Штрихи к портрету. Марина Цветаева
Марина Цветаева высоко поднимает идею жертвенного служения поэзии.
Поэзия для Цветаевой – Вифлеемская звезда.
Цветаева – воительница духовной красоты в поэзии.
Цветаева простирает над поэзией духовную твердь, пребывание в которой легко и радостно только бесстрашным людям.
Цветаева создаёт поэзию не интеллектом, не душой, а совестью, для которой высший судья – Творец мира.
Цветаева уносится к перистым облакам, чтобы вдыхать Небесную чистоту и свежесть.
Одиночество и отстранённость от жизни пробуждают в Цветаевой потребность в абсолютной свободе.
Цветаева – поэт, одержимый словом. В литературном труде она почти безрассудна!
Ещё в юности Цветаева бесстрашно всходит на жертвенный костёр поэзии!
Цветаева – сказочная царевна-лебедь в поэзии.
Цветаева – жар-птица в литературе.
Цветаева – отшельница-вещунья в словесности.
Цветаева – своевольная дикарка в жизни и литературе.
Цветаева – указующий перст в поэзии.
Цветаева в поэзии – благочестивый столпник, простирающий руки к Небу.
Цветаева белым лебедем взмывает в небо, от быта к бытию, к духовному созерцанию мира.
Цветаева – поэт небесной чистоты и ясности.
Цветаева – нищенка в жизни и царица в небе поэзии!
Цветаева – отважный защитник русского поэтического слова.
Ключ к поэтическому ларцу Цветаевой нужно искать в русских народных сказках.
Поэтическое слово для Цветаевой – святыня.
Цветаева – искусная мастерица словесной вязи.
Цветаева пишет стихи не гусиным, а стальным пером.
Цветаева занимается инкрустацией и чеканкой стихотворных текстов.
Цветаева играет на свирели поэзии под сопровождение снежных метелей и вьюг.
Поэзия Цветаевой – это красные ягоды рябины, запорошенные снегом!
Стихи Цветаевой – это скрипящий под ногами снег в лютую стужу.
Интеллект в стихах Цветаевой – лихой всадник, уносящийся в снежную пургу.
Для обывателей стихи Цветаевой – рифмованная заумь, на самом же деле они – снежный обвал в горах!
Поэзия Цветаевой – это природные стихии: водопады, горные реки, грозы, снежные бури.
Стихи Цветаевой не для мещанской публики: в них – протест, вызов, приговор, разящий выстрел!
Стихи Цветаевой – это азбука Морзе, посылаемая в момент кораблекрушения!
Стихи Цветаевой – отчаянный крик на всю Россию! Кто его услышит?
Стихи Цветаевой выражают горе народа, проливающего реки крови ради справедливой власти на земле!
Стихи Цветаевой – это вздыбившаяся Русь, готовая рвануть в пропасть!
2. Жизнь
Цветаева – царь-девица с русской, польской и немецкой кровью: она по-екатериненски решительна и целеустремлённа.
Цветаева – на редкость противоречивая натура: слагает стихи небесной чистоты, не веря в Бога, любит супруга, заведя ребёнка от постороннего мужчины, русская по рождению, обожает евреев. Не двусмысленны ли её поэзия, любовь и жизнь?
Цветаева испытывает тройное давление жизни: ей изрядно мешает испорченный в детские годы характер, её мучает искалеченная юношеская любовь, над ней властвуют роковые обстоятельства, приводящие к трагическому концу.
Цветаева, создав культ высокой поэзии, пренебрегает бытом, семьёй, мужем, детьми. Люди осуждают её, история – оправдывает.
Цветаева отстраняется от жизни ради поэзии, воюет с преходящим бытом ради славы и бессмертия.
3. Любовь
Цветаева мучается любовью-страданием в жизни и наслаждается любовью-счастьем в поэзии.
Цветаева раскладывает костёр любви на снегу. Коротко длится его торжество!
Любовь для Цветаевой – это кусочек льда на горячей ладони!
Исполненная страдания любовь Цветаевой мечется между Раем и адом.
Поэзия для Цветаевой – сотрудничество с Богом, нищенская жизнь – поединок с Сатаной.
Жизнь Цветаевой – это фантасмагория любви и несчастья.
Любовь Цветаевой закована в цепи смерти.
