Птицы Фирудина

- Все из-за голубей, - в очередной раз выговаривала отцу Лейла.

Отец  ее , Фирудин, был страстным   голубятником.

 Он умудрялся держать  голубей даже на чердаке многоэтажки, где они жили раньше.

 Сейчас  же,  переселясь в  малоэтажный пригород Баку, он обрел  здесь настоящий  голубиный рай.

Подойти к  Фирудину  и  поинтересоваться  невзначай,  как дела у голубей , означало застрять  возле деревянной будки  у  плакучей ивы не меньше, чем часа на полтора.

Расставив ноги , запрокинув голову  и щурясь  в небо,  дядя  Федя,  как зовут  Фирудина  некоторые друзья,  упорно  будет  указывать на  крошечное пятно  меж облаков . Это его гордость – взлетевший в поднебесье и превратившийся в точку голубь.

Умиляясь на самочку и жениха , ее обхаживающего , Фирудин обязательно подсыпет пригоршню пшеницы  воркующей стае,  попутно ругая  « дармоедов» - сизаков, диких голубей, пристроившихся к  его  декоративным любимцам.

Помимо  белоснежных  , часто с оперением в виде кольца на шее,  у него есть и пестрые, и  розоватые,  и в перышках –«клеш» на лапках,  есть и уродливо- кривоклювые,  с большими выпученными глазами и раздутыми ноздрями , которых  дядя Федя уважительно   называет  « драконы».

Впрочем, не внешнюю красоту  ценит в  своих любимцах Фирудин, а способность к высокому полету, а затем,  не менее ценное голубиное дарование  – возвращаться  по свисту домой, а не к соседу через улицу.

Переманивание его голубей Фирудин считал  величайшим  преступлением.

Заподозрив однажды  длинноволосого  соседа  Женьку в  том,  что он заманил одного из его любимых   высоколетов  , Фирудин  сделался его врагом навек.
 Никакие заверения соседа о непричастности к пропаже голубя  дядю Федю  не разубедили .

 - Ничего – ничегооо ...,-  покачивал он  головой вслед долговязому Женьке, прозванному им  “ лохматым “  за длинные сосульками волосы.  Это  “ ничего”  могло означать многое и ничего хорошего одновременно, хотя Фирудин был добрейший и хлебосольнейший человек на свете.

Никого, забредшего к Фирудину во двор, не отпускали, не накормив, или  по крайней мере, не напоив чаем. А если  гость еще умел и в нарды играть (а не уметь играть в нарды  в Баку просто неприлично),нечаяный визит затягивался  надолго. Редко кому удавалось уйти от Фирудина "непощипанным "- знатным он был игроком.

 Помимо  всего, у  Фирудина была на удивление щедрая  рука на землю -  из  чахлого  прутика, который он втыкал ненароком в песок , вырастала роскошная плакучая ива или же   плодоносное  инжирное дерево. 
Запущенный пустырь перед  домом  вскоре после их переезда сюда превратился в  дивный  тенистый  сад.

Жена Фирудина Нателла, полная  и добрая женщина, во всем ему помогала, обладая редкой способностью  к сопереживанию и заботе.

Будучи рачительной хозяйкой, она умудрялась из наскребенного по  сусекам приготовить необыкновенно вкусно.

Во время готовки в воздухе царствовало искушение. Ни один французский парфюм не смог  бы привлечь к себе столько носов, сколько привлекали  ароматы нателланой кухни.

Уважая привязанность мужа к голубям, однажды , посмотрев передачу про любителей голубей  по местному каналу, она возмутилась : «  Что же это такое? Завтра же пойду на телевидение и выскажу им все -  показали всех гушбазов*  Баку, а моего почему не показывают ? Чем он хуже?»
Она была верной спутницей своего супруга. Вместе они согревали мир.

«Птицы мира»  же согревали Фирудину душу.

«Лохматый»,  позарившись на соседского голубя, легкомысленно   подписал себе обвинительный приговор.

