Очень короткий рассказ о длинной жизни
Мой Папа, Алексей Лукич Сологубовский, –мы все, близкие, друзья, знакомые, всегда его называли Батей, – и моя мама, Анна Владимировна Стеценко, – мы все ее звали, как и Батя, Мамой Нюсей, – поженились в 1928 году И уже в следующем году родился мой брат Леша…Так продолжился большой род Сологубовских.
Мой папа прошел всю войну. Он был офицером, коммунистом и атеистом!
Моя мама прошла всю войну. Она была медсестрой и глубоко верующей христианкой!
Краткая, сухая запись из представления к правительственной награде:
«В августе 1941 года полковник Сологубовский А.Л. - командир 78-го кавалерийского полка 55-й кавалерийской дивизии.
Передовой полк дивизии под его командованием в районе Житня, Мужиново нанес большей урон противнику, при незначительных своих потерях. В период с 19-28 сентября 1941 года, наступая на Ямполь, его полк уничтожил до 400 фашистов, сам имел незначительные потери.
3 октября 1941 года при выходе дивизии из окружения под селом Веселая Калина первым с одним эскадроном бросился в атаку на прорыв через тракт на вражеские танки и машины. В результате налета уничтожено до 50 машин, 3 танка, 2 бронемашины и машина с ВВ, уничтожено до 200 фашистов.
Сам полковник Сологубовский А.Л. был контужен, комиссар полка погиб.
Несмотря на контузию, он 5 дней оставался в строю, вывел своих бойцов из окружения, после чего в тяжелом состоянии эвакуирован в госпиталь».
И Господу было угодно, что когда Батю везли умирающего в санитарном поезде на восток, – его вынесли на руках из окружения, пробиваясь с боями через заслоны фашистов, его верные бойцы и удивительно добрый военный доктор Александр Галкин, – что из тысяч дорог те русские люди, кто его берег и спасал, выбрали самую верную и принесли – совершенно случайно! – моего отца в палату в городе Оренбурге, где тяжелораненых лечила хрупкая женщина Нюся...
Когда в Победном 1945 году я родился, а война все еще грохотала тогда на Дальнем Востоке, весь маленький украинский городок Изяслав радовался этому событию и приветствовал советского генерала, который шел улицами Изяслава и нес в руках новорожденного. А потом мама меня отнесла в православный Храм на Лысой горе в Харькове и крестила!
Была Советская власть и коммунисты, которые уважали чувства православных. И православные уважали чувства коммунистов. И была счастливая, скромная жизнь, где все, – и русские, и украинцы, и абхазы, и греки, и татары, – жили дружно и помогали друг другу. И все называли себя советскими людьми!
Шли годы. Были радостные встречи и страшные потери. Нет больше Советского Союза. Разбросали события всех нас по разным странам и заграницам…
Но осталась с тех времен крепкая дружба двух товарищей, репортеров-журналистов. О них и хочу рассказать в заключение этой короткой истории…
В далеком Тунисе, в городе-порту Бизерта, куда в окаянном 20-ом году из России, объятой пламенем Гражданской войны, ушла Русская Белая, Черноморская Эскадра, коммунист Сергей Филатов участвовал в спасении от разорения православного Храма Александра Невского. Храм, построенный глубоко верующими русскими людьми, морским офицерами, моряками и членами их семей, которые остались верны Андреевскому Флагу, России и Православной Вере.
А другой коммунист, друг Филатова, потом сделал - как сценарист и оператор - об этом Храме и о русских людях на чужбине полнометражный документальный фильм «Анастасия», который в 2008 году был признан лучшим неигровым фильмом России. Режиссер этого фильма – Виктор Петрович Лисакович!
Главная героиня фильма, Анастасия Алекандровна Ширинская-Манштейн, попросила его посетить родной, прекрасный, мирный городок Рубежное, который находится в Луганской области Украины, и привезти горсть земли. И он выполнил ее волю…
А потом в апреле 2011 года этот друг Филатова уехал добровольцем на фронт в арабскую, африканскую, мусульманскую Ливийскую Джамахирию, под бомбы НАТО и пули террористов Аль-Каиды, чтобы рассказать об этой подлой войне, заснять разрушения и страдания, которые эта война принесла ливийцам. Потому что русский человек не может стоять в стороне, когда уничтожают другой народ, когда страдают люди!
