Как Матти Научился Заботиться о Других
Матти был самым первым аутичным ребенком, с которым я работала. Я не училась специально, как обращаться с особыми детьми. Однажды мне позвонили из агентства и предложили поработать с пятилетним мальчиком-аутистом. Информация, которую мне сообщило агентство, сообщала, что, Матти хотя умный и милый, но он кусается, пинается, кричит и может убежать. Несмотря на это предупреждение, я все же согласилась.
Уже на следующий день я пошла в школу, чтобы познакомиться с Матти. Было очень странно видеть пятилетнего мальчика-аутиста, сидящего среди школьников-подростков, изучающих религию. Еще более удивительно, что пятилетний Матти вел себя в классе спокойно, внимательно слушал учителя и отвечал на вопросы, хотя его ответы не всегда были правильными. Обратив внимание на то, что девочки в классе были намного старше Матти, и многие из них даже не пытались отвечать на вопросы учителя, я подумала, что Матти действительно умный.
На перемене учитель привел Матти и посадил на стул рядом со мной. Учитель сказал: «Он сейчас плачет, но скоро перестанет». Матти не то чтобы, действительно плакал, но его лицо выражало явное недовольство таким перемещением. На перемене одноклассники заботливо помогали Матти во время еды. Закончив ланч, Матти задумчиво рассматривал комнату. Он был полностью погружен в свой внутренний мир. Время от времени Матти смеялся чему-то, что мог видеть и слышать только он. Казалось, его ничего не интересовало. Когда я попросила учителя рассказать что-нибудь о Матти, тот смог вспомнить только, что Матти любит маринованные огурчики.
На следующий день я нашла Матти среди девочек, которые занимались математикой. Была перемена, и я спросила учителя, могу ли я погулять с мальчиком на свежем воздухе. К сожалению, я не спросила, успел ли Матти поесть. Оказалось, что мальчик еще не доел свой ланч, но учитель настаивал, чтобы мы шли гулять немедленно и не позволил Матти закончить еду. Мальчик очень расстроился и начал плакать. Я была в ужасе, что наша первая прогулка началась так неудачно.
Сначала мы вышли на школьный двор, где я смогла бы удержать его, если бы он решил внезапно убежать. Я почти ничего не знала ни о мальчике ни о аутизме и не могла предположить, чего ожидать. Мы шли, и я рассказывала ему обо всем, что приходило мне на ум. Иногда Матти повторял мои фразы, но чаще он что-то негромко бубнил. Казалось, что он не очень рад прогулке и мечтает о том, чтобы вернуться к ланчу. Я решила, что дела идут неплохо, потому что Матти спокойно позволял мне вести его за руку, пока мы гуляли и разговаривали. Через какое-то время я набралась храбрости выйти с Матти со школьного двора и прогуляться вдоль улицы. Когда я рассказывала ему о чем-нибудь и показывала на этот предмет, Матти иногда смотрел в ту сторону, но казалось, что это не вызывает у него большого интереса.
Когда мы обошли вокруг здания и вернулись в школу, Матти начал тянуть меня за руку. Так он пытался показать мне, что хочет вернуться в класс, чтобы закончить еду. Я почувствовала облегчение, что мы достигли какого-то взаимопонимания. Матти хотел доесть свой ланч, но его учитель сказал, что мальчик должен гулять не меньше 45 минут, поэтому мы должны вернуться на улицу и гулять до конца перемены. Педагог снова надел на Матти куртку, и мы опять вышли на улицу.
Я крепко держала его за руку, потому что боялась, что ребенок начнет протестовать. Но, к моему удивлению, он спокойно шел рядом со мной. Вскоре я обратила внимание, что Матти повторяет некоторые фразы, которые я говорила ему. На улице, прежде чем перейти дорогу, он повторил: «Пусть сначала машины проедут». Это был мой первый опыт работы с аутичным ребенком, и я узнала, что аутист обычно обращает внимание только на то, что кажется ему важным, и игнорирует все остальное. Мы продолжили прогулку и, пройдя несколько раз мимо одних и тех же домов, машин и деревьев, я решила нашу прогулку разнообразить . Хотелось дать Матти немного новых впечатлений. Тогда я еще не знала, что аутичные дети избегают любых изменений, но, на мое счастье, Матти оказался другим. Мы подошли к невысокой кирпичной изгороди, я села не нее и предложила мальчику сесть рядом. Он согласился, мы сидели рядом и смеялись. Потом мы сказали «Раз-два-три!»,вскочили и продолжили прогулку. После этого, каждый раз, когда мы видели похожие изгороди, мы садились на нее, немного отдыхали, затем говорили «раз-два-три», вскакивали и шли дальше. Казалось, мальчику очень нравится эта новая игра. Он нашел хорошего компаньона. Хотя он и не предлагал сам новых развлечений, он соглашался со всеми моими идеями.
