Прощай, Ворон. Длинный рубль

               
   
               
Флотская служба изначально была суровой. И даже теперь при всех достижениях цивилизации суровость на флоте не исчезла. Особенно достается подводникам.

     Чтобы скрасить жесткость корабельного существования издавна была придумана романтическая флотская одежда,  красивые ритуалы, броский морской сленг, сигналы, горны, рынды и еще – флаги. 

    О! Флаги!  Флот без флагов трудно представить. Это и символ, и сигнал, и украшение.  Флаг на море, это не флаг на суше, где вывесят прапор и не снимают пока он в тряпку не превратится. На кораблях не так. На кораблях кормовой флаг и гюйс ежеутренне поднимают и ежевечерне спускают, флаг доложностного лица поднимают при прибытии на корабль этого лица и спускают при его убытии, сигнальные флаги поднимают при необходимости и спускают, когда необходимось исчезнет, флаги расцвечивания подимают  и спускают одновремно с кормовым флагом, Государственный флаг поднимают в виду непреятеля и спускают после боя (если уцелеют, конечно).
    Но есть на корабле один флаг, который носится постоянно как днем, так и  ночью, во всякую погоду, на ходу и на якоре. 

Таким флагом является вымпел. Он имеет вид узкой, длнной ленты красного цвета с двумя косицами на конце. В начале вымпела изобрвжен Андреевский флаг. Носится вымпел на грот-стеньге (при наличии одной мачты – на фор-стеньге)  корабля.  Реющий на стеньге вымпел означает, что корабль находится в компании, т.е. его можно  использовать как в походе, так и в бою. При выводе корабля из компании вымпел спускают.

     Цивильные люди, обозревающие корабль, обычно не замечают вымпел, а если и замечают, то не придают ему особого значения.  Моряки же относятся к нему с уважением. Вымпелу находится место даже в песнях:

«Якорь поднят, вымпел алый реет на флагштоке...»*

«Все вымпелы вьются, и цепи гремят...»**

    К стати, в строфх итеются две смысловые ошибки (стихи сочиняли не моряки) , и читатель теперь легко их найдет. Вообще, когда стихи о море пишет не моряк, это всегда заметно. Не побывав в нутрянке вопроса, такой поэт отделывается внешними банальностями. И использует рифмы-штампы: тросы - матросы, туманы - капитаны, моря - якоря.
 
    Что очень важно: если вымпел поднят – моряки получают тридцатипроцентную надбавку к своему денежному содержанию (так назыдваемые «морские»), при спуске вымпела надбавка аннулируется.  Поэтому на флоте вымпел называют «длинным рублем». Это предисловие.


    В сумраке раннего утра «Ворон» мотался средь штормовых волн, постоянно меняя курс. Он искал подводную лодку. Раздраженный командир метался по мостику от борта к борту, смоля беломорины одну за другой. Он не знал, где лодка. Уже два раза объявлялась боевая тревога, но оба раза контакт терялся.   У себя в рубке исходил нервами акустик, кляня гидрологию Черного моря. Шторм перемешал теплые и холодные слои воды.  Сигнал рассеивался, проходил полохо и не прямолинейно.  Акустик нервничал не зря. Он сейчас был самым главным человеком на корабле. Только от него зависило выполнит «Ворон» учебную задачу : «Поиск и уничтожение подводной лодки» или нет.

    Вдруг акустик напрягся: наметился контакт. Он немедленно выдал командиру пеленг на лодку . «Ворон» чуть подвернул и ринулся в бой. По кораблю загремели колокола громкого боя. Командир схватил микрофон громкой связи и прохрипел прокуренным голосом:

    «Боевая тревога! Атака подводной лодки!».

     Контакт был не очень уверенным. Пелинг постоянно менялся: лодка маневрировала.  Наконец командир решил , что «Ворон» достиг зоны поражения лодки.  С мостика в воду полетела шумовая граната.

     «Уничтожив» лодку, «Ворон» повернул в базу.  Теперь оставалось только ждать заключения посредника, находящегося на лодке.  По трансляции прозвучало долгожданное:

     «Отбой боевой тревоги!»

