Очей очарованье

         Осень в Крыму  завораживает  богатством  красок,  не только увлекает красотой,  но  вовлекает  мысли  в  творчество. Любимое  время  года Александра  Сергеевича  Пушкина  устраивает  сладкую  пытку  взгляду,  диктует строки  восхищения  и  очарованной  радости. В поэтических томиках  всегда найдёте  палитру осенних красок,  дивных образов.
         Держу  в  руках  ОСЕННИЙ  выпуск  московского  альманаха    «РОССИЙСКИЙ  КОЛОКОЛ» 2013 года.  На  его страницах,  в  стихах,  представлена осень удивительно  разной: нарядной, грустной,  дождливой  и  с  инеем  на  траве.  Мне,  одной  из  тридцати  поэтов,  чьи  стихи  вошли в издание,  хочется  найти  у собратьев  по перу  новые,  оригинальные образы,  поэтические приёмы. И  нахожу.
         Анна Железная  жёлтую листву под ногами  называет  «отжившими  чувствами»,  сравнивает  с  «каплями  янтаря»       (стр. 10). 
         У  Анатолия  Цепина  «Осень – златокудрая повеса», она в движении, осыпает  листопадом,  автор  прямолинейно  сообщает:

Загуляла, закружила  листьев
Радужным  опавшим  многоцветьем,
Принесла букет банальных истин,
Неуместных  развесёлым летом.

        Далее автор грустно  сообщает, что вот так же  «Опадают торопливо годы// На тропинку к вечному забвенью, только человеку никак не  научиться  у природы  «Заповедным тайнам воскрешенья» (стр. 13).


        Дмитрий Ванин  в стихотворении  «Осеннее»  (стр. 21) первую строфу выстроил интересной метафорой,    оживив  берёзки  олицетворением:

За  окном  так  холодно.  Должно  быть,
Берёзки прячут пальчики  в  перчатки,
И  строчки,  разбегаясь  от  озноба,
Подрагивают  тонкими плечами.

        Далее  поэт сообщает,  что  «на  небе  Бог   выдумал  простывшие  сирени,  дожди  и  грозы,  и  хромую  осень» …

И  всё,  в  слезах,  на  эту  землю  бросил.



       Осенний  дождь – «музыка  воды  из  свинцово-чёрных  недр»,  а  «струны  дождя    ласкают  слух  прелестно» –  предлагает  полюбоваться
осенью  Дмитрий  Филиппенко и  шутливо  просит:

Не  мешайте  мне  играть  на  чудесной  арфе  неба  (стр.23)

        И вдруг в  стихотворении «Слёзы  листьев» (стр.29)   гневно  взлетает  первая строка: «Ненавижу  я  запах  осени // В  тёплых  листьях асфальт  утонул».  Далее  понимаем,  почему  изменилось настроение.  Дмитрий  сожалеет, что  они,  влюблённые,  «подвели молодую весну», которая,  поверив  чувствам  молодых,  венчала  их.  А  теперь:

И  смеётся  над  нами  луна.
Я  один  посреди  грустной  осени,
Знаю,  плачешь  в  слепой  темноте,
Золотою  и  нежной  россыпью
Слёзы  листьев  дрожат  в  пустоте.


        В  подборке стихов  Дождемира  Ливнева –  любование осенью: «Осень  красочно  картинна»,  «Раскраснелся  куст  рябины».

В  серых  лужах  листья  клёна
И  застенчивой  берёзы
Обнимаются влюблённо…
                «Лужи осени»,  стр. 31
«Птицы  осени» – это листья, которые  просятся  в  полёт, ждут  приглашения  ветра,  чтобы  с  готовностью  ответить: «Мы  согласны. Мы  с  тобою».


     Произведения  Елены  Катрич  «Я  запутаюсь  в  осени  долгой…», (стр.35),  «Уходит  время  листьев  и  стрекоз»,  «Когда  земля,  предчувствием  полна…»,  «Осенний  полёт», (стр. 37),  населены  образами  нарядной  осени  и  полны  классической  строгости.  Поэтесса  бережно  трогает  струны, чтобы  прощальным  аккордом нежно проводить  гордо   умирающую  листву  и  осеннюю  грусть:

Я  в  янтарно  светящемся  мире
Этих  дней  навсегда  заблужусь.
………………….
Я  запутаюсь  в  осени  долгой
Без  предчувствий  зимы,  налегке,
С  беззаботной  и  чистой  душою,
Как  листок  золотистый  и  волглый
В  паутинном  висит  гамаке,
Между  небом  уснув  и  землёю.