Цветаева изучает любовь как психоаналитик, не отказываясь от её прихотей и причуд.
Цветаева – психея, проповедующая идеальную душевную и духовную любовь.
Цветаева редко любит, но часто пускает в ход оружие любви, и делает это ради поэзии.
Цветаева пишет стихи об идеальном человеке, идеальной любви, идеальной дружбе, о чистых, духовных отношениях между мужчиной и женщиной. Всё это – небесная высота, доступная лишь гениям.
4. Смерть
Цветаева живёт чрезвычайно интенсивно: в 30 лет чувствует себя старухой, в 48 – накладывает на себя руки!
Цветаева не любит жизнь, не доверяет любви: отсюда закономерный конец – петля!
Цветаева предчувствует свою роковую кончину уже в 20-летнем возрасте!
Не что иное как психологический эгоцентризм Цветаевой затягивает на её шее елабужскую петлю.
Добровольная смерть освобождает Цветаеву от дурмана гениальности.
Цветаева завершает роман с собственной душой в петле отчаяния.
Жизнь – трагедия, любовь – катастрофа, в поэзии – непонимание! Такова драматическая судьба Цветаевой.
Жизнь Цветаевой – это медленное остывание души до того момента, когда небытие становится желанным.
Ради торжества высокой поэзии Цветаева губит в себе женщину, жену и мать. Итог неутешителен: самоубийство в 48 лет!
Цветаева изгоняется из жизни, избирается для поэзии!
Елабужская петля Марины Цветаевой – это горький упрёк русским людям навеки!
5. Творческие параллели
Марина Цветаева – мистификатор любви в жизни и письмах. Это роднит её с Бальзаком.
В письмах Марина Цветаева подобно Оноре де Бальзаку «проектирует» идеальную любовь, принимая желаемое за действительное. Зачем русской поэтессе и французскому писателю это нужно? Литература требует возвышенных и красивых слов, без которых она невозможна.
Эпистолярная любовь Цветаевой – это ответ женщины на проект идеальной любви мужчины – гениального Бальзака.
Бальзаку и Цветаевой нужна любовь, чтобы непрерывно писать: именно любви они обязаны своим богатым литературным наследием.
Бальзаковская, ровно как и цветаевская, литературно-эпистолярная игра в любовь преследует тайное желание – удовлетворить плоть. Однако, физическое начало у Цветаевой неотделимо от высокой духовности.
«Дружба» в письмах Марины Цветаевой и Бориса Пастернака с Райнером Марией Рильке является по существу не чем иным, как словесной риторикой.
Цветаеву и Пастернака соединяет с Рильке вовсе не духовная близость, «дружба» русских поэтов с австрийским гением держится на литературном тщеславии молодых корреспондентов.
Суть взаимоотношений между Рильке, Цветаевой и Пастернаком проста: в гнездо соловья залетают два шустрых воробушка!
«Любовь» в письмах между Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком время от времени вспыхивает бенгальским огнём холодных слов, после чего она быстро гаснет в серых буднях жизни.
Цветаева по-гётевски предана литературе: для неё каждое слово – на вес золота!
Пушкин и Цветаева превосходно владеют магией слова.
Достоевский, Бальмонт, Цветаева мучаются безденежьем, но горят творческим энтузиазмом. Для них литература – красное место, тогда как жизнь – второстепенное дело!
Ван Гог и Марина Цветаева – подневольные рабы творчества.
Зинаида Гиппиус и Марина Цветаева создают любовные треугольники в супружеской жизни. Настолько велик их интерес к любви!
Стихи Блока – глубина поэзии, Цветаевой – высота.
Цветаева и Стравинский – язычники в искусстве.
Поэзия Цветаевой и музыка Стравинского – это русский псевдонародный стиль, претендующий на оригинальность.
Поэтический улов Цветаевой – щука-сущность, Пастернака – карась-смысл!
Поэзия Цветаевой наполнена символами, Пастернака – метафорами.
Поэты Андрей Белый, Марина Цветаева, Борис Пастернак – заложники модернизма: они поневоле оказываются в искривлённом пространстве революционной эпохи.
Поэзия Марины Цветаевой бодра и свежа, как музыка Сергея Прокофьева.
Свидетельство о публикации №214092201097
Женские Истории 27.09.2014 19:22 Заявить о нарушении