45 минут спустя я спросила Матти, хочет ли он продолжить прогулку или вернуться назад. Он пробормотал что-то про ланч и потянул меня обратно в школу. Мы вернулись в класс. Мальчик позволил мне снять с него куртку и поспешил к еде. Когда я попрощалась с ним, казалось, что он не видит и не слышит меня. Он никак не отреагировал на мои слова.
МАТТИ и МИША
Некоторое время спустя после нашей первого знакомства, мой супервизор сказал, что я могу работать с Матти у меня дома. Мне тут же пришла в голову мысль познакомить мальчика с Мишей, моим попугайчиком. Мне было интересно, как это произойдет. Когда я впервые взяла Матти к себе домой, он немного сопротивлялся. Всю дорогу до моего дома он повторял: «Мужчина скоро придет и пойдем на улицу». потому, что я пообещала ему, что супервизор заберет нас позднее.
Сначала Матти ничем не заинтересовался в моем доме. Он не захотел смотреть мультфильмы. Он только хотел играть с видеомагнитофоном, нажимая на разные кнопки. Это вряд ли можно было назвать хорошей идеей. Еще ему понравилось открывать холодильник, смотреть на лампочку и трогать ее. Видно было, что ему нравится это занятие. Матти отказывался от любых игр, которые я ему предлагала. Он даже отказался попробовать маринованные огурчики, которые, по словам учителя, он очень любил. Единственное, что ему понравилось, - это офисное кресло стул на колесах. Я возила Матти по всему дому, пытаясь заинтересовать его разными мягкими игрушками и прочими вещами. Но он оставался равнодушен ко всему. Он хотел только, чтобы я покатала его.
Подумав, что сейчас самое время познакомить Матти с моим Мишей,я привезла стул в спальню, где жил попугай Миша. Обычно я не закрывала клетку, позволяя Мише летать по комнате. Я сказала: «Посмотри, Матти! Это Миша, моя птичка. Скажи ему: «Привет!»». Но вместо «Привет!», я услышала, что Матти вскрикнул, спрыгнул со стула и помчался прочь из комнаты. Я побежала за ним и догнала его уже у входной двери, где он пытался открыть замок и выбежать наружу. Мне с трудом удалось успокоить испуганного мальчика. Я не ожидала такой реакции. Эта идея была неверной с самого начала. Ведь я его даже не подготовила.
Во время обеда я рассказывала Матти о Мише. Дверь в спальню, где жила птичка, была закрыта. Я рассказывала Матти, какая милая птичка Миша, какой он умный и что он любит есть. Я даже показала мальчику несколько фотографий моего любимца. Но это его не заинтересовало. Когда мы уже собрались уходить, я спросила Матти: «Ты не хочешь попрощаться с Мишей?». Мальчик ответил взглядом, полным ужаса и негодования, и потянул меня к двери.
На следующий день я застала Матти в школе, и казалось, что он на самом деле рад меня видеть. Когда мы пошли погулять в парк, мальчик, как обычно, молчал, в то время как я продолжала непрерывно говорить. Обычно я рассказывала Матти обо всем, что планировала делать в тот день. В этот раз, когда мы проходили мимо телефонной будки, мальчик спросил меня: «А ты мне позвонишь?» Я была очень удивлена. Это был самый первый раз, когда он сказал что-то по своей инициативе . Это событие было самым важным для меня в этот день!
В этот раз, когда мы пришли ко мне домой, Матти не противился и не спрашивал, придет ли мужчина. Ему нравилось у меня дома, поэтому он не беспокоился, придет ли за ним супервайзер. Он снял свою куртку и ринулся к видеомагнитофону. Стало понятно, что для того, чтобы мальчику было комфортно, ему обязательно нужны понятные предсказуемые рутинные правила.
Я ХОЧУ СЕРЕАЛ!
Незадолго до обеда я поставила молоко и сереал, которые приготовила для Матти, высоко на холодильник вместе с другими продуктами. Я решила провести эксперимент. Когда он начал указывать пальцем на свою еду, я начала предлагать ему другие продукты, стоящие рядом, но не его сереал и молоко. Он продолжал показывать на еду и стал сердиться, даже собирался заплакать. Он очень хотел есть. Я изо всех сил старалась, предлагая ему: «Матти, ты хочешь это? Ты хочешь вон то?» Наконец он так устал от моей недогадливости, что сказал отчетливо: «Я хочу сереал!»