        Стихотворение  «Когда  земля,  предчувствием  полна…» наполнено  динамики  движения.  Ветер  «швыряет  листву»,  слышны  «крыльев свист,  и  крики,  и  кружение»  в  «счастливый  миг  цветного  сновидения»:

Когда  земля,  предчувствием  полна,
С  утра  подбросит  в  небо  птичью  стаю…
– так  представила отлёт птиц – Елена Катрич.


        Инна  Шахова,  создавая  узнаваемую  картину  осени,  отмечает:

Уж  бабье  лето  кончилось  давно,
Деревья  сиротливо  прячут  взгляд,
Стучит  рябина  ягодой  в  окно…

       Прекрасный  образ  обнажённых  деревьев, «сиротливо  прячущих  взгляд».  Поэтесса  Шахова  признаётся,  что  осень  нравится  ей,  хотя   она зачем-то  «солнце  небрежно  прячет»,  «вокруг  тускло»,  «уныло».  Затем  решительно  обращается:
Осень!  Осень!  Придержи  ненастье!
Покажись  во  всей  красе.
Приласкай  нас.  Ты  сейчас  у  власти!

        Посвятив  стихи  картине  Константина  Васильева «Осень», (стр. 43)
автор  и  осень  называет  «истинным  художником»,  который  создаёт  полотна,  дарит  природе  чудо - краски,  удивительные  тона.
 
Шуршит  ковёр  из  листьев  под  ногами,
Стоит  ещё  зелёный  куст,  и  вдруг
Дитя - лосёнок   с  карими  глазами
Идёт навстречу  вам, как  старый  друг.


        Альтмарк  Лев  свои  «Осенние  импрессии» отразил  в  разнообразии  образов,  подыскивая  самый  выразительный,  и  завершил  наблюдения так:

А  бездомная  осень  всё  ходит  и  ходит
по  ночным  улицам, шевеля  осенние  листья,
и ветер по-прежнему  насвистывает  за  окном
прекрасную  и  чудесную  музыку  Глюка.
Лишь  кто-то  в  разрывах  белёсого  тумана
всё  смотрит  и  смотрит  в  моё  тёмное  окно
своими  тёмно-голубыми  глазами…
Как  назвать  это  чувство?
Осень…


        «Загадочная  осень» (стр. 53)  Марианны  Мазенковой  пришла  в  гости  и  «вмиг  дуновением  опустошила  все краски»  и  пригласила  взглянуть,  что  получилось …

Вот  клён – зелёно-жёлто-красный.
Орешник –  золотом  горит.
А  тополь, стройный  и  отважный,
Менять  одёжку  не  спешит.
Рябина  яркая  стояла,
Алели  ягоды  на  ней.
Она  ж,  красивая,  мечтала
О  стае  красных  снегирей.

Картина – просто  загляденье,
Прекрасней  вряд  ли  где  сыскать!
А  осень  впала  в  вдохновенье,
Готова  всё  разрисовать!


        Олег  Павлов  «подсмотрел,  подслушал  вздох  осени»,  а  увиденное  отразил  в  метафорической  картине:
………….
Горят  деревья  ярче  с  каждым  днём,
Пытаясь  растопить  холодный  ветер
Своим  напрасным  золотым  огнём.
Но ветер  оборвёт  живое пламя,
Тяжёлый  дождь  ударит  по  костру…  (стр. 64)