И больше всего он хотел заснять и показать в своем будущем фильме мужество и стойкость Человека, его Веру! И он решил посвятить этот фильм своим родителям, которые прошли Великую Отечественную войну, выдержали все испытания и своей Любовью дали ему жизнь.
Перед отъездом на фронт он пришел в Тунисе в Храм Воскресения Христова, построенный русскими людьми в пятидесятые годы прошлого века, к отцу Дмитрию, настоятелю православной общины, и попросил его благословения. И батюшка дал это благословение и осенил его православным крестом на добрые дела.
А провожал его до самой ливийско-тунисской границы его тунисский друг, Нуреддин Сасси, глубоко верующий мусульманин, который потом все дни молился за своего русского друга и ждал его возвращения...
А Сережа получал от него репортажи и фотографии, которые удавалось, хотя и с большим трудом, публиковать в тех российских газетах и на сайтах, которые сочувствовали борьбе ливийского народа против террористов и их западных покровителей.
Ливийская Джамахирия погибла, десятки тысяч ливийских патриотов были убиты и зверски замучены. Силы были неравные: на маленькую арабскую страну обрушились 28 стран альянса НАТО. Россия встала на сторону этого альянса. Один из погибших офицеров закончил, как и Батя, Академию Фрунзе в Москве.
Русский человек вернулся с фронта контуженным, но живым!
Его репортажи прочитали, его фотографии увидели тысячи россиян. И каждый из них проклял войну и пожелал мира ливийскому народу. Мира, который когда-нибудь все-таки вернется на ливийскую землю. Мира, за который продолжают сражаться ливийские патриоты.
Потом был Дамасский фронт, репортажи из сирийских военных частей, которые сражались с террористами и выстояли! Россия пришла им на помощь…
А потом запылала, подожженная спецслужбами НАТО, родная Украина… И в цветущем, мирном городке Рубежное шли ожесточенные бои между наступающими киевскими карателями и ополченцами, местными жителями, которые пытались защитить свой городок, но не смогли. Россия не пришла им на помощь…
Он так и не сделал фильм о своих родителях… Потому что надо сначала остановить войну, которую Киев начал против Новороссии!
Он пытался прорваться в Рубежное, но не смог… Иногда и один в поле воин, а иногда нет…
А успеет ли он сделать фильм о Бате и Маме Нюсе, покажет время.
Ведь война с фашистами, в которой Они, граждане великого Советского Союза, воевали, еще не кончилась…
И вечный бой, покой нам только снится…
Вот такая короткая история одной длинной жизни…
Свидетельство о публикации №214092100182
Повесть. Часть первая.
Автор - Борис Ящук
Памяти славного кавалерийского комбрига посвящается
ПОСЛЕДНЯЯ ПУЛЯ
Шел сорок второй год…
Где-то грохотала война…
Мы долго-долго ехали в воинском эшелоне. Целый месяц. Очень хотелось есть. Очень, очень…. Это чувство голода никогда не забуду…
Но вот мы приехали в какой-то город, нас поселили в военном городке, прямо в штабе, где наш папа будет служить…
До этого папка воевал на фронте, потом его заставили учить будущих командиров какой-то тактике в кавалерийском училище в Подольске. Но всё время он строчил рапорты : «Отпустите на фронт!»
Таких, как мой папа, в Красной Армии было очень много. И неправда, что Сталин безжалостно истреблял офицерский корпус. Тех, кто выдержал адские муки первых дней войны, командование, сберегая, направляло на академические курсы, на преподавательскую работу. Но истинные патриоты считали, что только в бою их заслуженное место.
С одним из таких офицеров и свела судьба моего отца. Это Алексей Лукич Сологубовский. Он был моложе папы, но уже прошёл через такие схватки, что едва оправился от полученных ран. Выходила его в госпитале его верная подруга по жизни. Он ее ласково называл Нюсей. И очень часто – «моя боевая подруга»!
Судьба так распорядилась, что раненый командир мотострелкового полка, вынесенный подчинёнными на руках из окружения под Брянском, попал в госпиталь в Оренбурге, где сестрой милосердия была… его жена – Нюся, Аннушка, Анна Владимировна…
…
…Была поздняя ночь. Измученные трудовым днем медсестры госпиталя для тяжелораненых заполняли документы на вновь поступившую партию.
- Нюська, - тихо сказала медсестра Ольга. – Смотри. Привезли полковника, твой однофамилец.
