Мои размышления о произведениях зарубежных фантаст

(Часть курсовой, переделанной в доклады для заседаний КЛФ при ЦДЛ в 2001 году.)

Если русские народные сказки приобщают ребенка к культуре его народа, то произведения зарубежных авторов позволяют челове¬ку стать не просто гражданином одной страны, но гражданином всей Земли. Знакомство с зарубежной литературой - это знакомство с культурой других народов, с их образом жизни, их мировоззрением, их размышлениями над вечными вопросами сущности Добра и Зла, Созидания и Разрушения. При этом в ответах на главные вопросы че¬ловеческого бытия все народы нашей планеты едины, хотя и говорят об этом разными словами.
В этой работе я хотела бы поговорить о зарубежной фантастике. Для меня увлечение фантастикой было предрешено моим увлечением сказками, ибо между фантастикой и сказками много общего. В сказке и в произведениях фантастов читатель попадает в мир, отличный от того, в котором он живет. Этот мир мог существовать когда-то, а мог и не существовать по какой-то причине, но в любом случае этот мир населяют разумные существа, перед которыми встают те же извечные проблемы, что и перед нами, и решения, найденные ими, могут помочь нам решить свои проблемы в своем мире. Они дают нам уникальную возможность учиться на их ошибках и достижениях, понять, чего мы хотим в своей жизни и как лучше добиться этого, узнать что и почему некогда не следует даже пробовать делать.
В одном из своих произведений американский  фантаст  Роберт Э.Хайнлайн написал: "Человек 21 века посетил звездные миры Вселенной, познал Другой Мир и проник в загадочный Полумир. И только после этого понял, как прекрасно быть просто человеком!" Я бы добавила: "И как сложно." Фантасты, как и представители других жандров литературы, в меру своих сил и талантов объясняют нам свое понимание такого емкого и загадочного понятия как "человек", но в отличии от сказок писатели, как правило, исследуют какую-нибудь одну или несколько сторон человеческой натуры.
Например, Роджер Желязны, романы которого ярко выделяются на фоне произведений других авторов высоким литературным мас¬терством, богатейшей фантазией, не ограниченным никакими рамками воображением, с поразительной глубиной исследует внутренний мир человека, его личную ответственность за судьбу мира, в котором он живет, ставит героев своих произведений перед решением глобальных проблем.
Главный герой его произведения "Девять принцев Амбера" Корвин делает все возможное и невозможное, чтобы отнять трон у своего брата Эрика, а добившись свего - отказывается от него. Для Корвина оказывается гораздо важнее судьба других людей, его собственный долг перед ними, чем личные амбиции, хотя он сам это долго отрицает. Вот и весь сюжет, но главное, на мой взгляд, в этом произведении не он, а новый взгляд на структуру, на создание нашего мира, которую предлагает читателю Желязны в своем произведении.
В романе "Остров Мертвых" Желязны знакомит нас с человеком, которому подвластно все, даже создать планету. Однако ему хочется только спокойно и комфортно жить на своей планете, но он не деспот и не подлец. Он человек с твердыми моральными принципами, в чем убеждает такой эпизод его жизни. Когда вместе с другими ему приходится уничтожить целый народ, направив на его планету другую, созданную ими, у него начинается запой, продолжавшийся несколько недель. Вряд ли жестокого человека стала бы так мучить совесть, что понадобилось бы спиртное для то что бы хотя бы немного заглушить эту боль.
Можно много говорить о героях произведений этого автора, но всех их объединяет большое чувство долга перед своими друзьями, своей Родиной и полное отсутствие честолюбия. Они живут так, словно их ничего не интересует, но только пока их чувство долга не потребует от них действий, а тогда они сделают все возможное и невозможное, чтобы выполнить свой долг.
Романах "Звездные короли" и "Возвращение к звездам" Эдмонда Гамильтона, как и произведения Роджера Желязны, о чувстве долга и ответственности. Ответственность за судьбу человеческой цивилизации заставляет героя его романов, пережившего земную войну, совершать поступки, которые определяют не только его собственную, личную жизнь, но и изменяют ход развития всей Галактики в далеком будущем.
В цикле Андре Нортон "Колдовской мир" показано какое могущество получает человек, научившись пользоваться Силой, и какая ответственность ложится на него при этом. Ведь сама сила безлика, но ее можно использовать как во благо, так и во вред, а это всецело зависит от того, кто ее использует. Человек, обладающий достаточным могуществом для полного подчинения себе окружающего мира, должен в первую очередь обладать чувством ответственности перед этим миром за свое могущество и понимать к чему может привести его использование во зло окружающим. В этом цикле Нортон ставит вопрос не только о неисчерпаемых возможностях людей, но и об их моральной ответственности перед собой, своими близкими, перед миром за использование этих возможностей.
Цикл о чародее Кристофера Сташеффа, как и "Колдовской мир" Андре Нортон, об использовании Силы и об ответственности за это, но и долге перед своей семьей, своей страной, своей профессией. Главный герой этого цикла не только прекрасно выполняет свой долг, но и служит примером для других. Вокруг него собирается круг единомышленников, которые в чем-то превосходят его, но нуждаются в нем как в лидере, как в человеке способном сплотить и повести за собой других. И здесь встает вопрос об ответственности лидера за тех, кто за ним идет, за их жизнь и счастье.