        Тематически  безукоризненно  собрана   подборка  стихов  поэта      Петра  Чухлебова.   Это ОДА ОСЕНИ!  У  автора  образное,  метафорическое  видение  Лирической  героини, представленной  в  альманахе  «Российский  колокол»,  и  каждое  новое  стихотворение  по смыслу  вытекает  из  предыдущего,  а  предыдущее  готовит  восприятие  следующего.
……….
Обожгло  багрянцем  странным
Лето  на  излёте.
……..
Чуть  макушки  припалило
Без  огня, без пламени.
Сколько  ж  злата  привалило,
Как  гербов  на  знамени.
                «Лето на излёте»  (стр. 73)
Блеск  молний, росы, радуга, блики луж,  нарядные  гроздья  лозы – это
ПОСЛЕДНИЙ  ЛЕТНИЙ  ЛИВЕНЬ  ДУШ.
В  следующем  стихотворении  Пётр  Георгиевич  продолжает  тему,  создавая новой метафорой  образ ещё  выразительней  и  ярче: «Дождём  прольются  с  неба  краски».
………..
Осенних  листьев  красочный  обвал
На  улице  давно  нас  поджидает.
Вот  шустрый  лист  влетает  в  декольте…
…………
В  садах  и  парках  золото  метут
И  упаковывают  в  ящики,  как  слитки.
А  где-то  бутилируют  в  салют
Осенних  дней  медовых  воздух  липкий….

       Роскошные  дни,  олицетворённые   символы  осени,  яркие,  как  и  она  сама;  шутки:   «в  парках  золото  метут», «лист влетает в декольте»  «что-то  осень  осела  на  плечи»; картины,  только  что  написанные  влюблённым  (не  только  в  осень)  художником: «Согрею  уст твоих  прелестных  два  листочка» –  воспеты  восторженной  душой  поэта.
        Стиль  безукоризненный, поэтическая лексика  соответствует  теме, выдержано  единство  образной  системы.  Эмоции  в  меру.  Глубина  подачи  темы  и  лиричность  построения  –  в  гармонии, создано целостное настроение осени.  Рифмы  великолепные,  точные,  разнообразные: использованы  омонимы, омофоны, омографы,  паронимы, глубокие рифмы, монорифмы.  Приведу  примеры: Стих (глагол) – стих (существительное); осенние – просеяны; туз – груз;  утрата – заката;  ночам – палачам;  рассветы – где  ты;  тушь – душ – стуж – луж – груш – ливень-душ; слова – кружева;  календарь – ударь; о свадьбе – знать  бы;  с  опушки – веснушки;  под извилистой  ивой – полыхали  разливы;  альту – асфальту;  росток – исток;  птичий  гам – к  берегам;  во  сне – сосне.
         «Подаренным  раем,  благодатью»  называет  автор  осеннюю  прелесть.  Уста  готовы  «обратиться  с  молитвой  к  Всевышнему».  Прекрасными  строками  он  обращается  к  Богу,  к  друзьям,  к  подруге,  говорит  с  ними  вот так же тихо, красиво,  как  падающие  листья  и  о  том  же…

Как  ярко  листья  хороводят,
В  осенних  сумерках  носясь!
И  как  любимые  уходят.
Как  навсегда  они  уходят…
Уходят  в  осень.  Не  спросясь.

       У  осени  роль – внушать  грусть,  навеять  боль  ухода,  прощания,  но это  красивый  уход,  незабываемое прощание. У Петра Чухлебова  это получилось  оптимистично. Даже  прощаясь  с осенью,  автор  шутит, дескать,  уволь, но грустная  роль  не удалась – и осенью – весеннее настроение.
Кто  ж  виноват,  что  в  розовом  ты  сне,
Как  консервант,  весь  год  в  весне.


        Сергей  Князев  весело,  иронично,  с  настроением  обнадёживает:
Будет  отдыхать  земля  недолго,
Нужно  будет  ей  рожать  пшеницу,
Жизни  на  земле,  дарованную  Богом,
Нива,  отдохнув,  перевернёт  страницу.

Будет так всегда,  наш  шар  имеет  силу,
Вся планета крутится  по  кругу,
Поворачиваясь,  греть  бока  к  светилу
И  таская  нас  то  к  северу,  то  к  югу.

        Хорошо,  когда  авторы  произведений  раскрывают    читателю   своё  видение  темы,   дарят  хорошее  настроение,  надежду,    помогают  насладиться  поэтическими  картинами.


Рецензии
Замечательные стихи, Нина!!!

Ольга Антохина   18.10.2014 17:57     Заявить о нарушении
Подборка авторов альманаха сильная. Альманах посвящён осенней теме,поэтому легко было выбрать лучшее и выразить своё мнение.
Спасибо, Ольга!

Нина Плаксина   18.10.2014 20:48   Заявить о нарушении