Штрихи к портрету. Марина Цветаева

1. Поэзия

Марина Цветаева высоко поднимает идею жертвенного служения поэзии.

Поэзия для Цветаевой – Вифлеемская звезда.

Цветаева – воительница духовной красоты в поэзии.

Цветаева простирает над поэзией духовную твердь, пребывание в которой легко и радостно только бесстрашным людям.

Цветаева создаёт поэзию не интеллектом, не душой, а совестью, для которой высший судья – Творец мира.

Цветаева уносится к перистым облакам, чтобы вдыхать Небесную чистоту и свежесть.

Одиночество и отстранённость от жизни пробуждают в Цветаевой потребность в абсолютной свободе.

Цветаева – поэт, одержимый словом. В литературном труде она почти безрассудна!

Ещё в юности Цветаева бесстрашно всходит на жертвенный костёр поэзии!

Цветаева – сказочная царевна-лебедь в поэзии.

Цветаева – жар-птица в литературе.

Цветаева – отшельница-вещунья в словесности.

Цветаева – своевольная дикарка в жизни и литературе.

Цветаева – указующий перст в поэзии.

Цветаева в поэзии – благочестивый столпник, простирающий руки к Небу.

Цветаева белым лебедем взмывает в небо, от быта к бытию, к духовному созерцанию мира.

Цветаева – поэт небесной чистоты и ясности.

Цветаева – нищенка в жизни и царица в небе поэзии!

Цветаева – отважный защитник русского поэтического слова.

Ключ к поэтическому ларцу Цветаевой нужно искать в русских народных сказках.

Поэтическое слово для Цветаевой – святыня.

Цветаева – искусная мастерица словесной вязи.

Цветаева пишет стихи не гусиным, а стальным пером.

Цветаева занимается инкрустацией и чеканкой стихотворных текстов.

Цветаева играет на свирели поэзии под сопровождение снежных метелей и вьюг.

Поэзия Цветаевой – это красные ягоды рябины, запорошенные снегом!

Стихи Цветаевой – это скрипящий под ногами снег в лютую стужу.

Интеллект в стихах Цветаевой – лихой всадник, уносящийся в снежную пургу.

Для обывателей стихи Цветаевой – рифмованная заумь, на самом же деле они – снежный обвал в горах!

Поэзия Цветаевой – это природные стихии: водопады, горные реки, грозы, снежные бури.

Стихи Цветаевой не для мещанской публики: в них – протест, вызов, приговор, разящий выстрел!

Стихи Цветаевой – это азбука Морзе, посылаемая в момент кораблекрушения!

Стихи Цветаевой – отчаянный крик на всю Россию! Кто его услышит?

Стихи Цветаевой выражают горе народа, проливающего реки крови ради справедливой власти на земле!

Стихи Цветаевой – это вздыбившаяся Русь, готовая рвануть в пропасть!

2. Жизнь

Цветаева – царь-девица с русской, польской и немецкой кровью: она по-екатериненски решительна и целеустремлённа.

Цветаева – на редкость противоречивая натура: слагает стихи небесной чистоты, не веря в Бога, любит супруга, заведя ребёнка от постороннего мужчины, русская по рождению, обожает евреев. Не двусмысленны ли её поэзия, любовь и жизнь?

Цветаева испытывает тройное давление жизни: ей изрядно мешает испорченный в детские годы характер, её мучает искалеченная юношеская любовь, над ней властвуют роковые обстоятельства, приводящие к трагическому концу.

Цветаева, создав культ высокой поэзии, пренебрегает бытом, семьёй, мужем, детьми. Люди осуждают её, история – оправдывает.

Цветаева отстраняется от жизни ради поэзии, воюет с преходящим бытом ради славы и бессмертия.

3. Любовь

Цветаева мучается любовью-страданием в жизни и наслаждается любовью-счастьем в поэзии.

Цветаева раскладывает костёр любви на снегу. Коротко длится его торжество!

Любовь для Цветаевой – это кусочек льда на горячей ладони!

Исполненная страдания любовь Цветаевой мечется между Раем и адом.

Поэзия для Цветаевой – сотрудничество с Богом, нищенская жизнь – поединок с Сатаной.

Жизнь Цветаевой – это фантасмагория любви и несчастья.

Любовь Цветаевой закована в цепи смерти.

Цветаева изучает любовь как психоаналитик, не отказываясь от её прихотей и причуд.

