Газировка с соляркой

   С началом Горбачевской "перестройки" попёрли по Союзу кооперативы.
   Ну  и меня, естественно, не обошло. А как же без меня-то.

   Я в то время работал старшим художником районной художественной мастерской. Эта контора числилась при отделе культуры. Но подчинялась отделу агитации и пропаганды райкома партии. Выполняли партийные заказы. Плакаты, оформления праздников, доски почёта и так далее. Творческий коллектив, так сказать.
   
   Вызвали меня к заместителю первого секретаря и приказали создать кооператив. На базе художественной мастерской.
   Я и зарегистрировался. А куда денешься?
   Проработали около года. Может я, когда-нибудь, напишу про то время. Если зуд графоманский не закончится.

   Главное, что я вынес из этого эксперимента – понимание того, что руководить коллективом, в "свободном плавании", тяжело.
   Работники, получив свободу (за тунеядство сажать-то перестали) начали волынить, прогуливать. У меня договор, заказ, сроки горят, а они соберутся - и на рыбалку. Или банально – запьют, загуляют.
   Стали наезжать какие-то тёмные личности, с сомнительными предложениями. А потом и вовсе с угрозами.
   Нервомотательства - куча. Деньги, правда, хорошие, что говорить. Но не каждый выдержит. Особенно, если ты порядочный человек, и всё делаешь по совести.

   Через год правительство начало давить кооперативы. "НЭП", так сказать, закончился. Ну, я и бросил это дело. Благо, повод был более чем убедительный.
   И в бизнес - зарёкся.
   Решил уйти на вторые роли. Деньги, конечно не вольные, но на жизнь хватит и ещё останется.

   Пристроился администратором к одному мужичку. Больших амбиций человек, с грандиозными планами на будущее.

   Проработал я с ним всего пять месяцев.
   Перед новым годом он решил "резко подняться".
   Они, бедняги, все хотят именно "резко". Чтобы, значит, все вокруг ахнули.
   Несмотря на мои увещевания, взял взаймы крупную сумму.  Взял не в банке, а у "бандюков". Впрочем, в те шальные годы, это было нормальным, рядовым явлением.
   С этими деньгами поехал он на наёмной тентованой фуре в соседний город и купил полный кузов газировки. На праздники, мол, напиток "улетит только так". Затарился и отправился домой. Путь не близкий, километров шестьсот. На улице зима, минус тридцать. Сибирь, знаете-ли.

   На полпути услышали они с водителем странный звук в кузове. Проверили. Оказалось - "Дюшес" на морозе заледенел, и стеклянные бутылки начали лопаться. Что делать?
   Русские люди, существа изобретательные. В запасе у водилы оказался толстый шланг. Его надели на выхлопную трубу и засунули другой конец под тент. И поехали дальше.
   Когда дома разгрузили товар, бутылки страшно воняли дизельным выхлопом. Их перемыли щёткой со стиральным порошком. И запах стал почти незаметен.
   Странно то, что само содержимое бутылок пахло дизелькой. Как этот угар проник под плотные крышки - непонятно.
   Естественно  - торговля не пошла, газводу пришлось выбросить.
   Вот вам и ситуация - товара нет, денег нет, а долги надо возвращать.
   Это с банком можно шутки шутить, тянуть время и прикидываться дураком. А с бандитами такой номер не проходит. И мой шеф ударился в бега. Скрывался он так около трёх месяцев.

   Сижу я как-то у него в кабинете, и разбираюсь с текущими делами. Кроме афёры с "Дюшесом", операций было много, документов куча - раскладываю, подсчитываю. Врываются три человека, у одного автомат. Не муляж, настоящий автомат АКМ, я "служил" - разбираюсь.
   Завернули мне белы-руки, вытащили на улицу, бросили в фургончик москвича-"каблучка" и куда-то повезли. Ехали долго. По солнцу в щелях фургона я определил направление - на юг.
   По приезду вытащили из будки и затолкнули в какой-то подвал. Подвал сырой и абсолютно тёмный, "хоть глаз коли".
   Во, блин, попал!
   Сидел я в этом подвале с крысами двое суток. Ни воды, ни жратвы. Чего ждать - непонятно. Полная неизвестность. Уже со всей роднёй мысленно попрощался. Приготовился умирать.

   Потом, раненько утречком меня вытащили из мрака  - Выходи. Похлопали по плечу - Живи мужик. Не обижайся. Ничего личного.
   Бля, конец марта, на дворе, минус пять, а я в одном свитере.
   Пошел по посёлку. Оказалось городок знакомый, бывал я в нём.
   И ту мне повезло (как всегда). В этом городке стоял дизельный терминал, откуда в наш посёлок бензовозами завозили топливо. Смотрю - навстречу едет "наш" бензовоз. Водила знакомый. В те времена люди были почеловечнее, если кто-то "голосовал" на дороге - подвозили, без проблем. Тем более знакомых.
   Спасибо водителю, довёз до дома. Расчет известный - пузырь. И, как он не отнекивался, бутылочку "Столичной" я ему, таки, презентовал.
   Помылся, переоделся, поел и пошёл на работу. И там узнал - шеф мой повесился.

   Мне повезло в том смысле, что в те "благие" времена криминальные элементы были не столь прагматичны. Это были большей частью - романтики. Для них главным было не столько деньги получить, сколько самолюбие потешить. Показать всем, что они - сила. Если "клиент" склеил ласты, то заложника удерживать бессмысленно. Ну и отпустили.
   Сегодня "робингуды" перевелись. Сегодня убили бы, сто процентов.


Рецензии