Дедушкины сказки

Иванушка был современным молодым человеком. Он любил Спайдер-Мэна и Шрека, играл в компьютерные игры, часами сидел в интернете, и не любил гулять. У него было 175 друзей вконтакте, но погулять и поиграть во дворе ему было нескем… Но однажды всё изменилось. Летом родители на выходные отвезли его к дедушке…
Иванушка не хотел ехать. Мама говорила, что дедушка живёт в лесу, и у него нет ни телевизора, ни компьютера. Мальчик был уверен, что у дедушки ему будет скучно и неудобно. «Что в этом лесу делать? Елки считать? И дом этот деревянный… даже туалет на улице! Это же неудобно!» - думал Иванушка. Но родители всё же уговорили его. Дедушку он видел всего 2 раза и почти не помнил его. Всё что он запомнил - длинная белая борода и добрые глаза. Дедушка жил в лесу, и добраться до него было не просто. Родители с Иванушкой сначала ехали на машине, затем долго шли пешком. Мальчик всю дорогу думал о том, как сильно он не хочет идти в этот лес. Выросшего в городе, его раздражала неровная, земляная дорога и то, что ни где нельзя было купить чипсы или хотя бы Пэпси. Поглощённый своим недовольством, мальчик не замечал дороги. И вот, наконец, они добрались. У озера, не далеко от леса стоял маленький деревянный домик, украшенный странными узорами.
- А почему этот дом так разукрашен? – спросил Иванушка
- Раньше все дома такими были… – ответила мама.
- А почему сейчас они как большие коробки и совсем не разукрашенные?
- Не знаю. – ответил папа, -  Потому что люди работают, и им некогда.
Папа постучал в деревянную дверь, она открылась, и на пороге показался дедушка. На нём была белая рубаха с каким-то красным узором на груди. Родители о чём-то недолго поговорили с дедушкой, а потом попрощались с Иванушкой и уехали.
Иванушка и дедушка сидели на лавочке возле дома и смотрели, как исчезает  Солнышко и появляется Луна. Таинственный лес шумел зеленью листвы, в озере плыли тяжелые алые облака. Кругом было тихо, и только редкие птички мелодично пересвистывались между собой. Мальчик смотрел на воду, слушал птичек, и думал о том, как было бы здорово сейчас посидеть в интернете или, хотя бы, посмотреть телевизор. И как бы, пытаясь отвлечь себя от этих мыслей, он взглянул на небо и задал дедушке первый, пришедший ему в голову вопрос:
 -Деда, а почему Луна всё время разная? Родители мне что-то говорили, но я ничего не понял. Они сказали, чтоб я до десятого класса подождал, когда нам астрономию будут преподавать.
- Не нужно так долго ждать - улыбнувшись, ответил дедушка. -  Давай-ка  я тебе лучше сказку про Колобка расскажу.
- Я знаю такую сказку. Мне её папа рассказывал. – вздохнул Иванушка. - Он мне не хотели Спайдер-Мэна покупать, я разозлился и убежал от него! Папа долго меня искал, а когда нашёл, то рассказал мне про этого Колобка. Он сказал, что я переоценил свои силы, как колобок, и что меня, как колобка, могла какая-нибудь лиса скушать.
- В этой сказке много смыслов. Папа рассказал тебе только об одном. Когда-то, давным-давно наши мудрые предки с помощью этой сказки обучали детей астрономии.
- А кто такие предки? И как они могли знать астрономию, если у них даже компьютеров не было?! - поинтересовался Иванушка.