Когда один из соседей,  подвыпив , в приступе любви  стал   клятвенно заверять  Фирудина , что он может все сделать ради него ,только пожелай,  тот  на полном серьезе пожелал : « Убей  Лохматого».
Звучало не хуже, чем  " Убить Билла".
 При этом у дяди Феди  было такое неправдоподобно свирепое выражение лица, что все вокруг расхохотались,  не выдержал и сам Фирудин. 

 Какой- то период семье Фирудина не везло – неурядицы и безденежье их преследовало в начале нулевых годов.  Все не ладилось .
 И хотя все эти  беды никак  не повлияли  на их альтруистическое  отношение к миру,  семье   приходилось  довольно  туго.
 
Как в большинстве случаев, если долго плохо, назревает вопрос « кто виноват ?».

 В один из дней , когда жизнь их слишком прижала,  Лейла,  не одобрявшая страсть отца к пернатым, стала сетовать на голубей. Какие- то мудрецы  ей сказали , что голуби приносят несчастье тем, кто их держит.

- Да, все из- за голубей – повторяла Лейла отцу, - вот и Рафик  вдруг уезжает в Грузию, говорят, надолго,  а ведь он обещал  брату  работу здесь.

Фирудин , помолчав , философски ответил – Да....человек в Грузию уезжает – голубь виноват.

Фраза стала крылатой в  округе и дальше, перешучиваемая  друзьями  на разные  лады.

Фирудин, не смотря ни на что,  продолжал лелеять пернатых любимцев, и умудрился уберечь их даже во времена «птичьего гриппа» , когда санитарные рейды   высматривали во дворах голубей , считая  их  потенциальными источниками  заразы.

   И вот однажды   судьба , наконец,   переменилась к  семье  Фирудина...Не было точной точки отсчета, с которого началось  их благополучие, но это случилось.

 В короткий срок произошло то, на что никто не надеялся, кроме оптимистичной Нателлы - они  получили  часть  наследства от богатого   родственника из Турции,  и смогли починить и расстроить  свой   домик – старую «американку».

 Постепенно и у детей наладилось и с работой, и с личным счастьем.

Фирудин же  пережил свое семидесятилетие всего на две недели.
 Он умер внезапно, никого не мучая болезнями и не обременяя уходом.
 - Улетел,как голубь,- вздыхала Нателла.

Голубей подержали до сорока дней, а потом отдали другу семьи, просто подарили. Птицы попали в хорошие руки.

 Вдоль   ограды Фирудина зеленеют деревья, а на  мраморной плите  умиротворенно пристроились  белые  гипсовые  голубки – два маленьких символа любви и покоя. 

                *****
               
  Прошло  некоторое время, и в один прекрасный  день   дети  во дворе Фирудина  заметили, что время от времени к «американке»  прилетает белоснежный голубь.

 Голубок  пристраивается под ивой , что- то поклевывая  и прохаживаясь  бочком.  Он чурается  подлетавших к нему  сизаков и любопытных воробьев, недовольно проводя клювом по грудке.

Увидев,что его заметили, голубь с шумом взлетает, вначале невысоко, покуражась на одном месте и  дав  полюбоваться своими  белоснежными  веерами- крыльями, а затем все выше и выше...

 Дети  следят  за голубем , запрокинув  головы  и щурясь в небо.

Они будут смотреть , не отрываясь,   долго,  пока  улетающий голубь   не превратится в маленькую трепещущую точку и не растает  в поднебесье.


 Гушбаз* - любитель голубей


Рецензии
В моём детстве многие пацаны носили голубей за пазухой, периодически их вынимали и "поили" губами, Обменивались и птицами и опытом, - жизнь крутилась вокруг голубей...

Варакушка 5   30.09.2017 17:35     Заявить о нарушении
Знакомая картина.Все повторяется.Спасибо Вам большое за отзыв!

Ирина Бибаева   30.09.2017 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.