Провинциальные истории

Замечательное это дело - пить пиво под воблу или, как ее еще называли, тарань. Настоящую воблу ведь ловят в Каспии, а потом доводят до кондиции, и она превращается в неповторимую закуску для пивного действа. При развитом социализме сей продукт в магазинах сыскать было сложно, а порой, и невозможно, хотя при царском режиме она считалась едой самого бедного сословия. В советской торговле вобла шла в дефиците наравне с такими продуктами, как икра, лососина, осетрина и крабы. Но иногда их все же выкидывали из – под прилавка, и тогда, ее брали, кто сколько мог, устраивая себе пивной праздник. Но еще прекрасней пивной сабантуй радовал любителей пенного напитка, когда удавалось раздобыть раков. Многие помнят, как в фильме Берегись автомобиля, Смоктуновский и Ефремов сидели в пивном кабачке и им заведующий, думая что это очередная проверка, выкатывал вместе со свежим пивом и тарелку раков. Наверное у многих любителей этого пенного напитка, такая сервировка вызывала обильное слюноотделение и зависть. Если за воблой не каждый мог съездить на Каспий, то попытаться наловить раков, зная места, было многим по силам. Хотя для них это было делом довольно муторным. Но что не сделаешь ради того, что бы доставить себе и приятелям радость испития пива с раками. Только однажды удалось увидеть в командировке, как ловят раков в далеком русском городке...
Командировки в советское время давали возможность иногда неплохо отдохнуть, развееться, и ,порой, не слишком напрягали, если начальство не требовало, что бы все было сделано быстро и в срок. Поездка в тот маленький городок, в центральной России, была скучной и обыденной. Ничем интересным в плане старинной архитектуры и древностей он не представлял. И развлечений в нем было с гулькин нос. По вечерам молодежь собиралась в парке культуры и отдыха, где проводились танцы. Там же, поблизости, находился летний ресторан, с трогательным названием Поплавок Собственно, почти все население городка работало на одном единственном заводе, который производил дефицитную продукцию для радиопромышленности. Порой она была такого низкого качества, что туда высылались представители потребителей этого добра, что бы устранять недостатки. Они съезжались со всех сторон СССР и просижывали долгое время на этом треклятом заводе, пока партии деталей не доходили до нужной кондиции.
Вечера командировочные проводили в ресторане Поплавок, а потом, кто помоложе, шли на танцы, пытаясь отбить у местных аборигенов подруг. Это заканчивалось, как правило, драками до первой крови, и примерением за распитием пива в том же Поплавке. Иногда приезжие ходили в местный храм мельпомены. Театр сего городка был престранным. Там ставили пьесы, которых днем с огнем не найти в других театрах страны. Черт его знает, почему это разрешалось делать в таком захолустье, но говорили, что первый секретарь райкома был завзятым театралом, и даже, однажды, что-то сам поставил. Все эти эксперименты закончились печально, о чем до сих пор ходили разные толки и сплетни.
К столетию Ленина в театре решили поставить пьесу о великом кормчем. На прмьеру было приглашено высшее начальство. Действие начиналось с того, что к сидящему в кресле спиной к залу Ильечу приходил Дзержинский и говорил, что надо наконец покончить с этой бандой меньшевиков и им сочусвтвующих. После этой фразы Ленин должен был встать и начать диалог с железным Фелисом, после чего пьеса должна была катится, как по маслу. Все было сначала хорошо. Держинский бодро подходил к Ильичу и говорил свой текст. Но вот ужас, Ленин ничего не отвечал. Феликс и так и этак обращался к сидящему, но в ответ была тишина. Тогда он заходит за кресло и долго вглядывается в лицо актера, потом нагибается совсем близко к нему и, вдруг резко, разворачивается, и уходит со сцены. Через пару минут опускается занавес и дается объявление, что пьеса закончена по техническим причинам. Народ в полном недоумении покидает зал, гадая, что там могло случиться.
На следующий день тайна была открыта. Актер, игравший Ленина, так надрался перед премьерой, что когда он сел на сцене в мягкое кресло, его моментально сморил сон. Пеьса была снята с репертуара театра, как и был снят с должности первый секретарь райкома партии.