- Им не нужны были компьютеры. Они жили по совести и в ладу с природой, чувствовали её, и она им все свои секреты открывала без компьютеров. Предки, Иванушка, это те, кто были перед нами, предшественники в нашем роду. А мы их потомки, мы живём «потом», после них. Например, мой пра-пра-дедушка это твой предок. А твои внуки будут моими потомками. Все предки и потомки – это род, наша большая семья. От этого слова произошли такие слова как: Народ, Родина и Природа.
- Ух ты! Интересно! – воскликнул Иванушка.
- Наш язык очень богат. И наши предки с помощью него зашифровали в сказках много интересного.
- А что может быть интересного в сказке о Колобке!? Испекла бабка круглый хлеб, он укатился, а потом его лиса съела. Совсем не интересно. Спайдер-Мэн, например, всех врагов побеждает, потому что он смелый и по крышам прыгает, у него костюм красивый! А колобок даже никого не победил.
- Сказка - лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Ты знаешь что такое лож? – хитро улыбаясь, спросил дедушка.
- Конечно знаю! Это когда врут и обманывают! – радуясь своим знаниям, ответвил Иванушка.
- Так это слово понимают сейчас. Но раньше у слова «лож» бы другой смысл. Лож – это неполная правда, то что находиться на поверхности. Вот смотри.
Дедушка встал, поднял с земли охапку опавших, высушенных Солнцем листьев, подошёл к бочке с водой и бросил листья в бочку. Он помешал воду, так, чтобы листья полностью закрыли её поверхность, и сказал:
- Смотри, вот целая бочка листьев.
- Нет! Это бочка с водой! Листья ты только что бросил, они все сверху плавают! – подбежав к бочке, сказал мальчик.
- Правильно! Это и называется лож. Листья только на поверхности воды. Я сказал тебе не полную правду. С первого взгляд вся правда не видна. Лож это то, что лежит на поверхности, то что видно на первый взгляд. Листья, которые мы видим в бочке, плавают на поверхности воды, но мы можем подумать, что перед нами полная бочка листьев. Взрослые сказали бы, что лож – это поверхностное суждение о предмете. Тоже самое в русских народных сказках. Основной их смысл не лежит на поверхности. От слова «лож», кстати, происходит слово «ложе». Знаешь что оно означает?
- Кровать? – неуверенно спросил Иванушка.
- А точнее?
- Ну…  там где лежат – ответил мальчик.
- Правильно! Ложе – это то на поверхности чего можно лежать. Поверхность для лежания.
Дедушка обнял внука и они вернулись на скамейку. Луна отражалась в озере, одна за другой появлялись яркие звёздочки, всё темнее и темнее становилось кругом. Они сидели молча и тишина будто обволакивала их. Но вдруг дедушка сказал.
- Сначала я напомню тебе ту сказку, которую рассказывал тебе Папа, а потом расскажу, как эту рассказывали давным-давно рассказывали наши предки.
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок».
- Из чего печь-то? Муки нету.
- Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на; пол, по; полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
-  Колобок, колобок! Я тебя съем.
-  Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою - сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..
Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел!..
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок! Я тебя съем
- Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел!..
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький. А колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!
-  Какая славная песенка! - сказала лиса. Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
- Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! и скушала.
Иванушка вопросительно  смотрел на дедушку.

