Мне рассказала лилия долин... - 3

Михаил вставал каждое утро в шесть утра, а в семь – уже сидел за партой на уроке, как и остальные воспитанники. Просыпаться было тяжело под неприятный и резкий звук горна. Ещё труднее – вылезать из тёплой кровати зимой, когда утром ещё темно, а печи не натоплены...

Уроки шли строго по расписанию. Утром, до одиннадцати часов, были математика, морская дисциплина и иностранные языки. Тут Михаилу пришлось учить не только французский, но и английский с немецким. А во второй половине дня — с двух до шести часов — словесные науки, не требующие сильной концентрации. Проходить предстояло множество разных курсов, и преподаватели в течение учёбы решали, кого отправлять в следующий класс, а кого нет...

– Псс, – шикнул во время урока за спиной Михаила один из учеников.

Михаил знал уже: снова надо забрать от того записку. Он смотрел на учителя в упор, чтобы быть уверенным, что не заметит подобного, и просунул руку между парт.

Точно так же, стараясь быть незамеченным преподавателем, Михаил раскрыл записку под партой. Не опуская головы, а лишь взгляд, он мельком читал несколько строк: «После парада гуляем. Планируем игры со старшими. Курляндец не должен знать...»

Увлёкшись прочтением записки, Михаил в считанную секунду вздрогнул от возгласа вставшего рядом преподавателя:

– Это ещё что?!

Михаил, как подобает, поднялся, но, опустив взгляд, промолчал.

– На румбу! – провозгласил недовольный преподаватель и указал рукой на выход.

Михаил тут же был выведен в сопровождении дежурного из класса. Они быстро шли по бесконечному, как казалось, коридору до пересечения с другими коридорами, где посередине находился компасный зал. На полу находилось подобие компаса с румбами, и на одной из таких румб Михаила оставили стоять до окончания урока...

– Ну что, голубчик, – вызвал его к себе в класс на разговор преподаватель, когда все остальные отправились на обед.

Михаил стоял вновь перед ним и молчал.

– Что это Курляндец не должен знать? – строго вопрошал дальше преподаватель.
– Не имею честь знать, господин учитель, – ответил Михаил.
– Вы читаете незнамо что?! – поразился преподаватель.
– Я впервые приглашён участвовать в играх. И что это за игры, мне доселе не известно, – признался искренне он.
– Садитесь, – указал преподаватель взглядом на парту перед ним.

Михаил послушно сел и взглянул на палец учителя, которым тот ткнул в белый лист, что там уже лежал:



– У вас пять минут решить задачу! Берите перо!

Взяв перо, Михаил взглянул на полученный лист с задачей, которую предстояло решить. Он читал её несколько раз:

«Спросил некто учителя – скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил, если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников сто. Спрашивается, сколько было у учителя учеников?»

Взглянув на появившиеся перед носом песочные часы, Михаил принялся писать на чистом листе решение. Время не ждало и пролетело, словно не бывало.

– Так каков ответ? – отнял перо преподаватель и взирал холодившим взглядом.

Михаил поднялся и ответил:

– Тридцать шесть!
– Прекрасны ваши способности, дорогой мой, – кивал удивлённый преподаватель. – Вас, должно быть, обучал и отец на дому?!
– Да, господин учитель! – последовал ответ Михаила с гордостью.
– Вы знаете, что в моём классе может стать на одного ученика меньше?
Сердце Михаила бешено застучало и подступил к горлу комок страха:
– Да, господин учитель.
– Ступайте и думайте, прежде чем что-либо совершить!

Михаил кивнул и покинул класс.

Как только он стал подходить к своей комнате, в коридор вывалили остальные воспитанники с насмешками на лицах и на перебой восклицающие:

– Наказан! Что Курляндец сказал? Выгнали? А каково на румбе стоять!

Михаил подошёл к тому, кто передал ему на уроке записку:

– Вы подставили меня!
– Ничего подобного! – мальчишка раскрыл глаза шире и засмеялся вместе с остальными вокруг. – Не тебе одному записка была передана, а попался ты! Ну что ж! Сам виноват!
– Хочешь, быличку поведаю? – влез и ещё один между ними. – Это всё нечистая сила куражится!
– Оставь себе эти сказки, – промямлил Михаил.
– Дурачина, быличка — это правда! У нас тут бродят они, всякие нечисти, – уверял его ещё один.
– Знаю, – махнул Михаил рукой, не желая обсуждать достоверность некой нечистой силы, в которую верить ему ум просто не позволял.

Он только собрался пройти мимо подсмеивающихся соседей к себе в спальню, как один из них, будто мимо проходил, шепнул:

– Не принимай больше записок.
– Колька! – окликнул его кто-то. – Чего это ты ему шепнул?!

Но этот Колька лишь усмехнулся и протянул руку Михаилу:

– Николай Александрович Бестужев, – представился он.
– Михаил, – кратко ответил тот, пожал ему руку и скрылся у себя.

Как только он присел на краю своей кровати, как «забияка» тоже появился:



– Эх ты, почти год здесь, а все смеются над тобой! Даже друзей не нажил! Изживут тебя, – с хохотом ускакал он обратно в коридор.
– Не слушай его, – оглянулся вставший на пороге Алексей и вместе с Александром остался тоже в их комнате, вновь принявшись за чтение учебных книг...

Продолжение - http://www.proza.ru/2014/09/21/1185


Рецензии
Татьяна, добрый день!
Строгие порядки в учебном заведении. И самое неприятное - так рано вставать. Да и нагрузки серьезные - целый день надо заниматься.

С теплом души.

Владимир Чугай   26.05.2020 07:53     Заявить о нарушении
Точно так!!! Спасибо, Владимир!!!

с теплом души,

мира и тепла,

Ренсинк Татьяна   09.06.2020 08:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.