Анна устало встала и взяла протянутые Ольгой бумаги, взглянула…
Уже какой месяц от мужа не было никаких вестей.
Она прочитала и… медленно опустилась на пол. Это был он!
Говорят, что не бывает чудес! Нет, судьба часто дарила Алексею Лукичу шанс выжить. Про таких говорили: его и пуля не берет.
Но сам Алексей Лукич говорил, что когда он пришел в себя, а был он без сознания после тяжелого ранения, когда бойцы его полка выходили из окружения, до госпиталя в Оренбурге, то увидел глаза склоненной над ним Нюси и первая его мысль была: «Погиб! И уже в раю!»
Ранение его было настолько серьезным, что врачи думали: не жить полковнику. Фашистский снаряд разорвался рядом, когда он скакал на коне, отвлекая огонь врага на себя. Он упал на землю первым, и на него рухнул подброшенный взрывной волной его верный Орлик. Боевой конь защитил его от других пуль и осколков…
Когда искавшие командира бойцы нашли его, то он был еще в сознании и знал, что в его пистолете осталось ровно пять пуль. Он выпустил четыре пули по приближавшимся к нему «вражеским теням», оставил одну для себя и… потерял сознание…
Анна Владимировна выходила своего любимого. И помогала ей воля к жизни, которая всегда жила в Алексее Лукиче. Воля к жизни и ненависть в врагам Родины!
…
И вот, после госпиталя, полковник Сологубовский вновь начал рваться на фронт. И здесь судьба, в образе командования, опять сыграла свою роль. Из таких настойчивых и безудержных командиров в тыловом городе Алма-Ата начала формироваться кавалерийская бригада. Командиром этой бригады был назначен полковник Сологубовский, начальником штаба - подполковник Клугман. Начальником оперативного отделения штаба бригады назначили моего отца – майора Александра Николаевича Ящука.
Как это всё происходило, захотелось записать уже на склоне лет , извлекая из закоулков памяти детские воспоминания о прекрасных людях нашего Отечества.
О честных и порядочных гражданах той моей Родины, где трудно и счастливо жили люди разных национальностей, где щедро делились последним куском хлеба и верили в будущую счастливую жизнь Советского народа…
ДЯДЬКА В ПОЛУШУБКЕ
…
Одно из самых первых моих воспоминаний…Проснулся я в большой светлой комнате штаба от громкого стука в дверь. Папа, бритый и начищенный, открыл дверь и на пороге появился посыльный с вопросом: «Товарищ майор! Вы обедать будете в столовой или Вам принести в комнату?»
Такого мы никогда не встречали. Тем более нам, детворе, за радость было получить от кавалеристов хоть кусочек макухи… А тут папе принесли еды на одного столько, что хватило всей нашей семье! Какая вкусная была жареная рыба под названием маринка!
После пира все разбежались по своим делам. Мама с сестрой поехали в город , чтобы определить сестру в шестой класс. Папа, звеня шпорами , поспешил по военным делам… А мне разрешили погулять на улице, не отходя от дома. Улица- это территория военного городка, где интересного было дополна…
Ещё не успев повстречать никого из сверстников, я прошмыгнул мимо часового и отправился к небольшим деревянным сарайчикам, где горланили петухи и кудахтали куры. Всё было интересно после долгого сидения в товарном вагоне под надоевший перестук колёс. Через сеточку я рассматривал красно-рыжего петуха, который недовольно заквохтал, а потом оглашено проорал своё кукареку. Увлёкся картиной, привычно рукавом своей матросской куртки утёр свисавшую соплю….
Но был оторван от занятия весёлым восклицанием: «Моряк! Разве можно сопли рукавом вытирать!» Ко мне подходил красивый дяденька в распахнутом полушубке. Он наклонился ко мне и мастерски ухватил меня за нос, сказал «дуй» и смахнул с моего носа всю мокроту.
Не очень испугавшись незнакомца, я успел возразить: «Я не моряк, я – кавалерист!!!»
Незнакомый дядька мне сразу понравился. Я увидел, что на сапогах у него блестят шпоры. Значит, из наших! Позже я узнал, что это наш комбриг, Алексей Лукич Сологубовский. Но запало в памяти, что, по горло занятый делами, этот человек нашёл минутку для ребёнка.
Для детей военного времени такое незначительное событие запоминается на всю жизнь.
(продолжение следует)
Николай Сологубовский 21.09.2014 02:16 Заявить о нарушении