Измотанный за ночь командир рухнул в кресло, буркнув: «До базы не будить.»

      Вообще-то, «Ворон» подобные задачи решал успешно, обычно получая хорошие, а то и отличные оценки. Свершалась такая приятность, благодаря солидарности штурманов.

    Накануне выхода в море для выполнения задачи по поиску лодки, штурман «Ворона», старший лейтенант Князев, с бутлкой коньяка шел на подплав и находил штурмана лодки, которая будет работать с «Вороном». Через непродолжительное время Князеву вручалась калька будущего маневрирования лодки. И все, и вопрос решен. Теперь командиру достаточно было совместить кальку с картой, чтобы в любой момент знать в какой точке Черного моря нахдится искомая лодка.

    Но нынче вышел облом. Оказалось, что, взаимодействуя с «Вороном», лодка сама будет решать свою задачу по преодолению противолодочного рубежа. Конечно, никакой кальки Князев не получил.  И вот результат: бессонная ночь, истрепанные нервы и сомнительные шансы на хорошую оценку.

      Удачно ошвартовавшись, командир, не ожидая приглашения, отправился в штаб, чтобы узнать результаты саоей работы, но узнал такое, что результаты уже не имели никакого значения. Хмурый он вернулся на корабль, никому ничего не сказал, лишь приказал старпому команду не дергать: пусть отдохнут, а сам убыл домой.
    Жена сразу же заметила напряженность в поведении супруга:

   -- Мишаня, что-то случилось?

   -- Да, родная. И даже коснулось тебя.

   -- Меня-то каким краем?

   -- Боюсь, что ты останешься без норковой шубы.

   -- Почему?

   -- С меня сдернули «длинный рубль». Правда, приказ еще не подписан, но вопрос решен.

   -- Отчего сдернули-то?

   -- Наши нахимовы решили продать «Ворон» в Болгарию. Завтра начнем выгрузку боезапаса, а в понедельник пойдем на завод готовить корабль к передаче.

   -- Ну шлимазлы! – вскиаела симитская кровь.

    Она быстро накрыла на стол, поставила графин с водкой, две рюмки и попросила:

   -- Налей, Миша,  и мне. 

   После обеда он устроился на диване, но сон не шел. В голове бились колючие мысли. Он думал:

    «Флот – это консервативная организация, стянутая традициями и уставом. И любые выверты для флота – болезнены. Это знают и англичане, и американцы, и китайцы. У нас же флот без конца будоражат. То корабли начинают резать, то сверхсрочников вытесняют, то сокращают личный состав. А теперь наладились корабли распродавать.»

    Не знал моряк Михаил Баташов, что это лишь цветочки, а ягодки поспеют тогда, когда грянут либеральные реформы, которые от Черноморского флота оставят рожки да ножки.

      Судите сами. В последний год своего существования Советский Союз держал на Черном море  более 1000*** боевых единиц, в том числе 28 подводных лодок. А уже в 2009 году, после восемнадцати лет «демократизации», Черноморские флоты России  и Украины совместно имели на вооружении менее 50 боевых единиц, в том числе всего лишь одну, находящуюся в строю, подводную лодку
   Для справки: в составе турецкого военно-морского флота имеется 14 подводнцх лодок.
    Теперь-то спохватились, стали строить для флота то лодку, то фрегат. Спохватились, когда американские корабли начали шастать по Черному морю, как у себя дома. Спохватились, но флот – не картошка:  за сзон не вырастишь.

    А «Ворон» не продали. На Ближнем Востоке началась очередная заварушка и в Средиземном море понадобились его пушки. Корабль доукомплектовали, и вперед! Он гордо пронес свой вымпел через проливы и оказался в нужном месте,  в нужное время.

   Прожил "Ворон" 34 года. Это очень преклонный возраст для корабля. Правда, некоторые его собратья дожили до 40 лет. Но они меньше трудились. Когда "Ворон" был исключен из состава ВМФ, его последний командир лично поднялся на мостик и  спустил вымпел. Он скрутил его в рулон и молча унес в свою каюту.

