Впечатления от Вечера четырёх поэтов в Вологде

Пучеглазые светофоры подмигивают проезжающим машинам. Люди словно затравленные мухи бестолково снуют по улицам. Я только что была частью толпы, но теперь я здесь. Надо мной - «прокушенный» дизайнером потолок, напоминающий сырный кругляш. Во мне – толпы мелодичных слоников, сотрясающих сердце и душу. Поэтический вечер начался.
Хотелось верить, что каждому присутствующему известны личности, обнажающие душу перед внушительной аудиторией. Антон Чёрный, Ната Сучкова, Мария Маркова, Иван Клиновой. Четыре поэтических стиля. Четыре личности. Четыре судьбы.
Вечер открыл Антон Чёрный. Будучи больше аудиалом, я моментально зацепилась за ноты приятного мужского голоса. Я услышала стихи, пропитанные не просто радостью или болью, грустью или отчаянием. Я увидела душу поэта, членов его семьи. Стихи Чёрного пропитаны временем, когда вологодский поэт был ещё мальчишкой. Его поэзия пахнет опавшей листвой, лесом, жизнью. Иной раз я даже готова была почувствовать запах отчаяния! Но нет. Даже рисуя смерть, художник словом воскрешал безвременно ушедшего человека («Памяти Ивана Волосного»). Тем и примечательно творчество Антона Чёрного, что в его стихах оживает и погибший одноклассник, и затухающая религиозная искра, и такая далёкая, но настолько же близкая война…
«Мы с Антоном всегда так. Какую он тональность выбирает, такую и я следом за ним!» - говорит Ната Сучкова, прочитав несколько стихов, от которых веет не то наступающей смертью, не то уходящей жизнью.
- Сейчас будет веселее! – обещает поэтесса и действительно начинает читать стихи, заставившие слушателей улыбнуться:
Живут на угоре два брата,
живут – ничего не надо.
От одной матери,
да от разных отцов,
каждый – в чужого отца лицом:
младший – красавец, старший – бугай,
один – светленький, другой тёмненький,
одного мать назвала Николай,
а второго – Николенька.

И тут же, оборвав на корню позитивный настрой, начинает чтение Мария Маркова:
Возьми мою печаль и положи на ветер.
Играют мертвецы на плачущих альтах.

Поэзия Марии тяжёлая, сложная для восприятия на слух. «Если будет что-то непонятно, просто смотрите на мои ноги! Сегодня специально для вас я надела юбку и белые колготки. Это должно поднять вам настроение!» - смеётся Мария. Однако смотреть на колготки не хотелось. Возникало лишь желание окунуться в мир, созданный вологодской поэтессой. Появилось впечатление, что стихи она писала под свой голос. Конечно, никто кроме писателя не может прочитать стихи так, как нужно, как напела душа в минуты порыва. Вот и Мария не читала, а словно бы напевала о неведомых далях.
Настоящее удовольствие доставила поэзия гостя, приехавшего из Красноярска. Иван Клиновой отличился не только местом проживания, но и прежде всего тем, что читал свои стихи наизусть. Слова вырывались из его уст, поражая чёткостью мысли и её масштабностью. Закрыв глаза и объяв микрофон, он стоял и, словно погрузившись в магический транс, декламировал о судьбе своего творчества, о мечтах, об отечестве… 
По темпераменту он существенно отличался от предыдущих чтецов. Более эмоциональный, чувственный, приехавший с литературного фестиваля, проходившего в Воронеже, он зарядил энергией весь зал.
Особенностью поэта является его индивидуальный подход к каждому творению. Каждое стихотворение звучало по-разному. Чтец изменял не только интонацию и темп, но и казалось, менялся сам. Иван Клиновой то сжимался, то раскрывался перед аудиторией. Он словно заново переживал те чувства, которые подвигли его к написанию стихотворения. Прямой как стрела или изогнутый как бонсай, он не читал стихи. Он просто жил ими в тот момент. 
Трудно писать стихи. Ещё труднее выделять кого-то из поэтов. Я не буду заниматься этим неблагодарным делом. Каждый человек по-своему красив, так же, как и каждый поэт по-своему талантлив. Остаётся только заметить, что интерес к поэзии возрос, о чём свидетельствует переполненный зал. Стихи отражают нашу жизнь, словно зеркало. Это значит, что каждый может найти себя между строк.


