор Васильевич. Мне вот что интересно, Одновременно с техническим прогрессом изменяется и вид жестокости людей. Первая цивилизация шумеров взрывообразно достигла необычайных высот в науке и культуре, но в то же самое время они были чрезвычайно воинственны и агрессивны. А ведь каждая война - это и есть выброс жестокости, дремлющей в людях.
    - Да уж, чего-чего, а войн нам хватает, - вступил в разговор Герман Владимирович. - Вообще всю историю человечества можно с полным правом считать историей войн. И, главное, чем дальше продвигался прогресс, тем масштабнее, тем более кровопролитнее становились схватки между людьми. И конца этому, кажется, не предвидится.
     - И эти мясорубки стали особенно жестокими с изобретением военной техники, - согласно кивнул Станислав Всеволодович. - Счет погибших пошел уже на миллионы, десятки миллионов. А если погибла какая-то сотня или тысяча, то это считается не война, а так, конфликт местного значения. А ведь за погибшими остались его родственники, дети. Вот и выходит, что человеческая жизнь обесценивается все больше и больше.
     - А вы знаете, меня коробит то, что порой из казни делают публичные представления, - поддержала его Нина Семеновна. - Я имею в виду сожжение людей во время Средневековья, четвертования, раздирания лошадьми, даже казнь на гильотине.
     - Что интересно, что изобретатель "механического топора" был вовсе не французский врач Жозеф Игнас Гильотен, а англичанин Джеймс Дуглас, четвертый граф Мортон - регент при несовершеннолетнем короле Якове VI. Кстати, в 1581 году ему самому на этой машине оттяпали голову. И самого Гильотена едва не положили под нож, - заметил Виктор Васильевич.
     - Ну, когда это было, - отмахнулась Зоя Петровна.
     - Да нет так уж и давно, - усмехнулся хозяин дома. - Последняя казнь на гильотине имела место в 1977 году при правлении Жискара д"Этьена.
     - А посмотрите, что вытворяли в ХХ веке разные Ленины, Троцкие, Тухачевские, Сталины, Гитлеры, Пол Поты и другие диктаторы, - перевел разговор в современное время Иван Степанович. - Это же кошмар!
     - Да, об этих людях можно вспоминать только с содроганием, - откликнулся Викентий Павлович. - Я как-то задавался вопросом: как могла армия пьяных босяков, возглавляемых большевиками, смогла победить кадровую Белую армию? А недавно прочел, что решающую роль в этом сыграла жестокость Троцкого-Бронштейна. К примеру, однажды в его кабинет вошли трое красноармейцев из его охраны с требованием смягчить наказание их товарищу. Троцкий, не раздумывая, застрелил всех троих из собственного оружия и дал команду расстрелять всю сотню собственной охраны. А когда на фронте отступала какая-то часть красных, туда приезжал Троцкий и, не вдаваясь в причины отступления, давал команду расстрелять каждого десятого. Мало того, он привлек в Красную Армию около сорока тысяч офицеров, многие из которых были выпускниками Генерального штаба России, поставив их перед выбором: расстрел или служение большевикам. А для пригляда за ними приставил к ним комиссаров с чрезвычайными полномочиями.
     - А что он вытворял во время так называемого Кронштадтского мятежа? - дополнил его Иван Степанович. - После подавления мятежа по его приказу было расстреляно восемнадцать тысяч человек, пять тысяч повешено. И только несколько сотен спаслись, уйдя по льду Финского залива в Финляндию.
     - Как раз во время этого мятежа Троцкий и заметил "способности" Михаила Тухачевского, который потом "отличился" при подавлении восстания Тамбовских крестьян, - отозвался Егор Евстафьевич. - Людей травил отравляющими газами, расстреливал заложников, включая стариков, женщин и детей...
     - Вообще XX век стал не только веком стремительного взлета научно-технического прогресса, но и невероятным по силе всплеском жестокости, - сказал Станислав Всеволодович. - Вы посмотрите: век начался с позорной для нас русско-японской войны. Не успели отдышаться, как царь зачем-то ввязался в Первую мировую войну. Эта война вытащила на свет войну Гражданскую, с Польшей, Финляндией, Германией, Афганистаном, Чечней, Грузией... А сколько людей погибло во время ленинско-сталинских репрессий, мы не узнаем никогда...
     - А я вот не пойму одного, - задумчиво начал Иван Степанович. - Вот во время войны главным "героем" у нас стал Жуков. Его увешали едва ли не всеми орденами, какие только существовали в Советском Союзе. А именно он, как начальник Генерального штаба профукал нападение Гитлера. Именно он бездарно провел многие операции, включая Берлинскую, когда он без прикрытия ввел в город сотни танков, которые запросто сожгли фаустпатронами. Куда было спешить - столица Германии была в плотном кольце наших войск. Его же называют "спасителем Москвы", когда не он, а генерал Власов отогнал немцев от столицы, за что был лично Сталиным награжден орденом и повышен в звании до генерал-лейтенанта. А потом его послали командовать обреченной на гибель 2-й Ударной армией. А когда он попал в плен, а его сдали немцам свои же, вытащил их концлагерей сотни тысяч наших военнопленных, обреченных на гибель, его обмазали грязью с головы до ног и повесили. А ведь именно его армия освободила Прагу и в нее, освобожденную, вошла армия Конева. Коневу - награда, Власову - виселица. Каков расклад!
     - Хватит, мужчины, - остановила разговор Нина Семеновна. - Мы и так засиделись сегодня, хозяевам да и нам надо отдохнуть. Все не переговорите...
     - В самом деле, ночь на дворе, - поддержала ее Ольга Станиславовна. Пора и честь знать. А то все говорят и говорят... А еще женщин считают болтушками.
     Гости ушли, а хозяева, проводив их, легли спать, но сон не шел...
     - Господи, как же так получается? - сонным голосом проговорила Надежда Николаевна. - Прадеды наши были под крепостью помещиков, деды и бабушки вляпались в революцию и войны, чудом выжили. Отцам и матерям достались Вторая мировая и голод, мы, как в коровью лепешку, вступили в Перестройку, устроенную алкоголиком. Сплошной рабовладельческий строй...
     - Вот потому мы и убежали в глухомань, чтобы не видеть этого и не быть участниками этого карнавала. Давай-ка лучше спать - завтра снова приём больных вести.
     Жена не ответила ему - она уже спала.
     За окном луна холодным и каким-то мертвенно-бледным светом освещала округу и заглядывала в окна. Издалека ветер изредка доносил нагоняющий тоску волчий вой...

      

   


Рецензии