     Сноска: строго говоря, вымпел иногда и ненадолго спускают. Это происходит при подъеме либо государственного флага, либо флага должностного лица.

______________________
*Вымпел на флагштоке не поднимают. Вымпел носится на грот-стеньге (при её отсутствии -- на фор-стеньге).

**Над кораблем может виться только один вымпел

***Включая 200 самолетов

______________________________
Иллюстрация из Интернета.


Рецензии
Александр! Вы здорово Завысили численность флота. 1000 боевых единиц составляли все ВМС США, 60 пл пл на ЧФ никогда не было и быть не могло.
В 1991 на ЧФ было 28 пл пл и 220 нк нк от такр до сдк. С уважением!

Станислав Змачинский   30.12.2014 18:12     Заявить о нарушении
В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.

Станислав, вы у меня самый ценный читатель! Ведь цифры в рассказе я не выдумал, а откуда-то взял. Вот только не могу найти откуда. Конечно, мне большой минус за некритичное отношение к справочному материалу. Меня утешает лишь одно: не важны цифры (это не научное исследование), а важно, что было много, а стало мало.
Спасибо, исправлю.

Александр Брыксенков   30.12.2014 18:49   Заявить о нарушении
Может быть в разряд боевых единиц входили и самолеты. Короче, правка необходима.

Александр Брыксенков   30.12.2014 20:23   Заявить о нарушении
Нашел! Но источник, конечно же, не авторитетный: " 2017 году российский Черноморский флот рискует полностью утратить свою боеспособность. Об этом заявил первый заместитель председателя Севастопольской городской государственной администрации Владимир Казарин.

«Некоторые говорят: 17-й год, исход флота. Дорогие друзья! Черноморский флот в понимании старом из Севастополя уже ушел», — заявил Казарин за заседании «Центра социально-консервативной политики» в Симферополе.

Он напомнил, что в советское время Черноморский флот насчитывал более тысячи боевых единиц, в частности — более 60-ти подводных лодок.

«Сегодня Черноморский флот Российской Федерации вместе с украинскими ВМС вместе не насчитывают 50 боевых единиц. Одна подводная лодка на два флота, которая только что попала в аварию у берегов Абхазии», — подчеркнул севастопольский вице-губернатор. При этом он сослался на данные российских источников, которые отмечают, что если Черноморский флот останется в нынешнем состоянии, то в 2017 году своим ходом покинуть Севастопольскую бухту сможет только большой десантный корабль «Азов»."

Александр Брыксенков   31.12.2014 09:02   Заявить о нарушении
Александр! Вы меня разочаровываете, ссылаясь на дремучего профана вице- губернатора (фамилию даже знать не желаю). "АЗОВ" никогда не был БДК!!! Это БПК
проекта 1134Б!!! Кстати этот корабль разделан на металл в 2000 году. ПЛ, вспоминаемая в приведённом Вами бреде - хохляцкая, для которой они закупили АКБ АКБ, которые не подошли по размеру - не смешно ли?
В СПБ спущены на воду несколько самых современных ПЛ ПЛ, предназначенных для ЧФ!
Построены и строятся фрегаты и корветы для ЧФ, флот обновляется и к 2017 году предсказания этого
Александр, я вижу, что ВЫ во флотских вопросах не очень разбираетесь, чего стоят Ваши цифры. Прошу Вас больше не "информировать" меня по флотским вопросам, т.к. это бред. Лучше спросите, что Вам непонятно - я объясню

Станислав Змачинский   31.12.2014 17:49   Заявить о нарушении
Свидетельствую в пользу господина Змачинского. Большой противолодочный корабль "Азов" был, естественно, БПК. На увольнительных записках матросов этого корабля патрули, рассматривая печать, встречали одно и то же пятизначное число: 20382. Это номер войсковой части. Я неоднократно бывал на этом корабле и знал людей, служащих на нём. Как и господин Змачинский, хотя он об этом умалчивает.

Сергей Моргульцев   17.01.2015 01:27   Заявить о нарушении