- Ты наверное хочешь спросить где в этой сказке что-то о Луне?

Иванушка утвердительно кивнул.

- Вся эта сказка про Луну – хитро улыбаясь ответил дедушка. - Та сказка, которую я тебе сейчас рассказал появилась позже. Время поменялось, поменялась и сказка. Сейчас у нас всё по-другому. Другой календарь, другие сказки…
- А что, раньше был другой календарь?!  А какой? – удивленно спросил Ивнушка.
- Об этом тебе в школе не расскажут, отрок. – вдруг став серьёзным, ответил дедушка. -  Календарь наших предков назывался «Коляды Дар». Бог Коляда подарил людям знание о временах года и исчислении времени. Колядки пошли именно от него.
- К нам сосед, Лёнька приходит колядовать! Мама ему все конфеты отдаёт!.. – нахмурившись, сказал Иванушка.
- Долго жили люди по «Коляды дару». Но однажды Царь Пётр I, который, как и ты, Иванушка, любил всё иностранное, повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождества Христова, в то время как на Руси шло лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме. Древний «Коляды Дар» он заменил принятым в Европе Григорианским календарём. Так исчезло слово «лето» и появлялось слово «год». По древнему календарю у нас сегодня не  2013 год, а лето 7521.
- Давай-ка лучше вернёмся к нашему Колобку. – улыбнулся дедушка.
- Давай. – ответил Иванушка,
- Первый наглядный пример астрономии, который видели дети наших предков, древних славян, это была сказка «Колобок». Давай-ка сначала разберёмся, что означает слово «колобок».
- Я знаю! – оживился мальчик, -  Это круглый хлеб!
- Нет. Слово КОЛОБОК состоит из 2-х слов: коло и бок. Коло – означает круг (отсюда слово «колесо»), а бок – как и сейчас, означает бок. То есть БОК и КРУГ. Одним словом наши предки описали и форму колобка и то, что он делает. Колобок круглый и у него есть бок. А ещё на этом боку он катиться по кругу. А сейчас слушай внимательно, я поведаю тебе, как звучала эта сказка давным-давно. Слушай и не перебивай. Все вопросы после.
- Деда! Можно я спрошу! А потом буду очень-очень  внимательно слушать!
- Ну, спрашивай! – улыбнулся дедушка.
- Ты сказал «поведаю». Что значит «поведаю»?
- Ведать – значит знать.  У меня есть знание. А когда я тебе его «поведаю» то я передам это знание тебе. Поведать значит передать знание.
- Ага… Понятно. Поведай мне скорее про колобка!!!
- Ну, слушай. Попросил Дедушка Тарх Бабушку Дживу  испечь Колобок. Она по амбарам по сварожьим помела по сусекам по чертожьим поскребла, слепила колобок, испекла и на окошко стыть положила. Но пошёл звёздный дождь и колобка опрокинул. Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути. Катится-катится колобок, а навстречу ему  Вепрь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! - И откусил кусочек от колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! - Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отклевал. 
Покатился Колобок дальше по дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! - Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться, а тут навстречу ему - Волк:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! - Ухватил Колобка зубами, и ещё кусочек от колобка отгрыз. Еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.  Окончил дедушка. - Вот теперь спрашивай.

