Говорим по-русски!

               
Мои внуки Стасик и Ванюша, одиннадцати и семи лет, живут в Калифорнии.  Дома их родители, моя дочь Лиля и зять Сергей, говорят только по-русски, однако детям русский даётся с трудом, поскольку со сверстниками и друзьями им приходится говорить только по-английски,  обучение в школе, мультики, игры, фильмы – тоже на английском. Родители поощряют сыновей, предоставляя им дополнительное время для компьютерных игр, чтобы они, преодолевая трудности, говорили по-русски. Однако эти меры мало помогают им в освоении русского языка.

В этом году Лиля решила отправить сыновей в спортивно-оздоровительный лагерь в Болгарии, где отдыхают и тренируются дети преимущественно из России. Полёт в Болгарию прошёл благополучно, и уже на следующий день я получила по электронной почте видео, на котором были запечатлены обдающие друг друга фонтанами брызг резвящиеся в бассейне внуки. Всё предвещало отличный отдых, и все трое были полны радужных надежд.

Но, видимо, сказалась бессонная ночь накануне вылета и длительное пребывание в воде, поскольку к вечеру оба внука уже хлюпали носами. А на следующий день у Стасика поднялась температура. Обычно Лиля сама справляется с детскими простудами. Однако в этот раз у неё не было необходимого запаса медикаментов, кроме тайленола  для  неё самой, поскольку она купила детям медицинскую страховку. Она была уверена, что в детских учреждениях медицинская помощь предоставляется детям круглосуточно.

Увидев, что ребёнок нездоров, Лиля отправилась в медпункт. Медработник уже готовилась покинуть кабинет. "У моего сына высокая температура. Пожалуйста, осмотрите ребенка", - попросила Лиля. "Мой рабочий день закончился, - ответила медсестра, - приходите завтра". Лиля повторила свою просьбу, но на медсестру она не возымела никакого действия. Тогда Лиля стала лечить Стасика самостоятельно, таблетками тайленола. К утру температура у Стасика спала. На третий день он был уже почти здоров, хотя у него всё ещё был насморк.
 
Тем не менее, это дало возможность Лиле отправиться по турпутевке в Рим. Она надеялась отдохнуть после напряженной работы с назойливыми клиентами, постоянно досаждающими ей своими бесчисленными требованиями. Дома Лиле тоже никогда не было покоя, поскольку, кроме проверки школьных уроков, сыновей нужно было ежедневно возить то на футбол и музыку, то на тхэквондо и теннис. А забота о муже и нескончаемые домашние хлопоты, и все это одна, без бабушек, без российской продленки, без какой-либо посторонней помощи…

Прилетев в Рим, Лиля на следующий день отправилась на экскурсию в Неаполь. Оттуда она пыталась позвонить сыновьям в лагерь, чтобы узнать об их здоровье, но телефон не отвечал.  В скайпе они тоже не появлялись. Лиля находилась в неведении относительно детей и очень волновалась.
 
Приехав в отель после экскурсии, Лиля увидела в скайпе: “Мама, приезжай скорее. Ванюша задыхается”. У Лили перехватило дыхание. Трясущимися руками она набрала номер телефона  администрации лагеря и услышала в ответ: “С Вашими детьми всё в порядке”. Администрация была не в курсе того, что происходит на самом деле. Наконец, ей дозвонился вожатый Дима, который сообщил, что утром Ванюше стало плохо, и Стасик отвёл его в медпункт. Здесь медсестра сделала ему гормональный укол, и малышу стал чувствовать себя лучше. Однако позже медсестре всё же пришлось вызвать врача из города, который диагностировал у Ванюши бронхит с астматическим компонентом и прописал Ванюше антибиотик и спрей для облегчения дыхания.
 
Обычно в тяжёлых случаях ребёнка помещают в изолятор под неусыпное наблюдение медработника, однако здесь за Ванюшей никто из взрослых не ухаживал, он периодически задыхался, лёжа в кровати. При нём почти неотлучно в течение двух суток находился лишь его старший брат Стасик, тоже ребёнок.  Если Ванюша чувствовал себя хуже, то не медсестра приходила к больному ребёнку, а братья шли в медпункт за медицинской помощью.
 
Когда закончился курс антибиотика, Ванюша опять стал задыхаться. Тогда снова в лагерь вызвали доктора, и он назначил другой антибиотик. Стасик не покидал Ванюшу, боясь уйти, чтобы Ванюша не задохнулся в его отсутствие. Он измерял братику температуру, клал ему на голову мокрое полотенце, не оставлял Ванюшу одного, чтобы ему не было страшно.
 