Чем талантливее писатель, тем многограннее его произведения, тем больше глобальных вопросов затрагивает в своих произведениях, тем интереснее они читаются. Читая книги знаменитых зарубежных фантастов, я заметила, что их герои очень похожи между собой. В большинстве русских народных сказок действует один герой - Иван. Он может быть царевичем или мужиком, но это не меняет его как личность, как единое целое. В зарубежной фантастике, по крайней мере у ее лучших авторов, тоже как бы один герой, но у него разные имена, разное положение, разные судьбы. Герои произведений разных авторов имеют много общего в своем отношении с различными людьми, к чувству долга перед собой и другими, к чувству ответственности за свои действия. Эти герои различаются разве что в мелочах, в каких-то нюансах, что и позволяет их не объединять в один образ, но в тоже время доказывает единство всех народов нашей планеты в понимании важнейших вопросов бытия.
Как и русские народные сказки, зарубежная фантастика рассматривает взаимоотношения людей между собой, и вполне естественно, что здесь на первый план выходит такое чувство как Любовь. Вряд ли найдется человек, который станет отрицать великую силу этого чувства, его красоту, его важность в человеческой жизни. Ни один автор не может обойти эту тему, каждый проводит своего героя через это испытание, из которого он, как правило, выходит с честью.
В цикле Эдмонда Гамильтона о "звездном волке" читатель встречается с бывшим пиратом Чейном, рано оставшимся сиротой и воспитанным жителями планеты Варна, на которой сила тяготения была в три раза больше, чем на Земле, откуда родом были его родители. Вынужденный оставить своих друзей и нашедший новых среди экипажа землян он обрел и новый дом и новую профессию, за которую его уже никто не собирался убивать, что всегда грозило пиратам. Чейн совершал поступки, на которые вряд ли пошел, если бы не был искренне привязан к новым друзьям и особенно к их капитану.
Прекрасным примером дружной семьи служит семья Рода, главного героя цикла "чародей поневоле" Кристофера Стешеффа. Члены этой семьи всегда вместе: и в счастье, и в горе, и во время опасных приключений. Они вместе решают все проблемы, преодолевают все препятствия, при этом никогда не переставая заботится друг о друге.
Так же, как и сказки, произведения писателей-фантастов могут послужить прекрасным учебником жизни для читателей, ведь в них показан не только сам выбор как таковой, но и его последствия, а поэтому вовсе не обязательно самому набивать шишки, когда можно воспользоваться чужим опытом.
У Роберта Э.Хайнлайна есть прекрасный роман о предназначении человека, о смысле его жизни. Это "Дети Мафусаила". Этот роман о долгожителях, о людях, которые в силу своей наследственности жили много дольше остальных и которым пришлось покинуть Землю, чтобы избежать жестокой расправы со стороны тех, кто не имел этой наследственности, но тоже хотел жить долго. Покинув родную планету, они отправились в далекое путешествие, где встретились с другими цивилизациями, которые в своем развитии намного опережали земную. Эти встречи убедили их в том, что отлет был ошибкой и только на родной планете они смогут жить, не чувствуя себя обойденными или ненужными, и спустя семьдесят пять лет они вернулись на Землю, где к этому времени уже нашли средство продления жизни и все стали долгожителями. Заканчивается эта книга такими словами главного героя Лазаруса, самого старого жителя Земли: "...Но вот что я тебе скажу, Энди: каковы бы потом ни были ответы, перед тобой стоит одна из обезьян, которая будет безудержно карабкаться вверх, смотреть вокруг и стараться познать что-то новое - до тех пор, пока хватит сил..."
По моему мнению, в этих словах заключен главный смысл жизни человека - стараться узнать и сделать как можно больше за свою жизнь, не просто что-то сделать, а сделать что-то прекрасное, чтобы потомки вспоминали о нем с благодарностью, уважением и лю¬бовью.
На мой взгляд писать книги может только тот, кому есть что сказать другим, и совершенно неважно в каком стиле он будет писать, какие найдет слова. Настоящий писатель всегда расскажет в своем произведении о чем-то важном, даже когда вовсе ничего не хотел сказать.


Рецензии
Уважаемая Марина, у Вас интересный обзор американской фантастики!
Обобщая, можно сказать, что герой американской фантастики (как и боевика, и многих других жанров) - супермен, в одиночку преодолевающий трудности. Бывает, что под его началом находится ещё несколько человек, тем не менее, герой является их лидером.
В советской же фантастике главный герой чаще всего - член коллектива. В русских сказках герой - ничем особо не выделяющийся человек: он не богатырь, не удалец, да и ростом совсем не великан. Но ему нередко помогает сама природа - животные, растения, ветер, солнце - в силу чего герой побеждает силы зла.
Это, конечно, упрощение - сказок очень много, и герои их разные.
Кстати, Марина, я тоже написал несколько статей об одном произведении Р. Хайнлайна - "Небесный фермер". Интересно то, что мы с Вами обратились к одному и тому же автору.
С уважением - Сергей.

Сергей Вахрин   25.05.2015 10:22     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Работа старая. Сегодня уже обращаю внимание совсем на другое.
С уважением, Марина Калюк.

Марина Калюк   25.05.2015 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.