Иванушка широко раскрыв глаз, с опаской смотрел на дедушку. Он никогда не слышал столько новых слов сразу. Он помолчал не много, и, набравшись смелости, спросил:

- Деда, Вепрь это кто? – из всех незнакомых слов ему удалось запомнить только это слово.
- Вепрь - это дикий кабан, свинья. – объяснил дедушка, и продолжил свой рассказ. Сказка «Колобок» описывает наблюдение наших предков за движением Луны, от полнолуния до новолуния.
- Так что? Колобок это Луна? А кто такие дедушка с бабушкой? И что значат все эти звери?
- Звери это имена созвездий. Когда наши предки наблюдали с Земли за движением Луны, то видели, как она проходит через разные созвездия. Созвездия они называли «Чертогами».
- А что такое чертоги? – снова не понял мальчик.
- Так раньше называли большой, богатый дом или дворец. Чертоги это звёздные домики, дома, построенные из звёзд. Каждый такой дом имеет своё называние и своего хозяина. Например, в доме под название «Раса» живёт дедушка Тарх, он хозяин этого домика. А в доме под названием «Дева»  живёт бабушка Джива. Как сказка начинается? «Попросил Дедушка Тарх Бабушку Дживу  испечь Колобок».  Именно в звёздных домиках Тарха и Дживы появился Колобок. То есть Луна появляется в созвездиях Раса и Девы, наступает полнолуние. Что было дальше? «Бабушка Джива  по амбарам по сварожьим помела по сусекам по чертожьим поскребла, слепила колобок, испекла и на окошко стыть положила». Что такое амбар и сусеки знаешь?
- Нет. - Задумавшись ответил Иванушка.
- Амбар - это дом, в котором хранят зерно. Небо наши предки называли «Сварга». «Сварожьи амбары» – это звёздное небо, а звёзды в этих амбарах как маленькие зёрнышки.
На небе есть созвездия, или чертоги – это сусеки. Сусеками называется сундук для хранения зерна, в котором тоже, как зёрнышки, хранятся звёзды. Понятно?
- Не совсем. - Задумался мальчик. - Ты так запутано объясняешь, что я ничего не понял.
-  В общем, бабушка Джива по звёздному небу поскребла по созвездиям помела и наскребла на Колобок. Так понятнее?
- Да, теперь понятнее. – ответил Иванушка.
- «Но пошёл звёздный дождь и колобка опрокинул. Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути». Перунов путь – так назвали в древности Млечный путь, нашу Галактику. То есть в сказке говориться что Луна покатилась по небу.
- А что такое Галактика? – не унимался Иванушка.
- Галактика -  это звёздный город, в котором много-много звёздных домиков – с улыбкой ответил дедушка. -  Что было дальше? Каждый зверь, которого встречал Колобок, откусывал от него кусочек. Первым Колобок встретил Вепря, дикого кабана. То есть луна катилась по небу и прикатилась в чертог Вепря. Он и откусил от Колобка первый. Это значит, что в созвездии Вепря Луна начинает убывать, превращается в месяц. Потом Ворон от Колобка кусочек отклевал. Медведь ему бок примял. Волк ещё кусочек откусил. Пока Лиса не съела колобок. В Чертоге Лисы месяц исчезает. А потом снова просит дедушка Тарх бабушку Дживу испечь Колобок. Скребёт она  по сусекам созвездий, метёт по небесным амбарам, и к полнолунию наскребает на колобок опять. И снова на небесах луна появляется. Все движется по кругу. Выводили наши предки детей своих ночью на двор и показывали: вот чертог Лисы, а вот чертог Вепря. И дети видели, как Колобок через эти созвездия катится по небу и исчезает. Для детей то, что звери-созвездия откусывали от колобка по кусочку, было образом, который показывал, как уменьшается  Луна. Так в древности дети изучали астрономию. Это и называлось «образование». Образование, это когда с помощью образов передаётся знания о мире. Вот тебе и сказочка про Колобка.
- Ага…-  задумчиво вздохнул мальчик. - Такая астрономия мне нравится!
- Что-то мы с тобой засиделись, пора и спать ложиться. – вставая со скамейки, проговорил дедушка.
- Ещё рано! - возмутился мальчик.
- Завтра мы идём приветствовать Солнышко, и встать тебе придётся пораньше. Здесь недалеко есть один холмик, с него очень хорошо видно, как Солнышко появляется.
- А чего его встречать? Оно и без нас появится. Я лучше посплю!
- Зачем его приветствовать я тебе завтра расскажу, а сейчас немедленно спать! – строго, но с улыбкой сказал дедушка.