А в это время Лиля, получив ошеломляющее известие о состоянии младшего сына, металась в поисках билета на ближайший рейс в Варну и пыталась договориться с администрацией отеля хотя бы о частичном возврате денег, уплаченных за недельное пребывание в Риме и предстоящие экскурсии. Однако во всём этом ей было отказано, как и в предоставлении интернета, чтобы связаться с детьми. Ей лишь удалось поговорить с Димой по телефону, который подтвердил, что ей нужно приехать, так как дети остались без ухода. Билетов на ближайшие рейсы в Варну не было, и Лиле казалось, что у неё готово остановиться сердце. Её преследовал страх потерять ребёнка.

Наконец, она снова была в лагере и начала выхаживать младшего сына. Да и старший требовал внимания, так как после бессонных ночей  и круглосуточного бдения возле брата он стал совсем зеленым. Ванюша так и пролежал в палате почти всю смену, но к концу всё же окреп и влился в общий ритм лагерной жизни.
 
Оба моих внука светловолосые, с серо-голубыми глазами, с русскими именами и фамилиями, словом, типичные русские мальчишки. Поэтому, когда они впервые появились в лагере, то их русскоязычные товарищи очень удивлялись, почему их новые приятели притворяются, плохо да ещё и с акцентом разговаривая по-русски. Лиле пришлось объяснять детям, что её сыновья не притворяются, а им действительно трудно говорить по-русски, потому что сейчас их родным языком является английский. В свою очередь, мои внуки после первого общения с русскоговорящими детьми тоже пребывали в шоковом состоянии. От обилия новых слов, быстрого темпа русской речи и эмоционального стресса у них обоих разболелись головы, а сами они буквально валились с ног от усталости.
Но поскольку в семье они ежедневно слышали русскую речь, то вскоре шок от языкового барьера был преодолен, и внуки начали общаться с новыми друзьями почти на равных. Детей в лагере сплотили совместное плавание в бассейне, футбол и компьютерные игры; они беспрерывно посылали друг другу SMS-ки. Стасик писал письма с чудовищными ошибками, но зато очень быстро, а его друзья, похоже, даже не замечали его ошибок.

Я радовалась, что детей кормили в лагере шесть раз в день. Однако Лиля омрачила мою радость. "Знаешь, - сказала она, - на самом деле дети всё время голодали. У них был шведский стол, но им давали то, что они никогда в жизни не ели, к примеру, тушеные овощи. Ты не думай, что это не ели только мои чада, мимо этих блюд проходили абсолютно все ребята. Как-то им дали "курицу". Смотрю  -  в котёл налито что-то жидкое, зелёного цвета. Я помешала это варево половником и, в конце концов, увидела куриную ногу".
- А почему зелёного? - спросила я.
- Наверно,  с какой-нибудь зеленью. С тех пор я стала давать Стасику и Ванюше по пять евро, чтобы они ходили в кафе и не голодали. А то Ванюша ел только сухую гречку, а Стасик - картошку. Представляешь, какой тощий был Ванюша после болезни и такой кормёжки? Теперь я буду поправлять детей дома.
- А на какую же сумму их кормили шесть раз в день? - поинтересовалась я.
- На несколько евро, - ответила дочь. Представляешь, бутылка воды стоит один евро!
-  Такие дорогие путёвки, - не удержалась я, - шикарный бассейн, и не могут накормить детей! Пусть не шесть раз в день, а всего три, но прилично!

Завершив отдых в Болгарии, Лиля с детьми возвращалась в Москву. Однако рейс самолёта задержался, и дочь с внуками прибыла в московскую квартиру лишь поздно ночью. А рано утром за ними приехало такси, чтобы везти всех в аэропорт к рейсу на Лос-Анджелес. Снова никто из них не выспался, а Лиля, вынужденная укладывать кое-какие вещи, остававшиеся в Москве на время их путешествия в Болгарию, так и вовсе легла в четыре часа утра. Раньше я считала, что дети непременно должны проводить лето в лагере, как это было принято во времена моего и дочери детства, и поэтому постоянно советовала дочери отправить туда сыновей. Теперь же я чувствовала вину за то, что, с моей точки зрения, их отдых не удался. Однако  когда я спросила об этом Лилю, она с удивлением ответила: "Ну, что ты! Ведь у них появилось много русских друзей! Ты же слышишь, мы теперь говорим по-русски!"


               


Рецензии
🪀 Когда дети- внуки задыхались -1. использовали народный совет: в душевой ( из душа) распылить пар и туда - подышать задыхающегося ребенка.
2. Детский врач говорил: Благотворно влияют перелёты, особенно отдых в странах, где влажный климат.
3. Самый полезный совет: гладить бельё утюгом с паром, дышать этим паром- проверено на безнадежных…

Райя Снегирева   12.02.2024 14:00     Заявить о нарушении
Не дай Бог, конечно, повторения, но если случится, воспользуюсь Вашими советами.
Спасибо.

Алла Валько   14.02.2024 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.