Рецензии
Если воспринимать этот текст как просто впечатления зрителя, то все в порядке. У каждого человека впечатления, конечно, будут свои, тут уж как есть, так и есть. Но если же относиться к этому тексту, как к некому критическому отчету с мероприятия, то не хватает более четкой структуры. И хочется, чтобы было поменьше клише. Например, фраза "стихи отражают нашу жизнь, словно зеркало". Это клише. Причем с точки зрения литературоведения, все как раз наоборот (исключение - направление соцреалистов), т.е. литература - это отнюдь не зеркало, а поэзия в особенности. Но если уж и воспринимать искусство слова в качестве отражения реальности, то следует учитывать, что зеркало получится весьма предвзятое и субъективное, и отразит оно не собственно реальность, а то как эту реальность воспринял даже не сам поэт (реальный человек), а его лирический герой. То есть вместо зеркального отражения реальности мы получим дважды воображаемый и дважды субъективный взгляд одновременно и автора, и его лирического героя. Пытаться рассмотреть в поэзии реальный мир, это все равно что вместо очков использовать два калейдоскопа. Вот такие интересные вещи происходят в поэзии.

Наталья Мелёхина-Михайлова   26.09.2014 16:54     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Я учту все Ваши замечания! Да, на счёт зеркала Вы абсолютно правы. Я видимо неправильно выразилась. Хотела написать "стихи отражают душу поэта, словно зеркало". Исправлю)

С уважением, Юлия.

Юлия Паклянова   28.09.2014 14:17   Заявить о нарушении
Не знаю, Наташ, мне понравилось. Вступление и заключение выкинуть - и будет очень даже нормальный отзыв о вечере. :)

Антон Чёрный   28.09.2014 21:12   Заявить о нарушении
Антон, я не сказала, что не понравилось. Наоборт, искренность автора подкупает. Я говорю о других вещах, а не о нравится-не нравится. Когда текст меня не интересует я стараюсь вообще не оставлять комментов, а если вижу, что интересно, но можно сделать еще лучше, делюсь своим мнением, вдруг автору пригодится в будущем. А нет, так и для меня лично это все равно на пользу, я тоже учусь.

Наталья Мелёхина-Михайлова   28.09.2014 21:45   Заявить о нарушении
Антон, Наташа отнеслась к отзыву Юлии как к критическому отчету с мероприятия. Поэтому ее требования высокие. То, что позволено в отзыве, не позволено в критике. Юле можно посидеть и штампы повычеркивать. И посмотреть- что останется. Я вот сижу и думаю "Играли мертвецы на плачущих альтах" - это тоже клише. Вычеркнуть эту строку, вычеркнуть! Еще кому-то она покажется красивой и поэтической. Чур ее, чур!

Ольга Смирнова-Кузнецова   29.09.2014 12:02   Заявить о нарушении
Вот, нашла родственное
"Рыдание безумных аонид..."

...И вдруг, не закончив строфы, резко обрывает:

— А кто такие аониды?

Я еще во власти музыки его стихов и не сразу соображаю, что это он спрашивает меня. Уже настойчиво и нетерпеливо:

— Кто такие аониды? Знаете? Я качаю головой:

— Не знаю. Никогда не слышала. Вот данаиды -Но он прерывает меня.

— К черту данаид! Помните у Пушкина: «Рыдание безумных аонид»? Мне аониды нужны. Но кто они? Как с ними быть? Выбросить их, что ли?

Я уже пришла в себя. Я даже решаюсь предположить:

— А нельзя ли заменить аонид данаидами? Ведь ритмически подходят и данаиды, вероятно, тоже рыдали, обезумев от усталости, наполняя бездонные бочки.

Но Мандельштам возмущенно машет на меня рукой:
— Нет. Невозможно. Данаиды звучит плохо... нищий, низкий звук! Мне нужно это торжественное, это трагическое, рыдающее «ао».

Ольга Смирнова-Кузнецова   29.09.2014 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.