Я продолжала притворяться глупой и воскликнула: «сереал? Вот сереал! Ешь!». Я знала, что Матти захочет и молока, поэтому мы начали все сначала. На этот раз мальчику не понадобилось так много времени, как в первый раз и он сказал: «Молоко!», и я налила ему молока. Пока Матти ел, я рассказывала, что люди вокруг не такие умные, как он. Они ничего не могут понять, пока им этого не скажешь. Таким образом. У Матти не было другого выбора, кроме как начать разговаривать со мной. И начался новый этап
После еды мы начали его любимую игру – катание на стуле. Пока мы ездили по дому, я все время спрашивала: «Ой, что у нас здесь? Матти, что это?». Довольно скоро мальчик начал отвечать мне: «стол, стул, видеомагнитофон» и так далее. Мы ездили из комнату в комнату, и Матти говорил мне названия вещей, которые попадались нам на пути. Наконец-то мой однообразный монолог закончился!
СЕМЕЧКИ для МИШИ
На следующий день, после школы нам нужно было зайти в магазин, чтобы купить продукты . Пока мы с Матти были в магазине, я все время рассказывала ему, что мне нужно купить семечки для Миши. Я в красках расписывала мальчику, как будет счастлив Миша, когда мы купим ему семечки, потому что это его любимое лакомство. Мы купили продукты для Матти и семечки для Миши и дошли до дома без всяких приключений. Когда мы зашли в дом, Матти подошел к спальне и осторожно открыл дверь. Он включил свет и остановился у двери, глядя на Мишу. Я подошла и сказала: «Привет, Миша!», и Матти тоже сказал: «Привет, Миша! Привет, птица!».
Миша нам не ответил. Матти постоял еще немного, затем развернулся и побежал на кухню. Через минуту он вернулся с пакетиком семечек в руках. «Миша, смотри! У Матти есть твои любимые семечки!», - одну за другой, я давала Мише семечки, просовывая их между прутьями его клетки. Матти стоял рядом со мной и радостно смеялся, глядя, как я кормлю птичку. С этого момента мальчик не отходил от Миши. Он стоял рядом, пока я меняла воду и корм в клетке. Когда Матти пошел домой, он сказал Мише: «До завтра!»
С этого дня Миша стал лучшим другом мальчика, и Матти всегда помогал мне заботиться о нем. Матти научился сам следить за своей одеждой и игрушками, а затем он взял на себя всю ответственность за благополучие птички. Матти давал Мише еду и воду, и был совершенно счастлив своей новой ролью. Я сделала несколько фотографий Матти вместе с Мишей. Мы также иногда заходили в магазин для животных и смотрели там на птичек.
Много раз, когда я забирала Матти из школы, и транспорт опаздывал, я говорила Матти, что Миша, наверно, голодный и ждет нас. Мальчик повторял мои слова, и по его лицу было видно, что он волнуется о птичке. Как только мы приезжали домой, Матти сразу кидался проверять, все ли в порядке с Мишей. «Привет, Миша! Привет, птица! Я здесь!» - восторженно кричал мальчик. Затем мы меняли в клетке воду, давали Мише корм. Только убедившись, что у Миши есть все, что нужно, Матти принимался за свою еду.
Мальчик до сих пор пугался, если птица была на свободе, поэтому я старалась держать Мишу в клетке, но иногда выпускала его наружу, чтобы побыть вместе с нами. Матти уже не боялся. Когда я катала Матти на стуле, он рассказывал Мише обо всем, что видел вокруг. Перед тем, как пойти домой, Матти обязательно бежал к клетке и говорил: «До свидания!» Мальчик всегда сообщал Мише, когда он придет в следующий раз.
Любимым занятие Матти было смотреть, как Миша ест семечки из моих рук. Мальчик никак не мог набраться смелости, чтобы самостоятельно кормить птичку, но каждый раз он с восторгом считал каждое съеденное семечко, и затем мы записывали число в специальную тетрадку. Матти очень серьезно относился к этой обязанности, и, если я забывала записать число съеденных семечек, мальчик непременно напоминал мне. Он знал, где хранится тетрадь, и приносил мне ее, чтобы сделать запись. Каждый раз, когда мы покупали в магазине что-нибудь для Миши, Матти стремился первым рассказать птичке о покупке.
Однажды мы были в магазине, и я взяла для Матти несколько бананов, которые он очень любил. Мальчик пошел куда-то в другой конец магазина. Я пошла за ним и увидела, что он направляется к полке, где лежат листья салата – любимое лакомство Миши. Тут я поняла, что Матти – взрослый мальчик и очень ответственный человек, потому что он ставил потребности и желания Миши выше, чем свои собственные. Мы заплатили и поспешили домой, где наш друг, Миша, дожидался нас.
Свидетельство о публикации №214092100201
Эйрэна 21.02.2015 09:37 Заявить о нарушении
Дана Маденич 22.02.2015 00:37 Заявить о нарушении