На улице было уже совсем темно, тысячи звёзд смотрели своими маленькими, яркими глазками на сонную Землю, а Иванушка смотрел себе под ноги и нехотя шёл за дедушкой. Ему хотелось слушать его вечно, а спать совсем не хотелось. Они подошли к дому, дедушка открыл дверь, вошёл, и Иванушка только сейчас обратил внимание, что дверь в дом дедушки была почему-то низкая. Когда взрослые входили, они должны были наклоняться, чтобы не удариться головой.

- Деда, а почему у тебя такая маленькая дверь?
- Для того, чтобы у людей, которые в эту дверь входят Сердце становилось больше. – шутливо ответил дедушка.
- Как это? - мальчик, не понимая, смотрел на дедушку.
- В маленькую дверь иначе не войдешь – наклониться нужно. Получается, когда человек входит, он кланяется дому. Поэтому и дверь низкая, чтоб не забывали дому поклониться. Все, что нас окружает живое, Иванушка. Даже этот дом. Когда люди долго живут в городе, то они почти всегда забывают об этом. Они привыкают думать только о себе, и всё что их окружает используют без благодарности: людей, дома, деревья, реки… У таких людей сердечко становиться маленьким. В нём хватает места только для любви к себе, а любовь к другим у них в сердечек уже не помещается. А дверь эта напоминает, что дому в который ты входишь, нужно поклониться, поприветствовать его. Уяснил?
- Ага… - ответил Иванушка. -  Деда, ты … какой-то волшебный. Мне с тобой очень интересно! – робко признался мальчик.
Дедушка пристально посмотрел на внука, помолчал немного и сказал.
- Не теряй этого интереса. Когда ты станешь постарше, я тебе ещё много всего поведаю…Ну, хватит разговоров! Вот твоя кровать, внучок, ложись и отдыхай. Подъём в 4 утра. Доброй ночи.
- Доброй ночи – ответил Иванушка и лёг на широкую лавку, прикреплённую к стене. Матрас, который дедушка постелил на неё был жёстким, но Иванушка не заметил этого. Он лег, закрыл глаза и подумал: всё вокруг живое… в школе про это почёму-то не говорят… И что в созвездиях, в  этих чертогах, кто-то живёт – тоже не говорят. Вот бы поговорить с эти Тархуном, который там живёт… А может, и звёзды живые!? Тогда и домик, построенный из звёзд живой! Ведь дедушка сказал, что дом тоже живой! Как в сказках!.. А Солнце, интересно, тоже живое? Завтра обязательно спрошу у дедушки. А цветы разговаривают? Они должны разговаривать, если они живые!...
Мысли о том, что всё живое как волны, одна за другой, накатывались на Иванушку. Сначала он пытался ухватить каждую мысль, задержать её, подумать, но на смену ей тут же приходила другая и вскоре он стал просто наблюдать за волнами-мыслями и слушать их шум. Деревянная лавка и жёсткий матрас постепенно стали мягким песком, а шум мыслей просто шумом волн. Иванушке стало тепло, Солнышко согревало его одеялом своих лучиков, море убаюкивающее шумело, но вдруг его кто-то позвал:
- Иванушка! Солнышко зовёт, вставай! Он открыл глаза. Над ним улыбаясь стоял дедушка. - Пойдём внучок, пора Солнышко встречать.
Дедушка и Иванушка вышли из дома, умылись и направились в сторону леса.
- Деда, а Солнце живое? – вспомнив свою ночную мысль, спросил мальчик.
- Живое. Оно и нам жизнь даёт. Если бы не Солнышко мы бы с тобой дышать не смогли. Солнышко дарит свой свет растениям и водорослям, и они нам дарят кислород, которым мы с тобой дышим. Дышим и думаем что так и надо. Ни Солнышко, ни растения не благодарим, за то, что они для нас стараются. Наши предки раньше знаешь как Солнышко приветствовали?
- Нет. – ответил Иванушка.
- Знаешь. – улыбнулся дедушка. -  Они кричали «УРА». Ра – это имя Бога солнца. А уРа означает – у Солнца.
- А Тархуна, который в чертоге живёт, можно увидеть, поговорить с ним можно?
- С Тархом? Конечно можно! Если он захочет можно и увидеть его и поговорить. Только с начал мы должны научиться говорить с теми кто рядом с нами живёт. Вот у тебя, например, есть друзья? С кем ты во дворе дружишь?
- Друзей много, но я со всеми в интернете дружу, мы с ними в игры всякие играем. А гулять мне не интересно.
- То-то и оно. - вздохнул дедушка. -  Нет у тебя друзей, Иванушка. Друг рядом должен быть, живой настоящий, чтоб говорить с ним и видеть его глаза. В гости нужно ходить к друзьям, и к себе их в гости приглашать. Подарки нужно друзьям дарить. С живыми друзьями интереснее. С друзьями ты можешь понять какие у тебя недостатки есть. А когда за компьютером сидишь, то все хорошие. И ты сам себе хорошим кажешься. А мир-то настоящий он здесь. Здесь жизнь. Послушай.

Не останавливаясь, мальчик на секунду закрыл глаза, медленно и глубоко вдохнул и прислушался. Летний, теплый, свежий еловый воздух заполнил его грудь. Вокруг него пели птицы, тихо шелестели макушки деревьев, под ногой хрустнула ветка. И он ясно почувствовал что всё: этот воздух, эти деревья, птицы и даже земля под ногами и небо над ним, всё живое. И что он находиться внутри этой огромной, окружающей его со всех сторон жизни, и ему это нравится. В этот момент он твердо решил, что теперь он будет гулять и у него будет много настоящих друзей.

Слушая дедушку и погрузившись в свои мысли, Иванушка не заметил, как лес кончился, и теперь они поднимались на высокий холм.

- Ну вот мы и пришли. – радостно выдохнул дедушка. Здравствуй Солнышко ясное!

Иванушка вслед за Дедушкой поднялся на холм и увидел, как из-за тёмного, уходившего в горизонт леса, сияет краешек Солнышка.
- Ура! – крикнул дедушка и поднял руки ладонями к Солнцу.
- Ура! – неожиданно для себя крикнул Иванушка. Повторяя за дедушкой, он поднял руки, и подпрыгнул так высоко, как только мог. -  Ура ! Ура !

С поднятыми руками они стояли и смотрели как Солнышко, подобно сияющей, сделанной из света лодке, плывёт в тёмном лесном океане. Безоблачное небо, впитывая в себя солнечные лучи, становилось нежно-алым, а темный океан леса постепенно становился зелёным. Солнышко поднималось всё выше. Дедушка и Иванушка присели на мягкую, зелёную траву.