А еще здесь очень увлекались ловлей раков. Это было главным хобби мужского населения городка. Хвастались кто, где, как и каких размеров выловил этих усачей. Конечно привирали все, как могли. Размеры раков порой доходили до приличных омаров, но какой охотник, или рыбак, не привирает, рассказывая о том, какого зверюгу он отловил. Попасть на ловлю этих членистоногих, как оказалось совсем не просто. Местные раколовы чужих в свои закрома не пускали. Все строго оберегали свои потайные места и схроны.
Но однажды решено было поехать за город на пикник, вместе с несколькими коллегами по командировке. Выбрали место, где, говорили, можно было наловить раков. Взяли, как положено, все для отдыха – пиво, водку, разную снедь и закусь. То есть для удачной ловли подготовились, как следует. Прежде чем приступить к ловле, решено было это дело обмыть и отполировать напитками и едой. Когда все дошли до кондиции, стали думать и гадать, как же выловить этих зверюг из воды. Это же не рыба – закинул и жди пока клюнет. Выпили еще по одной и поняли, что, самое главное, не узнали технику отлова раков, а ведь она должна была быть. И спросить то не у кого было. На берегу наша троица была одна. Еще раз наполнили свои стаканы и стали рассуждать о методах ловли, не даром, что все были инженерами с высшим образованием. Стали вспоминать разные виды и техники отлова тех или иных животных. Кто предлагал сделать силки и бросить их в воду. Еще было предложение сделать из рубашки бредень и походить по озеру. Было еще пару бредовых предложений, пока на пляж не пришла группа мальчишек. Они долго  купались в озере, гоняли в футбол и искоса поглядывали в нашу сторону. Наконец один из них подошел к нам и попросил сигарет. Последовал отказ.
- А за раков дадите пива и сигарет?- сообщил он.
После недлгого совещания решили, что можем им дать просимое. Уж очень хотелось отведать прямо на берегу, на костерке, под пиво, знаменитых местных раков. Техника лова оказалась проста, как яйцо. Мальчишки скинули майки, и стали подлезать под коряги и доставать оттуда усачей. Скоро в майках уже копошилось изрядное количество этих тварей, которые были переправлены в кипящий котелок. За заботами и хлопатами незаметно наступил вечер и наши ловцы заторопились к домой. Стали выяснять, когда уходит автобус в город, олазалось, что до утра его и не будет. «Топайте в село и проситесь на ночлег.»
Пока брели по дороге, пошел гадкий, холодный дождь, и дорога стала превращаться в месиво. Наконец показалась деревня. Вид у нее был такой, что казалось все блага цивилизации никогда в ней и не жили. Света на улицах не было. Дома стояли темные с покосившимися заборами, за которыми лениво поругивались собаки, при нашем приближении. Решено было проситься на ночлег в ближайшую хату. После долгого битья в дверь, вышла баба, закутанная в платок, и спросив, кто такие и что надо, нехотя впустила во внутрь. На вид ей было далеко за пятьдесят. Посадила нас за огромный стол посередине хаты, а мы, отдав ей остатки раков, попросили их сварить, сказав, что подарим бутылку водки. Тут лицо ее немного подобрело, и она, шаркая старыми валенками, пошла к печке. Не успела она принести наше блюдо, как дверь со страшным грохотом распахнулась и в проеме показался мужик огромного роста, с заросшей головой до самых глаз, и с бородой, как лопата. Хмуро посмотрев на незванных гостей, спросив, откуда мы, и не выслушив ответа, вдруг грохнул своми огромными кулачищами по столу и крикнул так, что уши заложило.
-Баба, тюрю!
Около плиты загремела посуда, на столе, перед хозяином дома появилась здоровенная суповая тарелка, буханка белого хлеба и огромная бутыль с мутной жидкостью. Мужик накрошил в тарелку большие куски батона, которые залил напитком из бутылки. По комнате разнесся запах известного зелья – самогона. Мы с интересом смотрели на едока, и думали ,когда он опьянеет. Но он еще несколько раз проделывал такую операцию, а потом, внезапно, рухнул головой на стол и чудовищно захрапел.
Рано утром, не простившись с хозяевами, мы покинули сей странный дом и на попутной машине добрались в город, еще долго вспоминая ловлю раков и хозяина мрачного дома на отшибе цивилизации.

18.09.14


Рецензии