Тонечка

               
        Я живу в доме на набережной южного, морского города и часто выхожу к
морю посидеть на скамейке, почитать, посмотреть на людей, послушать их не-спешные разговоры. Последние годы мимо меня часто проходит пожилая пара.
Видно, что им не скучно друг с другом. Разговаривают неспешно, о профессии
мужчины я гадала недолго – моряк. Жители морских городов знают их слова:
рейс, судно, старпом, стармех, прибыл, убыл. А вот, кто женщина, я поняла не сразу. Однажды я увидела ее одиноко сидящей на скамейке и подошла к ней,
не случилось ли чего. Слава богу, все хорошо, просто муж уехал ненадолго по
делам из города.
      Мы познакомились. Про себя я ее назвала Тонечкой, несмотря на ее серьезный возраст. По манере общения, подчеркнуто вежливой и немного отстраненной, на расстоянии вытянутой руки, угадывалась петербурженка. Я училась в институте в этом удивительном городе и видела таких женщин, у некоторых училась. С этим она сразу не согласилась:
      - Я помню петербурженок и поэтому к их элитной группе даже приблизить
себя не могу. Я ленинградка по воспитанию, образованию.
      Иногда я задавала Тонечке вопросы. О детстве Тонечка вспоминала не охотно.
      Ее семья жила в заводском общежитии на знаменитой Выборгской стороне. В
детстве это не тяготит.  Голос Тонечки становился теплым, когда она вспоминала деревенские тканые половики постеленные на свежевымытый пол. Как хорошо полежать на них. Рассказывала о длинных очередях в магазинах, они тянулись по всему переулку от одного проспекта до другого. Матери брали детей с собой в очередь, чтобы больше досталось продуктов.
       Были очереди душные, тесные в фойе кинотеатра в клубе рядом с домом.
Эти очереди радостные – впереди кино! С тех пор Тонечка увлеклась кино и называет себя «профессиональным кинозрителем». С тех пор, где бы она не жила, ездила на премьеры кинофильмов в родной город.
       Я учительница и поэтому иногда задавала вопросы о школе тех лет в интеллигентном городе. Тонечка рассказывала о некоторых учителях, как о необыкновенных людях, благодарная память о которых до сих пор в душе. Они учили
не только своему предмету, но и общению. Тонечка с улыбкой сказала:
      - И мы, «разбойницы» с рабочей заставы понимали их не умом, а сердцем.
      1. Учитель математики в старших классах – Александра Федоровна.
По точным фразам Тонечки можно понять, что с математикой она дружила.
Дальше я попытаюсь, как можно точнее передать ее рассказ. 
       Александра Федоровна входила в класс, вставала у окна почти спиной к ученикам и всем казалось, что она чувствует, кто сегодня не готов к уроку. Тот случай запомнился на всю жизнь. Тонечка дома решала только трудные задания,а на легкие не хватало времени и терпения: их она записывала перед уроком или на уроке. Это было редко и «проскакивало». Но в этот раз Тонечка сразу поняла – вызовет к доске. Вызвала. Тонечка открыла тетрадь, в которой было записано только задание, и начала решать задачку вслух. Александра Федоровна не смотрит на нее. Итоговую цифру ученица подсмотрела и облегченно вздохнула – выкрутилась. Учительница без единого слова подошла к классному журналу и поставила две оценки – двойку и пятерку. Тонечка не обиделась – справедливо.Но эта двойка повлияла на оценку в четверти. Такую же четверку она поставила девочке не очень соображающей. Увидела Александра Федоровна расстройство Тонечки и объяснила, что девочка получила хорошую оценку за очень старательную, отличную работу в четверти, а вы за лень. На всю жизнь Тонечка запомнила,что иногда надо оценивать не только результат, но и, как он достался исполнителю. 
         2. Вера Петровна – учитель русского языка и литературы, непонятная, тонкая,интеллигентная.
          В школе Тонечка стала ходить не только в кино, но и с классом в театр. Надолго она запомнила не столько ТЮЗовский спектакль «Недоросль», сколько урок литературы на следующий день. Писали классное сочинение-рецензию на поход в в театр. Тонечка одна из первых написала коротенько (чем короче, тем меньше ошибок) и вышла из класса. С синтаксисом все было просто – она брала в ладошку все знаки препинания и бросала на лист, в свободном полете они садились куда хотели.
         Стали выходить одноклассники и рассказали – классная руководитель и
Вера Петровна смеялись, и поставили отлично.
         - Почему вы тогда не начали писать? – Спросила я.
         - О чем?  Фантазировать не умею, а жизненного опыта не было.
         Вера Петровна очень уважительно, а иначе и не умела, относилась к своим ученикам, особенно к любителям чтения. Однажды на уроке «разбирала» ка-
кого-то серьезного классика девятнадцатого века и краем глаза увидела, как
Тонечка из-под парты читает и хихикает. Тема урока не предполагала такой
жизнерадостной реакции. Она подошла, взяла книгу, вслух прочитала –Шолохов  «Поднятая Целина». Не сделала замечания и стала рассказывать о Шолохове
и о его книгах и, что будем изучать его на следующий год.
         Интеллигентная женщина, она даже не предполагала обмана. В Тонечкином классе учился симпатичный, озорной мальчишка и, чтобы удрать с урока он начинал надрывно кашлять и страдать лицом. Каждый раз Вера Петровна попадалась на эту удочку, а у других учителей этот номер не проходил. Ей было так жалко его, у нее самой заболела голова, тонкими пальцами терла  виски и отправляла к врачу.
          - (Я засмеялась). Курил, наверное, много.
          - Наверное. Это была настоящая любовь к детям – человекам.
          О ней и Александре Федоровне говорили, что они в этой школе преподавали во время Ленинградской Блокады. Молодые девушки не оставили детей в страшной военной беде.
         Потом во взрослой жизни, когда стала преподавать, Тонечка много переняла у строгой Александры Федоровны, но так и не приблизилась к трогательной Вере Петровне, и сейчас, когда  вышла первая книжечка «воспоминаний», Тонечка с ужасом думала, что бы сказала Вера Петровна. Да, нет она добрая. Сделала бы замечание, но не уничтожила.
       3. Регина Павловна – преподаватель Истории СССР.
       Тонечка помнит план ГОЭЛРО (план электрификации страны). Первый опрос
по этой теме и ее вызвали первой. Не выучила – двойка. На следующем уроке
опять вызывает. Кто же вызывает два урока подряд? Опять двойка. Другие темы
выручали Тонечку, но, как только повторяли тему электрификации – двойка была
обеспечена. С грехом пополам годовую оценку поставили – четыре. Как можно
догадаться на выпускном экзамене Тонечке достался этот кошмарный вопрос.
Весь класс уже смеялся. Регина Павловна отвлекала членов комиссии как могла,
и ставший родным Тонечке вопрос - не дождался ответа.
      Регина Павловна была внешне очень симпатичной полноватой женщиной с
ухоженными руками. Все девочки обсуждали соответствие цвета кофточки и лака
на ногтях.
      Так с детства и пошло -  Тонечке близко строгое и разумное, тонкое, на
что можно смотреть издалека и восхищаться. Красивое и доброе тянуло ее к себе.
       А я задумалась: какой меня запомнят мои ученики, и поняла – многое зависит
от меня, но и ученик принимает учителя, который ему ближе по душе.
        Сейчас мы изредка созваниваемся, и хочется дослушать историю Тонечки. А свою книжку она подарила мне.   
         
 
 
 


Рецензии