О красоте и уродстве в искусстве

  На странице Артёма Райзинга из Екатеринбурга (на сайте "Вконтакте") я прочитала недавно: "Однообразие - утомляет...Многообразие - раздражает и только безобразие - всегда срабатывает на УРА !". Если под безобразием, которое срабатывает на ура подразумевается любовь публики к дисгармоничным картинам, страшным книгам, уродливым певицам с грубым голосом, то я согласна с этим утверждением.
 Да, путь к вниманию публики - это демонстрация очевидного уродства. Противно только, что многие ТАЛАНТЛИВЫЕ художники это знают и пользуются этим. А есть ли у них право приводить в Мир своих уродцев ?
 Ах, это стиль... Ну-ну, рассказывайте.

Я уже давно заметила, что самые известные у классиков картины - это портреты уродств и ущербностей. Причём публика так привыкает к этим картинам, что постепенно в массовом сознании рождается миф о какой-то якобы неземной, просто несравненной красоте этих картин и даже персонажей с этих картин.

 Например, у гениального русского живописца К.Петрова-Водкина есть такая дичайшая вещь: "Купанье красного коня". В старых советских учебниках по истории и даже литературе она присутствовала в виде репродукции. Школьники, и я в том числе должны были рассматривать её с восторгом и писать о ней сочинения в таком духе, что она прославляет красоту человеческого тела, красоту свободного труда и красоту природы. Причём подчёркивалось, что демонстрируется нам красота именно МУЖСКОГО тела.

 Рассмотрите внимательно эту картину. Что на ней можно увидеть: неестественно-зелёного цвета воду реки, лубочно-красного, неестественного цвета коня, жуткой гротескной толщины притом, мальчика дегенерата с ручками-спичками, ножками-палочками в центре. Недоношенный подросток заметен. Мужская красота - нет. А её там и не было.

 Почему-то другие картины Петрова-Водкина люди, не имеющие отношения к живописи не помнят, а эту картину помнят. И хвалят.
 
Также и картина "Бурлаки на Волге" Репина, которую Ф.А.Бруни справедливо назвал "профанацией искусства" засела в "памяти народной" и ничем её оттуда не удалить. А ведь таких кретинов - пропойц, калек и уродов среди бурлаков было очень мало. Да и были ли они вообще ?

 У известного советского поэта Василия Фёдорова есть стихи о нашем общем предке Леонтии. Ему он приходился прадедом, а мне - внучатой племяннице Василия Дмитриевича, - пра-пра-прадедом,то есть прадедом моего деда Петра Фёдорова. Леонтий был бурлаком и от тяжкого труда устав, подался в Сибирь в поисках лучшей доли.
 В стихотворении "Корни" Вас. Фёдоров пишет об этом так :
...Прадед был,
И - помню из преданий-
Он ходил по Волге с бечевою
От верховья
К Астрахани дальней.

В некий час
Не Волга ли внушила
Прадедовой силе богатырской,
Чтоб она, не мешкая, спешила
К вольным рекам
Стороны сибирской.

Он простился с лямкою тугою
И проехал пол-земного шара...
По утрам над мрачною тайгою
Полыхали зори, как пожары.

Говорят,
В дороге лошадь пала.
И тогда, в тоске о горизонте,
По бурлацки сорок вёрст без мала
Вёз телегу
Прадед мой Левонтий.

А потом,
суровый и могучий,
Горький пот смахнув с лица устало
Он взошёл на марьевские кручи
И сказал:"Судьба !"
Да так и стало.

 Я не привожу здесь это стихотворение целиком,потому что речь сейчас идёт не о моих предках, конечно. И не о поэте В. Фёдорове. Просто предлагаю вам представить по этому стиху какими были реальные русские бурлаки. Из средней полосы России то на телеге, то пешком добраться  до Алтая и поставить там свой дом и поселиться там навсегда....трудновато для доходяги. Но доходягой Леонтий не был, Репин всё выдумал.

Почему тогда публика верит Репину ? И помнит именно эту его картину ? А другие прекрасные его картины застревают в памяти только у немногих ?
 А вот по этому известному принципу: "и только БЕЗОБРАЗИЕ - всегда срабатывает на УРА !"

......

А если задуматься, почему реально так происходит ? Почему уродство остаётся в памяти надолго ?
 Наверно, потому что каждый человек имеет в глубине души (или сердца, называйте как хотите) представление об идеале. И эти представления об идеальной красоте похожи у всех людей. И они точно у всех есть !
 И когда человек видит что-то уродливое, он получает словно бы плевок в самую сокровенную свою глубину. Он получает оплеуху. А забыть оплеуху трудно.
 Вот он и помнит фактически эту духовную оплеуху, а не уродливых персонажей странных картин.

 Но ведь в жизни есть и некрасивое, -возможно скажет кто-то. Что же, оно не может быть матерьялом для искусства ?
Может быть матерьялом. Но конечным продуктом искусства не может быть. Этот уродливый матерьял должен быть переработан талантом автора и облагорожен любовью автора к людям и к природе, то есть к Миру. А этот сырой и вязкий первозданный материал,на мой взгляд, и нечестно, и непрофессионально преподносить зрителю.

                27 февраля - 21 сентября 2014 г.

               


 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.