Цветаева – психея, проповедующая идеальную душевную и духовную любовь.

Цветаева редко любит, но часто пускает в ход оружие любви, и делает это ради поэзии.

Цветаева пишет стихи об идеальном человеке, идеальной любви, идеальной дружбе, о чистых, духовных отношениях между мужчиной и женщиной. Всё это – небесная высота, доступная лишь гениям.

4. Смерть

Цветаева живёт чрезвычайно интенсивно: в 30 лет чувствует себя старухой, в 48 – накладывает на себя руки!

Цветаева не любит жизнь, не доверяет любви: отсюда закономерный конец – петля!

Цветаева предчувствует свою роковую кончину уже в 20-летнем возрасте!

Не что иное как психологический эгоцентризм Цветаевой затягивает на её шее елабужскую петлю.

Добровольная смерть освобождает Цветаеву от дурмана гениальности.

Цветаева завершает роман с собственной душой в петле отчаяния.

Жизнь – трагедия, любовь – катастрофа, в поэзии – непонимание! Такова драматическая судьба Цветаевой.

Жизнь Цветаевой – это медленное остывание души до того момента, когда небытие становится желанным.

Ради торжества высокой поэзии Цветаева губит в себе женщину, жену и мать. Итог неутешителен: самоубийство в 48 лет!

Цветаева изгоняется из жизни, избирается для поэзии!

Елабужская петля Марины Цветаевой – это горький упрёк русским людям навеки!

5. Творческие параллели

Марина Цветаева – мистификатор любви в жизни и письмах. Это роднит её с Бальзаком.

В письмах Марина Цветаева подобно Оноре де Бальзаку «проектирует» идеальную любовь, принимая желаемое за действительное. Зачем русской поэтессе и французскому писателю это нужно? Литература требует возвышенных и красивых слов, без которых она невозможна.

Эпистолярная любовь Цветаевой – это ответ женщины на проект идеальной любви мужчины – гениального Бальзака.

Бальзаку и Цветаевой нужна любовь, чтобы непрерывно писать: именно любви они обязаны своим богатым литературным наследием.

Бальзаковская, ровно как и цветаевская, литературно-эпистолярная игра в любовь преследует тайное желание – удовлетворить плоть. Однако, физическое начало у Цветаевой неотделимо от высокой духовности.

«Дружба» в письмах Марины Цветаевой и Бориса Пастернака с Райнером Марией Рильке является по существу не чем иным, как словесной риторикой.

Цветаеву и Пастернака соединяет с Рильке вовсе не духовная близость, «дружба» русских поэтов с австрийским гением держится на литературном тщеславии молодых корреспондентов.

Суть взаимоотношений между Рильке, Цветаевой и Пастернаком проста: в гнездо соловья залетают два шустрых воробушка!

«Любовь» в письмах между Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком время от времени вспыхивает бенгальским огнём холодных слов, после чего она быстро гаснет в серых буднях жизни.

Цветаева по-гётевски предана литературе: для неё каждое слово – на вес золота!

Пушкин и Цветаева превосходно владеют магией слова.

Достоевский, Бальмонт, Цветаева мучаются безденежьем, но горят творческим энтузиазмом. Для них литература – красное место, тогда как жизнь – второстепенное дело!

Ван Гог и Марина Цветаева – подневольные рабы творчества.

Зинаида Гиппиус и Марина Цветаева создают любовные треугольники в супружеской жизни. Настолько велик их интерес к любви!

Стихи Блока – глубина поэзии, Цветаевой – высота.

Цветаева и Стравинский – язычники в искусстве.

Поэзия Цветаевой и музыка Стравинского – это русский псевдонародный стиль, претендующий на оригинальность.

Поэтический улов Цветаевой – щука-сущность, Пастернака – карась-смысл!

Поэзия Цветаевой наполнена символами, Пастернака – метафорами.

Поэты Андрей Белый, Марина Цветаева, Борис Пастернак – заложники модернизма: они поневоле оказываются в искривлённом пространстве революционной эпохи.

Поэзия Марины Цветаевой бодра и свежа, как музыка Сергея Прокофьева.


Рецензии
Это так ёмко, что надо перечитывать и обдумывать. У каждого - своя Цветаева, хотя факты есть факты.

Женские Истории   27.09.2014 19:22     Заявить о нарушении