- Здесь жизнь – глядя на залитый солнечным светом лес, вдруг сказал дедушка. - Здесь и весело бывает и опасно, и светло и темно. Сидя дома за компьютером, ты Иванушка, жизни не узнаешь. И говорить с людьми не научишься. Люди которые нас окружают, помогают нам понять себя. Они проявляют в нас трусость, ненависть, желание властвовать над другими, обманывать. Только в отношениях с другими мы можем понять какие мы есть на самом деле. Вот ты спрашиваешь «можно ли Тарха увидеть?». Тарх, это Бог-Хранитель Великой Мудрости. И нам с тобой так вести себя нужно, что бы Он захотел нас увидеть. Что бы Он захотел с нами поговорить. А о чем ему говорить с теми, кто только о себе думает, у кого все друзья в интернете, а живых – ни одного. Кто Солнышку «Здравствуй!» не говорит, а думает что ему все должны: и Солнышко, и деревья, и люди окружающие. Помнишь про Колобка?

- Помню. – ответил Иванушка.
- Эту сказку не просто так переделали. В зайце, волке, медведе и лисе тоже смысл есть.
- А Луна? – не понял Иванушка.
- В русских сказках много смыслов. Для каждого времени и ситуации свой смысл. Наши предки знали, что планеты и созвездия влияют на человека. Так вот Луна влияет на ум человека. Колобок это не только Луна, но и наш ум, интеллект, предки называли его «колобье тело» человека. Заяц, Волк, Медведь и Лиса это образы, которые означают разные испытания нашего ума. Как и колобок, умные люди гордятся собой и думают, что со всеми испытаниями смогут справиться. Помнишь, об этом тебе Папа рассказывал, когда ты на него обиделся и убежал? Проходя через разные трудности, мы можем воспитать свой ум и стать мудрее. Первым Колобок встретил Зайца. Заяц - это испытания на трусость. Затем он встретил Волка – это испытание на злость и ненависть. Медведь – хозяин леса, он  испытывает наш ум на гордыню и жажду власти.. А помнишь, как вела себя Лиса?

- Она похвалила Колобка! – вспомнил Иванушка.
- Она начала льстить Колобку: «Какой ты хорошенький, какая славная песенка!» Она говорила всё это Колобку только для того, что бы его съесть. Обманула Лиса доверчивого Колобка: «Я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче. Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок…» Лиса – это испытание нашего ума обманом, хитростью и лестью. Лиса учит нас отличать правду и лож. Только пройдя все эти испытания, ты, Иванушка, сможешь узнать какой ты на самом деле. Сказка заканчивается на том, что Лиса съела Колобка. Это означает, что обман, хитрость и лесть – это самое опасное испытание для нашего ума. Все эти звери – это люди, которых мы встречаем в своей жизни, и которые испытывают нас. Именно они воспитывают, питают наш ум. Это наши учителя. Вот тебе и второй смысл сказки про Колобка! Так что, Иванушка, – похлопал он по плечу внука, =  пора тебе выходить во двор, гулять, играть с друзьями и воспитывать свой ум. А вот и самые главные твои воспитатели пришли!
Иванушка непонимающе посмотрел на деда. Дедушка всё так же смотрел на раскинутый под холмом ковёр леса  и загадочно улыбался.
- Ваня!!! – раздался сзади Мамин голос.
- Откуда ты знал что родители приехали!?- удивлённо спросил мальчик.
- Я же у тебя волшебный дедушка, а волшебные дедушки обычно всё знают!
- А откуда они знают, что мы здесь?
- Я им вчера сказал, чтобы сюда приходил. Когда твоя Мама была маленькая, мы с ней часто тут Солнышко встречали.
В то лето Иванушка больше не приезжал к дедушке. Он очень просил родителей, но они говорили, что у них много работы и им некогда. После дедушкиных сказок Иванушка почти не сидел за компьютером и не смотрел телевизор. Теперь он сам читал русские народные сказки и подолгу думал: какой же в них скрывается смысл. Он целыми днями пропадал с друзьями во дворе или у кого-то в гостях. Гости приходили и к Иванушке. Друзей у него теперь было много. Часто во дворе ребята собирались вокруг Иванушки и он с важным видом им что-то рассказывал. Родители с умилением смотрели на это из окна, и Папа говорил Маме:
- Смотри, опять наш атаман вокруг себя слушателей собрал. Он  так изменился…Чего это дедушка ему наговорил?
А по вечерам, когда усталые родители приходили с работы и спрашивали Ваню:
- чем ты сегодня занимался?
мальчик гордо отвечал 
- Я сегодня свой ум воспитывал!


Рецензии